Что такое свобода

Аникеев Александр Борисович
      СВОБОДА –  это возможность пользоваться своими правами согласно мудрых и социально справедливых законов общества!

      Но только при условии, что эти законы не только справедливы, но и защищают от несправедливости! 

      А это значит, что свободу необходимо понимать не только как право правильно  пользоваться законом, но и как долг каждого во исполнение такого закона, особенно если он принят абсолютным большинством населения страны и защищает социально-экономические права всех её граждан! 

     Естественно, что в странах для обеспечения социальной законности необходимы государственные службы для её обеспечения, ибо как не бывает прав без законов, так и не может быть защиты прав людей без государственных служб их обеспечения! А это ОСНОВА любого правового государства!

     В России же такого революционного изменения в сознании людей пока не произошло, ибо для этого нет  ни необходимой для этого политической партии с такими целями, а, значит, не может быть и победы такой партии на выборах!

     Или вы знаете социально развитую страну, где у власти нет правящей партии с социально прогрессивной  программой развития?

     Поэтому сегодня труд «простых свободных граждан России» стал трудом экономически закрепощённого наёмного раба, работающего на хозяина за получение своей доли хлеба и зрелищ с массой безработных и «людей свободного труда» по обману и грабежу населения.  А это означает последующее падение производительности труда, рост нищеты и как следствие социально-экономическое отставание страны в целом от социально развитых стран.


      О том, что право как бы конституирует свободу писал еще Монтескье: «Свобода – есть право делать то, что дозволено законом».

      Право, закон и свобода не могут существовать друг без друга. Когда свобода вне права она может превратиться в свою противоположность.

      Свобода без права – это вседозволенность, анархия, произвол и насилие.

      Право без свободы равной для всех граждан страны и ограниченное несправедливостью закона есть право на объединение народа для борьбы против его несправедливости!

      Свобода сегодня потому имеет столько понятий, что в течение ста последних лет общество торгашей и чиновников нашло для свободы исключительное и одностороннее применение, считая её скорее правом, чем долгом, и они не боятся превращать принцип свободы в орудие угнетения народа, внедряя законы далёкие от социальной справедливости. Всесторонний анализ этого понятия особенно важен для молодежи, болезненно воспринимающей фальшь политиков всех мастей в отношении свободы.

      Закон это свод правил регламентирующих взаимоотношения граждан в обществе.
 
      В цивилизованном, то есть в классовом обществе, одни и те же законы одних могут угнетать, а другим дают ощущение свободы. 

       Ведь «Золотое правило нравственности», известное боле трёх тысячелетий и вписанное во все энциклопедии мира, тоже не все считают справедливым…

       «Не делайте другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого от других!» 

       И в чём здесь несправедливость?

       Но что-то требовать можно только на основании закона!

       А значит в обществе никаких прав и свобод не может быть без общих для всех законов!

       Только действительные права и свободы могут быть в таком социально справедливом обществе, где с правом на труд у КАЖДОГО обязательно должно быть гарантированное законом право на жизнь достойную количества и квалификации своего общественно необходимого труда на рабочем месте в экономике своей страны!

       То есть законами принятыми абсолютным большинством населения страны людям обязательно должно гарантироваться право прежде всего на социально-бытовое благополучие от количества и квалификации своего труда на рабочем месте в общественной экономике страны от общей массы производимых в обществе и необходимых каждому средств для своего физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития!!!

      Чтобы с правом на труд для блага общества у КАЖДОМУ было право иметь от общества хотя бы ежедневно необходимые каждому и качественно изготовленные средства для жизни по нормам, которые уже давно известны во всём мире от их общего производимого в стране количества для нормальных социально-бытовых условий жизни!

      А распределяться в социально справедливом обществе они должны относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовление блюд питания и условия их приёма, а также изготовления одежды, можно и по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны независимо от профессии.

      А кто не хочет трудиться на благо общества, тот не должен пользоваться и благами производимыми обществом! Именно в этом сущность социальной справедливости, а также социальных прав и свобод граждан страны!

      Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развитие в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость! 

      А больные и немощные должны иметь от общества всё необходимое только для выздоровления и поддержания жизни по нормам для нетрудоспособных.  И что здесь несправедливого?  Именно такое понятие свободы и справедливости должно быть одной из форм массового сознания во всех странах мира и иного понятия социальной справедливости быть не должно!

      Именно диктатура единого для всех закона принятого абсолютным большинством населения страны обеспечивает в социально развитом или социалистическом обществе социальные гарантии на равноправие и социальную справедливость!!! 

      Ведь действительно свободным можно быть только среди людей, пользующихся одинаковой для всех свободой и понятиями справедливости, поэтому утверждение чьего-то права за счёт другого, менее свободного, должно внушать нашему сознанию его привилегии и не дают ощущение свободы, поэтому ничто так не противоречит свободе, как чья-то привилегия. Вот почему вопрос свободы и привилегий часто становится местом преткновения для психологов и социологов в любом обществе.

      
      Маркс и Энгельс говорили, что свободы при социализме у трудящихся значительно больше от того, что социалистическое государство из органа стоящего над обществом, превращается в орган, который служит обществу для соблюдения социально справедливых законов принятых абсолютным большинством такого общества.

      А Ленин говорил,  что пока есть государство, то не будет свободы, а когда будет свобода, то не будет государства.  И какой тогда он марксист?

      В обществе, основанном на власти капитала и денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть никакой другой свободы, кроме буржуазной свободы, которую даёт власть денег.

      А когда жизнь людей определяют деньги, а не честный и добросовестный труд на благо общества, чтобы иметь от общества все необходимые блага для своей счастливой жизни по количеству и квалификации своего труда, то о какой социальной справедливости в таком обществе может идти речь?
 
      Как известно, сытости в деньгах не бывает ни у богатых, ни у бедных!

      Поэтому, каким бы способом они не добывались, они всегда и везде определяют ЧАСТНЫЙ характер приобретения любых материальных благ только теми, у кого денег достаточно для такого приобретения в ущерб тем, у кого денег для этого не достаточно, независимо от того, трудится он на благо общества или нет.


      Есть и такое понятие свободы,  как комплекс мер принятых человеком в отношении всех законов, прав и обязанностей принятых в его обществе.  В том числе и необязательность в соблюдении норм закона, что может  дать ему ощущение свободы при осознанном понимании того, что ему не нравятся нормы закона и правила жизни господствующих в обществе. Именно поэтому в любом обществе должны быть службы обеспечения законности или правил поведения в обществе, а также для защиты законных прав и свобод граждан общества!

      Часто несвободу понимают как отсутствие возможностей, а свободу как их наличие. И такая свобода-несвобода выражается в экономических условиях, дающих возможности большей или меньшей части общества жить с ощущением свободы. 

      Но бывает ощущение  внутренней свободы человека, которая хоть и связана с внешними условиями, но развивается тем больше, чем отсутствуют внешние возможности для свободы и нарастают внутренние противоречия, которые могут выражаться либо в экономических преступлениях , либо в политических выступлениях.  Эта внутренняя свобода может быть как разрушающей силой, так и созидающей.

      Внешние же атрибуты - демократия, выборы, законы,  парламенты - это отражение социально-экономической жизни общества и этот процесс может регулироваться либо одним человеком, либо группой лиц и даже из другой страны.

      Именно поэтому вопрос свободы в равной степени важен как для отдельных личностей,  так и для общества в целом и несёт философскую концепцию, но ни одно из её понятий не имеет преимущества, поскольку это лишь грани одного целого -  проблемы свободы человека и часто такими проблемами занимаются психологи...


      Ещё многие считают, что свободу дают деньги, а все ли знают, что ДЕНЬГИ всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ характер присвоения материальных благ теми, у кого их достаточно для такого присвоения, в ущерб тех, у кого денег для достойной труда жизни мало, независимо от того, трудится человек на благо общества или нет, заработал он деньги или украл.
 
      Деньги, даже пропорционально труду, дают не свободу, а зависимость от них, поэтому зависимые от денег как труд, так и жизнь перестают давать людям ощущение свободы от своего труда на благо общества и не позволяют КАЖДОМУ иметь от общества необходимые для жизни социальные блага достойно своего труда, а значит отсутствует и законное право на необходимые КАЖДОМУ члену общества необходимые социальные блага, если нет соответствующих законов!!!

      А какая может быть социальная справедливость и свобода в таких условиях, кроме буржуазной свободы, которая часто обеспечивается только для тех, у кого власть, капитал и административный ресурс?  Чья жизнь почти не зависит от добросовестности труда на рабочем месте общественной экономики?


       Чувство ответственности за сделанное и чувство вины за то, что не смог или не успел сделать  часто  определяет нашу совесть.  Именно она даёт возможность поступать так, как считаешь нужным, что определяет наше понятие свободы.

       А значит совесть это реакция психики на противоречия между поступками и убеждениями! Если совесть чиста, а чувства вины и страха не терзают душу, то человек в большей мере ощущает себя относительно свободным. 

       Но когда свободой считают возможность поступать так, как хочется, то это самоуправство, а не свобода. А мерой всех действий и поступков в обществе может быть только ЗАКОН! 

       В правовом обществе свобода это возможность пользоваться своими правами согласно законов общества принятых абсолютным большинством населения страны, в чём и заключается сущность демократии! Власть у народа может быть только законодательной! А правозащитная и исполнительная власть должна быть у государства для исполнения законодательной воли народа!

       Но в классовом обществе при одних и тех же законах только представители господствующего класса могут ощущать себя свободными. 

       Именно поэтому только в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости большинство населения могут чувствовать себя свободными людьми . 

       Часто можно слышать  —  поступай по совести и будь, что будет!  Понятия  Свободы и Совести связаны, но только честные и добросовестные люди это понимают.

       А те, кто постоянно  стремится ловчить и обманывать, для тех таких понятий не существует, такие считают,  что свобода, совесть и честь понятия абстрактные, зависят от условий жизни и окружения, поэтому в разных условиях такие люди ведут себя по-разному.


          P.S. Я НЕ МАРКСИСТ, ПОСКОЛЬКУ ПРОТИВ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА!  По определению Ленина марксист лишь тот, кто принимает диктатуру пролетариата весь переходной период от капитализма к коммунизму. Но пролетарий  НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДИКТАТОРОМ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ, так как по Марксу «пролетарии это самая беднейшая, самая социально угнетённая и самая безграмотная часть рабочего класса!» 

       А разве социально угнетённый и безграмотны класс может что-то диктовать для развития социальной справедливости? Такие могут быть диктаторами разве что сбившись в банду с себе подобными или только в своей семье… И  кому нужна диктатура безграмотных масс???  Особенно если у партии пролетариата вождями потомки дворян или бывшие бандиты... 

       А есть  ещё рабочая интеллигенция, хорошо образованная и воспитанная часть рабочего класса, способная нести разумное, доброе, вечное в своей воспитательной работе с рабочей молодёжью.

       Есть и рабочая аристократия, хорошо обеспеченная часть рабочего класса - лётчики до сих пор на рабочей сетке,  а какие они пролетарии?!  Поэтому необходима не диктатура пролетариата, а монополия закона Принятого абсолютным большинством дееспособного населения страны с чётко выраженными социальными гарантиями по труду, который поддерживает большинство населения, как и должно быть при демократии! А значит просто необходимо объединение населения для достижения такой цели!

       ПРОТИВ ЛИКВИДАЦИИ ДЕНЕГ!!!  Но если не будет закона о конкретных социальных гарантий по количеству и квалификации труда, то деньги будут продолжать определять ЧАСТНЫЙ ХАРАКТЕР ПРИСВОЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО ТЕМИ. У КОГО ИХ ДОСТАТОЧНО, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО. ЗАРАБОТАНЫ ЭТИ ДЕНЬГИ ИЛИ УКРАДЕНЫ! 
       Уничтожать нужно не деньги, а их монополию в процессе распределения средств необходимых для нормальных социальных условий жизни! Поэтому самое необходимое для благополучия населения необходимо распределять относительно равным количеством от относительного равенства рабочего времени как относительно равного количества труда, а качеством по зарплате от результатов квалификации в труде на рабочем месте в общественной экономике. Чтобы каждый имел право иметь их достойно труда не ниже оговоренных в законе норм для нормального развития, ибо ДЕНЬГИ всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ характер приобретения материальных благ теми, у кого их достаточно для такого приобретения, в ущерб тех, у кого денег для достойной труда жизни не достаточно, независимо от того, трудится человек на благо общества или нет, заработал он деньги или украл. 
      Если деньги можно распределять пропорционально труду, почему нельзя самое необходимое от их общего количества по равенству рабочего времени, а качеством по квалификации достойно труда на рабочем месте в общественной экономике???  Не хватает ума или совести, духовности или милосердия???

      А ведь ДУХОВНОСТЬ на Руси, как и во многих странах мира, определяется и воспринимается как способность сострадать, сопереживать, сочувствовать обманутым, обездоленным, немощным, стремление помочь им, и известно, что подобное бывает свойственно даже животным. А лицемерие публично нигде и никогда не признавалось, и не будет признаваться примером добродетели и образцом для подражания, это удел слабых, хитрых и беспринципных, ибо ум с добродетелью – это мудрость, а ум без добродетели – хитрость. А кто уважает людей хитрых и изворотливых? Только такие же, как они сами! И не надо путать духовность с религиозностью...

      ПРОТИВ ОБОБЩЕСТВЛЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА!!!  Превращение частной собственности на землю, на мастерскую или на завод в общественную или государственную не делает необходимые для жизни социальные блага доступными каждому по количеству и квалификации своего труда, это меняет только характер собственности средств производства, а способ распределения средств потребления сохраняется прежним, через рынок посредством товарно-денежных отношений, а говорить о равноправии и справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве!

      ПРОТИВ СУЩЕСТВОВАНИЯ КАКОГО-ЛИБО ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА.  НЕ БЫЛО никакого переходного периода между рабовладельческим и феодальным государством, между феодальным и капиталистическим! Отменили закон с монополией права на рабовладение и законом утвердили крепостное право - нет рабовладельческого государства! Отменили монополию закона на крепостное право и сформировалось право наёмного труда и монополия капитала - нет феодального, отменили монополию капитала и установили монополию ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ - нет капитализма!!!  А если на необходимые социальные блага уже нет монополии капитала, какой же это капитализм?  Это уже социализм! А когда гарантии распространятся и на ВСЕ средства коммуникаций, то начнётся коммунизм! Но и это не рай для всех, недовольные всегда найдутся...

      ПРОТИВ УРАВНИТЕЛЬНОСТИ при распределении средств для жизни. Никакой уравниловки, кроме равенства прав человека перед диктатурой ЗАКОНА! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в быту и в производственных отношениях есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов  общества.
       Если человек работает хорошо – квартиру в благоустроенном районе, хорошей планировки, где прихожая и кухня более двадцати метров, но жилой площади не более двадцати. Остальные метры на рынке, если уже есть излишки законодательно оформленных норм жилой площади. Плохо работает – в бараке, вода холодная, туалет на улице… Ну, а если не хватит на всех бездельников бараков, категории жилья всё равно должны быть по уровню труда человека, а иначе это не справедливо, когда человек работает плохо, а живёт хорошо, какой же ему стимул работать лучше???
       Когда в семье жена работает по шестой категории, а муж по первой, ведь всякое бывает, получат среднее по качеству, это проблема семьи, а не общества.

       Разве мы не сможем в своей богатейшей природными ресурсами стране обучить наше население, чтобы разнообразно по вкусам населения обустроить, накормить и одеть каждого для НОРМАЛЬНОЙ И ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНИ, не нарушая закон и не снижая обороноспособности, оставаясь экономически независимыми от других государств для социального благополучия населения.

       ПРОТИВ ВООРУЖЁННОГО ВОССТАНИЯ и правительственных переворотов, ибо при истинной демократии судьбу народа должен решать сам народ в парламентской борьбе разных политических течений организованного в разные партии социально и политически организованного народа, а не кучка авантюристов для реализации своих сомнительных целей!

       О КАКОМ СВОБОДНОМ ТРУДЕ ГОВОРИЛИ МАРКС, ЛЕНИН И ПРОЧИЕ? Это человек должен быть свободен в своём выборе - участвовать в общественно-необходимом труде по своим способностям и стремлениям, чтобы иметь от общества всё необходимое для СВОБОДНОЙ от наёмного рабства  жизни, или не участвовать - и ничего не получать от общества. Или быть наказанным за воровство.  Каждый выбирает своё и должен иметь то, что заслуживает!  Но человеческое общество тем и отличается от других иерархических общественных систем животного мира планеты Земля, что способно на более высоком уровне обеспечивать исполнение законов своей жизни, и если этого не происходит, то стоит ли говорить о каком-либо развитии разума и духовности такого народа, кроме стремления жить за счёт других посредством накопления своего капитала???  А ведь именно это лежит в основе капитализма - монополия капитала!!!

        Некоторые мои оппоненты опасаются каких-то внутренних причин невозможности создания благополучных социальных систем, ссылаясь на неизбежность кризисов, на нежелание людей работать на тяжёлых, вредных и опасных для здоровья производствах, ибо невозможно опираться на сознательность масс без кнута и пряника, да и вседозволенность с опорой на богатство и власть - это как наркотик! А как лечить такую наркоманию?

        А как это делается в Норвегии, Исландии и в других социально развитых странах? Если рабочих мест больше нет, а производства необходимы?  Разве обездоленность и социальные гарантии это не кнут и пряник?  А богатство, как и незнание законов, от ответственности перед народом не освобождает, если законы СОБЛЮДАЮТСЯ!!!

        А кризисов при сокращении монополии капитала и при монополии закона о социальных гарантиях при исполнении своих обязанностей на рабочем месте в общественной экономике при соблюдении всех норм безопасности труда быть не должно!!!  Ибо если количество выпускаемой продукции соответствует нормам по удовлетворению насущных потребностей населения, то о каком экономическом кризисе может идти речь???  Социально-экономические кризисы развиваются только от несоответствия между товарной и денежной массами при удовлетворении населением их потребностей. А если кто-то хочет кормить  тунеядцев, то пусть кормят, только как потом эти тунеядцы будут жить при потере кормильцев, что они заработают на старость? Камеру в тюрьме, если будут воровать и нарушать ЗАКОН?


           И О ПАТРИОТИЗМЕ.

      Ещё Маркс и Ульянов указывали, что нет худших патриотов в стране нежели полукровки и нацмены и он прав, ибо каждый патриот своей национальности и своих предпочтений, своих национальных традиций и культуры, а никак не того народа, который их приютил и где они постоянно ищут, как бы в среде этого народа получше устроиться...
     Но если каждый будет знать, что лучше будет жить только при условии его добросовестного труда на благо своего отечества и людей, рядом с которыми живёт, а общество во главе со своим правительством в центре и на местах будет заботиться о каждом, то в людях будет воспитываться и соответствующий патриотизм!
     А для этого достаточно, чтобы был работающий ЗАКОН, который с правом на труд будет КАЖДОМУ гарантировать и право на необходимые для нормального развития СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ БЛАГА достойно труда со всеми правами и свободами обеспечивающими такую законность! Естественно, при свободном доступе ко всем ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДУХОВНЫМ БЛАГАМ СВОЕЙ СТРАНЫ!!!  А когда ЗАКОНОМ будут определяться все СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ на необходимые каждому социально-коммуникационные и интеллектуально-духовные блага, здравоохранение и образование при развитии рынка вне социальной сферы, то что помешает народу быть более благополучнее и счастливее?
     А для этого необходима партия с такими целями и её победа на парламентских выборах!

     Народы России объединялись, в основном, для защиты своих территорий от посягательств на свободу жить по своим законам, ибо сообща это делать легче, и чем больше правители заботились о народе, тем больше было патриотизма у народа! А врагов у России пока достаточно...

      А когда врагов нет, то люди в развитых цивилизованных обществах объединяются в парламентские партии для МИРНОЙ политической борьбы, ибо ПАРТИЯ - это часть населения, организованная для достижения своих ЭКОНОМИЧЕСКИХ целей!

      Нет сомнения, что социальная справедливость, как соответствие действий каждого требованиям ЗАКОНА  иерархического неравенства сложившегося в обществе, измеряется не столько количеством денег или материальных благ получаемых за труд, сколько силой убеждения каждого, что общество живёт как одна большая семья!  Но сегодня в России при варварстве, классовой разобщённости и социальной безграмотности населения наблюдается определённая безвыходность и безысходность многих на данном этапе развития и это будет до тех пор, пока принципы распределения всех благ будут устроены рыночным образом, а говорить о равноправии и справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве. И это понятно, ибо жизнь в семьях подчиняются законам развития самого общества.

      Конечно, только в дружной и сплочённой семье всегда все думают друг о друге, при взаимной заботе и солидарности, хотя и понятно, что у стариков и молодёжи несколько разные требования и потребности, как и у людей разных духовных запросов. Именно поэтому требуется учитывать все моменты жизни в поддержке каждого для обеспечения справедливости, а она должна быть не столько в доходах, сколько в уровне жизни. Необходимо только всегда знать и помнить, что духовное выше материального при условии, что человек не голоден. И сделать необходимо так, чтобы каждый с правом на труд имел и право на необходимые для жизни социальные блага от их общей массы, как и зарплату, количеством по относительному равенству рабочего времени, а качеством по квалификации своего труда на рабочем месте или службы в общественной экономике при сохранении рыночных отношений вне социальной сферы, ибо материальные гарантии надёжнее финансовых.

     Но только сам народ должен решать, хочет ли он жить по таким принципам справедливости и если он объединится в партию с такими целями и она победит на выборах, то все будут вынуждены жить по таким законам. А за нарушение ЗАКОНА строгое наказание по статьям этого ЗАКОНА, перед которым ВСЕ должны быть равны независимо от должности, звания и богатства.  Но если Закон, не имеет процессуально-юридических норм за их нарушение, то это есть только декларация закона, а не закон, ибо нет возможности строго наказать нарушителя закона. Закон должен быть суровым, на то он и ЗАКОН! А начинать всё это в России надо было ещё с 1917 года, только по российским традициям духовности и гуманности!

      Конечно, то, что здесь предлагается, не сделает всех поголовно честными, порядочными и счастливыми, но это без сомнения не только позволит ликвидировать нищету и обездоленность среди честных и трудолюбивых людей, но и богатых не сильно обидит, ибо всё, что будет вне социальных норм остаётся на рынке! А разве только это не стоит воплощения в жизнь подобного устройства общества?

      Только люди лишённые чести и совести будут против такого устройства и можно сделать вывод, каких людей объединяет Российская Федерация, если они не объединяются против своей нищеты и бесправия, а  каждый норовит обмануть друг друга, чтобы выбиться из нищеты, а потом по привычке продолжает делать то же самое...
       А разве есть социально развитые страны, где у власти нет социально прогрессивной политической партии объединённого населения?



        Как-то увидел опубликованные письма Елены Ивановны Рерих (1879 - 1955) и понятия её семьи о СВОБОДЕ:

       "Единственная Свобода человека - это свобода выбора своего пути, когда человек свободен избрать свой путь в жизни общества, чтобы быть полезным ему и окружающей природе, идти по жизни в согласии с порядком и законами мироздания. Судьба же зависит от того, какие усилия и как человек прилагает их для своего благополучия и как пользуется своей свободой. Пойдёт к вершинам Совершенства или к своей гибели? Ещё он вынужден учитывать законы общества, государства, социума. Тут много искусно прикрытых видов рабства. К этому ещё есть стеснение в свободе мысли, веры, слова и в других социальных правах и свободах.

        Серьёзные цепи рабства надевает на себя сам человек. Раб страстей и желаний, суеверий и предрассудков, глупых убеждений и верований никогда не сможет быть свободным. Это рабство хуже и значительнее социального рабства. Освободить себя от всех степеней духовного рабства может только сам человек и никто другой. Но только при условии, что любой член общества защищён соответствующими законами от какого-либо внешнего угнетения и рабства кроме рабства от своей естественной потребности жить счастливо. Только постоянная борьба не с ближними, а с самим собой через знания и самосовершенствование к сплочению единомышленников в стремлении к совершенствованию социально-экономических законов своего общества на пути к справедливости и к гармонии с внешним миром можно сделать из раба свободного человека".

    Или она не права?   


    По теме -

   http://www.proza.ru/2017/10/06/720

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        Если вам здесь что-то понравилось, и у вас желание и средства разместить это для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и вам для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте... 
        Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!

        БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

        А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую или другую тему, то достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например: - Махолёт. Аникеев. Проза.ру.

        Благодарю за прочтение и неравнодушие!!!