Брянский соловушка

Александр Раков
Сегодня, дорогие наши юные читатели, мы расскажем о вашем сверстнике — певце, композиторе и поэте Максиме Трошине, которого прозвали «Брянский соловушка». А говорил «соловушка» таковы слова: «Вот у нас сейчас часто отключают свет в домах. И мы, русские люди с величайшей культурой, все образованные, не знаем, что делать, не находим себе места, бегаем по квартире, ищем, почему телевизор не работает. То есть нас лишили самого главного. Раньше, когда света не было, садились люди и пели песни. А теперь мы не знаем ни одной песни, не можем их петь. У нас это отбили начисто, так что нас можно убить самым простым: отключи нам свет — и всё…» И вы так думаете? Тогда читайте дальше.

В стороне нашей необъятной Руси, облагодатствованной молитвами великих пустынножителей брянских лесов XVIII века, появился юноша-бард Максим Трошин. Всколыхнул он нашу русскую душу своими песнями о Божией правде — и ушёл… Ушёл, казалось бы, навеки… Удивительно талантливый, но ограниченный лихолетьем нашего безвременья и просто усечённый годами, он появился как истинный печальник за Русь Святую. Вспыхнул и погас! Как метеор, пронёсся по нашему святорусскому небосклону, задел нашу совесть и оставил после себя лёгкую грусть и чувство утраты.

Родился Максим в Брянске 19 июня 1978 года. Певческий талант его проявился в очень раннем возрасте, несмотря на то что у Максима с двух лет астма. Врачи не смогли её вылечить, и тогда отец Максима каждое утро начал обливать мальчика холодной водой. Максим выздоровел, а в 10 лет стал известен благодаря исполнению песни «Соловей». Верующий с детства, Максим работал звонарём храма Тихвинской иконы Божией Матери и иподиаконом епископа Мелхиседека, руководил церковным хором, в воскресной школе преподавал игру на гуслях и руководил молодёжной организацией Русского Национального Собора в Брянской области. Он говорил: «Русский человек, я считаю, должен быть православным прежде всего; это вера, которую наши отцы-деды отстаивали, была пролита за эту веру кровь, за Землю Русскую. Русский человек должен быть патриотом своей земли, а быть патриотом — это значит быть православным человеком». Об этом и одна из его песен.

Ой, не время нынче спать, православные!
Белый голубь пал в бою с чёрным коршуном.
То, что горько нам сейчас, вряд ли главное —
Было горше на Руси, было горше нам.

Ой, не время нынче ждать, православные!
Время рать собирать, время Бога молить,
Чтоб грехи отпустил, ну а главное —
Чтобы силы дал нам беду отвратить.

По церквам — запустенье и тлен,
Без царя голова, без креста душа.
Ну-ка, матушка, встань с колен —
Надо сделать последний шаг!

 Две дороги, два пути — оба пройдены.
Добрый мир, родная кровь — всё потоплено.
Заповедано беречь Веру с Родиной,
Ну, а мы их распродали да пропили!

Ой, не время нынче пить, православные!
Стыдно русскому просить подаяние
На своей родной земле, люди добрые,
Как к оружию, зову к покаянию.

По церквам — запустенье и тлен,
Без царя голова, без креста душа.
Ну-ка, матушка, встань с колен —
Надо сделать последний шаг!
Надо сделать последний шаг!
Надо сделать последний шаг!

Всеобщее признание пришло к нему в начале 1990-х годов, когда Максим положил на музыку и спел песни «Журавли» и «Православная». За несколько лет до своей трагической гибели Максим создал и исполнил неповторимый по широте и новизне песенный репертуар, включающий и его авторские песни «Как по Русской по земле», «СССР печатает талоны», «Афганистан», «Эх, да как на горочке» и другие.

СССР печатает талоны,
Всех обуял национальный зуд,
Пустые полки, беженцев колонны,
За нашу нефть нам хлебушек везут.

А виноват во всех провалах Сталин,
Воюет пресса с умершим вождём.
Свободней выпускать в Израиль стали,
А мы свой век с Россией доживём.

Устал народ, безропотный и стойкий,
Плеваться в мёртвых, возносить живых.
Чего хотят прорабы перестройки,
Никто не знает, кроме их самих.

Нам коммунизм уже не по карману,
Но можно карту взять перекроить,
Рязань вернуть потомкам Чингисхана,
А под Полтавой шведы будут жить.

Лишь русский Ваня, вечно виноватый,
На многолюдных митингах молчит,
Когда страну развалят демократы,
Опять «Славянка» гордо зазвучит!

Забыв про кровь, про классовые битвы,
Дельцам Страну Советов раздаём,
Чужая речь кругом, чужие ритмы,
Но я надеюсь, мы ещё споём:

«Броня крепка и танки наши быстры,
И наши люди мужеством полны,
В строю стоят советские танкисты,
Моей любимой Родины сыны».

 Пел он также русские народные песни и былины, казачьи песни и песни на стихи А.Кольцова, С.Есенина, Н.Клюева, М.Исаковского, Н.Рубцова, Н.Тряпкина, иеромонаха Романа, К.Скворцова и В.Волкова. «Я пою песни, по которым соскучились люди, которые они потеряли, я возвратить их хочу…» — говорил Максим. Русская народная песня «Ты воспой в саду, соловейко», исполняемая им в память поэта Игоря Талькова, — одно из самых лучших посвящений певцу. Песня о.Романа «Ликует Рим», которую Максим пел в честь защитников Белого дома, в его исполнении поражала духовно-исторической аналогией, глубиной раскрытия трагедии и надеждой. «Вспомни! Вспомни! Ты же русский, на своей живёшь земле», — обращался Максим к современникам, аккомпанируя себе, как древний Боян, на гуслях.  «Идите в храмы Божии, пока звонит звонарь», — пел Максим, благословлённый на пение своим земляком о.Романом. Не только пел, но и был искусным звонарём, получавшим приглашения от настоятелей брянских церквей взойти на колокольню для благовеста великих церковных праздников. «Погребальный звон» — последняя песня-плач Максима памяти его отца и наставника Юрия Павловича Трошина, скончавшегося от болезни в 1994 году, но до последней минуты вместе с сыном стоявшего на посту служения Богу и Отечеству.

На одном из концертов Максим сказал: «Часто спрашивают, почему так много грустных песен. И вот я открываю одну толстую книгу и читаю: «Русская музыка с трогательной простотой обнаруживает душу мужика, простонародья. Ничто не говорит так сердцу, как их светлые мелодии, которые все без исключения печальны. Я обменял бы всё счастье Запада на русский лад быть печальным». Это сказал немец». Писатель Валентин Распутин на подаренной «соловушке» своей книге написал: «Максиму Трошину с радостью от первой с ним встречи, с надеждой на многие и многие еще…» Нина Карташова — на сборнике своих стихов: «Максиму Трошину, Светлому отроку, Гласу Ангельскому Святой Руси». А вот самая простая строка: «Максиму! В память о сыне и брате». Но многого стоят эти слова, ибо написаны они на книге с текстами Игоря Талькова его матерью О.Ю.Тальковой и братом Владимиром. После сольного концерта Максима во Всемирном центре славянской письменности и культуры Ольга Юльевна обняла брянского соловушку и сказала, что её сын не ушёл совсем… «Таких, как я, в России тысячи», — утешал мать погибшего поэта Максим и часто повторял эти слова с эстрады, вдохновляя сверстников, будучи сам утешением, надеждой и вдохновением для всех, кто общался с ним. Когда он пел «Священную войну», в его исполнении слышались голоса тысяч русских детей, взывающих к спящим родителям.

Брянский соловушка Максим Трошин трагически погиб 5 июня 1995 года под Брянском при загадочных обстоятельствах, двух недель не дожив до 17-летия, — его тело было найдено в реке Десне. Но в русские души продолжают стучаться слова его песни.

На молитве Русская земля,
Ждёт ея сынов святое дело.
На родные веси и поля
Саранчою злоба налетела.

О победе молится народ,
Отражавший некогда Батыя.
И страшна врагам своим встаёт
Матушка великая Россия.

Видит Бог, не Русь подняла меч!
Не полна ль душа ея привета?
Но костьми она умеет лечь,
Если честь народная задета.

Об одном лишь молится она —
О победе скорой над ордою,
Что не Божьей правдою сильна,
Но безмерной наглостью людскою.

Близок суд, расплаты грозный миг,
Запоёт над миром правды голос.
И врага, несказанно велик,
В прах повергнет русский хлебный колос.

На молитве Русская земля,
Ждёт ея сынов святое дело.
Саранчою злоба налетела
На родные веси и поля.

На молитве Русская земля.
На молитве Русская земля.
На молитве Русская земля.

Записи его песен звучат в Союзе Русского Народа и Русском Национальном Соборе, у воинов «Альфы» и «Вымпела», в рядах ветеранов Афганистана и казаков, в Управлении внутренних дел и в студенческих аудиториях, в православных братствах и в семьях русских людей. В 2010 году о «соловушке» был снят документальный фильм «Максим Трошин — русский певец», в котором были собраны документальные кадры, запечатлевшие Максима при жизни, а также фрагменты его выступлений с концертами.

Николай ДЕТКОВ