Меловой Мелевой брод Пахнутцевой дороги

Андрей Словохотов 2
Меловой (Мелевой)брод  на Сейме - начало знаменитой, но малоизвестной(!) Пахнутцевой дороги. Описание его дается в Книге Большого Чертежу:

А ниже Лещина 10 верст пала в Семь речка Хон, а вытекла Хон из под Пахнутцковой дороги.
А Пахнуцкова дорога промеж Лещина и Хону от реки Семи в Мелевой брод.

...а ниже Семицы Донецкие и Лещина на семи Меловой брод, а в тот брод з дороги и с Ызюмские ходят татарове в Русь к верху реки Оки и к реке к Сосне в Луковской брод, а проходят теми дорогами с верху Оки реки по Пахнутцовои дороге на Кромы и на Орел; а Луковскою дорогою на Мценские, и на Новосильские, и на Черньские места. А ниже Мелового броду пала в Семь Семица Ржавая, а Семица Ржавая вытекла от верху речки Псельца.

Найти на современной карте реки Хон и Лещинку не так уж и сложно. Сегодня это Солнцевский район Курской области. Однако гораздо было бы интереснее изучить все изгибы Пахнутцевой дороги в этом междуречье!

Интересно и то как осваивались эти земли. Московское государство не теряло интереса к Меловому броду с 1570-х и до возведения Белгородской черты. Такой вывод можно сделать ознакомившись со следующими фактами.

1. С 1571 г. здесь располагалась стоялая голова из Орла:

Пригоже быти на поле четырем головам: ...а четвертой голове стояти со Орла на поле на Семи, усть Хону. (Книга Московск. Ст. № 1-й, л. л. 39—46)

2. В 1579 г. здесь планировалось установить сторожу также из Орла:
 

№28-й Распрос боярином И. Р. Юрьевым станичных голов о лучшем способе охраны Калмиюсской дороги и приговор о расположении голов и станиц в степи.
И учинити бы сторожа с Орла на Семи повыше Мелового броду усть Ещина, а поставити бы человек 10 или с 15; а розъезжати б направо вниз по Семи до усть Хону, проезду полднища, а назад тож; а налево верх по Семи до Кутлубани до Юшкова боярака, та сторожа устережет все царевы дороги и больших воинских людей походы, которые ходят через Донец и Муравским шляхом; а стояти б головам по два месяца и с проездом.(АМГ 1 51 стр).

3. С 1587 г. здесь стояла сторожа из только что отстроенных Ливен:

№31 1586-1587 гг. №31 Боярский приговор по поводу выписки из приговоров с 1573 по 1581 г. о расположении голов и станиц в поле, о новом расположении голов и станиц, с приложением росписи Ливенских сторож и Воронежских 1587. Роспись сторожем Ливенским.
3-я сторожа на Семи у Мелового броду, а быти на ней стороже с Ливен 6 человек, а перезжати им вниз по Семи верст с пятнадцать до Индинсково городища, а верх по Семи до Высады а съезжатца им с Пузацкими сторожами с Ливенскими, а проезду днища, а назад тож.

4. В 1590-е через Меловой брод в "Росписи польских дорог" предлагалось держать связь с Карповым сторожевищем и будующим Белгородом:
А с вестью бежать от Карпова к Ливнам на верх речки Ворскла и верх Псла подле Муравские дороги в меловой брод а за Семью Муравская дорога тому вестовщику будет в праве верстах в 10 а инде и в 15 и в 20 да через Семь и к Ливнам места пришли польские и дубровы и бояраки есть и в дубровах и в бояраках леса  есть не великие а больших лесов нет а бежать от Карпова сторожевья до Ливен о дву конь на скоро пол 3 дни.
Да и с Карпова же сторожевья бежать с вестми на Орел или во Мценск или в Новосиль до Семи тою ж дорогою в меловой брод и за Семь бежать верст за 10 тою ж дорогою да поворотить на лево к Орлу или ко Мценску или к Новосили куды будет мочно проехать а бежать с вестью от Карпова сторожевья на Орель или во Мценск или в Новосиль 4 дни.

5. Наконец после возобнавления Курска здесь стояла 25-я курская сторожа  (а в верховьях реки Хон 3-я курская сторожа).:
“25-я Сторожа на меловом броду на реке на Семи имаетца меж Курска и Оскола верст с 60-ть, а видеть с нее за реку за Семь на полскую сторону болшие полки в 5 верстах, а с Курские стороны не видеть, а малые полки в 2-х верстах, проезду с той сторожи верх по Семи до усть Пузатой Семицы верст с 30-ть”
 
(Беляев И.Д., 1846. С. 72–73).

Очевидно, что для курских краеведов и историков есть не сложная и интересная к решению задачка. Фотоотчет по результатам разедки тех мест был бы красивым штрихом к истории Курско-Белгородского края.

Новосельский упоминает что 5 мая 1636 г. отряд татар в 350 человек в Меловой (ина­че — Мелевой) брод перешел р. Семь (Сейм) к ее притоку Лещину.

Смотрите мой фотоотчет