Священник из монастыря Ком

Лора Зиндер
В Бога я верю твердо, но дальше этого не иду.
Я не принадлежу ни к какой конфессии.
Я не католик, не протестант, не баптист, не методист,
не иудей и не мусумальнин — никто.
И, по-моему, Бога это вполне устраивает.

Рэй Чарльз

…На одном из российско-черногорских мероприятий в Будве он вышел на сцену, чтобы сказать речь. Конечно, он был в рясе и с огромным крестом, спускающимся почти до живота.
-  Есть два гения, - начал он свою речь, - Толстой и Негош…
Меня удивило нелепое объединение гениального русского писателя с местным поэтом, вряд ли известным за пределами Черногории.
А вот моим  напыщенным черногорским соседкам такое сравнение явно понравилось,  и они вовсю закачали головами в знак согласия.
Свою короткую сбивчивую речь он закончил очень странно:
-  Христос воскрес! -  сказал он, хотя до Пасхи было еще очень далеко. А теперь я должен уйти и лечь спать пораньше, - сообщил он,  и ему бурно зааплодировали.
Когда-то  мы были с ним знакомы. Его звали Архип….

Как знакомятся в церкви

Многие россияне, живущие   в Черногории, посещают местную церковь. Главная религия в стране – православие,  и для верующих это является естественным продолжением их традиций.
Некоторых  наших соотечественников избыток свободного времени, особенно в осенне-зимний период, толкает на поиски развлечений,  и церковь ими рассматривается как один из вариантов времяпровождения.
Черногорская православная церковь, в отличии от российской, не заставляет женщин носить длинные юбки в пол и покрывать головы платками. Священники настроены очень дружелюбны к прихожанам и с удовольствием, если есть время, общаются с ними.
Муниципалитет часто выделяет деньги на большие церковные праздники, и тогда праздничная служба заканчивается обедом (как правило, сэндвичи с соком) для всех желающих.
В известной будванской церкви Подмайне по воскресеньям – столпотворение.
После окончания службы, верующие плавно перемещаются в трапезную,
где, как выразилась моя знакомая певица Люба,  «классная  тусовка, и все знакомятся, прости, Господи».
Именно там Люба познакомилась с Сашей, который заглянул в Подмайне в одно из воскресений «из  любопытства».  В трапезной  у столов с  вином, разлитым в пластиковые стаканчики, и состоялось их знакомство. На прошлой неделе Люба уже переехала жить к Саше. Дай Бог им, как говорится…

Пьяный священник

Моя подруга Сандра вдруг всерьез увлеклась религией. Бывшая заядлая тусовщица, готовая пить «до упаду» и танцевать «от заката до рассвета», начала все выходные проводить в церкви, а среди недели еще наведываться в монастырь Острог*.
- Теряем Сандру, -  грустно заметила Надежда, наша общая знакомая.
Однажды Сандра решила меня познакомить с батюшкой Архипом, в котором нашла своего духовного отца. Я побежала домой срочно менять шорты с майкой на длинный сарафан, чтобы не шокировать батюшку татуировками, пирсингом и глубоким декольте. Но увидев батюшку в компании моей подруги в одном из ресторанов Старого города, оказалась шокирована сама.
 Отец Архип был пьян,  что называется «в дугу». Его мутный взгляд с большим трудом каким-то образом сфокусировался на мне:
- Ты любишь секс, Лора? – это был его первый вопрос, обращенный ко мне после нашего знакомства.
Я растерялась как девственница,  и не нашлась,  что ответить.
Стол ломился от традиционных черногорских блюд и закусок, которые хозяин ресторана лично носил из кухни. Домашний сыр разных видов, свежевыпеченный  хлеб, пршут*,  запеченная рыба, картошка с блитвой*, мидии в красном соусе,  шопский салат* и очень много вина… Кроме моей подруги рядом с батюшкой сидел какой-то российский чиновник, тоже абсолютно пьяный, и что называется «лыка не вязал».
-  Ты понравилась Архипу, и он приглашает нас в гости в свой монастырь Ком*, - прошептала мне на ухо подруга.

Угощение для Батюшки

Мы выехали в сторону Cкадарского озера, взяв с собой моего пятилетнего сына Марка. Трехлетняя дочь осталась с моей подругой и ее детьми готовится ко дню Рождения: печь печенье и надувать шарики.
Начало поездки было идиллическим: мы оставили машину у берегов озера, пересели в маленькую моторную  лодку к отцу Архипу  и поплыли по Скадарскому озеру, чья поверхность была идеально ровной, как лист бумаги. Батюшке мы везли  угощение в виде конфет,  мармеладов и фруктов. В отдельной коробке с нами ехал торт «Наполеон»  – творение Сандры, на изготовление которого она потратила весь вечер накануне , а ранним утром в день поездки  еще домазывала кремом коржи.
- Он очень любит сладкое, - пояснила она.

Монастырская трапеза

Через двадцать минут мы приплыли на остров, на берегу которого возвышалось какое-то загадочное сооружение, лифт для подъема еды в монастырь, как объяснила мне Сандра. Ей уже доводилось бывать на острове на больших церковных праздниках, куда приезжали даже из Подгорицы послы с чиновниками. Я с трудом представила себе их нарядно одетых жен на высоких каблуках, карабкающихся по крутым лестницам в монастырь.
 Наконец, мы тоже поднялись наверх. Картина напоминала лунный пейзаж Каппадоккии, со всех сторон монастырь  был окружен озером, в котором росли цветущие деревья, наполовину скрытые водой.

Батюшка был один в монастыре, молодой послушник Серафим отлучился куда-то по церковным делам.
Мы сели ужинать в монастырском дворе. Ассортимент блюд был гораздо шире любого будванского ресторана. Здесь было все: свежайшие морепродукты, «правильные» стейки,  затейливые салаты, большой выбор вин и крепких напитков.
- Откуда все это?  -  спросила я в изумлении.
Архип небрежно махнул рукой:
-  Привозят, - сказал он небрежно. Паломники, русы*…
-  Ешь, - и он щедро метнул мне в тарелку  еще парочку кальмаров, фаршированных креветками.
Разговор  за ужином носил характер обыкновенной светской беседы. Архип живо интересовался нашими соотечественниками:
- Этого знаешь? – спрашивал он. А того? А что он сейчас строит? Сколько стоит квадратный метр в его комплексе?
-  Можно ли зарядить мобильный телефон? - спросила я у Батюшки, обнаружив почти пустую батарею телефона.
Архип рассмеялся:
-  Лора, здесь нет электричества,  нет горячей воды, это же монастырь, а не отель.
- Кто подарил тебе крест? – вдруг спросил он у меня.
- Мой любовник,  - призналась я.
- Он женат? – почти утвердительно спросил он. Тебе надо расстаться с ним как можно быстрее.
-  Обязательно, -  пообещала я.
Вечер был томным, ребенок уснул у меня на руках, и мы с Сандрой перенесли его в келью. Он так и не проснулся.
Келья была похожа на комнату европейского хостела: двухэтажная кровать, гора постели с одеялами не первой свежести.

Буря мглою небо кроет…

Утром мы собирались плыть  назад.  Но как говорит старинная испанская пословица,  «Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах».
С утра все небо заволокло тучами, ветер играл с  тазами, брошенными на заднем дворе монастыря, а дождь хлестал, как из ведра.
- Мама, я  хочу домой, - заныл мой сын.
Я растерянно посмотрела на Архипа.
- Это невозможно, - сказал он. Пока ветер не стихнет. Посмотри на эти двухметровые таласы*, да  они любую лодку перевернут.
Наш завтрак плавно перетек в обед. Архип угощал нас сыром, фруктами, сладостями. Вино лилось рекой, как на купеческих пирах.

Архип с гордостью рассказывал про свою молодость в Сербии, о том, как он вырос на улице, начал торговать наркотиками, а когда полиция его арестовала, в свои 16 лет, каким-то образом ушел от правосудия… в монастырь.
- Однако, - подумала я. Как не тривиально…
Дождь все не прекращался. Архип пошел спать, а мы с Сандрой перемыли всю  посуду, надраили пол на кухне.
Скучающему ребенку придумали занятие : порезать  картошку кубиками.
Телефоны наглухо сели, но стихия и не думала отступать…

Заложники стихии

Проснувшись на следующий день, я бегом кинулась к окну.  Остров хотелось покинуть как можно быстрее. Небо было переменчивым. Дождя не было, ветер неиствовал, но после завтрака вдруг начал наконец-то, затихать.
- Пора, - решили мы с Сандрой.  Ей уже тоже не терпелось покинуть остров и гостеприимного отца Архипа.  В Будве ее ждал молодой человек...
Архип подошел к узкому окну кельи.
-  Нет, - неожиданно сказал он. Вы никуда не поедете...
Он снова принес вино и начал очень эмоционально рассуждать о конфликте Сербской православной церкви с Черногорской.
Я занервничала, ребенок опять начал ныть, что он хочет домой.
Внезапно такой сильный ураган налетел на озеро, что на нашей кухне зазвенели стаканы и задребезжали оконные стекла.
- Видишь, - благоговейно сказала мне Сандра. Архип знал.
Сейчас бы мы были на   середине озера…
Я с тоской подумала, что уже  очень хочу домой и забраться  с детьми в нашу уютную постель с печеньем и мультиками.
Прошло еще полдня, и ветер чуть успокоился. Моросил холодный дождь.
- Пора, - вдруг неожиданно крикнул Архип. Мы схватили вещи и побежали к  лодке, моментально промокнув насквозь.
На озере ветер так яростно раскачивал моторку, что казалось,  она вот-вот перевернется.
- Ааа! – истошно орала Сандра, когда лодка подпрыгивала на волнах как на американских горках. Я крепко вцепилась в сына, накрыв его одеялом с головой. Он молчал, но я чувствовала как его сердце вот-вот выпрыгнет из груди.
На берегу мы почувствовали себя спасшимися после кораблекрушения моряками и благодарили то Бога, то Отца Архипа, что наше путешествие хорошо закончилось.

Кто-то мне рассказывал потом, что Архип употреблял не только алкоголь, но и наркотики. Спустя какое-то
время он был замешан в неприятной истории с молодым послушником, его понизили в должности и перевели в другой монастырь, куда-то на север Черногории.

Примечания:

Монастырь Острог – одно из самых удивительных мест в Черногории. Монастырь вырублен в отвесной скале на высоте 900 м над уровнем моря. Основателем считается Св. Василий Острожский – один из самых почитаемых святых в Черногории. Острог наделяют чудодейственными свойствами, больные стремятся туда за исцелением, считается что желание, загаданное у мощей Василия Острожского, обязательно исполнится.

Пршут – одно из самых вкусных национальных блюд Черногории, копченая особым образом ветчина. Пршут едят с хлебом, сыром, иногда с фруктами.

Картошка с блитвой – распространенное на Балканах блюдо, вареный картофель со шпинатом, чесноком и оливковым маслом.  Традиционное блюдо далматинской кухни (Хорватия).
 
Монастырь Ком – один из самых уединенных и «глухих» монастырей в Черногории. Расположен на Скадарском озере. Был возведен около 1427 года. Монастырь находится в глухой местности, на холме, окружен болотами, через которые в сухое время года можно пройти по тропинке, а после обильных дождей холм превращается в небольшой остров. В 80-ые годы 20 века были проведены масштабные реставрационные работы на территории монастыря. С 1998 года началось возрождение монастыря и он зажил новой жизнью. Сегодня там, помимо церкви, расположено несколько монашеских келий и гостевые комнаты для послушников. Это прекрасное место для тех, кто ищет успокоения, стремится к спокойствию и хочет на время стать послушником.

Рус - русский (пер. с серб.)

Таласы – волны (пер. с серб.)