Исполнение пророчеств о Пришествии Христа Часть 3

Николай Старовойтов
Однако уместно после всего того,что было сказано в этом исследовании,ещё послушать,как евреи ожидали Пришествия Мессии.Иосиф Флавий в книге "Иудейская война" пишет: "То же,что особенно побуждало их к войне,был двусмысленный оракул,который содержался также и в Законе,что в это время кто-то из них должен стать правителем вселенной" (Vl,31).Основой этого двусмысленного,как его характеризует Иосиф,оракула,было пророчество Иакова,которое мы уже разбирали выше и согласно которому Мессия придёт тогда,когда в Израиле будет назначен неиудейский царь: "Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его,доколе не приидет Примиритель,и Ему покорность народов" (Бытие 49:10).Действительно,незадолго до Пришествия Христа римляне назначили царём Ирода и таким образом прервали царствование потомков Иуды,так как Ирод был не иудеем,а идумеем.
 Тогда главным объектом ненависти для иудеев был римский император,от тирании которого они так хотели избавиться.Поэтому они ожидали Мессию как избавителя не только от греха и смерти,но и от римского владычества.Таким образом,они готовы были принять любого обманщика,который пообещал бы им эту свободу... "Иудейская война" Иосифа подробно рассказывает о лжемессиях,которые появлялись в l веке н.э.
 Первым лжехристом был Досифей,потом- Симон волхв,позже- Февда и после него Менандр,который присвоил себе имя "Спаситель мира".Даже царь Ирод попытался явиться Мессией и стал родоначальником ереси иродиан [179].
 Последнее восстание евреев возглавил в 132 году н.э. лжемессия Симеон Бар Косиба,имя которого означает "сын лжи".Его последователи называли его Бар Кохба (сын звезды) и утверждали,что он исполнит пророчество о звезде: "Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл [человек] от Израиля" (Чис.24:17).Как мессию его почитали и некоторые раввины,пока поднятое им восстание не подавил в 135 году н.э. посланный императором Адрианом полководец Симеон Юлий.Бар Косиба при этом был убит [180].
 Таким оживлённым было ожидание Избавителя,что даже Талмуд упоминает,что очень много язычников приходило в Иерусалим,чтобы увидеть Спасителя мира [181].
 Так как же можно было не увидеть в этом множестве лжемессий и в той уверенности в предстоящем Его Пришествии,которая царила в те времена,свершение пророчеств и всех соответствующих текстов,как это расценивали и сами евреи?И тем не менее они не узнали в лице Иисуса ожидаемого Христа,так как Он не освободил их от римлян,и обрушивали проклятия на всякого,кто считал эту эпоху эпохой Пришествия Мессии:"Все сроки для Мессии прошли.Прокляты все те,кто считают это время временем Мессии!"[182]

 Вот насколько глубоко было заблуждение,в которое впала религия Израиля: евреи настолько отдалились от открытых им Богом истин,что с первых веков Христианства,в сущности,заменили свои Священные книги другими- неточными их толкованиями: Талмудом и Таргумом,которыми пользуются до сих пор и которые отражают их отстранение от Завета,заключенного некогда с ними Богом.

 Есть интересное сообщение,найденное профессором Лехманн-Хаумптом у Иоанна Александрийского (Vll век н.э.),заключающееся в выдержке из Иосифа Флавия.В этом варианте книги Флавия сообщается,что Иисус в возрасте 33 лет был обвинён Иудеями в желании уничтожить их веру и заменить на новую; в Иерусалиме вспыхнуло восстание; ночью Иисус был арестован и предан Пилату,который "либо под внушением страха,либо будучи подкуплен,приказал его распять,хотя и не нашёл в нём никакой вины."Интересно упоминание о ночном аресте,ранее встречаемое только у Евангелистов.Восстания в Иерусалиме в это время не было- это точно,а ночные волнения были обычным явлением для Иерусалима.Даже если данный отрывок и является апокрифом,то у нас появляется ещё одно свидетельство того,что Иисус умер в возрасте 33 лет.Причём эта информация из другого независимого источника.
 Господь Иисус сказал: "Огонь пришёл Я низвесть на землю,и как желал бы,чтобы он уже возгорелся!"(Луки 12:49)
 И веками ежегодно в Великую Субботу пред Православной Пасхой над Своим Живоносным Гробом в Иерусалимском храме Воскресения совершает Господь великое чудо- сошествие Благодатного Огня,- и 33 свечи по числу земных лет Спасителя зажигают православные священнослужители от Благодатного Огня.

 Воскресение Христа- это историческое событие,имевшее определённое пространственно-временное значение.
 Профессор Уилбур Смит отмечает по этому поводу,что "значение Воскресения- вопрос богословский,факт же Воскресения- вопрос исторический; природа Воскресения Иисуса во плоти может оставаться загадкой,но факт исчезновения тела из гробницы следует объяснять с помощью исторических свидетельств.
 Речь идёт о конкретном историческом месте,о конкретном владельце гробницы,жившем в первой половине первого века;гробница была вырублена в скале близ Иерусалима,и стены её состояли не из какой-нибудь призрачной субстанции или облачной пыли,но из минералогически определённого материала.Стражники перед гробницей отнюдь не были воздушными существами с Олимпа;Синедрион представлял собой совет реальных людей,часто собиравшихся на свои заседания в Иерусалиме.Обильные письменные свидетельства говорят нам,что Иисус был реальным человеком среди людей,Кем бы ещё Он ни был помимо этого; что ученики,которые проповедовали воскресшего Господа,были обычными людьми,которые ели,пили,спали,страдали,работали,умирали.Что можно усмотреть в этом начётнического?"

 Святой Игнатий Богоносец (ок.50-110 гг.),епископ Антиохийский,уроженец Сирии и ученик Апостола Иоанна,был,как говорит история,брошен на растерзание диким зверям в римском Колизее.Его "Послания" были написаны во время путешествия из Антиохии навстречу мученической смерти.В это время,когда ум его,несомненно,был трезвым,он писал о Христе: "Он был распят на самом деле,а не для виду,и умер на глазах тварей небесных,земных и подземных.
Он также воскрес из мёртвых на третий день... В день приготовления к празднику Пасхи,в третьем часу,Он получил Свой приговор от Пилата,ибо Отец Его позволил это; в шестом часу Он был распят; в девятом часу Он испустил дух; и ещё до заката был погребён.Всю субботу Он пролежал в гробнице,куда положил Его Иосиф Аримафейский.
 Мать носила Его,как любого из нас,в утробе,сколько положено времени; Он был рождён,подобно нам; Его кормили обычным материнским молоком,и обычным мясом,и напитками,как любого из нас.И когда Он тридцать лет прожил среди людей,Иоанн Предтеча крестил Его по-настоящему,а не для виду; когда Он три года проповедовал Евангелие и совершал чудеса и знамения,Он,Который Сам был Судьёй,был судим евреями,не достойными этого имени,и наместником Пилатом; Его били плетьми,хлестали по щекам,плевали на Него; на Него надели терновый венец и багряницу; Его приговорили к смерти и распяли- по-настоящему,не для виду,не обманно,не игрой воображения.Он истинно умер,был погребён и восстал из мёртвых..."
 Христос воскресе!

 "Справедливо сказал Шеллинг,что "Христос есть не учитель и основатель только,как обыкновенно говорят; но самое содержание христианства"[183].
 <<...вера во Христа есть тот центр,к которому отцы Церкви и христианские писатели хотели обратить все взоры человеческой мудрости,все похвальные стремления людей.>>[184]

 <<Христианская вера не боится учёности; она не только мирит со всяким истинным знанием,но даже заключает в себе начала и высшие законы истинного знания.Те мужи,которые возвестили христианскую религию,не были знакомы с гением греческой мудрости: но они решали такие задачи,которых и не покушался решать древний мир; они дали на все трудные вопросы такой удовлетворительный ответ,какого и не ждал человеческий разум.>>[185]

 Православие предлагает факты,почти неисчислимое количество фактов,прямо и косвенно свидетельствующих о существовании Бога,ангелов и демонов,душ,особых сверхъестественных сил и т.д.Чтобы убедиться в этом,достаточно указать на жизнь хотя бы одного из великого множества святых,из числа наиболее близких нам по времени,-русского святого Иоанна Кроштадтского (+1908),деятельность которого проходила всегда на глазах крупного числа людей и сопровождалась поразительными чудесами.О них написана большая литература.Ещё живы некоторые из тех,которые непосредственно общались со свидетелями его деяний.А если познакомиться с жизнью преподобного Амвросия Оптинского (+1891),прозорливость,чудеса,святость и мудрость которого привлекали к нему чуть ли не всю Русь,самых прославленных писателей,мыслителей,общественных деятелей: Достоевского,Гоголя,Толстого,Вл.Соловьёва,Ивана и Петра Киреевских,Леонтьева и многих других?Но,наряду с безчисленными фактами,Православие одновременно предоставляет каждому человеку и средства проверки истинности своих утверждений,вполне конкретный путь личного познания засвидетельствованного в этих фактах Бога.В самой лаконичной форме это средство выражено словами Христа (Матф.5:8):"Блаженны чистые сердцем[186],ибо они Бога узрят[187]."Есть пояснения у Исаака Сирина,как очищать своё сердце.Он пишет,что знание сердце не очистит,сердце очищается страданиями.Следовательно,эксперимент заключается,по Православию,в страданиях.

 <<Православная Церковь,верная Священному Преданию [ср.2 Фес.2:15- Н.С.],не отошла ни в чём от той полноты истины,какая раскрылась в истории Церкви [т.е.Церкви до отпадения Запада в ересь,т.е. до возникновения католичества- Н.С.] не означала и не означает неподвижности в жизни Церкви.Презрительное определение Православия,как <<окаменелой>> Церкви (выдвинутое известным протестантским богословом Гарнаком ) совершенно не отвечает действительности.В Православии веет тот же дух Христовой свободы,какой был присущ раннему Христианству [ср.2 Кор.3:17- Н.С. ],-так же в свете Христовом воспринимает Православие мир и человека,так же хранит церковную дисциплину и иерархический строй как это утвердилось изначала в Церкви.>>[188]

 <<Ничего неразумного нет и не может быть в христианстве,хотя его истины и превосходят наш разум: они сверхъразумны,но не неразумны[189].>>[189*]

 Подлинная наука подтверждает и может подтвердить своими методами существование различных явлений религиозного опыта и чудес.[190]

 Один богослов,получивший образование в самых престижных колледжах и университетах США и Европы,написал книгу о свидетельстве Духа Святого [см.Рим.8:16- Н.С. ],в которой подчеркнул,что духовная уверенность должна исходить от Бога.Он знал все философские аргументы в доказательство существования Бога,знал факты,подтверждающие подлинность Библии и доводы в пользу разумности веры во Христа Иисуса.Но при всём том этот богослов утверждал,что самый неграмотный верующий мог иметь точно такой же силы убеждённость.Свидетельство Духа Божьего духу человеческому никак не зависит от полученных дипломов.Тут можно,переиначив старую мудрость,сказать: "Дело не в том,сколько ты знаешь,а в том,Кого ты знаешь".>>[192];<<И всё это перекликается с обетованием,данным Христом накануне распятия: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их,тот любит Меня; а кто любит Меня,тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам [193]"(Иоан.14:21).
 Как же чудесно,что эта внутренняя убеждённость доступна всем верующим,и тем,кто постиг бездны премудрости,и тем,кто едва умеет читать!>>[194]

 <<Всеобщность веры в Бога была известна ещё со времён Аристотеля,величайшего греческого учёного (философа и естествоиспытателя,родившегося в 384 году до Рождества Христова).И теперь,когда учёным известны все без исключения народы,населявшие и населяющие нашу землю,подтвердилось,что все народы имеют свои религиозные верования,молитвы,храмы и жертвоприношения.<<Этнография (наука,изучающая жизнь- быт всех народов,населяющих землю- С.С.) не знает безрелигиозных народов>>,говорит немецкий географ и путешественник Ратцель.

 Если же и существуют отдельные убеждённые безбожники,то они являются редкими исключениями,болезненным отступлением от нормы.И как существование слепых,глухих,немых не говорит против того,что человечество владеет даром зрения,слуха и речи; как существование идиотов не отрицает того,что человек есть существо разумное,так и существование безбожников не опровергает факта (очевидной истины) всеобщности религии.>>[195]

 Классик психиатрии С.С.Корсаков в 1901 году писал,что каждому психически здоровому человеку присуще религиозное чувство.

 Нельзя религию сводить к неврозу или коллективному бессознательному- подчёркивал наш современник,психиатр,основатель "Третьей Венской психологической школы" Виктор Франкл.Он же подчёркивал,что "духовное измерение не может быть игнорируемо... именно оно делает нас людьми"[196].
 Австрийскому психиатру Виктору Франклу во время войны довелось побывать в фашистских застенках.Когда Франкл вышел на свободу,он написал книгу "Поиск человеком смысла жизни",которая надолго стала бестселлером.В ней Франкл поделился со всеми читателями самым главным уроком,который он вынес из своих страданий: "Осмелюсь сказать: ничто на свете не может помочь человеку выжить в самых трудных условиях так,как осознание того,что в твоей жизни есть смысл".

 Святому Апостолу Павлу тоже приходилось переносить страдания (2 Кор.11:23-27).И у него был смысл жизни,была цель.Он сказал пресвитерам ефесской церкви: "И вот,ныне я,по влечению Духа иду в Иерусалим,не зная,что там встретится со мною; Только Дух Святый по всем городам свидетельствует,говоря,что узы и скорби ждут меня.Но я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью,только бы с радостью совершить поприще моё [197] и служение,которое я принял от Господа Иисуса,проповедать Евангелие благодати Божией."(Деян.20:22-24).

 У нас тоже есть смысл и цель- Бог призвал нас свидетельствовать о Спасителе.Как сказал священномученик архиепископ Фаддей (Успенский; +1937),"Обрадуем ради нас Распятого,умножая следующих за Ним и уменьшая число отступающих от Него"[198].Можеет,нам не придётся страдать так как в прошлом страдали мученики,но в своей вере мы можем найти тот смысл,который поможет нам с честью пройти самые тяжкие испытания.

 Знаешь Бога- знаешь смысл жизни.

 Слушаешься Бога- имеешь цель.

 Библия учит,что от грехопадения наших прародителей все (кроме Христа) мужчины и женщины- грешники (Рим.3:10,23;1 Иоан.1:8;2 Кор.5:21).
 Библия учит,что возмездием за грех является смерть (Рим.6:23;Иез.3:19).
 Библия учит,что Господь Бог послал Своего Сына на Землю,чтобы спасти людей от их грехов (Рим.5:6;Иоан.3:16):
 а) Один Иисус не грешил (2 Кор.5:21);
 б) Он вкусил смерть за всех (Евр.2:9);
 в) Он искупает людей от их грехов властью Своей Крови (1 Иоан.1:7;Еф.1:7;1 Петра 1:18-19).
 Библия учит,что Иисус спасает от ада тех,кто подчиняется Ему через послушание богодухновенному Писанию (Евр.5:8-9;Рим.6:17-18).

 Богу нужно не просто спасти нас от ада и взять в рай.Бог хочет нас уподобить "образу Сына Своего"(Рим.8:29)[199].Когда Христос вернётся на Землю,мы "будем подобны Ему" (1 Иоан.3:2).Верные ещё в этой жизни получили дар называться детьми Божиими,дар божественной любви.Познавшие (возлюбившие- в библ.терминологии) Отца в Сыне оказываются чуждыми греховному миру,для которого Бог сокрыт.Когда же наступит полнота всех обетований,люди будут подобны Богу: они обретут несравненное единение с Ним по Его любви и усыновлению.Эта вершина Завета между Творцом и человеком называется у отцов Церкви теозисом,<<обожением>> твари.Но начинаем уподобляться Христу мы уже здесь и сейчас.Как же это происходит? В Библии сказано: "... любящим Бога,призванным по Его изволению[200],всё содействует ко благу"(Рим.8:28)- абсолютно всё.Испытания и искушения,наказания от Бога и покаяния,отречения и страдания.Чтобы стать подобными Христу,нам нужно за ним идти,а путь Христов- путь принесения себя в жертву (Евр.2:10).И раз мы идём за Христом,мы должны быть готовы пройти и Гефсиманский сад,и Голгофу.Нам нужно быть готовыми к страданиям,к тому,что нас будут отвергать те,кто отвергает Христа (Иоан.15:18-21).Иисус страдал,чтобы установить Царство Божие,и все желающие продолжать Его дело должны приобщиться к Его страданиям (ср.Кол.1:24).Хотя Христос искупил грехи людей,Он также даровал нам возможность приобщиться к Его испытаниям и таким образом стать орудием спасения душ.И если мы пойдём за Ним,то придём и к пустому гробу и туда,на то место,о котором сказано: "одесную Бога".Св.Апостол Павел сказал,что те,кто "соединены с Ним подобием смерти Его... должны быть соединены и подобием воскресения" (Рим.6:5)[201] И вот ещё его слова: "Если терпим,то с Ним и царствовать будем" (2 Тим.2:12).Верные терпят и умирают со Христом и с Ним же торжествуют,а отрёкшиеся лишаются общения с Ним.Но грех отрекшихся не может изменить замысла Божия.Обетование о Царстве Божием исполнится в любом случае,ибо Христос пребывает верен Своему слову.

(Окончание следует...)

Примечания автора:

[179] Krevier.История императоров,т.V,стр.7 в: ;;;;;;;;; ;;;;;;;;,;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;; ;;;;;;;;;;;;;,';;;;;;,1910.;.1.;.464 и Иосиф Флавий,"Иудейские древности".
[180] Библейский атлас,TIME BOOKS 1987.Перепечатка в ";;;;;;;;;;",;qhna,1994.
[181] Талмуд,;;;;;.;;;;;;.,гл.all,в: ;;;;;;;;; ;;;;;;;;,;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;; ;;;;;;;;;;;;;.
[182] Сокращённый Талмуд,;;.;;;;;;,о началах веры.
[183] Philosophy.d.Offend.2 Abtik.p.35.
[184] Проф.Киевской Духовной Академии К.Скворцев.Философия отцов и учителей Церкви.(Период апологетов).Киев: Общество любителей православной литературы,Издательство им.свт.Льва,2003,стр.8.
[185] Профессор КДА Константин Скворцев.Тамже,стр.137.
[186] Чистые сердцем- это чуждые греха.<<Как зеркало тогда только отражает образы,когда чисто,так может созерцать Бога и разуметь Писание только чистая душа>>(Блаженный Феофилакт).Ставшие чуждыми греха не раздваиваются в своих стремлениях,имеют только одну цель: исполнить Божью волю для Божьей славы (1 Кор.10:31).Это нужно для Царствия Небесного.
[187] <<Увидеть Бога- это награда для чистых сердцем.Это блаженство применимо и сегодня,и в грядущем веке>> (Уитнесс Ли).
[188] Прот.Василий Зеньковский.Апологетика.-М.:Издательский Дом "Грааль",2001,стр.241.
[189] <<Здесь уместно указать на ошибку Л.Толстого,который сверхразумное отождествлял с неразумным и потому отвергал христианское учение о Триедином Боге.>>(-Прот.В.Зеньковский.*Тамже,стр.25.)Но прочтите и ещё:<<В работе физиков-теоретиков в ходе экспериментов выявилось,что субатомные лёгкие элементы обладают свойствами волны (W),свойствами частицы (Р) и свойствами кванта (h).Хотя эти характеристики по многим аспектам несовместимы (например,частицы не могут дифрагировать,а волны могут и т.д.),физики "объясняют" или "моделируют" электрон как PWh.Они поступают так ради того,чтобы должным образом отразить все имеющиеся данные.Схожим образом поступают и теологи,говорящие о Боге,как о "троичном в лицах" в одном.Ни учёные,ни теологи не ожидают от вас "картинки" по образцу предложенной модели; назначение модели состоит в том,чтобы помочь вам принять во внимание все факты,вместо того,чтобы искажать реальность,перегружая её кажущейся "логичностью">>(Джош Макдауэлл и Дон Стюарт).
[190] Например,см.описание экспериментов с мироточивыми черепами в Киево-Печерской Лавре,проведённых в ХlX веке (С.Дестунис.<<Жития святых>>,август 28,СПб.,1904 г.),а также исследование исцеления по молитве перед Козельщанской иконой Божией Матери светилами психоневрологии ХlX века- Шарко и Корсаковым (<<Сказание о чудотворных иконах Богоматери...>>(21 февраля),Коломна,1993).
[191] Рим.8:16:"Сей самый Дух свидетельствует духу нашему,что мы- дети Божии."Верующие,освобождённые благодатью Святого Духа от греха и проклятия,должны поручить себя водительству Духа Божия,что соделает их сынами Божиими,служащими Богу не из рабского страха,но из сыновней любви (Рим.8:12-16).
[192] (Билл Краудер и др.) Свобода в Духе.Мн.: миссия "Библейский Радиокласс",2004,стр.17.
[193] <<явлюсь ему Сам>>- придя с Отцом обитать в нём.
[194] Билл Краудер и сотрудники миссии "Библейский Радиокласс".Тамже,стр.16-17.
[195] Законъ Божiй.Составитель протоиерей Серафим Слободской.-Мн.:ЗАО "Православная инициатива",2000 (репринт издания 1966 г.),стр.488.
[196] См.: Франкл В.Доктор и душа.-М.,1997.
[197] <<поприще моё>> (греч. ;;;;; -бег,место для бега)- намеченный Богом путь жизни.
[198] Цит.по календарю <<Православный>> на 2003 год,Кострома,лист на 26 сентября.
[199] Иначе говоря,Бог хочет,чтобы христиане были "сообразованными с образом Его Сына" (Новый Завет.Восстановительный перевод.U.S.A.,Анахайм:Живой поток,1998,Рим.8:29).<<Сообразование- это конечный результат преобразования>> (примечание Уитнесса Ли.Тамже,стр.670).
[200] <<изволению>>- иначе: <<замыслу>>(Восстановительный перевод.Тамже,Рим.8:28).
[201] Как Христос умер плотью,взяв на себя грехи мира,так крещаемый умирает для греха: ветхий греховный человек в нём действием освящающей благодати умирает и погребается в водах крещения.И как Христос восстаёт из мёртвых во славе безсмертия,так и мы выходим из вод крещения обновлёнными и освящёнными для новой жизни.Апостол имеет в виду Таинство крещения через погружение,которое знаменует смерть и погребение Христа и в то же время уничтожение греха,как он был истреблён водами Потопа.Выход же крещаемого из вод знаменует Воскресение Христа,"новизну жизни" (Восстановительный перевод.Тамже,Рим.6:4) и духовное возрождение человека,очистившегося от духовной скверны,соединившегося с Ним подобием Его смерти и Воскресения и ставшего новой тварью (2 Кор.5:17),членом одного Тела,оживляемого единым Духом (1 Кор.12:13;Еф.4:4-6).Это воскресение станет совершенным и окончательным только в конце времён,но осуществляется уже теперь в новой жизни по духу (Рим.8:2).Крещение именуется также баней очищающей(Еф.5:26),новым рождением (Иоан.3:5;Титу 3:5),просвещением (Евр.6:4;10:32); согласно 1 Петра 3:21,Ноев ковчег был прообразом крещения.
 Прообраз- это Богом данная иллюстрация каждой Его истины.Это может быть: 1)человек (Рим.5:14); 2)событие (1 Кор.10:11); 3)вещь (Евр.10:20); 4) учреждение (Евр.9:11); 5)церемония (1 Кор.5:7).Осуществление того,что было символом (прообразом) чаще встречается в Новом Завете.