Кто стучится в дверь ко мне...

Томас Памиес
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой "5" на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
                СМ Маршак - ”Почтальон”
---
ПОЧТАЛЬОНАМ ВСЕХ ШИРОТ ПОСВЯЩАЕТСЯ.

Эта фотография 1913 г оставила нам память об одной любопытной услуге американского пост-офиса того времени, когда почтальонам вменялось, кроме разноса писем и пакетов, передавать детей с (нотариально заверенного, разумеется) разрешения родителей определенному лицу. Комфортно рассевшийся в почтовой сумке бутуз с надутыми щеками чувствует себя большим начальником, уверенно ведущим важное совещание, а почтальон смотрит на нас с серьёзным выражением, которое не оставляет сомнений, что возложенное на него задание будет всенепременно выполнено. Вскоре эта услуга доставки детей на дом была отменена.

Непростая профессия почтальона привлекательна своей свободой и ответственностью. Люди ждут вестей, порой очень важных, поэтому не менее важно доставить им оные без задержки и вовремя. Правда, ныне былая радость от получения весточек канула в небытие, поскольку основную часть писем, которую мы находим в почтовом ящике составляют реклама, счета и штрафы. Порой даже не хочется открывать конверт.

Конечно же следует радоваться, что с момента изобретения электронной почты люди открыли для себя, казалось бы уже вымерший, эпистолярный жанр и стали интенсивно переписываться вновь, как в добрые старые времена. К тому же, сам процесс письмописания не только полезен для извилин и укрепления интелектуальной дисциплины, но и выявляет спящие доселе в индивиде способности, о которых тот даже и не подозревал.

Но это одновременно, приблизило и скорое исчезновение профессии почтальона, насчитывающую не одну тысячу лет. В Канаде, к примеру, уже объявлено,что должность разносчика писем по адресам будет сокращена через пять лет. Получатели корреспонденции перейдут на самообслуживание, забирая письма в абонементных ящиках ближайших почтовых отделений.

Вот и захотелось, раньше чем наступит “почтальонный ледниковый период” посвятить несколько строк милым нашим письмоносцам.

Погружаюсь в Интернет в поисках информации на сей предмет. Боже мой! Там столько интересного, что не только на очерк, на книгу хватит! Не буду занимать читателя подробностями, тем более, что он сам, при наличии времени и интереса, может проделать этот экскурс самостоятельно и лучше меня. Рекомендую, однако, почитать на досуге историю почты. Очень увлекательно и поучительно.

Если вкратце, то впервые почтовое сообщение появилось около 5000 лет назад в Месопотамии для передачи информации, запечатлённой в виде глиняного письма. Копаю дальше: всем известна история гонца Филипида, который в 490 году до нашей эры  донёс в Афины (устное) известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения, но мало кто знает, что древние римляне развили и усовершенствовали почтовое дело до строгого регламента. Империя была огромной и власти (читай очередной император) требовали быстрой доставки донесений и писем во все её уголки. На протяжении всей истории всегда, именно власти, были заинтересованы в развитии и монопольном контролировании почты. Не удивительно: кто владеет информацией, тот владеет миром.

Само слово почта произошло от латинского“mansion pozita” – «станция в пункте». Во всем мире с появлением гонцов, передающих письменные послания, стали строить специальные станции, на которых гонцы могли сменить лошадей и сменяться сами.

Русская почта–одна из старейших в Европе-зародилась в самом начале образования Киевской Руси в IX-X вв. В те времена крестьянство обкладывалось специальной повинностью, которая называлась “повоз”. Население обязано было поддерживать в порядке дороги, предоставлять для государственных нужд подводы с лошадьми, продовольствие и проводников. В дальнейшем «повоз» стал основой для создания почтовых служб. Почтальонами служили кучеры, то бишь ямщики, состоявшие на государственной службе и выполняющие ямскую повинность. Примечательно, что ямская гоньба существовала только в России, ее особенность заключалась в том, что лошадей гнали от яма к яму, не давая им корма. Слово «ямщик» происходит от татарского слова «ям», обозначающего «дорога» и означает «проводник».

Интересна и волнительна история писем–треугольников. Великая Отечественная Война принесла очередное испытание почтовикам: обеспечение бесперебойной связи между фронтом и тылом. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток, в такой ситуации и родился знаменитый «солдатский треугольник». Ежемесячно в действующую армию доставлялось до 70 миллионов писем(!). Почтовые вагоны прицепляли к самым срочным воинским эшелонам, почта перевозилась самолетами, автомобилями, пароходами, мотоциклами – всеми возможными способами. Письма–треугольники приходили к бойцам, вследствие четко налаженной организации почтовых служб и, безусловно, благодаря полевым почтальонам, которые в поисках адресата шли на передовую с риском для жизни.

Гонцы–скороходы меняли способ передвижения, но оставались ещё очень долго основным способом передачи информации во всех странах и на всех континентах. Никто ничего лучшего не придумал. Современные средства информатики и транспорта  позволяют пересылать гораздо быстрее и несравненно больше почтового груза. Гонцов теперь заменили специализированные компании экспресс почты. Они доставляют нам письма и посылки с другого конца света за считанные дни. И несмотря на этот прогресс, пока еще остался пусть редкий, но близкий сердцу пеший почтальон со своей сумкой или  тележкой на колесах...

Об одном из них очень трогательно рассказано в кинофильме “Почтальон”(Il Postino) режиссёра Майкла Рэдфорда. Знаменитый чилийский поэт Пабло Неруда (Филипп Нуаре), вынужденный по политическим мотивам покинуть родину, поселяется на небольшом живописном итальянском островке, где время течет медленно и всё располагает к спокойному созерцанию окружающей красоты и  вдохновлению. Не в силах справиться с огромным количеством корреспонденции, поступающей от поклонников, поэт нанимает сына рыбака Марио Руопполо (Массимо Троизи) поработать для него почтальоном. Тот каждый день приезжает к нему на велосипеде, и поскольку Пабло Неруда его единственный заказчик, они часами разговаривают о жизни и о поэзии. Поэт, заметив и оценив в скромном и застенчивом Марио тонкость и восприимчивость к поэзии, помогает ему завоевать сердце местной красавицы Беатриче (Мария Грация Кучинотта). Наивный и прекраснодушный Марио использует нерудовские стихи, добавляяя придуманные им самим соблазняющие метафоры и тем самым очаровывает красивую Беатриче. Потихоньку, не без помощи чилийского поэта, стихи Марио становятся более зрелыми. Пабло Неруда возвращается на Родину в Чили,  а Марио женится на Беатриче, у них рождается сын...

Вновь приехав через несколько лет, Неруда запоздало узнаёт о смерти Марио. Беатриче передает ему стихи мужа записанные на магнитофонную плёнку. Глядя на бескрайний морской пейзаж, Неруда слушает их в тишине, прерываемой криками чаек. Стихи эти навсегда останутся в его душе. Одна из фраз  особенно западает в память: “поэзия не принадлежит тому, кто её пишет, а тому кто в ней нуждается”.

 Если кто не видел этой картины, очень рекомендую. Великолепный сценарий, афористичные диалоги, размеренный ритм, безупречная игра актеров, раслабляющая атмосфера очаровательного рыбацкого городка, чарующая природа подарят вам волшебные моменты истинного наслажения. Вот, например, один пробирающий диалог:
- Мне понравилось , когда Вы пишете: “Я устал быть мужчиной”, - Иногда я тоже себя так чувствую, но не могу этого выразить, как Вы, дон Пабло
- Поэты пользуются метафорами, Марио
- А что такое метафора?
- Ну к примеру, небо плачет, что тебе говорит?
- Что идет дождь.
- Это и есть метафора
- Как просто!
Исполнитель главной роли и соавтор сценария Массимо Троизи отказался от операции на сердце, чтобы закончить съемки в этой картине. На следующий день после их завершения у него случился сердечный приступ, который и стал причиной его смерти. Его игра в картине настолько блистательна и эмоциональна, что кажется (да так и есть на самом деле), что роль нашла своего идеального исполнителя. Будто бы Массимо чувствовал, что эта невероятная по своей энергетике картина станет его лебединой песней.

И последний штрих в тему о посланцах - тоже, своего рода, почтальонах.
Посетив в этом году в Москве Новоспасский монастырь на Таганке, основанный в XIII веке и зайдя в Храм–усыпальницу Романовых, автор прочитал и переписал себе в блокнот любопытное письмо за подписью императора Александра II составленное на имя высокопоставленного чиновника императорского двора. Привожу его содержание, сохраняя полностью форму и стиль, ибо не могу удержаться от удовольствия поделиться с читателем со столь интересным документом середины XIX века, написанным, хоть и в напыщенном барочно-чиновничьем стиле, но на том прекрасном русском, которым сегодня - прагматизм берет своё -  никто не пользуется. А жаль.
Итак :
“Божею милостию мы Александр Вторый император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая...
Объявляется сие всем и каждому кому в том выдать надлежит, что показатель сего Александр Толстой отправляется отсюда курьером через Берлин в Туринг.
Того ради дружебно просим все высокие области и приглашаем каждого , кому сие предъявится. Нашим же Воинским и Гражданским Управителям всемилостивейше повелеваем сказанного Александра Толстого не только свободно и без задержания везде пропускать, но и всякое благоволение и вспоможение ему оказывать.
Во свидетельство того и для свободного проезда дан сей паспорт с приложением нашей государственной печати в Петербурге сентября 24 -го 1860 года
По указу его Императорского Величества.
Печать и подпись”.

Пусть эти заметки послужат маленькой премией, знаком внимания, данью уважения уходящему сословию письмоносцев, приносящих нам и нашим предкам весточки издалека, иногда грустные, но большею частью, добрые и жизнерадостные.

Слава почтальонам!

Счастливо оставаться и будьте здоровы!