Поговорим о галиматье

Дмитрий Тартаковский
    
     Тут одна читательница изволила любезно сообщить мне, что я тупой, поскольку  не разбираюсь в элементарном вопросе – где проза или стих, а где Поток сознания. Вот совершенно случайно, поверьте, набрел я в интернете на ее произведение, вроде бы о любви. Длинное такое произведение, пока
дочитал до конца, забыл, о чем говорилось в начале. Склерозом мучаюсь. Но не это главное. Главное, впечатление, что, как бы это помягче сказать, автор, скачет на необъезженном мустанге, непрерывно и бессистемно взбрыкивающем задней частью, и вертясь, демонстрируя этим свои переживания по  поводу сумасшедшей любви, а также и без повода. Аналогично взбрыкивают и завихряются и мысли автора, ложащиеся на бумагу, включая даже и знаки препинания. И получается не произведение, а полная галиматья.
     Сами понимаете, что в рецензии я так и охарактеризовал это «произведение»: галиматья все  это у вас, милая дамочка.

      А милая дамочка возражает: ничего вы не понимаете господин Рецензент: это у меня не галиматья, а «Поток сознания» - стиль такой специфический. Умные книжки надо читать! И тычет мне в нос вытяжку из Википедии,
    
      «Поток сознания  — приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством  сцепления всего вышеупомянутого, а также часто нелинейности, оборванности синтаксиса». Научно, не правда ли? Научно, да не совсем понятно.
    
       Вот тут то и собака зарыта! Потоки то бывают разные. Даже из школьного курса физики  известно, что поток есть  постоянное перемещение массы жидкости или газа, да еще «в сцеплении» со всем попавшим в него мусором. И вот, значит, течет поток авторского сознания. Но тогда позвольте спросить какой поток? Как мчится? С какой скоростью? Какова структура потока. Опять вернемся в школьное детство. Потоки то, оказывается, бывают ламинарные и турбулентные. А значит и потоки сознания могут быть таковыми. А между ними еще возможны промежуточные состояния потока. Ни такой, ни сякой, а пограничный!
      А у нашей дамочки поток сознания типично турбулентный и ведет как тот необъезженный мустанг. И в первом и во втором случаях потоки сознания. Только в одном случае, ежели автор излагает свое сознание не суетясь, последовательно, без взбрыкивания, получаются у него  нормальные роман, повесть, рассказ или еще что путное, а во втором – типичная турбулентная галиматья.
   
     Огромный интерес представляет переходной, пограничный режим потока сознания. Вот струится  себе плавненько  поток вместе с сознаиием , как вдруг появляются в нам  сначала небольшие турбулентные завихрения, (причин к тому много), а потом поток сознания срывается, турбулизируется и несется бесконтрольно, сметая на своем пути все препятствия логического мышления и русского языка.  Некоторые по такому поводу говорят, что автора пробрал словесный понос – опасное для писателя явление. А уж о читателях и говорить нечего. "Словесный понос -  оральная диарея,  полное название — лат. diarrhoea verborum simul constipationem conceptum — словесный понос при запоре мыслей) — весьма распространенное в интернетах явление, характеризуемое обильной словесной дефекацией без последующего чтения и обдумывания написанного. Страдающие данным заболеванием являются головной болью для ортодоксальных читателей". (Википедия)
      Поэтому, в целях профилактики, пишущему важно обратить внимание на первые признаки такого поноса! Энциклопедия из энциклопедий, Википедия,
определяет их так: (см. Википедия. Словесный понос). Приведу с сокращениями.
      В случае выражения гнева, либо подчеркивая особую значимость мыслей, автор излагает их ПРОПИСНЫМИ буквами. А некоторые, особо возбужденные авторы, пишут такими буквами весь текст произведения, подряд. Это не помогает автору, а лишь раздражает читателя!
      Предложения не структурированы, для чтения подается каша из сомнительных, абсолютно не к месту утверждений, недалеких мыслей и необоснованных эмоций.
      Обилие «левых» знаков пунктуации,  не предусмотренных русским языком: )))))))), !!!!!!, …… и, наоборот – отсутствие необходимой.
      В перерывах и в конце словесного поноса стоит астрономическое число восклицательных !!!!!!!!!!!!! или вопросительных ??????????? знаков, а также вездесущие многоточия,  состоящие не из канонических трех точек …, а из четырех и даже более.
      Наличие ошибок даже в элементарных словах, пропуски букв и попадание не по тем клавишам. При указании на ошибки пациент оправдывает их «ленью вспоминать» и «незнанием, как там правильно, но так быстрее. Но  вы же все поняли!»
      Обилие разговорных слов-паразитов – «типа», «вот», «короче» и т.п. в письменной речи.
      Никчемная замена одной из букв в нецензурном слове звездочкой, а
также замена в производных от этих слов определениях. К примеру, где ни ставь звездочку в нехорошем слове член, каждый читатель  однозначно поймет, что речь идет не о члене Гоударственной Думы, а именно о том мужском органе, который имел в виду автор. От кого прячется-то?
      Не станем утомлять читателя перечислением и других первичных признаков начинающегося словесного поноса, но сам факт появления их в произведении говорит о возможном появлении турбулентного «Потока сознания» (т.е. галиматьи) в произведении автора.
     Авторы, помните  о необъезженном мустанге и будьте бдительны!

     С мегауважением*.

*По классификации «Соседа моего, графа О. Манна»
http://www.proza.ru/2014/01/17/1087
.