Испытание любовью

Александр Раков
Любой церковный праздник — посвящён ли он одному из святых, Пречистой Богородице или Силам Небесным — это в первую очередь прославление Самого Господа Иисуса Христа, а уж потом и слуг Его, которых Он же Сам и создал.

Вот и в праздник Успения Божией Матери мы славим Господа за то, что Он даровал нам Пречистую — нашу Заступницу и Ходатаицу, — за то, что Он не предал Её смерти, но вместе с плотию взял на Небеса, за то, что слушает Её молитвы о нас.

…Вспомним сейчас такой эпизод из Евангелия: «…некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12,47—50). Очень простой вывод можно сделать из этих слов: Бог каждого из нас может любить ничуть не меньше, чем Матерь Свою. И я, и вы, и любой человек может получить от Бога столько же благодатных даров, сколько получила их Дева Мария. Надо помнить: когда человек имеет желание быть с Богом, то и Бог в ответ даст ему полноту бытия. Так было с Божией Матерью, так может быть и с нами.

Так почему же Она получила неизмеримо больше даров, чем любой из нас, больше, чем имеют Херувимы и Серафимы?

Потому что только Она сумела дать Ему такую ответную любовь, глубину которой и измерить-то нечем.

Тут-то и заключается великая тайна спасения нашего: оказывается, спасаемся мы не добрыми делами, а лишь тем, что любим, — любим Бога, любим Сына Божия. А Пречистая как раз и явила такую любовь к Богу: её чувство основано на любви матери к сыну. Материнская любовь — это одно из самых чистых и святых человеческих чувств, на ней может строиться всё доброе в нашей жизни.

Без любви все наши добрые поступки не будут значить ничего в глазах Божиих! Только то, что сделано нами по любви к Господу, то и ценится Всевышним. Отсюда проистекает любовь наша к ближнему своему, и этим же она проверяется: если мы любим Господа, то любим и ближнего. А если мы не любим ближнего, то как можем Бога любить? Не будет ли такая любовь к Богу самообманом?

Но сколько раз приходится слышать: «Тяжело любить людей! Временами кажется, что просто невозможно их любить, — и тогда отчаяние охватывает!» Что сказать на это?

 Мне кажется, что любовь к ближнему — это не единовременный душевный порыв, это путь, долгий путь длиной во всю нашу жизнь. Мы ведь не один день живём… И задавая вопрос: «Ты хочешь быть со Мной или нет?» — Господь даёт людям некоторое время на ответ, чтобы выбор свой мы сделали искренне, и подтвердили его терпением. Ведь что такое наша воля? Сегодня сказал одно, завтра, может быть, другое… Нет, ты всей жизнью отвечай, докажи свои слова, терпи за них все невзгоды земные… Так и любовь к ближнему: говоришь, что любишь, — значит, терпи.

А первый шаг на пути любви таков: постарайтесь в отношении к ближнему не быть единодушным с диаволом. Свт. Григорий Палама говорил так: представь себе, что ты видишь грешника на краю адской пропасти. Уже и огонь гееннский лижет ему ноги — вот-вот сорвётся человек. Ты знаешь, что он великий грешник и заслужил мучения. Ты помнишь, сколько зла он причинил именно тебе. Чего ты ему пожелаешь? Чтобы он свалился в адскую бездну?

Но ведь и диавол того же хочет! Диавол, а вовсе не Господь. Господь-то ради единой овцы заблудшей готов спуститься на землю и спасти её. А ты, выходит, заодно с диаволом?

Так вот первый шаг любви: какой бы перед вами грешник ни стоял, всегда помните, что Господь хочет его спасения, а диавол — погубления. Выбирайте, на чью сторону встать. И пусть я не понимаю, за что Господь ещё терпит этого человека, — но окажу Богу доверие, признаю, что Он видит лучше меня, и не стану судить никого прежде Божия суда.

А вот и второй шаг: просто будьте вежливы с каждым. Свт.Василий Великий говорил, что христианство не может существовать без благожелательности к ближним своим. Пожелайте человеку добра, скажите ему «здравствуйте» и «до свидания»: христианин всегда может это сказать, даже если перед ним ненавистный сосед по коммуналке, или вздорный начальник, или нелюбимый родственник.

Вокруг нас столько зла — и с каждым днём зло всё растёт и растёт… Постарайтесь сделать так, чтобы хотя бы через вас оно не могло пройти в мир.

Господь дал жизнь вашему обидчику и не спешит отбирать её, — не спорьте с Богом. Доверьтесь Ему. Пусть жизнь идёт своим чередом — не исключено, что однажды вы поймёте, что обижались зря, что этот человек вовсе не держал на вас зла, что вам так показалось по вашей подозрительности и безрассудству. Часто так бывает: поговоришь с человеком по душам с глазу на глаз — с тем, с кем долго враждовал, — и вдруг оказывается, что и повода никакого не было для вражды.

Словом, нам дана долгая жизнь, чтобы не съесть ближнего сразу, чтобы попытаться потерпеть, помолиться с болью сердечной. Помолиться хотя бы раз в жизни не о новой машине, не о власти, не о деньгах, а чтобы Господь нашу рану душевную залечил, — ибо мы имеем согласие с диаволом в отношении ближнего своего. Дай Господь познать нам Свою волю об этом человеке, познать, что воля эта благая и отношение к нему должно быть жертвенное.

Вот о чём говорит нам праздник Успения Божией Матери, если хорошенько вслушаться в его песнопения, вдуматься в его смысл. Без любви ничего мы в жизни не получим, а любовь к Богу и ближнему даст нам всё — как дала она Божией Матери: позволила Ей избегнуть обычной человеческой смертной участи и вознестись превыше Херувимов и Серафимов.

На Руси всегда особенно любили Богородичные праздники — от тихого Покрова до торжественного Успения. Я по своему опыту скажу: Богородичные праздники — это всегда праздники утешения в житейских печалях, всегда радость о том, что кто-то на небесах о нас заботится. Русским людям свойственно особенно остро чувствовать на себе материнскую любовь Пречистой. Она Мать наша — и Божия Мать. Как безмерно Она Господа любит, так безмерно любит и нас… А мы? Любви-то Материнской мы рады, а сами проявляем ли такую любовь к ближним? Я сейчас говорю даже не о нашем отношении к соседям, к родственникам, но больше — к соотечественникам, к собратьям.

Идёт война, и вряд ли она окончится скоро. Вот какой хочется мне напомнить эпизод из русской истории: первое сражение русских с татарами. Помните? — русские вместе с печенегами вышли небольшими силами против татар на реке Калке, — а между тем часть русского вой-ска в битву не вступила, осталась ждать на другом берегу реки, чем кончится бой. Если наши станут побеждать — мы им поможем, если станут проигрывать — мы убежим. Русских, вступивших в битву, разбили; русские, оставшиеся вне битвы, пустились наутёк. Тогда татарские военачальники приказали своему войску погнаться за трусами и вырезать всех до единого: смерть тем, кто не пришёл братьям на помощь!

Нынешняя война на Восточной Украине — это проверка России. Нас проверяют: вступимся ли мы за братьев? Велика ли в нас любовь? Достойны ли мы молитвенного Покрова Божией Матери? Не то страшно, что на войне можно погибнуть: для нас нет ничего страшного на земле, — а страшно, что мы не правдивы сами перед собой, что мы в неправде живём. Мы гадаем: «Введут войска, не введут войска?» — а на Украине убивают русских, православных людей именно за то, что они русские и православные. И если эти люди погибнут, то погибнут и их противники, падёт и Киев, ибо для Киева останется один путь — уния, утрата самобытности и постепенное исчезновение украинцев с лица земли.

Дай Бог, чтобы любовь на Русской земле не оскудела, чтобы Божия Матерь не отвернулась от нас, чтобы праздник Успения принёс надежду на лучшее будущее.

Протоиерей Дионисий БУРМИСТРОВ, храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала