Ч. 53 Пришёл босым, стал фельдмаршалом

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/08/28/2151

Три невезучие богини

Часть 53. Пришёл босым, стал фельдмаршалом

В 1822 году началась активная подготовка к будущему вторжению в Среднюю Азию. Военное министерство приняло решение, утверждённое императором, отправить в Закаспийский край новую экспедицию. Руководить ею поручили Фёдору Фёдоровичу фон Бергу, которого мама с папой назвали при рождении Фридрихом Вильгельмом Рембертом.

Берг был незаурядной личностью. Сын владельца замка Загниц учился в Дерптском университете, когда началась Отечественная война 1812 года. Молодой человек, которому осталось доучиться всего ничего, чтобы получить диплом, бросил университет и отправился на войну.

Легенда говорит, что денег у него не было, и вид у графа, когда он появился в Ковно, где стоял Калужский пехотный полк, был ещё тот – босой, за плечами котомка, а на палке связанные сапоги, в которых он собрался воевать. Юношу взяли юнкером в полк. Умный, решительный и смелый немец оказался отличным воином, хорошим товарищем, и стал быстро продвигаться по службе.

Войну он окончил штабс-капитаном, был награждён тремя орденами и золотым оружием «За храбрость». В  1814 году его перевели в гвардейский Генеральный штаб.  Через два года он получил звание капитана и был отправлен в Европу под видом путешественника, чтобы собрать сведения о движении карбонариев в Италии и в соседних странах.

Судя по его дальнейшей службе, капитан с секретным поручением справился, и в 1820 году его перевели в министерство иностранных дел. Там он работал в дипломатических представительствах в Мюнхене, Риме и Неаполе. Видимо, занимался разведкой. В 1822 году его срочно отозвали в Петербург и объявили о назначении начальником экспедиции в Закаспийский край.

Когда Фёдор Фёдорович узнал, чем ему предстоит заняться, то он удивился, потому что при увольнении с военной службы получил гражданский чин статского советника. Но его быстро успокоили, показав приказ о возвращении в военное министерство и присвоении звания полковника.

В полученной им инструкции требовалось «привести в порядок» поселения киргиз-кайсаков и уничтожить разбойничьи шайки, наносившие ущерб российской торговле. Кроме того, ему предстояло восстановить караванные сообщения, и собрать сведения о пространстве между Каспийским и Аральским морями.

К большому сожалению, имеются лишь очень скудные сведения об экспедиции Берга в Закаспийский край в 1823 и 1825 годах. Видимо, имелись причины особенно о них не распространяться. В научной литературе не приводятся никакие подробности. Авторы, в основном, упирают на то, что был собран ценный научный материал, но не вдаются ни в какие детали.

В состав отряда под командованием полковника Берга вошли бывшие участники миссии Негри: наш старый знакомый Эверсман, неудачливый разведчик в Индию, Владимир Дмитриевич Вольховский, который стал уже штабс-капитаном, а также офицеры Отдельного Оренбургского корпуса. Включение в состав экспедиции Вольховского позже оформили приказом по его откомандированию в Оренбургский корпус «по особым поручениям».

Экспедиция Берга составила военно-топографическое описание территории, на которой она действовала, проводя карательные операции.  Впоследствии Эверсман, официально выполнявший обязанности врача, в своих трудах, ни словом не обмолвился, чем они занимались в степи, писал только о научных исследованиях.

Поход 1825 года начался в декабре. Видимо, в это время года было удобнее «привести в порядок» селения киргиз-кайсаков. Отряд направился от реки Урала вдоль берега Каспия на восток. Судя по тому, что от бескормицы и холодов пало около 1500 лошадей, в распоряжение Берга выделили серьёзные силы, способные справиться с кочевниками.

Экспедиция пересекла пустыню и одноимённое плато Устюрт между Мангышлаком и заливом Кара-Богаз-Гол на западе, Аральским морем и дельтой Амударьи на востоке. Расстояние между заливом Мёртвый Култук и Аральским морем определили в 242 версты. Дойдя до Восточного Чинка вдоль западного берега Аральского моря, отряд прошёл до песков Большие Барсуки.

 Возвращались при морозе минус тридцать пять градусов по северной широте 46 градусов.
Три месяца провёл отряд Берга в этих жутких условиях, при сильном морозе и постоянном восточном ветре. Какие понесли потери, как разбирались, где мирные кочевники, а где бандиты, неизвестно.

Когда вернулись, узнали о восстании декабристов, начальству было не до результатов экспедиции. Отчёты направили в архив. Вскоре началась русско-турецкая война. Берг был её активным участником. Затем вспыхнуло восстание в Польше, и с апреля 1831 года Фёдор Фёдорович находился уже в составе войск, усмирявших Польшу. Участвовал он и в подавлении мятежа в Венгрии.

В дальнейшем его карьера была блестящей. Но в мою задачу не входит жизнеописание этого человека. Отмечу лишь, что он до старости обладал огромной работоспособностью, был всегда в отличной физической форме, хотя часто довольствовался двумя-тремя часами сна в сутки. Дослужился Берг до звания генерал-фельдмаршала.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/09/07/1604