Баба Маша-украинка

Елена Чубенко 2
 Баба Маша -украинка
       С бабой Машей довелось познакомиться  еще в начале двухтысячных, когда она только- только переехала к своей дочери в Улеты из  Лесного городка.
     Переехала она не одна,  а с приданным – шестью козами. Было ей в ту пору 76 лет, и до 82- ух   всё не попускалась ими – ухаживала, холила  и лелеяла и водила на прогулки. Проживая в  районе  СХТ,  приносила откуда то с прогулок березовые веники.
 - Откуда? – недоумевала дочка. Екатерина  Михайловна.Оказалось,  из-за  трассы,  от бывшей воинской точки!  Вооон куда «прогуливалась»  неуёмная душа со своими  пронырами!   (Навскидку - около 7 к м в одну сторону).
 - Так ведь еще пустая оттуда не придет! Или богородской травы нарвет , или веников березовых, или в хороший год почти ведерко  шампиньонов..- удивляется своей  бегучей маме  шестидесятилетняя дочка..
 
 И вот, спустя годы,  встречаюсь снова. Нафотографировала бабусю со всех ракурсов - больно уж хороша и жизнелюбива.  Но еще больше притягивает беззлобность характера.  Есть такие люди, от которых просто не хочется отходить в сторону, слушал бы и слушал   бесхитростные житейские истории.
        Родилась Мария Терешковна  не где –нибудь, а Киеве.  И по роду-племени своему  чистейшая украинка Коломиец Мария Терешковна. 1922 года рождения. 
 «Мамку - то не помню. И папка рано помер. А меня  в  взяли в дети дядя  мой, с теткой. Привез еще дитем в Лесной городок. Военный он был, капитан  и сюда служить приехал. И стали меня растить вместе со своей дочкой. В школу мне учиться не пришлось походить, тяжелые времена были- всё своим умом дошла.  В войну призвали дядю на фронт,   по пути эшелон разбомбили. Получил ранение. Попал в госпиталь,  от ран  помер потом – коротко рассказывает баба Маша свою биографию. Тетку с дочкой забрали родные на Украину, а она осталась одна.
     В войну  девушке пришлось работать в войсковой части в Лесном городке,  на воинских складах. Занималась упаковкой снарядов, зажигательной смеси,   грузили с подружками  в вагоны боеприпасы, а нередко и пушки, закатывая  их по сходням на платформы.    «Вот оттуда  поди и грыжи мои, целых три.. – улыбается она. – Ох,   и времечко было! Тяжело, а еще скажут: «Нету у тебя детей дома -  работай!». По 4- 5 дней из склада не выпускали. Грузили составы. Обовшивеем бывало, сами  друг дружку подстрижем наголо,  чубчик один из-под платочка оставим, штоб не стыдно было .  Так  вот и «провоевали»   девки да бабы,  все жилы понадорвали»..
    После войны нашлась половинка  - поженились.  « Хорошо жили, не обижал он меня»- вот и весь сказ. 
   Так и продолжила работать на этом же складе до самой пенсии. «А как оформляться - то начала,  оказалось,  что документы военные отправили куда-то на запад, с архивом части. И оказалось,  что я работала «по найму»,  а трудовая книжка только с 1948 года . Почти семь лет, из них весь стаж  в войну -  просто  потерялось ..  И никакой  баба Маша  теперь ни труженик тыла,    а просто баба Маша  с грыжей да и все..
 В трудовой книжке сплошь благодарности. Почти всю жизнь – после войны проработала в этой же войсковой части « работницей»- так  указано на титульном листе трудовой книжки. Красила снарядные ящики, ставила арматуру и упаковывала   продукцию.
   Самое страшное – войну и  трудности - она уже пережила.  Только никакой суровости в лице нет.  Как сказительница из  фильмов сказок

 Слушаю ее и так обидно становится – за ее   потерянные документы, за её  руки, которыми она даже во время разговора что-то делает:  то документы перебирает,  то награды. Оказывается,  «есть какие - то».   Достает из коробочек   знаки  «Победитель соцсоревнования» и ... Орден « Знак почета» 1977 года. Там же  - скромный « ветеран труда»  и справка МСЭК о 1 группе инвалидности.  Хочется, чтоб о ней - маленькой скромной труженице тыла   узнали хотя бы  со страничек газеты
     -   Есть болячки, конечно!  Но ведь непоседа такая! Не усидит до сих пор, - жалуется мне Екатерина Михайловна. -  Сама я  сейчас приболела. Прислушалась,   а ее нет.  Пошла искать. Оказывается – в  огороде подвязывала помидоры!
    Они провожают меня  за ворота вместе. Крошечная, в полтора метра ростиком  баба Маша и такая же маленькая  Екатерина Михайловна.   На бабе Маше ветерком треплет просторное темное синее платье,  из которого, по всем законам физики, она может   выпасть. Но она не выпадет, наверное,  а  взлетит  в небо. Из таких   светлых бабушек    с  лучащимися теплым светом глазами, с бесхитростным жизнелюбием,     просто обязаны  потом вырастать Ангелы, чтоб оттуда сверху нас охранять.
      Елена Чубенко