Лидии Павловне, дорогому человеку моего сердца, посвящаю.
Художник Сергей Андрияка Цветы и фрукты, 1995 год, 148х210 Бумага, акварель.
Бумага, краски и вода, и происходит превращение,
Как будто на дворе апрель и возникает – акварель:
Нежна, прозрачна, словно звонкая капель.
Ну, а порой она тумана как утро над рекой,
А то вдруг красками блистает и весело кружится,
Как карусель на ярмарке всё мчится, мчится, мчится!..
В Центральный дом художника на Крымском Валу мы пришли в очередной раз,
не на конкретную выставку, как часто делали, а просто посмотреть новые экспозиции залов.
Был 1996 год. И вот, в большом зале на третьем этаже, я увидела невиданные мной акварели,
которые просто ошеломили и удивили своей воплощённой новизной. Это была выставка акварелей
Сергея Андрияки. Я впервые узнала этого художника и впервые увидела его работы. От
увиденных акварелей, на этой выставке, возникло трудно передаваемое словами чувство.
Акварели были огромных размеров, в буйстве красок, в яркой пышности живого восприятия.
Это было новое моё открытие в живописи. Такая акварель мне была не ведома, я смотрела
на бумагу в размер двухметрового живописного полотна, в это было трудно поверить,
но именно такая акварель была перед глазами… Перед глазами бурлящие краски, яркие, играющие,
насыщенные, но это не масло… Это акварель! Акварель, которая всегда нежна в своём
пастельном существовании, и вдруг она превратилась в тожество цвета и яркого света.
Перед взором просто волшебство, не виданное ранее волшебство! И как всегда, от всего
увиденного, у меня возникло желание подробней узнать о художнике и о его творчестве.
Сергей Андрияка родился в Москве, его отец Н.И.Андрияка был заслуженным художником
и преподавал в художественной школе при Московском художественном институте имени
Сурикова. Поэтому раннее увлечение живописью у Сергея было и от рождения и от
возможности учиться под началом отца. После учёбы и пробы себя в работе с масляными
красками, с темперой, росписью по фарфору, С.Андрияка выбрал акварель, и сделал её своим
основным занятием. Для художника стала интересным открытием многослойная акварельная живопись,
техника которой была утеряна. И вот благодаря таланту и огромному интересу С.Андрияка
возродил многослойную технику акварели, и она стала музой всей его жизни.
После этой выставки, на которую мы попали случайно, прошло три года, и вот в Гороховском переулке
была открыта Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с
музейно-выставочным комплексом. И мы стали часто туда ходить, а порой я ходила туда
и одна. Чудесная атмосфера, прекрасные выставочные залы, и там можно узнать о самом
процессе письма. С.Андрияка не делает никаких тайн из техники акварели, которую он
возродил, а наоборот, как талантливый учитель, он передаёт свои знания многочисленным своим
ученикам. А для посетителей в залах установлены огромные экраны, на которых транслируются
открытые уроки С.Андрияка.
Он рассказывает и поэтапно показывает, как овладеть таким мастерством как акварель.
Сам художник рисует по памяти, без предварительного рисунка карандашом. В работе использует
послойные лессировочные прописки (20-30 слоев) по просохшей поверхности бумажного листа,
в письме использует только акварельные краски. Высококачественная бумага и хорошие краски
позволяют сохранять цвет и колористическое богатство акварелей, позволяют автору так
поэтично передавать своё восприятие мира.
Школа С.Андрияки это культурно-просветительский и образовательный центр, там прекрасная
атмосфера содружества талантливых людей, там можно приобрести всё, что связанно с акварелью,
от расходных материалов, литературы и самих акварелей. Прекрасное место воплощённой красоты,
где одинаково интересно и художникам и просто зрителям.
В начале двухтысячных, согласно с бегом и устройством личной жизни, я встречала
на Курском вокзале, приехавшую в гости свою любимую родственницу и единомышленника
Лидию Павловну, старшую сестру моего покойного мужа. Она приехала по делам, и погостить,
и я её радостно встречала. Она, как положено человеку с поезда, жаждала скорей попасть
домой, принять душ… словом нормальные желания человека, скоротавшего дорогу в поезде. Но у меня
появилось желание показать ей Школу С.Андрияки, тем более что Гороховский переулок
находится совсем рядом с вокзалом, и я предложила ей свершить эту экскурсию сразу.
Лидия Павловна высказала своё недоумение насчёт такого предложения, но, после моих доводов,
что мы увидим редкостную живопись, она согласилась. Мы сдали багаж в камеру хранения и пошли.
Было не очень рано, но всё же, было утро. Мы тихонько прошлись по улочкам и переулочкам.
И вот перед взором сказочное здание, оно совсем непохоже на всю окружающую его
архитектуру, оно более всего напоминает маленький старинный замок.
История этого здания началась в 1888 году, когда по проекту московского архитектора
немецкого происхождения М.К.Геппенера было построено красивое двухэтажное здание, и выполнено
оно в архитектурном стиле краснокирпичной эклектике. Заказчиком этого здания являлось
Евангелическое попечительство о бедных женщинах и детях, а так же о детях сиротах
российского и немецкого подданства. В то время на полном содержании попечительства в
приюте воспитывалось около 40 детей. И сегодня глядя на здание, которое построили
для лишившихся семей женщин и детей, в душе рождается благородный отклик, что такой
волшебный замок построили сиротам, и спустя вековую историю, оно по-прежнему прекрасно
и сказочно.
И такая охватывает радость, что это здание не пропало, а попало в талантливые
руки человека, который обладает щедрой и доброй душой. Под руководством С.Андрияки,
здесь, как и прежде, учатся дети, и взрослые, в этом сказочном доме живёт волшебство
акварели, живопись по фарфору и керамике, здесь идёт обучение и развитие академического
художественного образования. Приходи, смотри, радуйся, желаешь учиться – учись,
словом это счастье, что всё ценное, так бесценно возродилось.
Лидия Павловна была тоже крайне удивлена и обрадована, увидев акварели С.Андрияки,
которые были представлены в Выставочном зале. Натюрморты, цветы, старые уголки Москвы
и огромные панорамы города. Это впечатляет… панорама «Вид на Москву с Воробьёвых гор
в конце ХIХ века» 1996 год, 70 х 400, бумага, акварель. Увидеть 4-х метровую акварель
это было просто откровение…
В 1995 году по заказу московской мэрии С.Андрияка создал 6-ти метровую акварельную
панораму Москвы, видеть её не довелось, но даже всё то, что мы посмотрели на выставке,
это оставило неизгладимо-восторженное ощущение, ощущение того, что талант безграничен
во всех проявлениях, талант не имеет никаких границ воплощения…
Сейчас, по прошествии многих лет, мы иногда вспоминаем не совсем обоюдно-желаемое
мероприятие, которое, всё же свершилось, и находим в этом радость, радость не
повторившегося больше свершения. Конечно, с поезда и на выставку, это как с корабля на бал,
редкое и смелое решение, но у Лидии Павловны, так больше и не сложилось выбраться
на эту выставку, как мы обычно делаем: заранее и специально-обдумано, продумано.
Но теперь в нашей памяти осталась странная дорога в прекрасный мир акварели.
Акварель! И возникает чудо, волшебства!
Художник акварелью мастерски играет,
И чувство красоты в нас возрождает!