Когда Бог был кроликом

Сенсей Юки
Недавно, пока читал дневник Йоши – наткнулся на упоминание книги под названием «Когда Бог был кроликом».
В посте было написано, что Йоши заинтересовало название, а потом и от книги уже не оторвешься.
Со мной произошло так же. Меня очень тронуло это название, я понял, о чем оно примерно. А увидев обложку и (позже) аннотацию – убедился. Когда Бог был кроликом – все  равно, что фраза «когда деревья были большими», означающая обычно «то время, когда мы все были маленькими, что окружало нас тогда, что сейчас уже воспринимается совсем иначе». Эту фразу, к слову, использовали в одной русской песне год или два назад, и я всегда ассоциировал ее с Волчонком. Потому что пятьсот лет назад деревья были гораздо больше и лесов было больше и природа была сильнее. Потому что «когда мальчики становятся мужчинами» (текст песни) – действительно, встает вопрос, когда?..
Когда деревья в самом деле уже не кажутся большими, и сердце перестает верить в чудеса?
Или когда приходится пережить нечто очень и очень трудное?
Эти вопросы всегда волновали меня. Поэтому, я очень сильно прочувствовался к этой книге: к одному только ее названию.
И вот, когда я пробил ее в поиске и наткнулся на обложку, а потом и аннотацию, мне страшно захотелось плакать.
Вот, как на самом деле бывает: из-за одной только книги мне довелось почувствовать в ту ночь столько, сколько я не позволяю себе испытывать даже за месяц средне-благополучной жизни.
Мне стало до того печально, до того тоскливо, что если бы не моя врожденная черта с труднодоступностью эмоций, я бы точно заплакал.
Чуть позже передо мной пронеслось все: последние решения и месяцы, недавние выводы и события, все мои чувства, оставшиеся там, в шестнадцатом веке, и все то, что я пережил за свою эту, «нынешнюю» жизнь.
Незадолго до этого, мы с Луи как раз говорили насчет доверия. И он просил не закрываться, потому что он уже внутри, так вот, в тот момент я всем своим нутром это осознал. И почувствовал, что да, это так – и что я хочу, впервые, пожалуй, за все свои жизни, чтобы он это ЗНАЛ, чтобы он разделил это со мной, чтобы видел всю мою жизнь – моими глазами. Чтобы принял это – все то, что довелось мне пережить за сравнительно небольшой отрезок времени.
В ту ночь я понял многое. Понял, насколько сильно люблю, насколько сильно любил всегда – насколько жаждал закрыться от этой любви, чтобы не знать, не жить, чтобы не было беспомощно и больно от осознания пустых надежд и силуэта совсем чужого яо-куна.
Я вспоминал, как эти чувства переросли в нечто большее, хотя уже тогда казалось, что больше некуда. Как один мир сменял другой, как в нем появился персонаж моих давних мечтаний – Луи, как он смог полюбить меня и принять меня, показать мне новый мир (где любимые целуются, а близкие держатся за руки) и увести меня за собой.
И вместе с этим, я помнил боль. Ту, что испытывал когда-то, помнил прошлое, которое нельзя стереть, хотя порой и хочется и помнил настоящее, в котором тоже находится место для боли. Иногда для прежней... А иногда для нынешней.
Я не знаю, каким именно образом я смог прочувствовать эту книгу, но от тоски очень сильно сжималось сердце. Я знал, что в очереди у меня еще чужие (и свои) дневники, джон, лестат и гюго, но я понял, что мне обязательно надо прочитать ее. Сейчас же. Хотя бы начать.
И я начал.
Поэтому, за эти два дня, что я болел (и ничего абсолютно не делал) – я читал. И сегодня прочитал ее до конца.
В книге рассказывается о девочке Элли. О ее детстве и жизни, и о том, что, еще будучи очень маленькой, она подверглась насилию со стороны близкого ей мужчины.
Эта новость становится известной уже на первых страницах книги, и, когда я прочитал об этом, минут десять я просто лежал, уткнувшись в одеяло и стараясь при этом почти не дышать. Потом глубоко вдыхал и продолжал читать снова.
Так случалось еще несколько раз.
В этой книге нет каких-то катастрофических разборов травм и эмоций, в ней нет безумного количества загадок, мистики или жестокости. В ней просто рассказывается о жизни. О жизни маленькой девочки Элли, которая оказалась достаточно сильной, чтобы бороться с судьбой.
(Осторожно, спойлер!)
Травма Элли, полученная в детстве, не становится эпицентром всей ее жизни. Однако, этим эпицентром она становится у ее брата Джо, который больше всего на свете ненавидит, когда Элли причиняют боль.
Об этом говорится  мало, но это хорошо заметно по тому моменту, что именно про это Джо пишет в записке, которую оставляет на память в «капсуле времени». Ведь капсула времени – это нечто очень важное и нетленное, к чему человек считает нужным вернуться и главное, что имеет большую ценность для него.
Еще, кстати, был такой момент в книжке, который очень напомнил мое отношение к Луи.
Когда Элли очень боялась потерять своего брата, она глубже раскрыла свое отношение к нему и рассказала, что для нее этот человек значит гораздо больше, чем многие другие. Не только потому что он ее брат и любим ею, но еще и потому что всю жизнь он один являлся свидетелем ее. Потому что только он знал обо всем, что с ней происходило, и если в ее жизни случались какие-то проблемы, только он понимал, что на это есть свои причины, что ничего не происходит с Элли просто так. И тогда, посмотрев на него, она понимала, что не так одинока в этом мире: что хотя бы он, он-то знает. Вот, на что способно искреннее доверие..

Не знаю, чем, но книга целиком и полностью затягивает в себя, своим повествованием, теплыми и печальными вещами, проблемами гетеро-браков и лояльностью к гомо-союзам, честно говоря, я даже не ожидал, что этому будет уделяться так много времени.
Поэтому, тем, кто не читал ее, я советую обязательно ее прочитать!

Ну и немножко про ту самую книгу:
Аннотация к книге "Когда бог был кроликом"
Впервые на русском - самый трогательный литературный дебют последних лет, завораживающая, полная хрупкой красоты история о детстве и взрослении, о любви и дружбе во всех мыслимых формах, о тихом героизме перед лицом трагедии. Не зря Сару Уинман уже прозвали "английским Джоном Ирвингом", а этот ее роман сравнивали с "Отелем Нью-Гэмпшир". Роман о девочке Элли и ее брате Джо, об их родителях и ее подруге Дженни Пенни, о постояльцах, приезжающих в отель, затерянный в живописной глуши Уэльса, и становящихся членами семьи, о пределах необходимой самообороны и о кролике по кличке бог. Действие этой уникальной семейной хроники охватывает несколько десятилетий, и под занавес Элли вспоминает о том, что ушло: "О свидетеле моей души, о своей детской тени, о тех временах, когда мечты были маленькими и исполнимыми. Когда конфеты стоили пенни, а бог был кроликом".
 "Сара Уинман идеально воспроизводит хрупкую, волшебную фактуру юности со всеми ее тайнами на фоне узнаваемых событий нашей общей истории".
 Elle
 "Детский, без лишней сентиментальности голос рассказчика, ни одной фальшивой ноты… Великолепный дебют".
 The Times
 "Никакой пересказ сюжета не воздаст должного этой удивительно мудрой и занимательной истории о любви и дружбе во всех мыслимых формах, о семье, не замкнутой биологическими рамками, и об утрате, которая хуже, чем смерть".