Пикассо. Портрет Доры Маар

Посмотрите на портрет Доры  МААР - как бы на лету - не конкретно, а... вообще. Ахните и поймайте этот легкий вдох-выдох! Это настроение легкомыслия, самолюбования и утончённой надменности! Скучный, бледный  быт (фон картины) озарён  яркой красотой девушки. Странной девушки! Таких девушек не бывает? Да, да именно так – других не бывает, она ЕДИНСТВЕННАЯ!
Её красота, сквозящая в гордых, трепетных ноздрях, в уверенных, стремительных поворотах головы, в горящих огнём страсти чувственных, углевспыхивающих, ежеминутно меняющихся глазах (то зелено-спокойных, то горящих страстью - и потому символически красных!) властно забирает вас в плен.
Её жизнь,темперамент, молодость бурлят перед вами,живут, трепещут, словно струны гитары в неведомой КЛЕТКЕ мира – зовущего и пугающего, НЕИЗВЕСТНОГО мира – мира её ДУШИ, которая таится, сквозит в ЖИВОЙ РАМЕ ТЕЛА! Решётка этой клетки словно отделяет  ДЕРЗКИЙ КРАСНЫЙ ОГОНЬ ЕЁ ДУШИ, гудящий там – внутри её тела – от реальности.
Вы ощущаете как в день, скучный, словно листок школьной тетрадки в линейку, как в клетку из норм, правил, надоевшей морали   вдруг влетела ЭТА ДОРА. Или к примеру:  надменная девчонка – задавака, гордячка из соседнего класса! Присела на минутку и начала вертеть головой (так стремительно, страстно, что можно одновременно увидеть все движения этой сумасбродной  головки - вот профиль, ах, нет! - это уже анфас и снова профиль) – именно  в этом постоянном движении, в мгновенно меняющем настроении головка девушки существует. ЖИВЁТ. ЖИВЁТ ДВИГАЯСЬ! И вот уже головы смотрящих на неё зрителей тоже  идут кругом от этой манящей красоты её глаз, тела, души. От красоты близкой-близкой и далёкой-далёкой!
А чудо её пальчиков! Ноготки-коготки мелькают - этакая милая манерность (и жеманство, и кокетство, и черт знает что!) мелькает, мелькает...
Рукава её кофточки словно  черные крылья - опасные крылья. Они тревожат, обещая чудо полета. Но куда?
А эти резкие осколки разбитых форм, те что составили форму её тела и собранной, склеенной, израненной души. Души знающей поражения, потери и возрождение. И всё же восторженной, трепетной, живой!
Как точно удалось художнику показать чудо сумасшедших глаз! Эту ясную силу лукавства, ума и самомнения. Этот безбрежный океан чувств - горящих, изменчивых! Неожиданный поворот, трепет ресниц и...зелёный покой...и гаснущая хитринка. И снова глаза смотрят в упор, затем бросок влево, вправо – о,стрельба взглядом! Летящие стрелы взгляда – ты убит. Зачарован! Представляете, что могли наобещать эти глаза, эта головка, куда заманить?
И румянец её тугой щечки, и всё-всё – живет молодостью, здоровьем, разгорается, пробивается сквозь кожу в мир! И уже всем не скучно - весело! Вы словно сами сошли с ума - настолько вам ВЕСЕЛО! Вы улыбаетесь так же легко, беспечно, гордо. Вы летите головокружительно! Вы болтаете какие-то глупости, ваши руки, пальчики начинают мелькать, трепетать, как крылья бабочек! Может вам  надо БЫТЬ (стать!) такой беспечной ДОРОЙ  - молодой и счастливой! - чтобы почувствовать прелесть этой минуты, этого ЖИВОГО визита! Это даже не портрет - это сама Дора - отныне и всегда, навеки - Живая!
Возможно - это только  МОЯ ДОРА. Может она только для меня одной трепещет, дышит, двигается? Нет! Нет! Есть и другие зрители - их не много возле картины – но ОНИ ЕСТЬ! Они замерли. У них захватило дыхание от восторга!!!
И пусть толпа проходит мимо. Пусть крутят у виска, поглядывая на наш восторг... Мы - радуемся, мы - счастливы! Каждый из нас любит СВОЮ Дору - единственную!!!
Пикассо... портрет Доры... идёт время...  Дора не стареет. Она так же беспечна, красива, горда. Её голова в суете движений, её пальчики мелькают, вторя словам, мыслям, щечка дышит волнением, чувством!
Я могу придумать новую ДОРУ, вернувшись к картине завтра, через год, через десятки лет... Автор не ограничивает мою фантазию - так дети любят играть не с конкретной куклой, а с тряпочкой напоминающей им что-то. И я - как зритель - благодарна художнику за эту мою личную свободу! Очень благодарна.
Думаю, легко представить, как я благодарна К. Малевичу, который в своей картине «ЧЁРНЫЙ  КВАДРАТ» вообще убрал тему картины, убрал все образы, все цветовые акценты и сказал: - «Зритель, вот твоё пространство – лепи из него, как из глины свой мир, свою картину - лети душа свободная, глубокая и сложная, творческая душа куда хочется! Лети и твори свои миры...самостоятельно!»
Идёт время... и зрители  стоят часами перед картиной  - и сочиняют, и радуются, и живут.   И удивляются... себе!


Рецензии
Вы очень талантливо настропалились писать искусствоведческие бла-бла-бла.
А картина даже не картина, а очередной выпендреж действительно гениального художника.

Виктор Еремин   13.09.2018 07:51     Заявить о нарушении
У Пикассо частенько в глазах двоилось.
Но талантливо двоилось, надо сказать. :)

Эдуард Казанцев   13.09.2018 11:15   Заявить о нарушении
...Остался у меня на память о тебе портрет твой портрет работы Пабло Пикассо... - известная песня.

Валентина Газова   13.09.2018 13:14   Заявить о нарушении
Благодарю вас. Но позвольте остаться при своём мнении.
С уважением к вашему удивительному писательскому дару.

Галина Кадетова 2   14.09.2018 19:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.