Ижевское злато-серебро. 1глава

Игорь Шистеров
-А я тебе говорю, ведьма то была! Ведьма! У неё, говорят, жених был, комиссар.  Да, белые его до смерти замучили. Хотели вызнать, куда они с Пастуховым золото спрятали. Вот она, с горя, ведьмой и стала, и стережёт то золото до сих пор, хоть и померла уж давно. Мы, ребятнёй однажды, на спор, решили до её домика в лес сходить, так, когда дошли, никто не решился туда зайти. Колька Рыжий выругал её тогда матерно. Так что тут началось! Ветер, дождь, откуда только и взялся! Мы бегом домой. И хоть до Вожоя всего километра три было, а, веришь ли, часа два бежали. И ладно бы дорога петляла. Так нет! Почти по прямой была проложена. Говорю тебе, ведьмой она стала, ведьмой!

Можно было бы и не принимать в расчёт этот, случайно подслушанный в пригородном автобусе разговор, сколько подобных легенд о кладах я наслушался за время моего увлечения кладоискательством, но тут были упомянуты Пастухов и Вожой, а это наводило на кое какие мысли.

Летом 1918 года в Ижевске вспыхнуло восстание рабочих против большевиков. Председатель исполкома Иван Пастухов и два революционера-максималиста смогли вывезти на двух подводах из казначейства мешки с золотом, серебром и ассигнациями на сумму около 13 миллионов рублей. Ценности они спрятали где-то в Вожойском лесу. При попытке пробраться до своих, Пастухов был схвачен. Его долго пытали, но так ничего и не смогли узнать. Тайну он унёс с собой в могилу.

Около Ижевска было несколько деревень с таким названием. Русский, Нижний, Вотский, Старый Вожой. Между ними сотни и сотни гектар леса. За прошедшие годы многие леса вырублены и распаханы. Где оно лежит сейчас, то злато-серебро?

И вдруг этот разговор, подслушанный в автобусе, идущем как раз в одну из этих деревень. Надо узнать поделикатнее, где был этот домик. Местные жители очень недоверчиво относятся к незнакомцам.

-Извините. Вы говорите, что женщина, ставшая ведьмой, жила одна в лесу. Но как же она не боялась волков и медведей? И откуда взялся дом в лесу?

-Да не боялась она никого! А волки у неё вместо собак были. Когда она в магазин приходила, они её до самой деревни провожали. Собак приходилось в это время на цепь сажать. А дом - её отец, ещё до революции, построил. Он лесником был. Говорят злющий был. Нескольких мужиков под суд отдал за своевольную вырубку. Когда советская власть пришла, он так лесником и остался. В сторону Ижевска почитай весь лес, ещё до войны, вырубили, а северней, где его дом стоял, так до сих пор глухомань и стоит!

Вот оно. Значит клад где то севернее деревни.

-А воду они откуда брали? Колодец был, или родник?

Мужики вдруг замолчали. Напряглись-таки. Срочно надо успокоить. Лучший способ прикинуться простачком. Но про клад помалкивать.

-Мне интересны всякие странные истории. У меня товарищ частенько НЛО над ижевским прудом видел. Они на шестом этаже живут, около механического завода. Там никакие деревья не мешают, пруд хорошо видно. А однажды, вместе с родителями, из окна наблюдал, как рядом с их домом пролетал такой. Весь как из полированного металла, на дирижабль похожий, даже все заклёпки рассмотрели. А я вот ничего подобного не видел. Но и про мистику всякую мне тоже интересно. Хотелось бы сходить на это место, может быть даже с ночёвкой. Интересно, там вода питьевая есть, или тащить на себе придётся.

Взгляды мужиков смягчились. Убогоньких у нас жалеют.

-Родников там нет, а вот ручей лесной бежит, вода чистая. Был и колодец, но сейчас уже завалился, наверное.         
-А как дойти до того места, сейчас там кто-нибудь живёт?
-Не, никто не живёт. Я ж говорю – не любят у нас этого места. А от самого дома ничего не осталось. В грозу однажды сгорел. Но, с ночёвкой я тебе туда не советовал бы ходить.
-Спасибо, я погляжу.

Попрощавшись на конечной остановке с собеседниками, закидываю за плечи рюкзачок с металлоискателем и сапёрной лопаткой. Сегодня я не предполагал каких-либо серьёзных поисков и выехал налегке. Кто же мог предположить подобное развитие событий.

Лес встретил гомоном птиц. Листья только-только раскрылись, и паутина ветвей сохранила ещё свою ажурность. Было ощущение что, деревья, как молодые девушки, накинули лёгонькие полупрозрачные платья. И даже строгие мамаши-ели принарядились ради солнечного денька. Каждая еловая веточка опушилась бардово-вишнёвой щепоткой молодых иголочек, отчего строгая темнота зелени приобрела сложный и благородный оттенок, сходный с цветовой окраской Павловских платков.

Через час я был на месте. Небольшая поляна, с парой небольших стожков прошлогоднего сена, объеденного со всех сторон лосями. Невдалеке заросли малинника, скорее всего именно там находился дом. Малина любит расти на пожарищах. Сапёркой разгребаю под кустами, так и есть. Обгорелые брёвна.

Сняв перчатки, касаюсь земли и вслух прошу землю-матушку подарить мне различные находки. Монетки, крестики, ордена-медали, злато-серебро.

Странно. В лесу вдруг стало тихо. Вроде только что пели, чирикали, насвистывали разные птахи. Что замолчали-то? А если и вправду ведьма охраняет эти места.

-Господи Иисусе, спаси и сохрани.

Перекрестившись, всё-таки начинаю поиск. В первую очередь обхожу участок, стараясь определить, где был вход в дом, где были колодец, сарай, баня, огород.

Время подходит к обеду. Достав газовую горелку и котелок, быстренько завариваю кашку из пакета и в кружке чай с сахаром. Ложку каши выкладываю на землю со словами благодарности за пропитание, что она даёт всему живущему. Сплеснул немного чая. Поел, и на душе повеселело, вроде и птицы снова запели. Теперь с металлоискателем надо походить. По находкам можно будет определить, жили ли здесь люди до революции.

Домой вернулся ещё засветло. Находок немного, в основном советы, годов двадцатых-сороковых. Но попалась и парочка монет поздней империи. В следующий раз возьму нормальную лопату и щуп. Вот тогда и поглядим где оно злато-серебро.

продолжение: http://www.proza.ru/2014/09/15/537