Коварный Цезарь

Ольга Анцупова
Первое знакомство нашего коллектива с Мадлен Карловной - героиней этого рассказа - упомянуто здесь:
http://www.proza.ru/2011/03/26/470


Ровно в 12:00 в субботу Мадлен Карловна решительно переступила порог ресторана с незатейливым названием «Приятного аппетита», причем брезгливое выражение ее лица ясно говорило о том, что ничего хорошего от общепитовского заведения с такой банальной вывеской она не ждет.

Минут пять дама оглядывала полупустой зал, прицеливаясь к столам, покрытым красивыми вишневыми скатертями. Наконец, с посадочным местом она определилась, и услужливый официант тут же принес ей меню. Мадлен Карловна начала внимательно вчитываться в каждое наименование, тщательно изучая ингредиенты предлагаемых блюд. Со стороны казалось, что она ищет не подходящее ей кулинарное лакомство, а выискивает орфографические ошибки в тексте.

Минут через двадцать Мадлен отодвинула от себя меню и позвала официанта:
- А какое блюдо в этой вашей забегаловке претендует на фирменное?
Лицо юноши окаменело – он понял, что сегодня не его день, и за какие-то грехи именно за обслуживаемый им столик уселась особь, запланировавшая отравить ему субботнее настроение.
- В нашем ресторане имеется два фирменных блюда, - выделив интонацией слово «ресторан», официант вежливо продолжил. – Это салат «Цезарь с семгой» и «Суп-пюре из шампиньонов».

Мадлен Карловна оживилась – хищный блеск в ее глазах не оставлял никаких сомнений в том, что она приготовилась сегодня «оторваться по полной»:
- Я вас, юноша, спрашиваю о «фирменном блюде», а не о том, что готовят у вас там на задворках.
- В смысле? – растерялся официант.
- А в том смысле, - с наслажденьем смакуя каждое слово, отчеканила Мадлен, - что меня интересует, чем таким особым может похвастаться ваша кухня.
- Я и говорю – «Цезарь» и «Суп-пюре из шампиньонов»!
- Позови-ка ко мне управляющего, - с довольным выражением лица переходя на бесцеремонное «ты» выдохнула Мадлен Карловна.

Через пару минут у ее столика появился управляющий Денис Денисович.
- Мы рады приветствовать вас в нашем ресторане «Приятного аппетита» - ресторане с демократичными ценами и оптимальным соотношением «цена-качество», - заученно бодро выпалив эту фразу, Денис Денисович замер, ожидая ответной реплики посетительницы. Реплика последовала незамедлительно:
- «Соотношение» - это, конечно, хорошо. А вот разницу между «фирменным блюдом» и просто «блюдом» в вашей столовой кто-нибудь знает?
Денис натянуто улыбнулся:
- А в чем проблема?
- Да, собственно, ни в чем, - равнодушно пожала плечами Мадлен. – Я лишь поинтересовалась «фирменным блюдом» этой забегаловки, а ваш халдей предложил мне «Цезарь» и «Суп-пюре из шампиньонов».
- Отличный выбор! – восторженно воскликнул Денис. – У нашего шеф-повара эти блюда получаются лучше всего. Такого салата и супа вы нигде больше не попробуете!

Мадлен Карловна ядовито спросила:
- Скажите – я что, похожа на человека, впервые решившего пообедать в ресторане? Или, быть может, вы полагаете, что я только вчера закончила эволюционировать?
Денис растерялся, и пока он собирался с мыслями, посетительница перешла в наступление:
- Дайте мне жалобную книгу! Немедленно! Я вам туда большими печатными буквами напишу, что «фирменное блюдо» - это блюдо оригинальной авторской рецептуры с фирменным названием. Интеллектуальная, так сказать, собственность конкретного ресторана.
- А-а-а, вы об этом, - облегченно произнес Денис Денисович. – А мы-то вам предлагаем то, что повкуснее.
- Вот как? – ехидно ухмыльнулась посетительница. – Надо полагать, что ваше «фирменное блюдо» в рот не вломишь? В этой забегаловке съедобны только «Цезарь» с «Супом-пюре»?
- Нет! Ну, почему же сразу «не вломишь»? Очень даже вломишь!

Мадлен Карловна пригвоздила Дениса ледяным взглядом. Видимо, ее взгляд рикошетом скользнул и по официанту, который уже давно стоял, уныло слушая диалог управляющего с вредной теткой. Официант вздрогнул, вытянулся и застыл.
- Я так понимаю, что ваше «фирменное блюдо» настолько засекречено, что до сих пор мне его никто не назвал? Или же его вовсе не существует в природе? – продолжила допрос Мадлен.

Денис начал раздражаться, но, к счастью, вредная тетка неожиданно заявила:
- Короче! Раз «Цезарь» - это единственное, что даже по оценкам халдеев, можно здесь есть, дайте мне «Цезарь». Надеюсь, я не буду два часа дожидаться, пока его настрогают?

Через полчаса перед Мадлен Карловной уже стояла тарелка с салатом. Однако на этом испытания бедного официанта не закончились. Сначала дама с неподдельным отвращением на лице брезгливо изучила столовые приборы, пытаясь, судя по всему, невооруженным глазом разглядеть на них бактерии и вирусы. Потом она тщательно протерла салфеткой вилку и расковыряла ею салат, размазав его по всей тарелке на составляющие части. Каждый кусок перед отправкой в рот был ею тщательно обнюхан. Наконец, убедившись, что от «Цезаря» ничего не осталось, она подозвала официанта. Юноша забрал тарелку и задал дежурно-вежливый вопрос:
- Надеемся, вам понравился наш салат?

Мадлен Карловна облила его презрением и вынесла свой вердикт:
- Во-первых, в этой пародии на «Цезарь» нет и намека на салат ромэн. Во-вторых, в нем не помидоры черри, а обыкновенные томаты. В-третьих, сыр здесь явно не пармезан. В-четвертых, семга не слабосоленая, а пересолена на нет. В-пятых, чеснок пережарен. В-шестых, в соусе не оливковое масло, а обычное подсолнечное. Дальше продолжать?

Официант замотал головой.
- Поэтому я платить за эту бурду не собираюсь!
- Как? Так нельзя! – возмутился юноша. – Если вам не понравилась еда, надо было сразу отказаться от блюда, а вы съели салат до последней крошки и даже соус хлебом подтерли!

Мадлен Карловна моментально побагровела:
- Чего? Да я тут вас всех засужу! Да я ресторан ваш закрою за нарушение прав потребителей!

На ее крики к столику опять подошел управляющий и, стараясь говорить спокойно, вежливо поинтересовался:
- Что на этот раз случилось?
Вместо посетительницы ответил окончательно разозлившийся официант:
- Эта халявщица беспонтовая все нагло сожрала, а бабки платить не собирается!
- Я не расслышал, Леонид. Что вы сказали? – строго уточнил управляющий.
- Я говорю – посетительница получила счет, а оплачивать его отказывается!
- Вот как! – Денис укоризненно покачал головой и неожиданно резко обернулся к насытившейся Мадлен Карловне. - Уважаемая! Ваши действия подпадают под статью 165 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».

- А я никого и не обманываю! – с вызовом огрызнулась правонарушительница. – Я заявила прямо, что ваша еда - дрянь. А халдей ваш еще и хам в придачу! Я, вообще, собираюсь жаловаться на вас и вашу забегаловку в Роспотребнадзор!
Немного подумав, она добавила:
- И еще в прокуратуру! Но платить не буду!
Денис мягко удержал Мадлен Карловну за плечо, не давая той встать:
- Нет-нет, так не пойдет! Или вы сейчас же платите нам по счету, или я вызываю полицию. Чаевые можете не давать, это ваше личное дело.
- Что-о-о?! – возмутилась Мадлен. – Вы мне еще и угрожаете? Войны захотели? Будет вам война! Я камня на камне от вашей низкосортной столовой не оставлю! Я вас засужу!
- Давай-давай! Жалуйся! Мы такой на тебя встречный иск накатаем, что ты еще сто раз пожалеешь! – дал, наконец, волю своим чувствам Денис Денисович. – Я не только с тебя оплату счета до последней копейки потребую, но еще и моральный ущерб ты мне возместишь!

…Прошло три дня и управляющего вызвали повесткой в суд. Но вовсе не по ситуации с отказом Мадлен Карловны оплачивать ресторанный счет, а в связи с ее… тяжелым пищевым отравлением во вверенном ему заведении.

Предположение Дениса, что потерпевшая отравилась собственным ядом, понимания ни у судьи, ни у самой Мадлен не нашло. Более того, это его опрометчивое заявление из маленькой искры взаимной неприязни мгновенно раздуло огромное пламя ненависти, так что, предлагать обеим сторонам пойти на примирение было уже бессмысленно. Мириться никто из них не хотел, но объективно преимущество было, конечно же, на стороне Мадлен Карловны. Причем это преимущество она предусмотрительно оформила ворохом справок из медучреждений. Кроме того, своей артистичностью Мадлен могла затмить таланты театральных трупп МХАТа и Мариинки, вместе взятых. Мимика, жесты, голосовые модуляции – все у этой женщины работало на усиление смысла многочисленных слов, которые плавно вытекали из ее ярко накрашенного рта.

Если до этого кто-то из участников судебного процесса уже успел позабыть Тургеневскую цитату о великом и могучем русском языке, то сольное выступление Мадлен Карловны убедительно доказало правоту знаменитого писателя. И при других обстоятельствах Денис Денисович просто восхитился бы умением этой женщины придавать обычным словам неожиданные оттенки, сочетать их самым непредсказуемым образом и даже вытягивать из них смысл, который никогда в них не присутствовал. Проще говоря: переворачивать ситуацию с ног на голову.

Потерпевшая слабым голосом рассказывала притихшему залу, в целом, ту же самую историю, что поведал им и Денис, но почему-то в ее исполнении получалась совсем иная картина.

Да, она, действительно, зашла в заведение «Приятного аппетита», чтобы пообедать. Трудовая неделя выдалась настолько тяжелой и изнурительной, что у нее просто не было сил самой заниматься готовкой на выходных. Поэтому она решила впервые изменить своим принципам и поесть где-нибудь в ближайшем кафе.

Ближайшим, на ее беду, оказался ресторан Дениса Денисовича. И хотя уже с порога ей бросилась в глаза неопрятность обслуживающего персонала, грязные скатерти на столах и мятые гардины на окнах, она все же решила здесь перекусить. К ее полнейшему разочарованию, официант оказался в своей профессии абсолютным дилетантом. Но это еще полбеды: гораздо хуже было то, что этот юный гарсон больше смахивал на уголовника, чем на добропорядочного гражданина, да и изъяснялся он на соответствующем языке, используя такие некрасивые слова, как «беспонтовый», «бабки», «жрать» и другие, которые она не может здесь процитировать, будучи человеком исключительно интеллигентным.

Далее Мадлен Карловна плавно перешла к облику управляющего.

Как следовало из ее печального повествования, попытки обрести поддержку в лице Дениса Денисовича тоже ни к чему не привели. Мало того, что он поощрял дерзость своего подчиненного, так оказалось еще, что он и сам имеет смутные представления о ресторанном бизнесе. Поэтому, уже уставшей от бессмысленных пререканий с сотрудниками ресторана, Мадлен Карловне  пришлось ограничиться заказом самого нейтрального блюда – салата «Цезарь», который, как известно, может сносно приготовить любой первоклассник.

Но и на этом ее страдания не закончились: ей пришлось очень долго ждать заказ, но когда его принесли, она испытала настоящий шок от увиденного. По словам Мадлен Карловны, на блюде возвышалась горка небрежно накромсанных овощей, среди которых сиротливо выглядывали три малюсеньких кусочка семги. Практически, ни один из ингредиентов не соответствовал классическому рецепту «Цезаря» и ей стоило большого труда съесть это некачественное и неэстетичное блюдо.

- Но зачем же вы его в таком случае ели? – не удержался от вопроса судья.
- Чтобы окончательно убедиться в его несъедобности, - последовал уверенный ответ.

Нелогичность поведения Мадлен Карловны, по идее, должна была бы посеять сомнение в головах служителей Закона, если не в ее вменяемости, то хотя бы в ее правдивости. Но этого не произошло, так как волею все той же Судьбы дело Дениса Денисовича попало в руки судье, еще недавно лежавшего в реанимации после посещения местного суши-бара «Японские вкусняшки». Поэтому в глазах этого жреца Фемиды ресторатор Денис Денисович изначально был особо опасным вредителем, готовым ради личного обогащения скармливать беззащитному населению заведомо плохие продукты…

-----------------------

Отрывок из книги "В лабиринте Судьбы. И в шутку, и всерьез"