Запад-Россия Новые реалии в ветхих одеждах?

Бармин Виктор
                У водораздела ценностей.
                2014г.
                Запад-Россия. Новые реалии в ветхих одеждах.
                Война или Мир?

                "Западный человек, который захочет разобраться в этой
                теме, должен будет хотя бы на несколько минут покинуть
                "свою кочку" и посмотреть на столкновение между
                остальным миром и Западом глазами огромного
                незападного большинства человечества. Как бы ни
                различались между собой народы мира по цвету кожи,
                языку, религии и степени цивилизованности, на вопрос
                западного исследователя об их отношении к Западу все -
                русские и мусульмане, идусы и китайцы, японцы и все
                остальные - ответят одинаково. Запад, скажут они, - 
                это архиагрессор современной эпохи, и у каждого
                найдется свой пример западной агрессии..."
                ((А.Дж. Тойнби "Мир и Запад", 1952г.).

                ***
                1.

В середине 20 века британский историк и мыслитель на лекциях "просвещения" произнес удивительные слова для "уха и рацио" человека западной цивилизации. Как такое допустимо и возможно, чтоб Запад оказался архиагрессором для всего остального мира, - таково может быть недоумение среднего западно-европейского обывателя.
Казалось бы, что точка зрения Тойнби устарела и утратила свое историческое значение и что современный мир существует в совершенно новых реалиях и по новым законам, установленным в условиях глобализации, в условиях нового миропорядка. Но посмеем усомниться в утрате и в ветхости исторического значения мысли Тойнби, как и в вопросе о "новом" порядке в мире, что навязан всему человечеству Западом.
2014 год - это год не только исторический, как память о трагедии вековой давности, но и поворотный год во многих смыслах и отношениях. Вот и рассмотрим, каковы эти смыслы и суть их значения. 

"Не мир нанес удар Западу, а именно Запад нанес удар - и очень сильный - остальному миру; вот почему в названии этой книги слово "мир" поставлено на первое место...

Если мы посмотрим на столкновение между Россией и Западом глазами историка, а не журналиста, то увидим, что буквально целые столетия вплоть до 1945 года у русских были все основания глядеть на Запад с не меньшим подозрением, чем мы сегодня смотрим на Россию.
За последние несколько веков угроза России со стороны Запада, ставшая с 13-го века хронической, только усиливалась с развитием на Западе технической революции, и следует признать, что однажды, разразившись, эта революция не проявляет до сих пор никаких признаков спада..." (А.Дж. Тойнби "Мир и Запад").

Интересно подчеркнуть некоторые детали в мысли британского историка и сопоставить историческую перекличку разных мыслителей.
Например, Тойнби утверждает:
"буквально целые столетия вплоть до 1945 года у русских были все основания глядеть на Запад с не меньшим подозрением, чем мы сегодня смотрим на Россию".
 
Но вот чтО еще почти за столетие до Тойнби говорил Достоевский в "Дневнике":

"...Вновь сшибка с Европой (о, не война еще: до войны нам, то есть России, говорят, всё еще далеко), вновь на сцене бесконечный Восточный вопрос, вновь на русских смотрят в Европе недоверчиво... Но, однако, чего нам гоняться за доверчивостью Европы? Разве смотрела когда Европа на русских доверчиво, разве может она смотреть на нас когда-нибудь доверчиво и не враждебно? О, разумеется, когда-нибудь этот взгляд переменится, когда-нибудь и нас разглядит и раскусит Европа получше, и об этом когда-нибудь очень и очень стоит поговорить, но пока - пока мне пришел на ум как бы посторонний и боковой вопрос, и недавно я очень занят был его разрешением..." (Ф.М. Достоевский).

Поразительно, но как все-таки совпадают мысли и точки зрения британского и русского мыслителей:

"...За последние несколько веков угроза России со стороны Запада, ставшая с 13-го века хронической, только усиливалась с развитием на Западе технической революции, и следует признать, что однажды, разразившись, эта революция не проявляет до сих пор никаких признаков спада..." (А.Дж. Тойнби "Мир и Запад").

"...Разве смотрела когда Европа на русских доверчиво, разве может она смотреть на нас когда-нибудь доверчиво и не враждебно?.." (Ф.М.Достоевский "Дневник писателя").

Возникает вопрос: а чтО, собственно, происходит в современном мире в реалиях сегодняшнего дня 2014 года, разве Запад не смотрит враждебно на Россию в условиях запланированной информационной войны, когда в мире перевернуты все ценности? И речь идет о ценностях в этическом срезе, когда вопрос о Войне и Мире стоит ребром, когда Война - это символ разрушения и смерти, символ погибели, а Мир - это символ благоденствия. В современном мире, в котором перевернуты все этические ценности, когда зло маскируется под добро, а худое и погибельное выставляется как благо; когда Война для некоторых западных политиков представляется как самый верный и быстрый способ в разрешении мирового кризиса и когда Россию в этом мировом спектакле выставляют как архиагрессора и врага для западно-европейской цивилизации, тогда возникают вопросы: в какую сторону перевернулся современный мир и перевернулся ли, или в современном мире преобладает совсем ветхое противостояние Запада и Востока, как и кому выгодно, чтоб было противостояние и война между Западом и Востоком?  И здесь ставится вопрос ребром о Войне и Мире: кому все-таки нужен Мир и благоденствие во всем человечестве, а кому выгодна вражда и Война? Кто развязывает войну по всему миру, а кто желает мирного сотрудничества и межнационального сотворчества между разными народами?

В современном мире Россия представляет собой символ "Моста", как мост сотрудничества между Западом и Востоком, как путь к созиданию и творческому развитию между разными мирами, как Путь к со-творческому Домостроительству на Земле и со-творческому устремлению человечества в целом в космос. Но чтО мы наблюдаем сегодня? Вместо со-творческого развития и устремления в космос - разрастание вражды и неннависти между народами и наращивание военной мощи государств и различных альянсов, вместо творческого процветания - хаос войны и разрушения культур и цивилизации в целом. И кому-то выгодно и очень нужно, чтоб "Мост" в образе России между разными мирами обрушился в пожаре революций, смут, социальных катастроф. И сей "Мост" в последние времена постоянно обкладывают очагами социальных революций, как и направляют в сторону "Моста" пушки, якобы, для "защиты мира". Есть ли в этом логика и здравый смысл, чтоб разрушать "Мост" для "защиты мира"? Исходя именно из здравого смысла, то разрушение "Моста" есть погибель для миров. Но кто-то думает иначе, что разрушение "Моста" и Мира в целом - это и считается "спасением мира". И сегодня таким "спасителем" самопровозгласился Запад, объявив на весь мир о своей исключительности и что, мол, Россия агрессор и враг человечества.

Приведу некоторое историческо-символическое сопоставление.
8 июня 1880 года в Москве по поводу пушкинских торжеств в Зале благородного собрания Ф.М.Достоевский произнес историческую по своему значению "Пушкинскую речь". Казалось бы, что вот-вот и Россия сплотится в духовном единстве и начнется новый этап в истории России. Но произошло обратное ожидаемому: произошла страшная пошлость и коварство. Достоевского "оклеветали" в журналах литературные деятели, а спустя полгода произошло убийство царя Александра-2. И в один миг рухнули все чаяия и надежды Достоевского, который за месяц не дожил до убийства царя. Страшное событие, как убийство царя, свершилось, но надежда на Возрождение России, как главная Мечта Достоевского осталась. А в "Речи" своей Достоевский выразил совершенно простые и очевидные вещи. Достоевский сказал, что русский народ и Россия в целом обращена к миру во всемирной отзывчивости и стремится к "мировой гармонии", что в пушкинском гении отразилось чаяние целого народа, как чаяние жизни разных людей в мире и согласии. Достоевский выразил в "Речи" простую и гениальную Идею: Россия духовно в своих чаяниях и сердцах ОТКРЫТА для Мира и сия ОТКРЫТОСТЬ и ОТЗЫВЧИВОСТЬ отразилась в гении А.С.Пушкина.
Почти спутя 135 лет после "Речи" Достоевского в России состоялась Олимпиада-2014 в Сочи, между прочим, состоялась триумфально так же, как и "Пушкинская речь" Достоевского. И чтО характерно: тот Образ России, что Достоевский выразил в своей "Речи", символически воплотился на Олимпиаде Сочи-2014. И это символический Образ России, как Образ и Путь к Возрождению России в мировом значении. Именно, тО, про чтО говорил Достоевский в 1880 году и какую Идею он выразил, то и воплотилось в России на Олимпиаде Сочи-2014. Образ России символически был показан всему миру - Россия ОТКРЫТА ДЛЯ МИРА и воплотила Образ открытости и отзывчивости на весь мир и для всего мира; как Образ со-творчества и сотрудничества с Миром и для Мира. 
 
 Казалось бы, Мечта Достоевского сбылась и пророчество писателя-мыслителя свершилось, но... Но свершилась и иная историческая пошлость и коварство. Под боком у России во время проведения Олимпиады, совсем рядом около всемирного праздника, "благодетельные политики" Запада развязали социальную революцию на Украине в Киеве, путем обмана граждан Украины и завлечения их в "коммунальный рай" Евросоюза и путем насильственной смены власти сначала на Майдане, а после по всей стране. А последствия этой украинской революции мы сегодня видим и пожинаем. В каком-то смысле с помощью "украинской революции" Запад "перевернул мир" с ног на голову, политики Запада перевернули и переврали все "человеческие ценности", которыми тАк дорожит западно-европейская цивилизация. Что же произошло страшного на Украине? Во имя прав человека украинскому народу политики Запада и местные олигархи навязали страшную реальность, в которой личность человека уже ничего не стоит; вместо свободы и благоденствия на Украине процветает сегодня хаос беззакония и государственный террор над каждым, кто выступит против киевской хунты; вместо социально-экономического благоденствия Украину сегодня западные политики опустили до варварского состояния, как одичания и обнищания. Что поразительно: западные политики привели Украину в состояние ниже позорного, как пример для всего мира в том, чтО нельзя вытворять со своей родиной, одновременно, поучая и назидая украинский народ кричать "слава Украине - Украина для украинцев", но, натворив и насадив мракобесие на Украине, теперь да и изначально политики Запада обвиняют Россию во всех бедах Украины. Поразительно: это каким нужно быть коварным извергом, чтоб облопошить большую часть народа приманкой фантиками западной цивилизации и натравить этот народ на другой, которые исторически и этнически являются одним народом? Действительно, чтоб проделать такую ОПЕРАЦИЮ над сознанием людей, нужно быть коварным и циничным садистом и извергом и в злорадстве наслаждаться как братья в ненависти уничтожают друг друга.

Интересные сопоставление, как "мир перевернулся" на укранском поле эспериментов. Когда Россия еще до и уже во время проведения Олимпиады дипломатически противодействовала развязыванию революции на Украине, предлагая мирные пути решения из украинского социально-политическо-экономического кризиса, то Запад всяческими способами развязывал революцию в Киеве, а, развязав кровавую революцию, Запад насадил своих ставленников в Киеве, которые совместно внушают украинскому народу миф о том, что Россия - это агрессор номер один и враг не только для Украины, но и для всей западной цивилизации. Поразительно: в одночасье на украинском поле экспериментов "мир перевернулся". И пророчества Достоевского в очередной раз сбылись только уже с обратной стороны: миром завладели "Бесы" и стали править по своей глупой и коварно-умышленной прихоти. И в одночасье в 2014 году Образ России как со всемирной отзывчивостью и открытостью, что воплотилось на Олимпиаде Сочи-2014, превратился в мифический символ агрессора и врага цивилизации. Одни за другими валом пошли пОшло санкции против России и кому-то стало выгодно, чтоб Россию ЗАКРЫТЬ и чтоб все забыли тот образ России со всемирной ОТКРЫТОСТЬЮ. Кому-то так выгодно создать вокруг России "железный занавес" и превратить её мифически в монстра-агрессора, показывая пальцем и пугая детишек.

Интересно, что Тойнби говорит о "технической революции", но как слова британского мыслителя стали б профетичными, если бы он сказал про новые технологии социальных революций, в которых Запад бесновато изощряется и демонстрирует по всему миру, насаждая их то в одной стране, то в другой. 

Касательно "железного занавеса" санкций Запада, направленных против России, то видны некоторые очень заметные детали. Уже более десятилетия Запад наращивает вокруг России "пояс неонацизма" для какой-то определенной цели. И очевидно, что цель эта не из добрых побуждений к России. А речь идет о восточно-европейском поясе неонацизма, если мы внимательно всмотримся в заявления и действия некоторых политиков, как и касательно некоторых событий. То, что происходит в странах Прибалтики, в частности в Литве, в Польше, сегодня на Украине, а "вчера" тО чтО было в Грузии, то вот разве происходящее в этих странах не называется ли как развязывание неофашизма-нацизма вокруг России. Грузия прошла опыт экпериментов над собой, тех эскпериментов, что проводили "политики-врачеватели" США; грузинский народ очнулся и понял в вопросе кто "благодетели", а кто "враги", и теперь бывший грузинский президент почивает там, кто его породил, т.е. в США. Возможно, что и украинский народ когда-нибудь очнется от паралича и гипноза западных политиков и поймет, что кто есть кто, где "благодетели" в кавычках, которые навязывают войну против России, или же сии "благодетели" и есть те, кто приносит в дом только бедствия.

Именно, не "мир перевернулся" в духовном смысле (Образ России на Олимпиаде-2014), а кто-то превратил Мир в арену перевертышей ценностей. Это когда Россия призывает Запад сложить оружие и приступить к Диалогу цивилизаций и культур, к Диалогу как прологу к миру во всем мире, то в это самое время Запад, показывая пальцем в сторону России, кричит, что Россия агрессор и враг для Запада. Странное дело.

Но вот теперь Вопрос о ЦЕННОСТЯХ, касательно некоторых "мелких" деталей, которых невозможно не заметить.
Вопорос о ценностях приводит к другому вопросу: почему кому-то из алчных побуждений удается превратить Мир в арену перевертышей ценностей, почему это происходит и как возможно?
И ответ мы находим у Василия Розанова, который сделал открытие в этической мысли. И открытие это в том, что как и почему происходят "перевертыши ценностей" в мире. Просто В.В.Розанов "открыл" "механизм погибели цивилизации", как "механизм", который оказывается уже работает много веков.   


                ***
                2.

Василий Розанов за два года до Первой мировой войны и за пять лет до роковой революции в России пишет в "Опавших листьях" (1912г.):

"Механизм гибели европейской цивилизации будет заключаться в параличе против всякого зла, всякого негодяйства, всякого злодеяния: и в конце времен злодеи разорвут мир. Заметьте, что уже теперь теснится, осмеивается, пренебрежительно оскорбляется всё доброе, простое, спокойное, попросту добродетельное. Он зарезал 80-летнюю бабку и ее 8-летнюю внучку. Все молчат. "Не интересно". Вдруг резчика "мещанин в чуйке" ("Преступление и наказание") полоснул по морде. Все вскакивают: "он оскорбил лицо человеческое", он "совершил некультурный акт".
Так что собственно (погибнет) не от сострадательности, а от лжесострадательности... В каком-то изломе этого... Цивилизации гибнут от извращения основных добродетелей, стержневых, "на роду написанных", на которых "всё тесто взошло"... В Греции это был ум, софия в Риме - воля, "господствую", и у христиан - любовь. "Гуманность" (общества и литературы) и есть ледяная любовь...
Смотрите: ледяная сосулька играет на зимнем солнце и кажется алмазом.
Вот от этих "алмазов" и погибнет всё..." (В.В. Розанов "Опавшие листья").

Казалось бы, В.В.Розанов говорит просто и о простых вещах. Но в этих простых вещах и кроется парадокс в том, что кАк происходит ИЗЛОМ МИРА, как кто-то играет в "перевертыши ценностей", кто-то ставит Мир вверх дном и на основании этих "перевертышей ценностей" совращают людей революциями и совершают Войну всех против всех. И здесь кто-то находят оправдание Войны как выхода из кризиса. Но вот здесь встает Вопрос о ценностях и ЦЕНЕ: какой ценой политики Запада предлагают миру путь к Миру посредством Войны. Вспомним: цель оправдывает средства или путь к управлению над миром оправдывается жертвами и средствами войны. Так кто двигает весь мир к Войне, малюя из России образ врага и агрессора?

Проблема не только в том, что Цивилизация со временем становится сложной и изощренной, но и в том, что сложность и изощренность Цивилизации граничит с ложью и аморфным равнодушием. Именно, Розанов описал "механизм гибели Цивилизации", когда явные злодеи и их злодеяния торжествуют, а "цивилизованные люди" на Западе цинично закрывают глаза, что, мол, ничего не видят, то и ничего не происходит. И события на Украине явный и показательный тому пример: когда уничтожают людей разными способами, сжиганием ли, отравлением или убийством, то цивилизованный человек на Западе закрывает на ПРЕСТУПЛЕНИЯ глаза, ведь, как негуманно расстраивать свою душу. Именно, западно-европейская "гуманность" превратилась в "ледяную любовь", в фальшивую ценность, которая оборачивается абсолютной противоположностью того, что в культурном обществе принято называть "человечность". Как же античеловечно и преступно закрывать глаза на ПРЕСТУПЛЕНИЯ против человечности и умалчивать об убийствах. А сколько на Украине, в Сирии и в других странах с помощью "цивилизованных благодетелей" совершено ПРЕСТУПЛЕНИЙ и убийств, когда убивают детей, женщин, стариков, монахов и монахинь, священников разных вероисповеданий, когда уничтожаются Храмы? Или цели "демократии" оправдываются всяческими средствами?    

                ***
                3.

                Предчувствие Достоевского
                или
                Взгляд из глубины.

Что если посмотреть на историю глазами Достоевского, разве изменилось в мире чтО за полтора века? Сирия и Украина - восточный вопрос и европейский - одни и теже лица, одна и та же ИГРА, в которой "просвещенный мореплаватель фокусничает".

"...Неужели нельзя было заметить, что просвещенный мореплаватель фокусничает, что тончайший знаток этикета ловит минуту удовлетворения мелочной своей гордости? (Прим. В.Г. - здесь Достоевский ведет речь о омерзительной, лакейской деликатности русских чинов-дворян, которые, не гнушаясь своей чести, позволяют себе быть лакеями пред английскими господами и надевать им пальто "из деликатности")... То-то и есть, что нельзя было, может быть, спохватиться в тот миг, а помешала именно наша просвещенная "деликатность" - не перед англичанином этим деликатность, не перед членом этим парламента..., - перед Европой деликатность, перед долгом европейского просвещения "деликатность", в которой мы взросли, погрязли до потери самостоятельной личности и из которой долго нам не выкарабкаться.
Подвоз патронов в турецкую армию из Англии и Америки колоссальный; достоверно теперь вполне, что турецкий солдат в Плевно тратит в день иной раз по 500 патронов; ни средств, ни денег не могло быть у турок, чтобы так вооружить армию. Присутствие англичан и их денег в теперешней войне несомненно. Ихние пароходы доставляют оружие и все необходимое. А у нас иные газеты наши кричат из "деликатности": "Ах, не говорите этого, пусть мы не видим, пусть мы не слышим, а то просвещенные мореплаватели рассердятся и тогда...".
Да что же тогда? Чего вы трусите? Много бы можно еще прибавить не тему о "деликатности"..." (Ф.М. Достоевский "Дневник писателя" (1877)).

"...Вот как говорит, например, англичанин Гладстон о теперешней русской войне с Турцией:
"Что бы ни говорили о некоторых других главах русской истории, освобождением многих миллионов порабощенных народов от жестокого и унизительного ига Россия окажет человечеству одну из самых блестящих услуг, какие только помнит история, услугу, которая никогда не изгладится из благородной памяти народов".
Как вы думаете, откровенно спрашивая, мог ли бы произнести такие слова русский европеец? Да никогда в жизни! Он проглотил бы язык свой прежде, чем это произнести; он от деликатности не то что перед Европой, а перед самим собой покраснеет, если только услышит это или прочтет по-русски и у русского. Помилуйте, да как мы смеем в калашный ряд! И "для всего человечества" - это мы-то, русские! Да мы еще рылом не вышли для этого, у нас еще рожа крива, чтоб "освобождать человечество".
И при этом все нелиберальные такие мысли: "Россия освобождает народы" - какая нелиберальная мысль!
Вот искреннее мнение русского европейца чистого типа, и он отрубит себе сначала пальцы, чем напишет то же, что и Гладстон. "Гладстону-де можно, пожалуй, так сочинять; он или не понимает ничего в России, или себе на уме сочиняет, для дальнейших целей" - вот что думает европеец. А иные из них, подобрее и погорячее, тут же, пожалуй, прибавят про себя не без гордости:
"А ведь мы, русские европейцы, пожалуй что и либеральнее европейских-то европейцев, дальше пошли: кто у нас из трезвых умов заикнется теперь об каком-то "освобождении народов"? Вот ретроградство-то! И Гладстон такие вещи говорит не стыдясь!"
Как это все назвать, господа? Лакейством или деликатностью перед Европой?..
...Но тут Россия, тут, очевидно, поднята идея совершенно новая, всем на соблазн, на гнев и удивление, тут показалось уже знамя будущего, а так как Россия не "гнездо клопов", как для них болгары, а гигант и сила, не признать которую невозможно, и так как Россия тоже славянская нация, то как, должно быть, эти западные люди ненавидят теперь и Россию в сердцах своих даже инстинктивно, безотчетно, радуясь всякому её неуспеху и всякой беде её! Именно тут инстинкт, тут предчувствие будущего..." (Ф.М. Достоевский "Дневник").

"...И заметьте еще (это очень важно), это не граф Биконсфильд - говорит: тот может выразить такие же разбойничьи и зверские убеждения, принужденный к тому политикой, "английскими интересами", а ведь Форбес - частный человек, не государственный, на которого соблюдение интересов Англии во что бы ни стало и чего бы ни стоило не возложено, да еще человек-то какой: честный, талантливый, правдивый, гуманный, по прежним письмам своим. Тут именно, именно причиною какая-то западно-европейская гадливость ко всему, что носит имя славянства. Этих болгар можно заварить кипятком, как гнезда клопов в старушечьих деревянных кроватях! Нет ли тут именно какого-нибудь инстинкта, предчувствия, что все эти славянские восточные племена, освободясь, займут когда-нибудь огромную роль в новом грядущем человечестве, вместо сбившейся с правого пути старой цивилизации, и станут на её место? Сознательно западные люди, конечно, это не могут теперь представить и допустить даже, точно так же как нельзя им представить гнезда клопов - за что-то высшее и грядущее сменить их. Но тут Россия, тут, очевидно, поднята идея совершенно новая, всем на соблазн, на гнев и удивление, тут показалось уже знамя будущего, а так как Россия не "гнездо клопов", как для них болгары, а гигант и сила, не признать которую невозможно, и так как Россия тоже славянская нация, то как, должно быть, эти западные люди ненавидят теперь и Россию в сердцах своих даже инстинктивно, безотчетно, радуясь всякому её неуспеху и всякой беде её! Именно тут инстинкт, ТУТ ПРЕДЧУВСТВИЕ БУДУЩЕГО..." (Ф.М. Достоевский "Дневник писателя" (1877)).

                ***
                4.

То, что было прежде, как же все это похоже на то, что происходит сейчас. Восточный вопрос и война в Сирии? Революция и гражданская война на Украине?

Бердяев как-то сказал, что История есть преступление, а если посмотреть на Историю глазами Достоевского?

Развитые убийцы вполне цивилизованы при пиджаках и галстуках, но каковы в душе эти "благодетели человечества" и каковы запросы этих скрытых хищников, сколько им нужно еще жертв?

"...Подвоз патронов в турецкую армию из Англии и Америки колоссальный; достоверно теперь вполне, что турецкий солдат в Плевно тратит в день иной раз по 500 патронов; ни средств, ни денег не могло быть у турок, чтобы так вооружить армию. Присутствие англичан и их денег в теперешней войне несомненно. Ихние пароходы доставляют оружие и все необходимое. А у нас иные газеты наши кричат из "деликатности": "Ах, не говорите этого, пусть мы не видим, пусть мы не слышим, а то просвещенные мореплаватели рассердятся и тогда...".
Да что же тогда? Чего вы трусите? Много бы можно еще прибавить не тему о "деликатности"..." (Ф.М. Достоевский "Дневник писателя" (1877)).



("Ну как развитому убийце не убить, если ему денег надо!" - (Ф.М. Достоевский / роман "Бесы").

"Ну как развитому убийце не убить, если ему денег надо!" - иль вновь "просвещенный мореплаватель фокусничает"???

      


            (5 сентября 2014)