Понты дорогого стоят

Лора Зиндер
                Вы эти понты почем покупали?
                Слишком дешево выглядят...
 
История умалчивает о том, когда именно появились понты, хотя, возможно, что они существовали во все времена. У этого явления нет национальности,  нет четко выраженных сословно-финансовых критериев,  нет границ и нет истории происхождения. Люди всегда были тщеславны и больше хотели казаться, чем быть.
Не исключено, что у Александра Македонского были свои понты, с которыми боролся мудрый Аристотель, а Петр Первый отчаянно понтовался перед боярами.

“ С бумагой в стране напряженка!”

В Советском Союзе была “напряженка” не только с бумагой, как в известном фильме, но и со всем остальным, включая понты. Понтоваться было нечем, не зачем и не перед кем, ведь все были примерно уравнены. Ну, не понтоваться же среднестатистической семье банкой зеленого горошка, добытой к 8 марта?
Но в 90-ые годы пришли “малиновые” пиджаки с их “цепурочками голдовыми” и начался расцвет эпохи понтов.
Первые понты были также тяжеловесны и неуклюжи, как и огромные джипы “новых русских”. Сегодня проявления понтов из той эпохи и персонажи  90-х редки, как вымирающие динозавры. Возможно, потомки будут с интересом заглядывать в музеи “быта новых русских”, рассматривая все гротескные атрибуты их “понтов” в виде золотых унитазов.

Праздник нашей улицы

Первые мобильные телефоны, появившиеся в ту эпоху,  были недоступны обычным людям и возносили своих владельцев скоростным лифтом прямиком к небожителям.
У одной из моих однокурсниц в МГУ был этот самый пресловутый мобильный телефон. Как же  он божественно звонил у нее в сумочке, когда мы все ехали в лифте первого ГУМа, набившись,  как сельди в бочке. Она лениво доставала его из сумочки и мы все замирали:

- Я вас слушаю, - важно говорила она, еле удерживая тонкими наманикюренными пальчиками огромный аппарат устрашающего вида.  Я в лифте, не слышу, перезвоните мне…

Праздник пришел на нашу улицу в виде относительно доступных большинству населения пейджеров. Теперь понтоваться, не имея пейджера, было странно и смешно. Но нужно было не просто тихо в кармане носить пейджер, а еще привлечь внимание  широких масс к нему. Для этого один мой знакомый студент выходил во время лекции в вестибюль к телефонному автомату, звонил оператору, чтобы оставить  сообщение самому  себе. И гордо возвращаясь в аудиторию, ждал позывных. Есть!... С задумчивым видом он вытаскивал пейджер из кармана и долго изучал свое же собственное сообщение.

Ведь я этого достойна!

Затем страну захлестнула “брендомания”: мы с  подругами искололи себе все пальцы, перешивая  драгоценные лейблы с поношенных вещей на новые  “no name”. Московская  комиссионка брендовых вещей с говорящим названием «Мечта» пользовалась бешеной популярностью.
В глянцевых СМИ началась массовая агитация вещей-luxury  c убедительным призывом «Ведь ты, Машка Брюхина, из Верхних Выселок, этого достойна!»
И нам так захотелось в это поверить…

Доброе утро с Дусей Пупкиной

Но с появлением глобальной сети, гаджетов, и социальных сетей, так быстро захлестнувших нашу жизнь, у понтов появились новые перспективы и пришли неожиданные возможности…
Теперь  “колотить понты” стало просто, как никогда.
Канули в лету толстенные фотоальбомы, забитые дублирующими друг друга целыми сериями одинаковых “кодаковских”  фотографий “Я в Греции у фонтана”. Их вытеснили виртуальные альбомы, без которых мы вряд ли сегодня представляем себе полноценный отдых.
Быть в Стамбуле, сфотографироваться на фоне голубой мечети Султана Ахмета,   и не выложить такое  “оригинальное” фото в социальные  сети -  это еще хуже,  чем “Увидеть париж и умереть”.
Вошло в моду “понтоваться” едой, которую ешь, видом из окна, даже  спортивной тренировкой. Социальные сети помогают придать нашей заурядной жизни какую-то значимость, это не просто яичница с помидорами,  это -  мой завтрак. И я, Дуся Пупкина, желаю всем доброго утра!

- А король-то голый!...

Встречаются и  “зарабатывающие” понты, использующие тщеславие людей себе во благо.
- У нас дорого, круто и не для всех!
Если такие призывы находят отклики у потенциальных клиентов и покупателей, то это считается отличным маркетинговым ходом. Если нет, то выглядят такие потуги по меньшей мере жалко…
Есть определенная  категория людей, ведущихся на понты,  как крысы на  волшебную флейту. Знакомый пиарщик рассказал владельцам крупной строительной  компании, ребятам «от сохи», о том, какой должна быть рекламная кампания их нового жилого комплекса. Свою речь он щедро пересыпал  новомодными терминами и таинственными намеками на некую международную креативную команду, чьими услугами пользуются арабские шейхи и монакские принцы. За близость к мировой элите ребята выложили тройную цену. Результат был грустен, как в сказке про голого короля.  Только вместо короля ребята получили рекламный щит с наглым ухмыляющимся мужиком южной национальности с волосатой грудью, вальяжно развалившимся на фоне бассейна.
Понты, реально, работают. Еще со времен Шекспира «гремит лишь то, что пусто изнутри».

А если понты неискоренимы, то не лучше было бы «понтоваться» благотворительными делами на благо обществу и меряться тем, кто больше помог беженцам, детям, которые  после наводнения остались  без родителей, бездомным собакам или умирающим ветеранам?
Но это, скорее,  из разряда утопий. Гораздо легче пытаться привлечь  к себе внимание и самоутверждаться фотографиями «я и Эйфелева башня», ужинами и  check-inами в отелях.