Пантомима, слова извергающая

Александр Раков
Пантомима, слова извергающая

Служенье муз не терпит суеты...

А.С. Пушкин

В течение двух недель августа 2014 года в Граде Святого Петра, под эгидой Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями, разворачивает свои акции фестиваль самодеятельных стихотворцев и других креативных личностей (фотографов, байкеров, чтецов, «креаклов» и т.д.).

Судя по цветным афишкам, организатором многоликого фестиваля, под обязывающим названием «Служу тебе, Отечество моё!», выступает сетевое сообщество «Поэзия улиц» (streetpoetry.ru), а заявленная программа включает:

- торжественную встречу иконы Св. Князя Владимира «Идущей по водам», в честь 300-летия морской победы русского флота в Гангутском сражении, и крестный ход от невского причала до храма Св.Пантелеимона;

- конкурс на скоростное сочинение уличных стихов записавшимися поэтами – в соавторстве с зеваками на площади Искусств (под «красивым» названием “Aperto Libro” – ведь что угодно по латыни – всё лучше чем по-русски!);

- многодневные состязания поэтов и решающее «сражение» на площади Искусств 15 августа;

- праздник «байкерской поэзии» (на афишке снабжён непритязательным эпиграфом Алины Рубенс (?), сулящей особые «моменты истины» под взрёвывания моторов);

- концерт победителей и лазерное шоу на Марсовом поле. Название шоу обогатилось таким вот обращением к Отечеству: «Служу тебе, моим чудесным даром!» (Запятую поставили организаторы – не мы, конечно; зато от скромности фестивальники не помрут).

Крестный ход с иконой – притянут, конечно, за уши. Хорошо ещё – не догадались приладить к нему эскорт ревущих байкеров, развели эти несовместимые деяния по разным датам. Тем не менее, использовали крестный ход в надежде придать благообразие мероприятию – не только, мол, на глупости деньги тратим.

По состоянию на 12 августа в поэты записались 77 участников – очевидных соучастников «Поэзии улиц». Эта мода пришла к нам в северозападную столицу с передового Запада – обычно оттуда восходит солнце для большинства довольных собой обладателей «чудесного дара».

У Комитета по молодёжной политике я прошу прощения за то, что не могу предложить комментариев предельно политкорректных. Но честно попытаюсь высказаться помягче.

То, что предлагает нам программа данного «фестиваля поэзии», – это явление определённой субкультуры времяпрепровождения. К словесности, к искусству слова это имеет такое же отношение, как конкурсы красоты, пантомима или автопробег по бездорожью. Это одна из субкультур, каких много развелось в эпоху постмодернизма, но все группируются под одним общим названием: трэш-культура, субкультура мусорной корзины.

Хуже, когда взрослые тёти и дяди из вполне тоже фестивального «Союза писателей Санкт-Петербурга» регулярно ставят вопрос перед Правительством нашего города о финансировании своих фестивалей – типа «Петербургских мостов», – имея в виду собственные мосты к приятелям и/или переводчикам из Бельгии, Англии, Франции и подобных ароматных мест, чтобы оказать своим приятелям тёплое и благородное гостеприимство.

Но почему-то за счёт автора этих строк – и вас тоже, читатель.

* * *

Я не поэт: своих стихов

Мне тотчас не прочесть изустно

И от чужих обидных слов

Мне не обидно и не грустно.

Там, где поэты кур доят,

Не нахожу себе я пищи

И к ним – который год подряд –

Я не иду на токовище.

Но в тишине моих чудес

Под сенью ангельского зрака

Я отрешусь пустых словес

И маяковских пастернаков.

Юрий Серб