Муравский шлях. Роспись Польских дорог ч. 1

Андрей Словохотов 2
ЧЕРНОВИК/ чистовик на сайте угримблогпост и курск дореволюционный с картами!.

ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ ТЕКСТ БЕЗ КАРТЫ:?

Роспись польским дорогам (Времени Федора Ивановича) как несостоявшийся план контроля за татарскими шляхами.

В 1886 г. известный историк Слобожанщины Д. И. Багалей опубликовал документ конца 16 века, озаглавив его «Роспись польским дорогам (Времен Федора Ивановича). В современном каталоге Российского Государственного архива древних актов он носит иное название: «Росписи: дорог между «украинными» городами (с указанием расстояний между ними) 1584 - 1598гг».

Оба заголовка являются условными и лишь отчасти отражают содержание. Это обстоятельство нисколько не снижает ценности источника. Перед нами древнейший из сохранившихся документов о строительстве крепостей в междуречье Ворсклы и Северского Донца на Муравском шляхе. Без него не возможно представить публикацию о событиях в этом регионе конца 16 века.

Текстологический анализ столь ключевого документа до сих пор не был осуществлен, исследователи использовали лишь отдельные его фрагменты.

Перед вами первая попытка понять о чем же собственно идет речь.  Автор не надеется что  опыт будет эталонным, и  ему  равно удастся избежать мелких неточностей и освятить все стороны документа. Но его публикация может стать отправной точкой для работы других специалистов.  Поскольку при работе использовался текст опубликованный Д. И. Багалеем (в нем содержиться ряд неточностей) далее мы будем называть документ Росписью польских дорог, в сокращении РПД.

РПД безусловно относиться ко времени правления Федора Ивановича (1584-1598гг.) так как в нем трижды повторяется формула: «А только государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии велит». Речь в нем идет о строительстве трех крепостей.


Вся информация которая указывается в документе может быть разделена на следующие группы:
описание дорог,
описание мест для строительства крепостей,
описание маршрутов сторож из этих крепостей,
описание маршрутов вестовщиков из этих крепостей.

Информация эта подана четырьмя блоками:
№1 данные о семи дорогах проходящих в Днепро-Донецком междуречье.
№2 данные о Карповом сторожевище, на котором планируется возвести одну из крепостей и перевести туда станицы из Путивля.
№3 данные о поиске мест для возведения крепости в устье одного из четырех притоков верховья Северского Донца,
№4 данные о Чугуевском городище на котором также планируется строительство крепости.

Совершенно логично, что во 2-м, 3-м и 4-м блоках активно используется информация из 1-го, он же является связующим для 2-го, 3-го, 4-го.
Автор документа не указывает что объектом его описания является места для трех крепостей в  верховьях Северского Донца и Ворсклы. Это можно узнать лишь прочитав весь документ.

Наш план изучения источника прост и хорошо известен любому выпускнику исторического факультета. Сначала мы разобьем его на  части что-бы понять логику описания, затем проанализируем их по отдельности, указав на те места которые перекликаются с другими документами этого периода. Затем из полученной информации мы вновь соберем общую картину что-бы ответить на типичные вопросы: когда был написан документ, кто был его автором, о чем этот документ.  В заключении мы постараемся понять насколько этот документ соответствует своей эпохе и как он на нее повлиял.

Блок №1 Данные о дорогах Днепро-Донецкого междуречья.

Автор РПД указывает данные о семи дорогах Днепро-Донецкого междуречья. Удобства ради они пронумерованы в том порядке в котором  упоминаются в тексте:
№1.1. Муравский шлях (участок от Ливен до Перекопа),
№1.2.Изюмский шлях (участок от Ливен до Изюм кургана),
№1.3. Кальмиусский шлях (участок от Ливен до усть Боровой),
№1.4. Новая Посольская дорога от Ливен до усть Деркула,
№1.5. дорога от Ливен до верх Оскола,
№1.6.  дорога от Путивля до усть Айдара,
№1.7. Старая Посольская дорога из Путивля до устья Везеницы (указывается путь на эту дорогу из Рыльска).

Таким образом, автор РПД сначала указывает данные трех знаменитых татарских шляхов (путей нападения Крымского ханства на Москву) идущих с севера на юг, причем при их перечислении он соблюдает порядок с запада на восток: Муравский, Изюмский, Кальмиусский. Это стандартный прием изложения информации, он использован например в Книге Большого Чертежу.

Затем автор указывает четыре дороги использующиеся Московским государством: Новая Посольская дорога от Ливен до усть Деркула, дорога от Ливен до верх Оскола, дорога от Путивля до усть Айдара, Старая Посольская дорога из Путивля до устья Везеницы с указанием пути из Рыльска.  Здесь дороги указываются с востока на запад и порядок нарушен. Ведь на карте сначала следует Старая Посольская дорога, а уж затем дорога от Путивля до усть Айдара.
Эта нелогичность имеет весьма простое объяснение. Именно на Старой Посольской Дороге стоит Карпово сторожевище, данные о котором указываются в блоке №2.  Удобства ради автор внес изменения в порядок перечисления.

Дороги Московского государства в РПД тем не менее тоже описываются по определенной схеме. Сначала две дороги идущие из Ливен, затем две дороги идущие из Путивля.  Таким образом перед нами описание трех шляхов и четырех дорог из двух русских городов.

Что бы понять замысел автора и район его интересов нам надо найти общее между тремя шляхами Путивлем и Ливнами.
И данная задача имеет весьма простое решение. Путивль это «западный» центр наблюдения за татарскими шляхами. Ливны это «восточный» центр наблюдения за шляхами. Причем первоначально наблюдение осуществлялось из Путивля (с 1571г.), а после основания Ливен (с 1586г.) ливенские отряды частично замещают, а частично дополняют сторожи из Путивля.

Вышесказанного достаточно что-бы заключить, перед нами не описание «польских дорог», создавая первую часть документа автор размышлял о соотнесении трех татарских шляхов и двух главных крепостей региона.

Поскольку три последующих блока посвящены рассмотрению мест для трех крепостей в междуречье Ворсклы и Северского Донца поблизости от Муравского шляха следует полагать, что автор РПД  занимался обоснованием или опровержением целесообразности контроля за шляхами из этого района и его взаимосвязи с Путивлем и Ливнами.

Блок №2  Данные о Карповом сторожевище.

Автор РПД указывает данные о Карповом сторожевье,  три маршрута для вестовщиков из Карпова, повеление царя ставить город на Карпове и перевести в него станицы из Путивля, два маршрута для станиц из Карпова, указание на то что  станица №2 может изменить маршрут и ехать в Путивль, маршрут для сторожи из Карпова, которая взаимодействует со сторожей из Путивля:
Порядок в тексте следующий:
2.1.описание  Карпово сторожевища,
2.2.Маршрут для вестовщиков из Карпова сторожевища: На северо-восток на Ливны,
2.3.Маршрут для вестовщиков из Карпова сторожевища:на север в Орел,
2.4. Маршрут для вестовщиков из Карпова сторожевища: на северо-запад в Рыльск и Путивль. 
2.5. Решение поставить город на Карповом сторожевище и перевести все станицы из Путивля сюда.
2.6. Маршрут станичников из Карпова сторожевища через Чугуев к усть Айдару.
2.7. Маршрут станичников из Карпова сторожевища до Самары Муравскою дорогой.
2.8. О возможности для станичников вернуться от Самары не в Карпово сторожевище а в Путивль.
2.9. О стороже из Карпова сторожевища верх Мжа и Коломака вместе с Путивлем.





Блок №3.  Данные о поиске мест для возведения крепости в устье одного из четырех притоков верховья Северского Донца

3.1 А только государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии велит город поставити на Донцы на Северском
3.2. Разделение усть Сажного Донца и усть Липового Донца, усть Везеницы и усть Топлины.
В третьей части следует указание искать место под строительство города в верховьях Северского Донца. Указываются устья четырех притоков: Сажного Донца, Липового Донца, Везеницы, Топлинки. Затем они разбиваются на две зоны Сажный и Липовый Донец, Везеница и Топлинка. Указываются четыре маршрута из «тех мест». Затем указывается лесистость зоны №1 и зоны №2.
3.3. Бежать также как с Карпова сторожевья.
3.4. Бежать по Муравскому шляху к Ливнам.
3.5. Бежать через Оскол к Ливнам.
3.6. Сравнение зоны №1 и зоны №2.

Блок №4 . данные о Чугуевском городище на котором планируется строительство крепости.

4.1. Описание Чугуева.
4.2. Сколько дней ехать от Чюгуева до трех татарских шляхов.
4.3.  Сухопутный путь от Чугуева до Ливен.
4.4.  Путь на лодках.