Исполнение пророчеств о Пришествии Христа Часть 1

Николай Старовойтов
Со времён наших прародителей в сознании человечества постепенно формировалось ожидание сошествия Бога на Землю в образе человека,способного вернуть золотое время жизни в эденском раю.Это ожидание уже в V веке до н.э. стало отчётливым и повсеместным.Согласно благочестивому Августу Николаю,<<не было ни одного народа,у которого бы не было этого ожидания>>[135].У людей всё более созревало убеждение,что человеколюбивый Отец и Господь не попустит,чтобы Его любимое создание,соблазнённое диаволом [+],преданное своими "богами" и питающееся плодами,которыми питаются безсловесные скоты,погрузилось в омут греха и погибло.Подтверждение этому в моих словах выше и ниже,и в других,которые знает душа каждого человека и Сам сотворивший её "Бог,нас спасающий,надежда всего мира"[136].
Обетование Бога о Пришествии Спасителя встречается у всех народов прошлого и,иногда,настоящего.Ни один народ,даже если он развратился,даже если он забыл истинного Бога,не утратил обетование о спасении,сохраняя его как подлинное духовное сокровище,как якорь надежды на все века и как протест против сил диавола и его демонических сподвижников,против царства зла.Иудеи,эллины,римляне,египтяне,китайцы,персы,индийцы,арабы и жители Нового Света ожидали Пришествия Бога Спасителя,Который бы пришёл в человеческом образе,чтобы научить правде,искоренить зло,установить мир,сделать народы братьями и принести Небесное Царствие на Землю.

<<Древнегреческий философ Платон в 347 г.до н.э.писал: "Мы будем ждать Его,будь Он Богом или исполненный Божественного Духа человек,Который нас научит исполнять наши религиозные обязанности и устранит тьму от глаз наших.">>[137]

Цицерон,-великий оратор и философ древности (I век до н.э.),-сообщает [138],что древние пророчицы Сивиллы изрекали оракулы о будущем Пришествии некоего Царя,которого должны узнать все,хотящие спастись.Цицерон говорит также,что наступит эпоха,<<когда будет править один Учитель и Владыка,Бог>>.В другом месте он подчёркивает,что не является невозможным,чтобы Бог сошёл на Землю,пришёл к людям,общался с ними как Богочеловек,и спрашивает:"Hoc so east in libris?In quem hominem et in quid tempus est?",то есть "Если это написано в книгах,то о каком человеке и о каком времени?"[139]
Ответ на этот вопрос дал префект Иудеи римлянин Понтий Пилат,когда,указывая на Иисуса,сказал: Се-Человек! (Иоан.19:5) А также и призванный Апостол Павел,который пишет,что это случилось,<<когда пришла полнота времён,[тогда] Бог послал Сына Своего Единородного>> (из Гал.4:4).

В далёкие предРождественские годы ожидание Избавителя мира всё сильнее разгоралось в иудейском мире и всё шире распространялось чрез иудеев среди языческих народов.Ожидание это было до такой степени живо,что правители израильского народа принимали власть лишь условно,<<доколе возстанет Пророк верный>> (1 Макк.14:41-даже по атеистической датировке [140] 1 Макк. написана во II-l вв. до н.э.).Пророк верный-Тот,о Котором пророчествовал Моисей (согл.Втор.18:15 и Деян.3:22-23).Пророк верный-Тот,о Котором сказал Господь (согл.Втор.18:18-19).Пророк верный-Сын Божий Иисус.[141] Ко времени Иисуса Христа ждали исполнения седьмин (семилетий) книги тайновидца Даниила- наступления Царствия Божия.Об этом прежде всего свидетельствует Новый Завет.См.Мф.24:15-25;Мк.13:21;Луки 2:25;9:11;23:51;Иоан.1:20;4:25.Ожидания евреями Мессии в эту эпоху были известны даже римлянам.По свидетельствам римских историков Светония (Кн.8,4:5 [142]) и Тацита ("История",V,13 [143]),в то время между римлянами и другими языческими народами ходила широко распространённая молва,что на Востоке из Иудеи скоро появится могущественный Царь,который воздвигнет всемирную империю.Римские поэты воспевали ожидаемое появление чудесного Избавителя.Вергилий в своей четвёртой книге "Эклоги" в 41 году до н.э. воспевал снисходящего с неба младенца,который восстановил бы золотой век: это славное мечтание римского поэта несомненно было отголоском знаменитого пророчества Исайи:"Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его,и нарекут имя Ему: Чудный,Советник,Бог крепкий [сильный],Отец вечности,Князь мира" (Ис.9:6; также у Вергилия есть отголосок Ис.11:6,который относится ко Второму Пришествию Христа).Собственно среди иудеев ожидание Пришествия Мессии достигло наивысшего напряжения.

Древние пророчества сделались предметом самого тщательного изучения и истолкования,и бособенно книга тайновидца Даниила,-книга с точнейшими определениями касательно времени явления Мессии.Неканонические книги подтверждали и разъясняли эти пророчества,дополняя их своими собственными соображениями и заявляя,что скоро сыны Израиля опять будут собраны в Иерусалим из отдалённых стран для поклонения Господу Богу (2Макк.2:18) и что потомство Давидово будет владеть престолом во веки (1Макк.2:57).Этим пророчествам и соображениям было дано ещё развитие в так называемых Сивиллиных книгах,представляющих собою собрание пророческих изречений в стихах,написанных по всей вероятности каким-нибудь иудеем из Александрии около 140 года до н.э.По наступлении полноты времён при появлении в израильском народе всякого выдающегося проповедника или пророка верующие невольно спрашивали,не он ли Христос (Иоан.1:19-20; Мф.11:3).<<В молитве,которую произносили стоя лицом по направлению к Храмовой горе Святого города [Иерусалима- Н.С.],ежедневно произносились благословения,среди которых была и горячая надежда на избавление Мессией народа Божьего.>>;<<Эта общественная молитва называется 'Амида.Ещё во времена l-ll вв.н.э. спорили относительно точного количества и содержания благословений этой молитвы,формирование её относили к периоду существования второго Храма,но достоверные упоминания о ней начинаются именно с l века>>[144].Даже полуязыческие самаряне ожидали,что скоро придёт Мессия,Который разрешит все спорные вопросы между ними и иудеями (Иоан.4:25).Многие при этом не ясно представляли себе,в каком виде явится Мессия,и ожидали увидеть в Нём истинного Мессию,Который искупит людей от рабства греха,водворит мир в возмущённых душах,откроет вековечную истину спасения и оснуёт вечное Царство Божие на Земле.

Последний век перед Рождеством Христовым был тем временем,когда народы легко могли услышать то,что Бог говорил им.Греческий язык,как избранное орудие для будущего благовестия,находился в полной готовности для предстоящих нужд учеников Христовых.В безкрайней Великой Римской Империи повсюду были готовы дороги для великих вестников,которым предстояло нести благую весть об Иисусе Христе [145].

Как нам рассказывает историк Евсевий Памфил (lV в.),когда император Август [146] прибыл в Дельфы для принесения жертвоприношений,он вопросил оракула,кто будет царствовать после него.Пифия дала тщеславному императору следующее пророчество: "Дитя еврейского народа,царствующее над безсмертными богами,приказывает мне оставить сей дом и идти в Аид; уходи и ты в молчании от наших алтарей." Этими словами,как мы видим,сами духи,понуждаемые Грядущим на Землю Богом,обнаружили свою несостоятельность и безсилие... Когда Август вернулся в Рим,он соорудил на Капитолии,где римляне собрали "богов" всех нароюдов Империи,новый алтарь,больший всех прочих,на котором учредил надпись: "Алтарь изначально рождённого Бога"[147].

Солон,-один из семи великих мудрецов Древней Греции (639- 559 гг.до н.э.),среди прочих своих мудрых прозрений приводит следующие пророческие слова: "В некий день ради разобщённого человечества безплотное Божество примет плоть.Это Божество принесёт избавление от страданий.Этот воплотившийся Бог будет повешен неблагодарным народом и добровольно претерпит все страдания"[148].

Согласно некоторым известиям,император Китая Ming-ti накануне рождения Иисуса Христа отправил посланцев,чтобы они узнали Святого,который,согласно древним преданиям [149],должен был появиться на Западе [150].
"Ветхий Завет-это история еврейского народа,с которым Бог имел дело,чтобы через него дать миру Мессию.Начиная издалека,довольно-таки пространно,...,он всё больше и больше,яснее и яснее начинает возвещать о пришествии Царя.Тем временем Бог в Своём предведении подготовлял народы к принятию Христа.Греция объединила цивилизации Азии,Европы и Африки,установив единый язык.Рим стал империей всего мира,и его дороги установили связь между многими народами.Рассеяние евреев среди других народов проложило путь для проповеди Евангелия Христа в их синагогах и их Священного Писания."[151]
И истинный Мессия пришёл наконец,и в ночь Пришествия Его небеса над Вифлеемом иудейским огласились торжественною песнью Ангелов,возвещавших Пришествие Князя мира:"Слава в вышних Богу,и на земле мир,в человеках благоволение."

Датировка Рождества Христова
по различным литературным источникам:
1/2) 5 г.до н.э.-Dictionnaire Biblique,ed. Desclee,Tournai,1964,p.193 (Chronologie J.Dheilly); священник Вячеслав Синельников,Христос и образ первого века,М.:Сретенский монастырь,2003,стр.84.
3) 6 г.до н.э.- сообщение журнала <<Знание-сила>>,Москва,2002,N 3,на стр.13 о исследовании астрономом Майклом Молнаром труда обращённого в христианство астролога св. равноап. Константина Великого Фирмикуса Матерниуса <<Matchesis>>,написанного в 334 году н.э.
4/5) Ранее 6 г.до н.э.- изъяснение Б.В.Пилатом Матф.2:16; Пилат Б.В.,Две тайны Христа,М.: Присцельс,1998,стр.63,97,168,гл.8.
6) Ранее 5 г.до н.э.- изъяснение Б.В.Пилатом Луки 1:5 (и вышеук. ист.)
7/8) В лето 5500 от создания мира- Требник патриарха Филарета (Романова); Старообрядческий церковный календарь на 1986 г.,стр.36.
9/10/11) 7-6 г.до н.э.- Проф.В.В.Болотов,Лекции по истории древней Церкви,l,М.,1994,стр.88-89; свящ.В.Синельников,Тайна Библии,М.:Сретенский монастырь,2000,стр.35-36; (прот.) А.Мень,Сын Человеческий,М.:P.S.,1991,стр.461.
12) 17 июня 7 г.до н.э.- кашмирский историк,профессор,директор департамента археологических исследований штата Джамму и Кашмир Hassanain F.,The Fifth Gospel,Srinagar,1988.
13/14) 7 г. до н.э.- Мережковский Д.,Иисус неизвестный,М.:Республика,1996,стр.140; <<Труд-7>>,Москва,от 21-27 декабря 2000 г. N237 (33710),стр.31.
15) Между 8-м и 4 гг. до н.э.- Профет Э.К.,Утерянные годы Иисуса,Summit University Press,1997,стр.13.
16) Между 8-м и 7-м гг. до н.э.- Пилат Б.В.,вышеназв.изд.,гл.6.
17) Ранее конца 7 г. до н.э.- тамже,-гл.16.
18) 17 июня 7 г. до н.э.- тамже,-гл.26.
19) 8/7 г. до н.э.- Библейская хронология,Российское Библейское Общество,1998.

Когда родился Христос,летоисчисление в Римской империи велось от основания Рима.Когда христианство стало господствующей религией во всём римском мире,монах Дионисий Малый,по приказанию императора Юстиниана,сделал новый календарь в 526 г.Летоисчисление по этому календарю велось с рождества Христова.Много лет спустя,когда христианский календарь заменил собой римский,обнаружили,что Дионисий допустил ошибку,отнеся рождение Христа к 753 г. со дня основания Рима,тогда как следовало отнести его к 749 г.,или же на год (или два) раньше."[152] Дата основания Рима,определённая римскими учёными,- 21 апреля 753 г. до н.э.; от этой даты римляне вели своё летоисчисление[153].А 747 год от основания Рима был с 21 апреля 7 г. до н.э. по 20 апреля 6 г. до н.э.Именно на 747 г. ab u.c. приходится день рождества Христова,известный древнему апологету Клименту Александрийскому[154]- 17 июня 7 года до н.э.

Библейская книга Берешит (в церковнославянском и русском переводах её название Бытие) записана многие тысячелетия тому назад.Стих 49:10 Бытия гласит:"Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его,доколе не приидет Примиритель,и Ему покорность народов."Слово "скипетр" здесь можно также перевести как "племенной жезл".Иуда в данном случае (род.в Месопотамии ок.2249 г.до н.э.)- это сын родоначальника народа Израильского Иакова; колено Иудино,во главе которого стоял Иуда,получило первый удел по жребию при разделе земли обетованной.Согласно стиху 49:10 Бытия вплоть до прихода Примирителя колено Иуды должно было сохранять свой племенной жезл.На протяжении веков еврейские и христианские комментаторы сходились на том,что под Примирителем здесь имеется в виду Мессия.Только Иисус Христос,бывший одновременно и безгрешным Человеком,и Сыном Божьим,стал совершенным Примирителем,учредителем Нового Завета- эта мысль является главной в библейском Послании к евреям.Иудея потеряла свою независимость во время семидесятилетнего вавилонского пленения,однако даже в тот период она сохраняла свой "племенной жезл",иными словами,национальное лицо- даже в плену у евреев были собственные законодатели и судьи (Ездра 1:5,8).
Следовательно,согласно богодухновенному Писанию (Бытие 49:10) и мнению евреев того времени,вскоре за приходом Мессии должны были последовать (два) знамения: 1)потеря иудеями скипетра,т.е.национального лица; 2)прекращение действия иудейских законов.Первый признак начавшейся "потери скипетра" иудеями относится к моменту,когда Ирод Великий,в котором не было еврейской крови,пришёл на смену маккавейским князьям,принадлежавшим к колену левитов,и ставшими последними по крови еврейскими царями,правившими в Иерусалиме (Сангедрин,лист 97 об.,2 Макк.).После свержения Архелая,сына Ирода,в 11 году н.э. синедрион был лишён права выносить смертные приговоры- под словом "синедрион" разумеется верховное судилище евреев,находившихся в Иерусалиме,которое состояло из 72-х чл. под председательством первосвященника.Префекты,действовавшие от имени императоров Августа и Тиберия,считали,что только они сами могут решать вопросы жизни и смерти.Право выносить смертные приговоры отбиралось у всех народов,попавших под владычество римлян."Римляне оставляли право меча за собой,"-комментировал римский историк Тацит.Однако определённые права у синедриона всё же сохранились.Он мог выносить приговоры,включающие:1)отлучение (Иоан.9:22),2)тюремное заключение (Деян.5:17-18),3)телесные наказания (Деян.16:22).В Талмуде[58] признаётся,что "за 40 с небольшим лет до разрушения Храма,право выносить смертные приговоры было отобрано у евреев".Более чем вероятно при этом,что данное событие произошло ещё раньше,во времена префектства Копония (6-8 гг.н.э.).Как писал раввин Рахмон,"когда члены синедриона потеряли право решать вопросы жизни и смерти,ими овладело общее уныние.Они посыпали себе головы пеплом,а тела укутали рогожей,крича:<<Горе нам,ибо Иудея потеряла свой скипетр,а Мессия не пришёл!>>"Иосиф Флавий,очевидец этого процесса распада,говоря о назначении Агриппой ll первосвященника Анана Младшего[83],продолжает:"Он принадлежал к партии саддукеев,которые... отличались в судах особенной жестокостью.Будучи таким человеком,Анан полагал,что вследствие смерти Феста[83] и неприбытия пока ещё Альбина[83] наступил удобный момент для удовлетворения своей суровости.Поэтому он собрал синедрион и представил ему брата Иисуса,именуемого Христом,по имени Иаков[82],равно как и нескольких других лиц,обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями.[84] Однако все усерднейшие и лучшие законоведы,бывшие в городе,отнеслись к этому постановлению неприязненно.Они тайно послали к царю с просьбой запретить Анану подобные мероприятия в будущее время и указали на то,что и теперь он поступил неправильно.Некоторые даже пошли к самому Альбину,который уехал в Александрию,чтобы сообщить ему,что Анан нелегально созвал синедрион без санкции римских властей.Ввиду этого царь Агриппа [ll] лишил Анана первосвященства." ("Иудейские древности",ХХ,9:1).Чтобы избежать унижения,евреи придумывали различные причины отмены смертной казни,которые дошли до последнего времени в Талмуде,у средневекового мыслителя Маймонида,у исследователя ХVll века Лайтфута.Лишившись своей судебной власти,синедрион перестал существовать.Да,скипетр отошёл,Иудея потеряла царскую и судебную власть.И евреи знали это сами:<<Горе нам,ибо Иудея потеряла свой скипетр,а Мессия не пришёл!>> Они не поняли,что юный назаретянин,живший среди них,и был Мессией.

Согласно богодухновенному Писанию,Мессия должен был придти в то время,когда храм в Иерусалиме всё ещё будет стоять.Цитирую из книги пророка Малахии 3:1:"(...) и внезапно придёт в храм Свой Господь,Которого вы ищете (...)" Храм был разрушен в 70 году н.э. римскими войсками под командованием генерала Тита,выше вам были предоставлены доказательства историчности Иисуса Христа помимо Библии*,то есть того,что Пришествие Господа состоялось именно в то время,когда храм в Иерусалиме всё ещё стоял.Теперь о возрасте книги Малахии и рассматриваемого пророчества,раскрыв книгу кандидата исторических наук атеиста Моисея Рижского: "(...) установить возраст книги можно с достаточной степенью достоверности- это время персидского господства над Иудеей.В том месте книги,где в русском переводе стоит слово "князь" (Мал.1:8),оригинал даёт "пеха",а это вошедший в употребление у древних евреев ассирийско-персидский титул наместника,сатрапа.Автор Книги Малахии везде говорит о храме Яхве [155] в Иерусалиме,как о вполне законченном строительством и нормально функционирующем,в нём священники совершают богослужения,приносят жертвы и т.п.,что указывает на время после 515 г. [ср. с вышеназванной "Библейской хронологией" изд.РБО: "Восстановление Иерусалимского Храма 537-516"] Но автор нигде не упоминает о другом важном событии в истории своей страны- прибытии в Иудею Ездры и его реформах,что произошло около 445 г.(...)[ср. с датировкой по той же "Библ.хрон.": "Возвращение в Иерусалим Ездры 458"] Таким образом,Книга Малахии была составлена,очевидно,между 515 и 445 гг. до н.э.(...)"[156]

Рассматриваемое пророчество из Мал.3:1 исполнилось спустя многие века,о чём можно прочесть в Евангелиях (от Матфея 21:с 12: "И вошёл Иисус [157] в храм Божий (...)",от Марка 11:с 15,от Луки 19:c 45,от Иоанна 2:с 14).Четыре других места из Писания аналогично Мал.3:1 означают,что Мессия должен был придти,когда храм в Иерусалиме всё ещё будет стоять: это Пс.117(мессианский,цитируемый Христом):26,Дан.9:26,Зах.11:13,Аг.2:7-9 - эти места и соответственно цитируемые книги Писания тоже были записаны задолго до н.э.- даже по атеистическим датировкам,- напр., в "Настольной книге атеиста" в графе о библейских книгах "Авторы и время написания,по научным данным",читаем: "Аггей и Захария писали сами в конце Vl в.до н.э."[158].Дан.9:26: "И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос,и не будет,а город и святилище разрушены будут народом вождя,который придёт (...)" Поразительное пророчество! В хронологическом порядке выстраиваются: 1) Первое Пришествие Мессии (будущее),2) смерть Мессии,3) разрушение города (Иерусалима) и святилища (храма).Храм и город были разрушены генералом Титом и его армией в 70 году н.э.Следовательно,Мессия к тому времени уже пришёл.

(Продолжение следует...)

От автора: Данная публикация является фрагментом одной из частей из моей рукописи "<<Деяния святых Апостолов>>- богодухновенный историографический изумительный по точности хронологический документ первого века".

Примечания автора:
[135] ;;;;;;;;; ;;;;;;;;,;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;; ;;;;;;;;;;;;;.';;;;;;,1910,;.1.;.433.
[+] Научные доказательства существования диавола см.в кн.:Воробьевский Ю."Путь в Апокалипсис:Точка Омега."-М.,1999,на стр.328-340 в материале профессора Российского православного университета Виктора Николаевича Тростникова "Уколы смерти.Сущность вируса и его место в общей картине мира"
[136] Согласно "современному переводу" стиха Пс.64:6 (Современный перевод библейских текстов.М.: Всемирный Библейский Переводческий Центр,1993).
[137] Левен Я. Сеется семя.-М.:Протестант,1992,стр.380.
[138] В своём труде We divinatione ll,cap.54,110.
[139] Eugen Oskar Rindt,Der Junger Johannes- betrachtet die Welt,Freiburg-im-Breisgau,1935,cтр. 94,в: ;;;;;;.;;;;;;;;;;,;;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;;;;;,стр.796.
[140] Рижский М.И.Библейские пророки и библейские пророчества.-М.:Политиздат,1987,стр.9 и 298.
[141] О исполнении пророчеств Иисуса см.далее комментарий к Деян.3:22-23 [Ещё не опубликовано... ]
[142] "...на всём Востоке уже воцарилась вера,что из Иудеи начнётся эпоха того Царя,который воздвигнет всемирную империю".
[143] "Многие были убеждены,что,согласно прорицанию жрецов Восток в эти времена станет безпокойным; благодаря этому волнению некая личность,которая дрлжна произойти из Иудеи,основала бы династию и взяла бы власть в свои руки".
[144] Священник Вячеслав Синельников.Христос и образ первого века.-М.: Сретенский монастырь,2003,стр.3,272.
[145] Иаков Пилилис,епископ Катанский.Что такое христианство?- ;;;;;;,1990,стр.183.
[146] Правил в 27 г.до н.э.-14 г.н.э.
[147] ;;;;;.;;;;;;;;;,;;;;.;;;;;;; l,17;;igne 145,681; и ;;;;;;;; ;;;;;;;;,;;;;;;;,;;gne XlX,99; и словарь ;;;;;; s.v.Augustus.
В дни правления Августа и родился Господь Иисус Христос.Православная Церковь,следуя Евангелисту и Дееписателю Луке (Луки 2:1),воспевает: "Когда Август правил на земле,кончилось многовластие среди людей; когда же Ты родился от Пречистой,было уничтожено многобожие идолов..."
[148] ;;;. ;;;;;;;;;;;;,;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;,;.35.
[149] В Китае ожидание Богочеловека прослеживается с Vl века до н.э.,как ожидание Пришествия Святого с Запада.Их так называемые "Ликейские книги" говорят о некоей эпохе,во время которой всё восстановится в своём первоначальном блеске.Это будет сделано неким героем,носящим имя Сун-Сей,что значит "пастырь" и "властитель",которому они дают имена "святейший","учитель" и "властительная истина".Эти китайские книги говорят также о страданиях Сун-Сея,которыми он смоет преступления людей (Ramsay W.M.,Logoi peri muqologiaj,p.150,в: ;;;;;;;;; ;;;;;;;;,;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;; ;;;;;;;;;;;;;,';;;;;;,1910,T.1.;.413.
Знаменитый мудрец скитальцев Великой Азии Конфуций (551-479 гг.до н.э.) провозвещает своим последователям: "Я,Цзи,слышал слова о том,что в западных землях явится святой человек,который,не прибегая к управлению,предотвратит смуты; ничего не говоря,вдохнёт стихийную веру; ничего не меняя,совершит безчисленные достойные деяния" ("Нравственные правила Конфуция",196; и в св.Нектария Пентаполитанского ";;;;;;;;;;;"-;.16.).В книге конфуцианцев "Ли цзы" (440-370 гг.до н.э.) также идёт речь о "Святом на Западе",о каковом месте Alfred Forke в своей книге Geschichte der alten chinesischen Philisophie (Hamburg,1927,s.289) сообщает,что миссионеры в Китае относят его к Иисусу.
Вторым после Конфуция учёным древнего Китая был Мэн цзы (Мэн кэ,385-304 гг.до н.э.),который также в своём трактате "Мэн цзы" (особенно в главах ll,lV и Vll) пишет об ожидании на его родине Богочеловека.По его словам,от этого Святого ждут,что он явит божественные силы,как настоящий Бог,и в то же время будет человеком.То,что он уже с рождения обладает истиной,делает его Спасителем: "обладание истиной есть путь неба; искать истину- путь людей; поэтому тот,кто владеет высшей Истиной,Божественен" (Johannes Witte,Die Christus-Botschaft and die Religionen,G;ttingen,1936,-S.122,в: ;;;;;;.;;;;;;;;;;,;;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;;;;;,;.770.).
Со временем эти ожидания "Святого" народами разных концов Земли (восточных- с Запада; западных- с Востока) встретились и перекрестились в той области,где Он в конце концов и появился- в Палестине.
[150] ;;;;;;;;; ;;;;;;;;,;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;; ;;;;;;;;;;;;;.';;;;;;,1910.Т.1.;.448.
[151] Геллей Г.Библейский справочник.Пер.с англ.- СПб.:Христианское общество <<Библия для всех>>,2002,стр.412.
[152] Генри Геллей.Тамже,стр.492.
[153] Ревяко К.А.Древний Рим.//Довгяло Г.И. и др.История древнего мира: Учеб.для 5-го кл.-Мн.Нар.асвета,1998,стр.197.
[154] См.ярчайшее произведение раннего Христианства- "Строматы" Климента Александрийского (род.ок.150 г.- ум.не позже 215 г.) или в вышеназв.кн.Б.В.Пилата главу 26 "Хронология Климента Александрийского".
[155] ЯГВЕ (Яхве) в Ветхом Завете- неизреченное Имя Божие- древнеевр. ;;;' <<священная тетраграмма>> в LXX (в древнейшем,греческом переводе Ветхого Завета (lll в.до н.э.) Септуагинте)- ;;;;;;,в латинском переводе блаж.Иеронима (lV в.н.э.) Вульгате (ставшей основным переводом на Западе на тысячу лет)- Dominus,в славянорусск.Библии- Господь (искажённой,не имеющей смыслового значения,формой Которого является с XVl в.н.э.- Иегова).
ЯГВЕ- значит Бог,имеющий Сам в Себе принцип Своего бытия; это Имя можно перевести 4 формулами: 1.<<Я есмь,Который есмь>>- самобытность Бога- 2.<<Я буду,Который есмь>>- вечность,неизменяемость- 3.<<Я есмь,Какой буду>>- утверждение Бога- 4.<<Я есмь,Который причиняет бытие>>.(В Ветхом Завете встречаются некоторые собственные имена,происходящие от того же корня,так называемые <<теофорные>>,напр.Илия,Исаия,Иеремия (Элийаху,Йешайаху,Йирмейаху).)
Теперь о причине употребления формы Имени Божия-Иегова.Ветхозаветные евреи со времён Неемии испытывали суеверный страх перед произнесением вслух Имени ЯГВЕ; они считали,что,произнося вслух Имя Божие,они нарушают тем самым третью заповедь,говорящую о произнесении Имени Бога напрасно.Масореты (что означает <<хранители традиции>>) были еврейскими переписчиками Ветхого Завета,жившими в период с Vl по Х век н.э.; копии рукописей,которые они сделали,называются масоретскими текстами (The Encyclopedia of Judaism.Edited by Geoffrey Wigoder.1989,p.468.).Мы находим в масоретских рукописях и редакционные пометки.Алфавит семитских языков (в том числе древнееврейского) консонантный,т.е.включает только согласные.Масореты не считали возможным внести какие-либо изменения в древний текст и поэтому часто использовали именно пометки на полях,чтобы пояснить,как,согласно их пониманию,должен был читаться "написанный" текст (называемый кетиб).Этот предложенный ими метод чтения был назван "кверье".Наиболее известный пример "кверье"- написание Имени Бога.
В еврейском языке для этого используются согласные ЙГВ,вероятно,когда-то читавшиеся как ЙаГВе- ЯГВЕ.Так как во времена Неемии евреи благогоговейно не произносили Этого Имени вслух,при чтении Писаний в синагогах вместо ЯГВЕ читался титул Адонай (aDoNaJ= Владыка).Видимо,поэтому масореты вставляли между согласными JGV гласные звуки слова Адонай,благодаря этому появилась неизвестная в древности,искажённая,не имеющая смыслового значения форма Имени Бога JaGoVa, или Иегова.Эта ошибка понимания "кверье" привела к тому,что христиане долгое время полагали,что Имя Божье- не ЯГВЕ,а Иегова.
[156] Рижский М.И.Библейские пророки и библейские пророчества.-М.:Политиздат,1987,стр.265-266.
[157] См.далее комментарий к Деян.2:36 и ср. с Мал.3:1 [ещё не опубликовано...]
[158] Настольная книга атеиста/ С.Ф.Анисимов,Н.А.Аширов,М.С.Беленький и др.;Под общ.ред.С.Д.Сказкина.-6-е изд.,испр.и доп.-М.:Политиздат,1981,стр.307.Аналогично напр.:Крывелев И.А.Библия: историко-критический анализ.-М.: Политиздат,1982,стр.36.

Пояснение от автора для читателей сайта: некоторые мои примечания на этом сайте технически не воспроизводятся полностью,так как этот сайт не воспринимает греческий алфавит...