Акварель

Надежда Дмитриева-Бон
                Лидии Павловне, дорогому человеку моего сердца, посвящаю.   




                Художник Сергей Андрияка Цветы и фрукты, 1995 год, 148х210 Бумага, акварель.

                Бумага, краски и вода, и происходит превращение,
                Как будто на дворе апрель и возникает – акварель:
                Нежна, прозрачна, словно звонкая капель.
                Ну, а порой она тумана как утро над рекой,
                А то вдруг красками блистает и весело кружится,
                Как карусель на ярмарке всё мчится, мчится, мчится!..

     В  Центральный  дом  художника  на  Крымском  Валу  мы  пришли  в  очередной  раз, 
не  на  конкретную  выставку,  как  часто  делали,  а  просто  посмотреть  новые  экспозиции  залов. 
Был  1996  год.  И  вот,  в  большом  зале  на  третьем  этаже,  я  увидела  невиданные  мной  акварели, 
которые  просто  ошеломили  и  удивили  своей  воплощённой  новизной.  Это  была  выставка  акварелей 
Сергея  Андрияки.  Я  впервые  узнала  этого  художника  и  впервые  увидела  его  работы.  От 
увиденных  акварелей,  на  этой  выставке,  возникло  трудно  передаваемое  словами чувство. 

     Акварели  были  огромных  размеров,  в  буйстве  красок,  в  яркой  пышности  живого  восприятия. 
Это  было  новое  моё  открытие  в  живописи.  Такая  акварель  мне  была  не  ведома,  я  смотрела 
на  бумагу  в  размер  двухметрового  живописного  полотна,  в  это  было  трудно  поверить, 
но  именно  такая  акварель  была  перед  глазами… Перед  глазами  бурлящие  краски,  яркие,  играющие, 
насыщенные,  но  это  не  масло… Это  акварель!  Акварель,  которая  всегда  нежна  в  своём 
пастельном  существовании,  и  вдруг  она  превратилась  в  тожество  цвета  и  яркого  света. 
Перед  взором  просто  волшебство,  не  виданное  ранее  волшебство!  И  как  всегда,  от  всего 
увиденного,  у  меня  возникло  желание  подробней  узнать  о  художнике  и  о  его  творчестве.

     Сергей  Андрияка  родился  в  Москве,  его  отец  Н.И.Андрияка  был заслуженным  художником 
и  преподавал  в  художественной  школе   при  Московском  художественном  институте  имени 
Сурикова.  Поэтому  раннее  увлечение  живописью  у  Сергея  было  и  от  рождения  и  от 
возможности  учиться  под  началом  отца.  После  учёбы  и  пробы  себя  в  работе  с  масляными 
красками,  с  темперой,  росписью  по  фарфору,  С.Андрияка  выбрал  акварель,  и  сделал  её  своим 
основным  занятием.  Для  художника  стала  интересным  открытием  многослойная  акварельная  живопись, 
техника  которой  была  утеряна.  И  вот  благодаря  таланту  и  огромному  интересу  С.Андрияка 
возродил  многослойную  технику  акварели,  и  она  стала  музой  всей  его  жизни. 

    После  этой  выставки,  на  которую  мы  попали  случайно,  прошло  три  года,  и  вот  в  Гороховском  переулке 
была  открыта  Московская  государственная  специализированная  школа  акварели  Сергея  Андрияки  с 
музейно-выставочным  комплексом.  И  мы  стали  часто  туда  ходить,  а  порой  я  ходила  туда 
и  одна.  Чудесная  атмосфера,  прекрасные  выставочные  залы,  и  там  можно  узнать  о  самом 
процессе  письма.  С.Андрияка  не  делает  никаких  тайн  из  техники  акварели,  которую  он 
возродил,  а  наоборот,  как  талантливый  учитель,  он  передаёт  свои  знания  многочисленным   своим 
ученикам.  А  для  посетителей  в  залах  установлены  огромные  экраны,  на  которых транслируются 
открытые  уроки  С.Андрияка. 

     Он  рассказывает  и  поэтапно  показывает,  как  овладеть  таким  мастерством  как  акварель. 
Сам  художник  рисует  по  памяти,  без  предварительного  рисунка  карандашом.  В  работе  использует 
послойные  лессировочные  прописки  (20-30 слоев)  по  просохшей  поверхности  бумажного  листа, 
в  письме  использует  только  акварельные  краски.  Высококачественная  бумага  и  хорошие  краски 
позволяют  сохранять  цвет  и  колористическое  богатство  акварелей,  позволяют  автору  так 
поэтично  передавать  своё  восприятие  мира. 

     Школа  С.Андрияки  это  культурно-просветительский  и  образовательный  центр,  там  прекрасная 
атмосфера  содружества  талантливых  людей,  там  можно  приобрести  всё,  что  связанно  с  акварелью, 
от  расходных  материалов,  литературы  и  самих  акварелей.  Прекрасное  место  воплощённой  красоты, 
где  одинаково  интересно  и  художникам  и  просто  зрителям.

     В  начале  двухтысячных,  согласно  с  бегом  и  устройством  личной  жизни,  я  встречала 
на  Курском  вокзале,  приехавшую  в  гости  свою  любимую  родственницу  и  единомышленника 
Лидию  Павловну,  старшую  сестру  моего покойного  мужа.  Она  приехала  по  делам,  и  погостить, 
и  я  её  радостно  встречала.  Она,  как  положено  человеку  с  поезда,  жаждала  скорей  попасть 
домой,  принять  душ…  словом  нормальные  желания  человека,  скоротавшего  дорогу  в  поезде.  Но  у  меня 
появилось  желание  показать  ей  Школу  С.Андрияки,  тем  более  что  Гороховский  переулок 
находится  совсем  рядом  с  вокзалом,  и  я  предложила  ей  свершить  эту  экскурсию  сразу. 

    Лидия  Павловна  высказала  своё  недоумение  насчёт  такого  предложения,  но,  после  моих  доводов, 
что  мы  увидим  редкостную  живопись,  она  согласилась.  Мы  сдали  багаж  в  камеру  хранения  и  пошли. 
Было  не  очень  рано,  но  всё  же,  было  утро.  Мы  тихонько  прошлись  по  улочкам  и  переулочкам. 
И  вот  перед  взором  сказочное  здание,  оно  совсем  непохоже  на  всю  окружающую  его 
архитектуру,  оно  более  всего  напоминает  маленький  старинный  замок. 

     История  этого  здания  началась  в  1888  году,  когда  по  проекту  московского  архитектора 
немецкого  происхождения  М.К.Геппенера  было  построено  красивое  двухэтажное  здание,  и  выполнено 
оно  в  архитектурном  стиле  краснокирпичной  эклектике.  Заказчиком  этого  здания  являлось 
Евангелическое  попечительство  о  бедных  женщинах  и  детях,  а  так  же  о  детях  сиротах   
российского  и  немецкого  подданства.  В  то  время  на  полном  содержании  попечительства  в 
приюте  воспитывалось  около  40  детей.  И  сегодня  глядя  на  здание,  которое  построили 
для  лишившихся  семей  женщин  и  детей,  в  душе  рождается  благородный  отклик,  что  такой 
волшебный  замок  построили  сиротам,  и  спустя  вековую  историю,  оно  по-прежнему  прекрасно 
и  сказочно. 

     И  такая  охватывает  радость,  что  это  здание  не  пропало,  а  попало  в  талантливые 
руки  человека,  который  обладает  щедрой  и  доброй  душой.  Под  руководством  С.Андрияки, 
здесь,  как  и  прежде,  учатся  дети,  и  взрослые,  в  этом  сказочном  доме  живёт  волшебство 
акварели,  живопись  по  фарфору  и  керамике,  здесь  идёт  обучение  и  развитие  академического 
художественного  образования.  Приходи,  смотри,  радуйся,  желаешь  учиться  –  учись, 
словом  это  счастье,  что  всё  ценное,  так  бесценно  возродилось.

     Лидия  Павловна  была  тоже  крайне  удивлена  и  обрадована,  увидев  акварели  С.Андрияки, 
которые  были  представлены  в  Выставочном  зале.  Натюрморты,  цветы,  старые  уголки  Москвы 
и  огромные  панорамы  города.  Это  впечатляет… панорама  «Вид  на  Москву  с  Воробьёвых  гор 
в  конце  ХIХ  века»  1996 год, 70 х 400,  бумага,  акварель.  Увидеть  4-х  метровую  акварель 
это  было  просто  откровение…


       В  1995  году  по  заказу  московской  мэрии  С.Андрияка  создал  6-ти  метровую  акварельную 
панораму  Москвы,  видеть  её  не  довелось,  но  даже  всё  то,  что  мы  посмотрели  на  выставке, 
это  оставило  неизгладимо-восторженное  ощущение,  ощущение  того,  что  талант  безграничен 
во  всех  проявлениях,  талант  не  имеет  никаких  границ  воплощения… 

     Сейчас,  по  прошествии  многих  лет,  мы  иногда  вспоминаем  не  совсем  обоюдно-желаемое 
мероприятие,  которое,  всё  же  свершилось,  и  находим  в  этом  радость,  радость  не 
повторившегося  больше  свершения.  Конечно,  с  поезда  и  на  выставку,  это  как  с  корабля  на  бал, 
редкое  и  смелое  решение,  но  у  Лидии  Павловны,  так  больше  и  не  сложилось  выбраться 
на  эту  выставку,  как  мы  обычно  делаем:  заранее  и  специально-обдумано,  продумано. 


    Но  теперь  в  нашей  памяти  осталась  странная  дорога  в  прекрасный  мир  акварели.

Акварель! И возникает чудо, волшебства!
Художник акварелью мастерски играет,
И чувство красоты в нас возрождает!