Глаза Черноморского Флота- летчики-разведчики

Юрий Жданов 2
«ГЛАЗА» ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА- ЛЕТЧИКИ-РАЗВЕДЧИКИ


                Никто не забыт, ничто не забыто…

                Памяти отца- Алексея Петровича Жданова (21.02.1914-10.09.1945)  и его боевых однополчан посвящается.

                «Благодаря хорошо организованной воздушной разведке, мужеству и настойчивости экипажей-разведчиков мы имели возможность упреждать противника во всех его действиях».
                Маршал Советского Союза И.С. Конев.

Желание узнать как можно больше о боевом пути моего отца- Алексея Петровича Жданова- летчика-разведчика Военно-Воздушных Сил Черноморского Флота и его однополчан возникло у меня, Юрия Алексеевича Жданова, давно. Когда началась война, мне было шесть лет. Детская память сохранила многое из того грозного времени, но с годами росло желание глубже понять происходившие тогда вокруг нас события. Осуществлять это желание помогли рассказы мамы- Раисы Моисеевны Ждановой (28.04.1914-27.09.2014), родственников, некоторых боевых друзей отца, фотографии в семейных альбомах, прочитанные книги, информация, полученная из Интернета... Устная память не всегда точно сохраняет сведения о минувшем, поэтому многое приходится уточнять, сопоставляя разные источники… В нашей семье бережно хранятся боевые награды отца, его фотографии довоенного и военного времени, и когда я раскрываю фотоальбомы, мне кажется, что отец находится рядом…

В очередной раз беру фотоальбом и рассматриваю фотографии. На обороте одной из них, на которой запечатлен летно-технический состав 82-й Отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи ВВС Черноморского Флота, рукой бывшего первого заместителя командира эскадрильи и начальника штаба этой эскадрильи Николая Ивановича Климовского в 1977 году сделана надпись: «Жене и детям старшего лейтенанта Жданова Алексея- боевого начальника связи 82-й ОАЭ ВВС ЧФ. Геленджик 1942 г. На память о военных годах. Климовский Н.И. 25. 04.1977». Эта фотография подарена Раисе Моисеевне Ждановой- жене Алексея Петровича Жданова во время приезда Николая Ивановича в Евпаторию.   

Никогда не исчезнет память о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов…                С чего началась и как прошла через нас война? Какие трагедии и лишения она породила? Какие раны и рубцы оставила в наших душах?
Мы многое знаем уже о грандиозных потерях всего человечества в результате этой чудовищной по размаху и последствиям войны. Это была самая жестокая и ужасная из всех войн. Она погубила не только миллионы человеческих жизней, каждая из которых является личностной Вселенной. Погибли все нереализованные возможности этих людей и всех их потомков, которых они могли произвести на свет! Общечеловеческие трагедии и лишения состоят из трагедий и лишений отдельных народов, конкретных семей и людей, составляющих это человечество.

Во время этой войны наиболее ярко проявились лучшие качества нашего народа.                                Каждый современник этой войны воспринимал ее в зависимости от того, на каком месте, на каком посту и в каких делах он участвовал, свидетелем каких событий оказался… Только из совокупности всех событий складывается реальная картина прошлого. А конкретные истории помогают лучше понять и правильно оценить величие подвига, совершенного всем народом.            
                Расскажу лишь о некоторых эпизодах боевого пути двух из многих воинских подразделений наших Вооруженных Сил- 82-й Отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи Военно-Воздушных Сил Черноморского Флота (82-й ОМРАЭ ВВС ЧФ) и 30-го Отдельного морского разведывательного Севастопольского Краснознаменного авиационного полка Военно-Воздушных Сил Черноморского Флота (30-й ОМРСКАП ВВС ЧФ), в которых прошел свой боевой путь Алексей Петрович Жданов (1914-1945)- мой отец. 

Накануне войны соотношение между важнейшими родами Военно-Воздушных Сил СССР было следующим: бомбардировочные авиаполки- 45 процентов, истребительные- 42 процента, штурмовые, разведывательные и другие- 13 процентов. В состав Черноморского Флота входили его Военно-Воздушные Силы, которые
включали:
-две авиабригады: истребительную (62-я ИАБ) и бомбардировочную (63-я БАБ);
-семь авиаполков: истребительные (8-й ИАП, 9-й ИАП, 32-й ИАП), бомбардировочный  (40-й БАП), морской торпедный (2-й МТАП), морской разведывательный (119-й МРАП), 3-й УРАЛ;
-11 Отдельных авиаэскадрилий: 16-я ОМРАЭ, 45-я ОМРАЭ, 60-я ОМРАЭ, 70-я ОКОРАЭ, 78-я ОСБАЭ, 80-я ОМРАЭ, 82-я ОМРАЭ, 83-я ОМРАЭ, 93-я ОИАЭ, 96-я ОИАЭ;
-три авиаотряда: 18-й ОТАО, 96-й ОМРАО и отряд корабельной авиации;
-пять авиабаз.

Военно-Воздушные Силы Черноморского Флота в составе летных частей имели на вооружении 632 боевых самолета, из которых 136- бомбардировщики (61 ДБ-3 и 75 СБ), 346- истребители (И-16, И-153, И-15бис, МиГ-3) и 150- разведчики (139 МБР-2, 11 ГСТ).
Кроме того, имелось еще 165 транспортных и учебных самолетов. 
Эта авиация размещалась на  61 сухопутном аэродроме и на 15 гидроаэродромах. Большинство сухопутных аэродромов представляли собой просто относительно ровные площадки без покрытия.   
В течение всей войны авиация Черноморского Флота организационно и по назначению преобразовывалась в зависимости от хода боевых действий.   
                Мой отец- Алексей Петрович Жданов родился 21 февраля 1914 года в селении Никита близ Ялты. Его отец- Петр Родионович Жданов (12.07.1886-12.01.1969), родом из села Березовец Курской губернии (ныне- село Березовец Поныровского района Курской области), приехал накануне Первой мировой войны в Крым, где, окончив специальное училище виноградарства и виноделия при Никитском ботаническом саде, прошел трудовой путь от ученика виноградаря до главного виноградаря виноградарско-винодельческого комбината «Массандра», за выдающиеся успехи в трудовой деятельности награжден «Орденом Ленина» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; мать- Анна Яковлевна Жданова (1894-1947), домохозяйка. У Петра Родионовича и Анны Яковлевны было четверо сыновей: Алексей Петрович (21.02.1914-10.09.1945)- старший сын, Дмитрий Петрович (20.10.1915-31.10.1999), Николай Петрович (1917-21.10.1982) и Александр Петрович (19.05.1919-12.12.1985). Их семья проживала в прибрежном поселке Магарач (ныне- Отрадное), расположенном недалеко от Ялты. Старший сын Алексей в молодости пошел трудиться рабочим на виноградарско-винодельческом комбинате «Магарач», где виноградарем работал его отец. В 1934 году Алексей Петрович женился- его женой стала Раиса Моисеевна Жданова, работавшая до замужества секретарем директора Никитского ботанического сада. В 1935 году у них родился сын Юрий, а позже- дочь Лариса. После призыва в армию Алексей Петрович проходил военную службу в Военно-Морских Силах, а затем в Военно-Воздушных Силах Черноморского Флота, сначала в  Севастополе, а затем в Одессе. Когда началась Великая Отечественная война, все четыре брата на разных фронтах сражались с врагом.   
                Уточнить отдельные моменты из жизни отца помогают также надписи на обороте фотографий. Так, например, одна из личных фотографий отца свидетельствует, что в январе 1939 года он служил в 119-м авиаполку. На обороте фотографии находится личная подпись отца и надпись: «Личность и подпись т. Жданова Алексея Петровича удостоверяю. Нач. 3 отдела 119-го авиаполка интендант 3 ранга Иванов. Подпись и дата- 25.01.1939 г.»

Накануне Великой Отечественной войны Алексей Петрович Жданов служил в 82-й Отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи Военно-Воздушных Сил Черноморского Флота (82-й ОМРАЭ ВВС ЧФ). Эта эскадрилья создана (в соответствии с  приказом № 0097 от 18 июля 1940 года  Командующего Черноморским Флотом) на базе 3-й авиаэскадрильи 119-го морского разведывательного авиационного полка (119-го МРАП). В том же году эскадрильи было присвоено обозначение 82 ОМРАЭ-Дунайской. 82-я авиаэскадрилья, являвшаяся самостоятельной боевой единицей, базировалась в юго-восточном районе  Хаджибейского лимана, в семи километрах от города Одессы. Эскадрилья имела свой тыл со всеми необходимыми службами обеспечения и аэродромную роту для охраны аэродрома и обеспечения полетов. В боевой состав эскадрильи входили три авиационных отряда и звено управления. Каждый отряд состоял из двух звеньев, в каждом звене- по три самолета. На вооружении всех звеньев эскадрильи находились самолеты МБР-2 (морские ближние разведчики), разработанные Центральным конструкторским бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) под руководством Главного конструктора Георгия Михайловича Бериева (1903-1979) и ставшие первой советской серийной летающей лодкой военного назначения. Конструкторское бюро находилось при Авиазаводе № 31 в городе Таганроге. Всего на вооружении 82-й авиаэскадрильи- 21 самолет МБР-2. Экипаж самолета состоял из трех человек: летчика, штурмана и стрелка-радиста.    
                МБР-2- это одномоторная летающая лодка (мощность двигателя- 830 лошадиных сил), имевшая скорость до 240 километров в час, вооруженная двумя  установленными на турелях скорострельными пулеметами ШКАС  винтовочного калибра 7,62 мм и способная нести  на наружных держателях под крыльями бомбовую нагрузку общей массой до 600 кг. Его дальность полета- около 800 километров, максимальная взлетная масса- 4100 кг, практический потолок (высота полета)- 7150 метров. За время войны самолеты МБР-2 показали высокую надежность, живучесть в бою, хорошую мореходность при взлете и посадке, неприхотливость в эксплуатации и высокую ремонтопригодность. Эти небольшие, легкие, тихоходные, не защищенные броней гидросамолеты, предназначенные для ведения ближней разведки, сопровождения своих и уничтожения  вражеских подводных лодок, заслуженно называли «тружениками моря» и «морскими корсарами».      
                Командиром 82-й авиаэскадрильи был назначен капитан Иван Трофимович Чебаник (1910-20.06.1942); начальником штаба эскадрильи и первым заместителем командира эскадрильи- старший лейтенант Николай Иванович Климовский (р.1913 г.); штурманом эскадрильи- лейтенант Михаил Михайлович Данилевский (17.02.1917-09.03.2002); заместителем командира эскадрильи по летной подготовке- капитан Яков Герасимович Князев; начальником связи эскадрильи- лейтенант Алексей Петрович Жданов; помощником командира эскадрильи и командиром I отряда- капитан Владимир Арсентьевич Дегтярев (1903-24.08.1944); командиром II отряда- старший лейтенант Василий Яковлевич Симонов (1908-08.05.1942); командиром III отряда- лейтенант Василий Алексеевич Шурыгин (?-04.08.1941).

Жены и дети летчиков жили накануне и в первые месяцы войны в корпусах бывшего дома отдыха имени Хосе Марти, недалеко от гарнизона эскадрильи. Накануне войны эти здания и их техническое обслуживание приспособили для размещения здесь семей военнослужащих.

О предвоенных годах отца мне рассказал в письме от 03.02.1980 один из его боевых друзей- Виктор Евгеньевич Гурин: «Я начал свою службу с мая 1938 года в 119-м авиаполку, в качестве воздушного стрелка-радиста, служба срочная, а с отцом твоим я познакомился в начале 1940 года в 82-й отдельной разведывательной авиаэскадрильи, которая базировалась в городе Одессе на Хаджибейском лимане, куда меня направили служить также в качестве воздушного стрелка-радиста. Звание мое- сержант. Отец твой- Леша был очень прекрасным военачальником, он был в то время начальником связи 82-й авиаэскадрильи ВВС Черноморского флота, в звании лейтенанта. Командиром 82-й ОРАЭ был капитан Чебаник Иван Трофимович. Жданов Леша летал, так же, как и я, в должности стрелка-радиста, но разница была, что он летал с флагманом, командиром эскадрильи. После служебных дел Жданов Леша был для нас своим другом и зачастую общался больше с нами рядовыми, за что мы все его и полюбили. Я в то время очень увлекался радиолюбительством, сам монтировал приемники, передатчики, что нас и породнило с твоим отцом. Часто я бывал у вас дома. Вы жили тогда наверху, в хороших дачных домиках, ты тогда был маленький…, а мы монтировали радиоприемники и часто играли в волейбол, так как площадка находилась рядом с вашим домом. У отца был добрый характер, без хитрости, за что его все без исключений любили. С отцом твоим мы часто ездили в город Ялту, в Массандру, к его старикам, которых я также хорошо знал».
 
Спокойно шла жизнь лишь у тех, кто не чувствовал надвигающейся военной угрозы. Сгущающиеся грозовые тучи хорошо чувствовали военнослужащие, в том числе и личный состав 82-й эскадрильи. Очень много о военной жизни отца, а также о том, каким у него и его боевых друзей оказался первый день войны, я узнал много лет спустя из рукописи написанных в 1975-1980 годы воспоминаний бывшего начальника штаба и первого заместителя командира 82-й авиаэскадрильи подполковника в отставке Николая Ивановича Климовского и бывшего начальника лазарета этой эскадрильи капитана медицинской службы в отставке, заслуженного врача УССР Ксении Михайловны Королевой-Чебаник (26.12.1914-16.05.2006). Ксения Михайловна подарила мне 9 мая 2004 года свою книгу воспоминаний «Верность долгу и людям» с дарственной надписью. Экземпляр этой книги родственники Ксении Михайловны передали «Музею героической обороны и освобождения Севастополя». При встречах с Ксенией Михайловной я получал ответы на свои многочисленные вопросы о событиях, связанных с жизнью летчиков-разведчиков эскадрильи.               
                А вот о чем  поведали Н.И. Климовский и К.М. Королева-Чебаник в рукописи своих воспоминаний о событиях накануне и в первый день войны.
«Мирно шла жизнь, но над всеми нами уже нависла не тень войны, а ее ужасная реальность, в которую не все верили. Напряженность накануне начала войны проявлялась, в частности, в проведении в июне 1941 года маневров Черноморского Флота и Одесского военного округа. В этих учениях участвовала и 82-я ОАЭ. Боевые учения шли днем и ночью. Во время учений  82-я ОАЭ базировалась на полевом аэродроме в поселке Каборга, а 19 июня 1941 года она возвратилась на основной аэродром на Хаджибейском лимане. Вечером этого же дня поступил приказ штаба ВВС ЧФ перевести эскадрилью в боевую готовность № 2. Это означало, что личный состав эскадрильи должен находиться в гарнизоне, самолеты должны быть с подвешенными бомбами и готовы к вылету в любую минуту, штаб эскадрильи должен  развернуть запасной командный пункт. Приказ был выполнен к исходу этого же дня, и эскадрилья была готова к выполнению боевого задания. А 20 июня 1941 года казарменное положение, в котором находился личный состав эскадрильи, было отменено. Личному составу разрешили навестить семьи».   

О том, как прошел у отца первый день войны, я узнал из этой же рукописи.                «Примерно в 8 часов утра 22 июня прямо на аэродроме состоялся митинг всего личного состава эскадрильи, свободного от несения вахты. Летно-технический состав эскадрильи дал клятву мужественно защищать свою Родину от вероломного врага. Эскадрилья, базировавшаяся на территории Одесского укрепленного района, оперативно подчинялась командиру Одесской военно-морской базы контр-адмиралу Жукову Гавриилу Васильевичу и его штабу… Первое боевое задание получили во второй половине дня 22 июня от товарища Жукова по выполнению разведывательных полетов, поиску подводных лодок в районе Одесса-Сулина-Тарханкут-Одесса, а также задачи бомбить порт Сулина.  Пять экипажей самолетов МБР-2: ведущий капитан Дехтярев Владимир Арсентьевич, штурман Ковальчук Иван Иванович, летчик Уткин Михаил Георгиевич, летчик Финагин Леонид Николаевич, штурман Шильченко Михаил Михайлович, стрелок-радист Жданов Алексей Петрович и другие получили задание нанести бомбовый удар по кораблям и транспортам порта Сулина. Отбомбились все экипажи удачно. Но так как был сильный зенитный огонь и стена заградительного огня становилась ощутимо плотной, был ранен летчик Финагин и подбит его самолет. Все сомкнули строй вокруг подбитого самолета и, несмотря на атаки «мессеров», привели его на свой аэродром. Штурман Шильченко также не растерялся и принял смелое решение пересесть в кабину тяжело раненого летчика и с правого сидения довести самолет до Хаджибея. Штурман посадил самолет на свой аэродром и, так как машина была вся прошита пулями и осколками снарядов, то затонула до плоскостей, а экипаж с самолета своевременно был снят. За героический подвиг лейтенант Шильченко награжден орденом Красного Знамени, а Финагин- орденом Красной Звезды».                Таким оказался для этих экипажей первый день Великой Отечественной войны, которая будет длиться 1418 дней и ночей! Но разве мог кто-нибудь знать тогда, что война окажется такой продолжительной? Каждый час войны станет испытанием стойкости и мужества советских людей.         
                В течение всей войны летчики морской разведывательной эскадрильи, кроме ведения разведки, наносили удары по морским базам и транспортам противника. Морская авиация оказалась наиболее результативным мобильным и универсальным родом сил Военно-Морского Флота, она могла поражать любые морские и береговые цели. Ни одна боевая  операция флота не разрабатывалась без участия морской разведывательной авиации, полученные ею сведения считались важнейшими при разработке планов боевых действий.

Об итогах боевых действий 82-й авиаэскадрильи за первые десять дней войны можно узнать из рапорта, составленного 2 июля 1941 года:
«1. Общий налет- 5324 часа, самолетовылетов- 1719.                Из них: а) днем на В.Р. (воздушная разведка), сопровождение кораблей, транспортов и П.Л.О. (противолодочная оборона)- самолетовылетов- 1259, налет- 4451 часов. б) ночью на бомбоудар по войскам, технике и плавсредствам противника самолетовылетов- 460, налет- 843 часа.
2. При этом уничтожено:
а) при бомбоударах днем: уничтожено до 26 автомашин с войсками и грузами, 5 танков, 2 автоцистерны с горючим, 2 авторемонтные мастерские, 12 случаев накрытия конных войск противника, уничтожено до 40 и рассеяно до 100 всадников противника, отмечено 3 прямые попадания по блиндажам противника, проведено 8 штурмовок войск противника огнем турельных пулеметов, произведен бомбоудар 1 парой самолетов по П.Л. (подводная лодка)- результат не установлен.
б) при бомбометании ночью: взорвано 15 складов с боеприпасами, 5 цистерн с горючим, вызвано 52 очага пожаров, отмечено 7 взрывов, уничтожено или повреждено 9 полевых и 3 зенитных батареи противника, 1 прожекторная установка, поврежден и подожжен железнодорожный вокзал, 11 случаев разрушения железнодорожных путей, разрушено 3 причала, прямое попадание в пристань, отмечены прямые попадания в колонны танков и автомашин, проведено 35 штурмовок войск противника огнем турельных пулеметов, повреждено летное поле, уничтожен 1 транспорт, 3 мелких судна противника.
3. В различных участках Черного моря обнаружено:
а) транспортов- 298, рыб-лайб- 155, шхун- 25, буксиров- 4, барж- 5, танкер- 1 противника.
б) самолетов противника: неопознанного типа- 120, «Ю-88» («Юнкерс-88»)- 16, «МЕ-110» («Мессершмитт-110»)- 16, «МЕ-111» («Мессершмитт-111»)- 2, «ДО-24» («Дорнье-24»)- 2.
4. Проведено 26 воздушных боев, при этом: сбит 1 самолет «ХЕ-111» («Хейнкель-111»), поврежден 1 самолет «ХЕ-115» («Хейнкель-115») и 1 самолет «ДО-24» («Дорнье-24»).               
                2 июля 1941 года»

Алексей Петрович Жданов, как и другие летчики эскадрильи, совершал дневные и ночные боевые полеты и, кроме того, был начальником связи эскадрильи. Близкое присутствие семей являлось для сражавшихся с врагом  летчиков крепкой моральной поддержкой. Многие жены помогали в гарнизоне: готовили и доставляли к самолетам пищу летному и техническому составу, работали в медсанчасти, стирали белье как дружинницы, выполняли любую другую необходимую гарнизону работу.      
                Враг упорно рвался к Одессе. В конце  июня 1941 года его отдельные истребители обстреливали аэродром и казармы 82-й эскадрильи. Героическая оборона Одессы продолжалась 73 дня (с 5 августа по 16 октября 1941 года). Город стоял насмерть. Так как в августе 1941 года противнику удалось уже очень близко подойти к акватории Хаджибейского лимана, семьям стало опасно находиться около гарнизона, и они были эвакуированы. Семью Алексея Петровича  эвакуировали в Севастополь. Эскадрилья продолжала сражаться, находясь сначала на Хаджибейском лимане, а затем перелетела в Крым на озеро Донузлав, расположенное западнее города Евпатории. 20 октября 1941 года эскадрилья полностью перебазировалась в Севастополь, в бухту Матюшенко, расположенную на Северной стороне города, в большой севастопольской бухте, недалеко от входа в нее. Семьи летчиков, в том числе и семья Алексея Петровича, жили недалеко от гарнизона эскадрильи.               
                Накал боевых действий в Севастопольском оборонительном районе с каждым днем нарастал. Летчики 82-й эскадрильи ежедневно совершали по несколько боевых вылетов. Каким мужеством должны были обладать экипажи тихоходных незащищенных броней гидросамолетов, чтобы ежедневно появляться над траншеями и зенитными батареями противника! Авиация Черноморского Флота бомбила позиции противника и днем и ночью. В дневное время бомбовые удары наносили, в основном, самолеты Пе-2 (пикирующий бомбардировщик), ДБ-3 (дальний бомбардировщик), СБ (скоростной бомбардировщик), а ночью- лодочная авиация: МБР-2 и  двухмоторные ГСТ (гидросамолет транспортный).            
                Героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 250 дней (с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года), сорвала пресловутое «весеннее наступление» гитлеровцев. Противник потерял здесь около 300 тысяч солдат убитыми и ранеными. Из-за крайне опасного положения, сложившегося в Севастополе, семьи летчиков снова эвакуировали, на этот раз на черноморское побережье Кавказа- в город Геленджик. Здесь, на Толстом мысе геленджикской бухты,  был подготовлен новый аэродром для морской авиации, а эскадрилья продолжала боевые полеты из Севастополя. После перебазирования в Геленджик эскадрилья продолжала полеты с целью разведки и уничтожения транспортов, береговой обороны, живой силы и техники на переднем крае и в тылу противника, оказывала помощь крымским партизанам, сбрасывая им с воздуха оружие, боеприпасы, медикаменты и продовольствие, вывозила раненых, корректировала огонь наших дальнобойных орудий.            
                В конце 1942 года 82-я эскадрилья базировалась на озере Палеостоми около города Поти. Кроме ведения разведки, самолеты эскадрильи охраняли  с воздуха наши боевые корабли и конвои от подводных лодок противника на подходах к военно-морским базам, а также систематически патрулировали 40-мильную прибрежную полосу, сопровождали на переходах морем наши крупные конвои, бомбили аэродромы противника. Кроме отечественных самолетов МБР-2 в эскадрильи с 1943 года появились двухмоторные самолеты «Бостон», поступавшие на вооружение советских ВВС по ленд-лизу из США. Эти самолеты имели скорость до 520 километров в час, дальность полета- около тысячи километров, пушечное и пулеметное вооружение, и могли нести бомбовую нагрузку до двух тонн.       
                Немецко-фашистские войска, захватив Крым, рвались на Кавказ с западного и северного направлений, а также с моря. 82-я эскадрилья активно участвовала в обороне Кавказа, защищала с воздуха порты базирования нашего Военно-Морского Флота, прикрывала наши морские транспорты, бомбила фашистские морские транспорты и сухопутные войска. Успешные боевые действия 82-й эскадрильи обеспечивались слаженными действиями всего ее личного состава. Каждый советский воин, как и весь советский народ в годы войны стремились приблизить победу.          
                Отважно сражалась с врагом и 82-я эскадрилья, каждый ее воин внес свой вклад в общую Победу: летчики: Иван Трофимович Чебаник (командир эскадрильи), Николай Иванович Климовский (первый заместитель командира и начальник штаба эскадрильи), Яков Герасимович Князев (заместитель командира эскадрильи), Иван Максимович Андрицов (?-29.01.1942), Николай Александрович Громов (1908-08.05.1942), командир отряда Владимир Арсентьевич Дехтярев (1903-24.08.1944), Иван Егорович Киселев (1916-17.04.1942), Андрей Васильевич Ковалюк (1912-03.05.1942), Александр Иванович Куделин (1911-1970), Петр Николаевич Кудрявцев (1914-15.01.1942), Виктор Кириллович Лерх (1907-23.02.1942), Владимир Николаевич Меев (1908-15.05.1944), Герой Советского Союза Александр Евгеньевич Рожков (08.06.1916-16.06.1972), Василий Григорьевич  Рябов (1915-11.01.1942), Василий Яковлевич Симонов (1908-08.05.1942), Анатолий Григорьевич Столяров, Василий Гаврилович Стрянухин (1906-25.09.1942), Михаил Георгиевич Уткин, Евгений Фармаковский, Леонид Николаевич Финагин, Петр Акантьевич Цибуля (1918-20.06.1942), Юрий Шитиков, Василий Алексеевич Шурыгин (?-04.08.1941), Василий Ефимович Яковлев (?-08.07.1941) … ;                штурманы: Герой Советского Союза Федор Николаевич Аглотков (?-1944), Гвоздев, Михаил Михайлович Данилевский (17.02.1917-09.03.2002), Илья Васильевич Каганов, Герой Советского Союза Иван Иванович Ковальчук (18.01.1918-07.11.2001), Григорий Никитович Козин (1914-15.01.1942), Филипп Васильевич Новохацкий, Сергей Евгеньевич Слепцов (1914-11.01.1942), Титов, Владимир Петрович Цибулько, Василий Михайлович Чистяков (?-12.07.1941), Иван Кондратьевич Шейко, Михаил Михайлович Шильченко (?-1975) …;                стрелки-радисты: Михаил Иванович Бабенко (1907-18.07.1941), Михаил Александрович Воронин (р.1913), Виктор Евгеньевич Гурин (01.05.1918-18.08.1987), Алексей Петрович Жданов (начальник связи эскадрильи), Абдурахман Халилуевич Кашаев, Григорий Николаевич Козин (р.1917), Григорий Михайлович Машенкин (р.1911), Павел Васильевич Панкратов, Владимир Георгиевич Пулавский (?-25.09.1942), Семен Григорьевич Розенберг, Николай Иосифович Терминак (1912-23.02.1943), Петр Дмитриевич Тягун (1915-08.05.1942), Юрий Иванович Халин (1920-08.01.1942), Черевотенко, Алексей Михайлович Чертовский,  Владимир Константинович Шибко (1921-20.06.1942)…   
                Количество источников информации о событиях Великой Отечественной войны неисчислимо… О многих фактах боевых действий в акватории Черного моря, в Одессе, в Крыму и на Кавказе, а также о боевой жизни летчиков ВВС Черноморского Флота рассказано, например, в книгах (в некоторых из них есть сведения и о летчиках-разведчиках 82-й эскадрильи и 30-го авиаполка): 
1. К.М. Королева. Верность долгу и людям. 2003. Тираж 200 экз. Отпечатано в ОАО    «Евпаторийская городская типография». г. Евпатория, ул. Некрасова, 40.
2. Коваленко В.И. Крылья Севастополя. Киев. Политиздат Украины. 1988.
3. Минаков В.И. (Герой Советского Союза). Гневное небо Тавриды. М. ДОСААФ. 1985.
4. Быков М.Ю. Победы сталинских соколов. Изд-во «Яуза- Эксмо». 2008.
5. Дорохов А.П. Герои черноморского неба. М. 1972.                6. Дорохов А.П. Крылатые защитники Севастополя. Симферополь. «Таврия». 1981.
7. Иванов П.Н. Крылья над морем. М. Воениздат. 1973.
8. Кирни И.Д. Черноморский флот в битве за Кавказ. 
9. Герои Советского Союза Военно-морского флота. 1937-1945. М. Воениздат . 1977.
10. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М. Воениздат. 1987.
11. Богатырев С., Овчаренко А. Черноморский разведчик-ас. Авиация и время. 2003.
12. Их имена никогда не забудутся. Книга 2. Ставрополь. 1969. 
13. Череватенко А.Т. Небо Одессы. 1941-й. Одесса. «Маяк». 1978.
14. Денисов К.Д. Под нами- Черное море. М. Воениздат. 1989.                15. Деревянко К.И.  На трудных дорогах войны. Ленинград. «Лениздат». 1985.
16. Маношин И.С. Июль 1942 года. Падение Севастополя. М. Вече. 2009. 288с. (Военные тайны XX века).
17. Платонов А.В. Борьба за господство на Черном море. М. Вече. 2010. 464с.
18. Карпов В.В. Полководец. М. Вече. Центрполиграф. 2011. 672с.   
19. Мощанский И.Б. Трудности освобождения. М. Вече. 2009. 240с. 
20. Корнюхин Г.В. Воздушная война над СССР. 1941. М. Вече. 2008. 400с. (Военные тайны XX века). 
21. Левшов П.В., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ. Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. СПб. Специальный выпуск альманаха «Тайфун». 2012. 768с.
22. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота (В.И. Ачкасов, А.В. Басов, А.И. Сумин и др.). М. Воениздат. 1988. 608с.
23. Крылов Н.И. Не померкнет никогда. М. Воениздат. 1984. 558с.

Из-за крайне напряженной и опасной военной обстановки, сложившейся на черноморском побережье Кавказа, семьи летчиков снова эвакуировали. Семью Алексея Петровича Жданова в сентябре 1942 года эвакуировали из города Поти в окрестности Ташкента.
После окружения и разгрома 02.02.1943 немецких войск под Сталинградом наступил решающий перелом в ходе войны. С каждым днем фашистские войска откатывались на запад под ударами советских войск. Весной 1943 года активизировались боевые действия на всех фронтах, в том числе на Кавказе и на Черном море, ждали освобождения Новороссийск, Крым, Одесса. Командованию Черноморского Флота потребовалась систематическая и надежная круглосуточная дальняя разведка военной обстановки на всем Черном море и его побережье. Дальней разведки, выполняемой до этого отдельными экипажами бомбардировочной авиации, оказалось недостаточно.      
                С целью ведения систематической дальней разведки для Черноморского Флота 25 мая 1943 года на базе 27-й отдельной авиаэскадрильи был создан 30-й Отдельный разведывательный авиационный полк ВВС Черноморского Флота, затем в нем была сформирована вторая эскадрилья, а с 31 июля 1943 года в составе полка стало три эскадрильи (эту дату и отмечают ветераны полка). Командиром полка был назначен первоклассный летчик подполковник Христофор Александрович Рождественский (22.06.1904-10.02.1987), начальником штаба полка- Николай Иванович Климовский (ранее- начальник штаба 82-й Отдельной авиаэскадрильи), помощником командира полка по летной подготовке- майор Василий Андреевич Лобозов, командиром первой эскадрильи- Василий Александрович  Мордин, командиром второй эскадрильи- майор Литавкин, командиром третьей эскадрильи- Юлий Николаевич Новиков, флагштурманом полка- майор Иван Михайлович Панчишный, начальником связи полка- старший лейтенант Алексей Петрович Жданов (ранее- начальник связи 82-й Отдельной авиаэскадрильи). Алексей Петрович Жданов летал в составе флагманского и других экипажей. 
                На вооружении полка находились дальние разведчики Пе-2, «Бостон-3», А-20 «Бостон» и ближние разведчики Р-40 «Киттихаук».
Полк участвовал в боях за освобождение Кавказа и Крыма, а также Румынии и Болгарии. Вот фрагмент из аттестации Христофора Александровича Рождественского (1946 год): «В короткий срок в условиях боевой работы умело сколотил полк по выполнению любых сложных задач по разведке как на коммуникациях, а также и в тылу противника, в интересах кораблей флота, бомбардировочной авиации и сухопутных войск. За период боевых действий под его руководством полк произвел 3475 боевых вылетов на дальнюю воздушную разведку, с налетом 8298 часов, из них более 180 вылетов ночью. В результате чего только на коммуникациях разведкой обнаружено 560 конвоев противника, сделано 700 аэрофотосъемок и обработано 90 тысяч снимков. По данным разведки полка, потоплено до 150 плавединиц как на коммуникациях, так и на базах противника. В воздушных боях личный состав полка уничтожил 31 самолет противника»... Сам Рождественский служил примером для всего личного состава полка в выполнении служебного долга.
30-й полк вел не только дальнюю, но и ближнюю разведку (третья эскадрилья, вооруженная самолетами «Киттихаук»).       
                Авиация Черноморского флота, действуя самостоятельно и совместно с другими силами флота, активно содействовала нашим войскам на причерноморском и приазовском направлениях боевых действий, уничтожая живую силу и технику противника, наносила удары по базам, промышленным и административным военным объектам врага. 
Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» пишет: «К концу 1943 года мы окончательно преодолели тяжелую обстановку и, обладая мощными силами и средствами борьбы, прочно удерживали в своих руках стратегическую инициативу… К началу 1944 года Германия с учетом войск своих сателлитов имела на советско-германском фронте около 5 миллионов человек, 54.5 тысячи орудий и минометов, 5400 танков и штурмовых орудий и несколько более 3 тысяч самолетов. Советские Вооруженные Силы превосходили противника в людях в 1,3 раза, по артиллерии- в 1,7 раза, по самолетам- в 3,3 раза. Это количественное превосходство усиливалось высоким качественным уровнем оружия и, что особенно важно, боевым духом войск и возросшим оперативно-тактическим искусством командования».       
                К концу войны на боевом счету авиаторов Черноморского Флота  было 131637 боевых вылетов, они уничтожили в воздухе и на земле 2149 самолетов, 680 танков, 780 орудий врага, свыше 50 тысяч фашистских солдат и офицеров, вместе с кораблями флота потопили более 800 и повредили более 500 плавательных единиц противника. Высокое звание Героя Советского Союза было присвоено 61 авиатору ВВС Черноморского Флота, девять из которых- летчики 30-го авиаполка: Василевский Владимир Гаврилович (р.12.08.1913), Карпов Александр Дмитриевич (10.01.1921-13.01.1996), Ковальчук Иван Иванович (18.01.1918-07.11.2001), Лебедев Дмитрий Максимович (26.10.1917-30.07.1993), Лобозов Василий Андреевич (01.02.1913-30.11.1944), Марченко Иван Тимофеевич (25.11.1917-21.06.1948), Мордин Василий Александрович (18.04.1918-08.07.1949), Рожков Александр Евгеньевич (08.06.1916-16.06.1972), Скугарь Владимир Антонович (р.15.07.1914).                За успешные боевые действия при освобождения Севастополя 30-й авиаполк удостоен почетного наименования «Севастопольский» и награжден орденом «Красное Знамя». В Севастополе около диорамы «Штурм Сапун-горы» находится обелиск, у подножия которого расположена плита с именами воинских частей, особо отличившихся в боях за освобождение Севастополя, и среди них- 30-й Отдельный разведывательный Севастопольский Краснознаменный авиационный полк ВВС Черноморского Флота.
                После освобождения Крыма в мае 1944 года 30-й авиаполк перебазировался в город Евпаторию, и отсюда наносил удары по отступавшему по территории стран Европы противнику вплоть до окончательной победы над ним.
В ходе изменений военной обстановки на фронтах Великой Отечественной войны 82-я эскадрилья базировалась на Хаджибейском лимане, на озере Донузлав (западнее города Евпатории), в Севастополе (в бухте Матюшенко), в Геленджике (на Толстом мысе геленджикской бухты), в Поти (на озере Палеостоми), а эскадрильи 30-го авиаполка- в Адлере, Мысхако, Алахадзы, Анапе, Скадовске,  Евпатории.

После освобождения в мае 1944 года Крыма от немецко-фашистских захватчиков семья Алексея Петровича Жданова из эвакуации прибыла в Евпаторию, где в это время базировался 30-й авиаполк. Штаб полка располагался в уцелевших после оккупации города корпусах санатория «Ударник».

Опыт этой войны очень убедительно показал, что успех боевых операций зависит прежде всего от того, насколько хорошо и тщательно произведена разведка боевых позиций  противника. Авиационная разведка Черноморского Флота была зоркими, надежными  и неутомимыми глазами нашего флота. От ее умения разобраться в любой обстановке во многом зависел успех многих воинских частей, а иногда и всей военной операции. Летчики-разведчики Черноморского Флота успешно справились с возложенными на них боевыми задачами.      
                       И вот, наконец, наступил долгожданный День Победы! 
Городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите  Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, присвоена высшая степень отличия СССР- звание «Город-Герой», которое получили Ленинград, Сталинград, Севастополь, Одесса, Киев, Москва, Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск, а звание «Крепость-Герой»- Брестская крепость.      
                В соответствии с федеральным законом от 9 мая 2006 года «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы», это звание присвоено городам Российской Федерации, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточённых сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм, в том числе городам Российской Федерации, которым присвоено звание «Город-Герой».         
                Вот эти «Города воинской славы» Российской Федерации: «Города-Герои» Ленинград, Сталинград, Севастополь, Москва, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск и Смоленск, а также «Города воинской славы» Анапа, Архангельск, Белгород, Брянск, Великие Луки, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Волоколамск, Воронеж, Выборг, Вязьма, Дмитров, Елец, Ельня,  Калач-на-Дону, Ковров, Козельск,  Колпино, Кронштадт, Курск, Ломоносов, Луга, Малгобек, Малоярославец, Можайск, Нальчик, Наро-Фоминск, Орёл, Петропавловск-Камчатский, Полярный, Псков,  Ржев, Ростов-на-Дону,  Старый Оскол,  Таганрог, Тверь, Тихвин, Туапсе, Хабаровск.

В Севастополе на Проспекте Острякова в 1981 году установлен памятник-мемориал «Мужеству, героизму авиаторов-черноморцев», в композицию которого входит и «Стена памяти», на гранитных плитах которой высечены имена 1297 летчиков-черноморцев, не имеющих захоронений. Летчики-черноморцы внесли огромный вклад в победу над врагом. Об их подвигах рассказывают и экспозиции «Музея героической обороны и освобождения Севастополя». В крымском поселке Новофедоровка (Сакский район) на Аллее Героев установлены бюсты девяти Героев Советского Союза, служивших в 30-м авиационном полку.             
                Свой весомый вклад в Победу внесли и 82-я Отдельная морская разведывательная Дунайская авиационная эскадрилья и 30-й Отдельный морской разведывательный Севастопольский Краснознаменный авиационный полк ВВС Черноморского Флота.
                Все 1418 дней  и ночей Великой Отечественной войны старший лейтенант Алексей Петрович Жданов прошел свой боевой путь сначала в составе 82-й Отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи, а затем 30-го Отдельного морского разведывательного авиационного полка ВВС Черноморского Флота. Участвуя в боевых полетах, он выполнял также обязанности начальника связи эскадрильи, а затем полка.

Желание рассказать о боевом пути отца и его однополчан, а также о некоторых своих воспоминаниях, относящихся к периоду военного времени, частично уже осуществилось-  ранее уже опубликованы  рассказы:
1. Юрий Жданов. От Хаджибейского лимана…  Газета «Радость»,  № 5- 6, 2010. с. 10- 11.
Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и    музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»). Экземпляр этой газеты с рассказом «От Хаджибейского лимана» передан и Краеведческому музею города Евпатории. 
2. Юрий Жданов. От Хаджибейского лимана…  Газета «Радость»,  № 5- 6, 2010. с. 10- 11.
на сайте ЦТРиМЭО «Радость» ( www.radost.dop.mskobr.ru ) в разделе «Газета «Радость».
3.   Юрий Жданов. 82-я авиаэскадрилья сражается. 
Альманах «Лауреаты и номинанты «Орбиты». Специальный выпуск альманаха   «Золотые протуберанцы» Литературного объединения «Орбита-1» при ДК МАИ. М., 2010. 482с. Тираж 400 экз. (стр. 108- 114). 
4. Юрий Жданов.  Рассказы: Нога в ботинке. Фашистский самолет-разведчик сбит!  Парашютик- весточка от отца. Крошки хлеба. Джульбарс. Летчики шутят. Опубликованы в альманахе: «SOSТОЯНИЕ». Выпуск литературных объединений «Подмосковные протуберанцы» и «Орбита-1» при ДК МАИ, альманах-2011. В двух томах. Первый том. М. 2011. 326с. Тираж 350 экз. (стр. 198-232).
5. Юрий Жданов. Рассказы: Гильза-светильник. Кукла с детонатором. Опубликованы  в альманахе: «Акватория муз», альманах-2012. Выпуск литературных объединений «Орбита» и «Подмосковные протуберанцы». Изд. БФРГТЗ  «СЛОВО». М. 2012. 548с. Тираж 300 экз. (стр. 53- 92). 
6. Юрий Жданов. Рассказы: ДОТ- Долговременная огневая точка. Кедровые рощи Дмитрия Жданова в Прасковеевке. Главный виноградарь комбината «Массандра» Петр Родионович Жданов.
Опубликованы  в альманахе: «Акватория муз», альманах-2013. Выпуск литературных объединений «Орбита» и «Подмосковные протуберанцы». Изд. БФРГТЗ  «СЛОВО». М. 2012. 520с. Тираж 300 экз. (стр. 36- 76).                7. Юрий Жданов. 82-я авиаэскадрилья сражается. Евпаторийский альманах,  № 11 Литературного объединения имени Ильи Сельвинского. Изд-во «Крымский Афон». 2013. 388с. с. 83- 89. Тираж 100 экз.
8.  Юрий Жданов. Рассказы:  Нога в ботинке. Парашютик- весточка от отца. Кукла с детонатором. «Парикмахер» со взрывателем. Хлеб в сиропе. Кожанка отца. Под бомбами в Керченском проливе. Наша землянка-бомбоубежище. Доктор, помогите. «Змеиный» подвесной мост. Хочу быть Андреем. 
Опубликованы  в альманахе: «Акватория муз», альманах-2014. Выпуск литературных объединений «Орбита» и «Подмосковные протуберанцы». Изд. БФРГТЗ  «СЛОВО». М. 2014. 550с. Тираж 300 экз. (стр. 423- 486). 
9. Юрий Жданов. Рассказы: Рассказы об отце. Нога в ботинке. Фашистский самолет-разведчик сбит! Парашютик- весточка от отца.  Крошки хлеба. Джульбарс. Летчики шутят. Гильза-светильник. ДОТ- долговременная огневая точка. Кедровые рощи Дмитрия Жданова в Прасковеевке. Главный виноградарь комбината «Массандра» Петр Родионович Жданов.  «Парикмахер» со взрывателем. Хлеб в сиропе. Кожанка отца. Под бомбами в Керченском проливе. Наша землянка-бомбоубежище. Доктор, помогите. «Змеиный» подвесной мост. Хочу быть Андреем. 82-я авиаэскадрилья сражается. От Хаджибейского лимана. Евпаторийскому десанту посвящается! …
Опубликованы на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2

О своем прадедушке Алексее Петровиче Жданове написала рассказ и его правнучка Анастасия Алексеевна Жданова:                1. Анастасия Жданова. Летчик-разведчик. «Радость»,  № 3- 4, 1995.                2. Анастасия Жданова. Летчик-разведчик. «Детская Роман-газета»,  № 5, 2008.   
                В музее московского Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»), посвященном Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, есть стенд, на котором рассказано об отце и его боевых друзьях, даны фотографии военных лет, демонстрируется кожанка-реглан Алексея Петровича Жданова, а также модель самолета- морского ближнего разведчика МБР-2 (См.  на сайте ЦТРиМЭО «Радость»  www.radost.dop.mskobr.ru в разделе «Газета «Радость»: «Радость»,  № 5- 6, 2010. Юрий Жданов. От Хаджибейского лимана… с. 10- 11).                Музей с большим интересом посещают не только учащиеся музыкальной школы и их родители, но и другие московские школьники, а также ветераны войны и гости школы.   
                Еще раз перечитал замечательную книгу одного из штурманов 30-го авиаполка  Владимира Ивановича Коваленко «Крылья Севастополя», очень ярко описавшего героические боевые будни летчиков-разведчиков Черноморского Флота. После прочтения этой книги мне показалось, будто я побывал рядом с отцом.

Снова беру в руки фотоальбом. Вот фотография, сделанная, видимо, после успешного выполнения летчиками боевого задания, на ней слева направо: Евгений Фармаковский,  Сергей Евгеньевич Слепцов, Александр Евгеньевич Рожков, Николай Иванович Климовский (начальник штаба 30-го авиаполка), Евгений В. Акимов, Михаил Георгиевич Уткин и мой отец- Алексей Петрович Жданов. Из них Фармаковский, Слепцов и Жданов- в полном летном обмундировании: летные комбинезоны, унты,  шлемы, планшеты, кобура с пистолетом… Остальные: Рожков, Климовский и Уткин-  в кожанках-регланах, Акимов- в комбинезоне, все они в фуражках. Так хочется, чтобы все изображенные на этой фотографии вышли из нее и, оказавшись живыми и здоровыми рядом со мною, позволили мне послушать их разговор… Хотя я был в то время мальчишкой, но хорошо помню некоторых боевых друзей отца: Николая Ивановича Климовского, Михаила Георгиевича Уткина, а с некоторыми  неоднократно встречался и в послевоенные годы: с Михаилом Михайловичем Данилевским (он жил с семьей в Монино Московской области и преподавал в Монинской авиационной академии), Виктором Евгеньевичем Гуриным (он был не только стрелком-радистом в 82-й эскадрильи, но и с 1942 года разведчиком-десантником группы особого назначения Черноморского Флота, после войны жил в Таганроге), Ксенией Михайловной Королевой (жившей в Евпатории).   
Рассматриваю другие фотографии: отец в шлеме во время учебы в училище морских летчиков; отец с тремя друзьями в летном училище, все они в шлемах (на обороте надпись, сделанная отцом: «На память родным от сына. 15.01.1940 г. и подпись»); экипаж из четырех человек (в том числе и отец) в комбинезонах, с надетыми парашютами, около самолета «Бостон»; занятия летчиков строевой подготовкой в Евпатории…                Из воинского удостоверения личности отца узнаю, что воинское звание старшего лейтенанта отцу присвоено 26 мая 1943 года. А вот фотография, сделанная в 1945 году: отец в кителе с погонами капитана…

О мужестве летчиков 82-й авиаэскадрильи  и 30-го авиаполка детям, внукам, правнукам, членам их семей и всем родственникам Алексея Петровича постоянно напоминают также хранящиеся у них фотографии тех лет и боевые награды капитана Алексея Петровича Жданова: ордена  «Отечественная война», «Красная Звезда», «Красное Знамя» и медали «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Кавказа».

Огромное спасибо и низкий поклон Всем участникам Великой Отечественной войны!    Достигнутой в тяжелых сражениях Победой Вы спасли человечество от гибели и подарили всем оставшимся в живых и всем последующим поколениям СЧАСТЬЕ И РАДОСТЬ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!
21 февраля 2014 года исполнилось100 лет со дня рождения отца- Алексея Петровича Жданова.
Эстафета памяти продолжается…  Никто не забыт, ничто не забыто…
                Юрий Жданов   10.09.2012; 16.08.2014; 08.01.2015


P.S. от 21.04.2015: 6 апреля 2015 года президент России Владимир Путин подписал указы о присвоении почётного звания «Город воинской славы» городам Старая Русса, Гатчина, Петрозаводск, Грозный и Феодосия.

P.S. от 07.05.2015: Рассказ Юрия Жданова «Глаза» Черноморского Флота- летчики-разведчики» опубликован в альманахе: Акватория муз. Альманах-2015. Выпуск литературных объединений «Орбита-1» и «Подмосковные протуберанцы". Изд. БФРГТЗ "СЛОВО". М. 2015. 560с. Стр. 108-134. Тираж 300 экз.

     P.S. от 31.03.2016:  Со времени размещения на моем сайте (Проза.ру Юрий Жданов 2) рассказа «Глаза» Черноморского Флота- летчики-разведчики» на разных сайтах появились новые материалы, в которых имеются сведения о 82-й Отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи Военно-Воздушных Сил Черноморского Флота (82-й ОМРАЭ ВВС ЧФ) и 30-м Отдельном морском разведывательном Севастопольском Краснознаменном авиационном полку Военно-Воздушных Сил Черноморского Флота (30-й ОМРСКАП ВВС ЧФ), в которых прошел свой боевой путь Алексей Петрович Жданов (1914-1945)- мой отец:


1. Сайт: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота. Форум.
2. Сайт: 82-я авиаэскадрилья ВВС Черноморского Флота.
3. Сайт: Героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся… Жданов Алексей Петрович с сослуживцами.
4. Сайт: Региональная Патриотическая Общественная Организация «Бессмертный полк-Москва»… Жданов Алексей Петрович.
5. Сайт: Форум фронтовика. Жданов Алексей Петрович…  (на этом сайте размещены и фотографии: отец в лётном шлеме; две фотографии отца с его однополчанами).
6. Сайт: Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».               
7. Сайт: Память народа 1941-1945. Герои войны. Боевые операции. Воинские захоронения. Воинские части.  Документы частей. Жданов Алексей Петрович.
8. Рассказы об отце (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2).
 

P.S. от 15.03.2018: Рассказ Юрия Жданова «Глаза» Черноморского Флота- летчики-разведчики» опубликован в книге: Юрий Жданов. Формула рассказа. Сборник рассказов. Издательство «Радость». М. 2017. 220 с.

P.S. от 15.03.2018: Памяти отца и его боевых друзей посвящено и мое стихотворение «Летчикам-разведчикам Черноморского Флота» (на сайте: Стихи.ру Юрий Жданов 2).