Происхождение Вселенной. Часть 8

Николай Старовойтов
 «И был вечер,и было утро: день шестой.»
 Слово "шестой" в очень многих языках начинается с шипящей буквы «S», а это древнее пиктографическое изображение кобры, которая, выпрямляясь, занимает позицию для атаки, -слово «sатана» идентично начинается с этой буквы.
 Люцифер [88] был сотворён как святой ангел света, керувим-светоносец, полнота совершенства, полнота мудрости и венец красоты; он находился в Эдене, в саду Божием; его одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, всё искусно усаженное у него в гнёздышках и нанизанное на нём, приготовлено было в день сотворения его; Люцифер был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней; он совершен был в путях своих со дня сотворения его, доколе не нашлось в нём беззакония- от красоты своей возгордилось сердце его, от тщеславия своего он погубил мудрость свою, став первым богоотступником, отцом греха, змием, называемым диаволом и sатаною, который принимает вид ангела света.

 «Змий был хитрее всех зверей полевых, которых сотворил Господь Бог.» (3:1а)
 «Змий» на древнееврейском языке звучит как «нахаш»- собственно «шипящий»- по звучанию сходно с шипением; у древних евреев слово «нахаш» ассоциировалось вообще с враждебными и опасными действиями, приносящими человеку вред; «нахаш» можно перевести на русский словом «гад» или «гадина»; слово «хитрейший» в древнем тексте на языке оригинала «арум»- более точно было бы перевести как «лукавейший»; упомянутые в ст.2:25 нагота мужчины и в ст.3:1 хитрость змия играют важную роль в дальнейшем развитии событий, т.к. в необходимом для библейских откровений созданном Богом словарном запасе [83] древнееврейского языка перед нами игра слов: «арум» («лукавейший») - «аром» («нагой»).

 «И сказал змий женщине: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (3:1б)
 Если у современных людей при чтении текста третьей главы книги Бытия возникает преимущественно представление зрительного образа ядовитого пресмыкающегося, то у древних евреев возникало преимущественно представление о том, как женщина слышит шипящий голос, свойственный тому, кто занялся какими-либо злыми делами.

 Древнему человеку более, нежели человеку более поздних времён, приходилось жить среди природы. Звуки, как и запахи, заставляли его прислушиваться к тому, что происходит в окружающей его среде- и это имело в его психологии больший удельный вес, нежели у большинства современных людей, которому, и даже менее древним, какими были еллины и латиняне, трудно уловить то, что было свойственно древнему человеку, который часто мыслил иначе, чем современные, а для древнего человека образы сливались с понятиями. При переводе третьей главы кн.Бытия на греческий и латинский языки образно-звуковое значение врага как-то уже ускользало. Греческое «офис» и латинское «серпенс» не вызывали того звукового ощущения и представления, какие для древнего еврея имело чрезвычайно красноречивое и вместе с тем образное слово «нахаш», то есть «шептун, гадина, враг». Обратите внимание на то, как человекоубийцей сформулирован сам вопрос женщине: «подлинно ли сказал Бог?» Со времени искушения праматери, когда диавол старается погубить людей и ангелов, он постоянно ставит под сомнение слово Божие, причём, искушая праматерь, змий полностью извратил слово Божие (ср.ст.2:16-17 со ст.3:1), чтобы женщина наверняка возмутилась, выйдя из духовного равновесия. Принцип, который со времени искушения праматери нахаш использует в своей деятельности,- это принцип плюрализма- нахаш хочет усадить людей за «круглый стол»,направить на путь «поиска консенсуса» -диаволу безразлично, что вы будете говорить, главное для нахаша- чтобы вы приняли участие в sатанинском хороводе мнений- и праматерь попалась на эту удочку, возмущённая несправедливым вопросом, она хочет объяснить, что на самом деле всё обстоит совсем по-другому...

 «И сказала женщина змию: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змий женщине: нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.» (3:2-3,4-5)
 Вторая речь искусителя сразу началась со слова «Нет!» В этом «нет», как в зерне-плевеле, уже заключается всё, что змий хочет сделать далее: в этом «нет» слышится воля, стремящаяся разрушить волю Бога относительно человека, прежде всего- доверие к Богу, затем- страх нарушить заповедь. Это «нет», будучи формально словом отрицания, в данной ситуации по своей семантике и прагматике звучит как утверждение, как призыв к бунту против Бога или хотя бы к тому, чтобы просто забыть о Нём и Его заповеди. Тот, кто не устоял в истине и сам отец лжи, обвиняет во лжи Бога. Человекоубийца притворяется человеколюбцем.
 «Нет, не умрёте!» - здесь слышится обещание безсмертия. Если в слове «нет» слышалось только отрицание заповеди Бога и потенциальное обвинение о Нём во лжи и отводилась угроза наказания, то в следующих словах змия- уже клевета на Бога как на завистника к человеку. Бог обвиняется змием в том, что он боится тех возможностей, которые откроются перед человеком после вкушения плодов запретного дерева: «Так нет, не умрёте, нарушив заповедь. Будете жить и только обогатитесь новыми свойствами. Будете жить как жили. И не надо, вообще,думать о смерти.»

 Змий хитростью своею прельстил женщину «И увидела женщина, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и (прельстившись, впала в преступление: ) взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел." (согл.2 Кор.11:3,Бытие 3:6 с 1 Тим.2:14)
 Православная Церковь никогда не сомневалась в действительности библейских сообщений о сотворении первых людей, об их жизни в раю и грехопадении, и эти богодухновенные сообщения находят себе подтверждение в преданиях и верованиях других народов. Наукой установлено, что у некоторых древних народов, напр. ассиро-вавилонян, персов,за 200 лет до Моисея существовали, хотя и искажённые, но сходные с библейским, повествования о первых людях. Такие же предания сохранились у китайцев, индусов, греков, в коране и пр.
 Но вернёмся к разбору обстоятельств грехопадения.

 Плоды запретного дерева постоянного зримы и соблазнительны в своей зримости: это должно быть понятно каждому, кто размышлял о том, как зримо желание входит в душу. Слово «увидела» в кн.Бытия 3:6 очень ёмко. Каждый знает, как иногда соблазн врывается в душу, запечатлевается в ней. Это импринтинг- запечатление, которое служит импульсом для последующего поведения. Импринтинг как рабочий термин употребляется в биологии. Но он фактически должен служить термином и в науке о психологии человека. Какую силу имеет первое впечатление ярко описано например у Достоевского, Лескова, Мельникова-Печерского. Сюжет некоторых опер («Фауст», «Кармен», «Онегин») построен на взгляде- импринтинге как исходном факторе (завязке) всей последующей драмы-трагедии.

 «И открылись глаза у них обоих: и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.» (3:7)
 Человеческое тело есть ограничение, которое показывает, насколько человек мал перед Богом. Но эта малость по сравнению с Богом естественна, и человеку не было оснований до грехопадения стыдиться своей малости, этой своей наготы перед Богом, ибо именно таким- нагим- человек был сотворён (так малый ребёнок не стыдится своей малости перед отцом); стыд этой наготы у человека возникает после грехопадения, после нарушения данной ему Богом заповеди, т.е.после отказа от нравственных норм Творца, когда человеку даётся увидеть свою грехопадшую природу как наготу и воспринять её не как сравнительную малость, а как ничтожность, и это побуждает прародителей стыдиться этого состояния их ничтожности.

 «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю в ветре дня.» (3:8а)
 В книге для специалистов-акустиков говорится: «При тщательном изучении слуховой системы человека трудно удержаться от вывода, что сложные функции и структуры этой системы создавались целенаправленно». Некто сказал: «Бог тревожится о том, как мы реагируем на слышанное. Змий нашёл доступ к Еве через слух. Мы знаем роковые результаты этого греха.» «Замечайте, что слышите» (Мар.4:24), говорит Господь Иисус в начале Своего служения. Предупреждения повторяются, но несмотря на это, Писание пророчествует: «И от истины отвратят слух...» (2 Тим.4:4). Наш Господь Иисус Христос говорил «Слова Божии», которые суть «дух и жизнь» (Иоан.6:63). Бог Отец сказал об Иисусе Христе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте» (Луки 9:35).
 «и скрылся Адам и жена его, от лица Господа Бога между деревьями рая.» (3:8б)
 «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?» (3:9)
 Этот вопрос вездесущего и всезнающего Бога означает на самом деле не столько «где ты?», сколько «с кем ты? (т.е. известно ли тебе, как далеко ты удалился от Бога, осознаёшь ли степень своего падения, догадываешься ли, к кому ты стал теперь ближе?)»
 И ответил Адам.
 «он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
 И сказал [Господь Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (3:10,11)
 Бог задаёт Адаму ряд наводящих вопросов: не догадается ли тот, что нужно ответить Богу в этой ситуации. Бог прямо взывает к совести Адама, показывает, в каком направлении тому надо идти, чтобы раскаяться. И если бы Адам ответил Богу: «я ел от дерева, с которого Ты запретил мне есть, я грешен пред Тобою, Господи, и теперь каюсь!»- это означало бы, что Адам осознал свой грех, раскаялся в нём и вернулся к Творцу своему.
 Но «Адам сказал: женщина,которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.» (3:12)
 То есть, вместо того, чтобы покаяться, Адам пытается выгородить себя: он прямо обвиняет в случившемся свою жену, и косвенно- даже Самого Бога. Акцент, который Адам делает на том, что женщина дана ему Богом, граничит с богохульством. Адам забывается, что сам сказал: «вот, это кость от кости моей и плоть от плоти моей; она будет называться женщиной, ибо взята из мужчины.» (2:23) Представьте себе, что бы говорил пытающийся переложить свою вину на Творца Адам, если бы женщина была создана не из целы человека, а напрямую из праха земного!

 «И сказал Господь женщине: что ты это сделала?
 Женщина сказала: змий обольстил меня,и я ела.» (3:13)

 С того времени падшая человеческая природа постоянно увлекает людей к самооправданию. А смысл подлинной исповеди-обвинить, обличить только себя. Как понятно, Бог, прежде чем осудить человека, вопрошает его, ожидая, что тот принесёт искреннее раскаяние. Ведь человек-это «открытая возможность». Ему дан разум, чтобы он мог сознательно осудить свой грех. Ему дана свободная воля, чтобы иметь мужество открыто признаться в преступлении против Бога. Но люди чаще всего предпочитают оправдывать себя в том, чего не простили бы другим. К себе они почти всегда пристрастны и готовы найти оправдание любым своим прегрешениям. Но Бог не проклинает человека.

 Змия же, то есть диавола, Бог не вопрошал тогда, так как при грехопадении Люцифера в переставшем быть святым экс-ангеле полностью исчезла истина, ведь Христос сказал, что в диаволе нет истины, когда диавол говорит ложь, то говорит своё, ибо диавол лжец и отец лжи (согл Иоан.8:44); падшему экс-ангелу раскаяться невозможно.

 «И сказал Господь Бог змию: за то, что ты сделал это,проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей.
 И вражду положу между тобою и между человечицей, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.» (3:14,15)

 Смысл первого обращения (-3:14-) Бога к змию прост: «за то что ты сделал это, проклят ты, ты станешь символом низости, а естественный способ передвижения змей сделается отселе знаком и печатью проклятия Божия и, как такой, будет возбуждать отвращение и презрение; ты будешь питаться тем, что будет прахом, ничтожеством в глазах людей-их грехами.»

 Второе обращение Бога к змию (-3:15-) явилось одновременно первоевангелием к нашим прародителям, пророчеством о Спасителе человечества, где Он называется «семенем человечицы». Это древнее предвозвещение указывает на Рождество Христа от Девы. Был и есть (и грядет) только Один Потомок Евы, Который родился от человечицы без физического участия мужчины. В рассматриваемом пророчестве Бог говорит о многовековой вражде между <<семенем человечицы>> и <<семенем змия>> и о Победе, которую в конце концов одержит «семя человечицы». В простейшей форме речь здесь идёт о схватке Спасителя человечества с диаволом, причём пророчится окончательная Победа Христа. И «...когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены...» (из Гал.4:4; см.также Матф.1:20)- Господь Иисус Христос нас ради человек и нашего ради спасения принял на себя человеческую плоть, облёкся в человеческое тело. Иоанн Предтеча Господень гневно обличал «семя змия» (которое согл.Апостолу Иоанну есть «...всякий,не делающий правды... и не любящий брата своего» (1 Иоан.3:10)), называя их «порождения ехиднины» (Матф.3:7; Луки 3:7). Гневно обличил «семя змия» и Иисус Спаситель, сказав им: «ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего...» (Иоан.8:44) и т.п. А затем змий через своё «семя>> (делавшее (по свидет.Иоан.8:41,44) дела отца своего диавола): истязал плоть Христа: отрёкшимися от Мессии Израилева иудеями она была оплёвана, римскими бичами истерзана, гвоздями к Кресту прибита... Но в тот момент, когда на голгофском Кресте Иисус сказал:«Совершилось!» (Иоан.19:30), Он провозгласил искупление многих; а в третий день, по Писанию, Христос воскрес.

 Свет божественного обетования (первоевангелие в книге Бытия 3:15) не угасает веками и тысячелетиями: оно осталось в памяти даже у самых регрессировавших языческих племён. Их легенды и мифы полны историй о богатырях, не на жизнь, а насмерть сражающихся со змеями и драконами- эти образы есть даже в созвездиях Зодиака (первоевангелие в звёздах) : там видны Дева с мерой зерна в руках (указывающей на «семя человечицы»), сражающийся со змеем Геркулес, жалящий воина в пяту Скорпион (ср.Луки 10:19) и раздирающий голову огромной крылатой змеи Лев (одно из описаний Мессии- это «Лев от колена Иудина»- см.напр. Бытие 49:9-10, Мих.5:2, Луки 3:23,33, Евр.7:14, Отк.5:5).
 Таким образом, со времён наших прародителей в сознании человечества сохранялось и постепенно формировалось ожидание сошествия Бога на Землю в образе человека, способного вернуть золотое время жизни в эденском раю. Это ожидание уже в V веке до н.э. стало отчётливым и повсеместным. Согласно благочестивому Августу Николаю, «не было ни одного народа, у которого бы не было этого ожидания».[89] У людей всё более созревало убеждение, что человеколюбивый Отец и Господь не попустит, чтобы Его любимое создание, соблазнённое нахашом, преданное своими "богами" и питающееся плодами, которыми питаются безсловесные скоты, погрузилось в омут греха и погибло. Подтверждение этому в моих словах выше и ниже и в других, которые знает душа каждого человека и Сам сотворивший её «Бог, нас спасающий, надежда всего мира».[90]

 Обетование Бога о Пришествии Спасителя мы встречаем у всех народов прошлого и, иногда, настоящего. Ни один народ, даже если он развратился, даже если он забыл истинного Бога, не утратил обетование о спасении, сохраняя его как подлинное духовное сокровище, как якорь надежды на все века и как протест против силы нахаша и его демонических сподвижников, против царства зла. Иудеи, эллины, римляне, египтяне, китайцы, персы, индийцы, арабы и жители Нового Света ожидали Пришествия Бога Спасителя, Который бы пришёл в человеческом образе, чтобы научить правде, искоренить зло, установить мир,исделать народы братьями и принести Небесное Царствие на Землю. Но ни Эллада, ни Рим, ни Иудея,- государства, которые олицетворяли мудрость, силу и благочестие древнего мира,- не смогли явить совершенного Человека, который бы призвал народы и за которым те бы последовали. Стала очевидной полная немощь человека, и исчезла всякая надежда на спасение: человечество шло к гибели. Только Пришествие в мир Бога означало спасение.

 Как объясняют отцы Церкви и как авторитетно утверждает современное церковное учение о душе, внутренняя драма человека началась уже тогда, когда среди блаженств эденского рая произросло дерево познания добра и зла. Змий же, завидуя бытию, которое Бог дал нашим прародителям, воспользовался человеческим пониманием собственного превосходства над прочей тварью, убедил их восстать на Бога и одновременно на самих себя.«Будете как боги» (по кн.Бытия 3:5),- нашёптывал им диавол, и прародители поддались искушению немедленного приобретения богоравности и самообожествления, следствием чего и явилось их гибельное для всего человеческого рода падение. И в самом деле, с некоторой точки зрения обещание нахаша сбылось: человек «стал» "богом". Место Бога, существовавшего в сознании прародителей до падения, занял образ жертвы, которую обманом побудили к восстанию, то есть его собственный образ. Таким образом, из данного ему подобия Божия он сотворил подобие самому себе, и это породило в его сознании массу противоречий и разногласий с "божественной" творческой силой, заключённой в нём самом, как образе Божьем. С тех пор наши прародители жили в плену этой иллюзии, не желая выходить за пределы своего эгоцентризма и не имея возможности противостоять козням нахаша, который не позволял нашим прародителям прибегнуть к спасительному покаянию, единственно возможному способу преобразить их и обратить к человеколюбивому Отцу. В затмении они пребывали убеждёнными, что человек и есть бог самого себя: Homo Hominus Deus.

 Бог, всегда соблюдавший свободу человека и, следовательно, не вмешивающийся в его личный выбор, не препятствовал согрешившим Адаму и его жене следовать новым путём, куда влекли их порабощённые эгоцентризмом и самообожествлением сущности,- путём, который следовал вне эденского рая. Но Бог и не оставил наших прародителей, чтобы они окончательно не впали в неведение и отчаяние, не понимая даже, что нуждаются в освобождении от своей нераскаянности, от самих себя, порабощённых силой лжи нахаша; Бог дал нашим прародителям, как оберег и благословение, первоевангелие надежды и чаяния (Бытие 3:15), провозвещающее грядущее искупление.

 Цицерон,- великий оратор и философ древности (l век до н.э.),- сообщает,ичто древние пророчицы Сивиллы, бывшие жрицами Аполлона, изрекали оракулы о будущем Пришествии некоего Царя, Которого должны узнать все, хотящие спастись.[91] Цицерон говорит также, что наступит эпоха,«когда будет править один Учитель и Владыка, Бог». В другом месте он подчёркивает, что не является невозможным, чтобы Бог сошёл на Землю, пришёл к людям, общался с ними как Богочеловек, и спрашивает: «Hoc si est in libris? ln quem hominem et in quod tempus est?», то есть «Если это написано в книгах, то о каком человеке и о каком времени?»[92]
 Ответ на этот вопрос дал префект Иудеи римлянин Понтий Пилат, когда, указывая на Иисуса, сказал: Се-Человек! (Иоан.19:5) А также и призванный Апостол Павел, который пишет,«...когда пришла полнота времён, [тогда] Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены...» (из Гал.4:4).

 Свет божественного обетования (первоевангелие в книге Бытия 3:15) не угасает веками и тысячелетиями: оно осталось в памяти народов: приведу пару примеров.

 В монументальной мифологии народов Скандинавского полуострова,называемой Эдда, ясно выделяется одно пророчество, которое религиоведы назвали Откровением Севера; это пророчество говорит о последней битве между людьми и богами; в этой битве Тор, перворождённый сын Одина и храбрейший из всех богов, будет один на один драться с великим змеем, Мигдаром,которого и победит. Особенно впечатляющим текст этого древнего пророчества делает то, что победитель Тор и сам будет убит в этой битве. Верховный Владыка прекратит тогда смуту, и воцарится новое святое состояние, которое продлится вечно.[93]

Примечания автора:
[88] В данном абзаце с использованием Ис.14:12 и Иоан.8:44 раскрывается смысл Иез.28:12-17,где за царём Тира стоит сверхъестественное лицо.
Научные доказательства существования диавола см.в кн.: Воробьевский Ю."Путь в Апокалипсис:Точка Омега."-М.,1999,на стр.328-340 в материале профессора Российского православного университета Виктора Николаевича Тростникова "Уколы смерти.Сущность вируса и его место в общей картине мира".
[89] ;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;; ;;;;;;;;;;;;;,;;;;;;,1910,;.1,стр.433.
[90] Согласно «Современному Переводу» стиха Пс.64:6.
[91] В своём труде De divinatione all,cap.54,110.
[92] Eugen Oskar Rindt,Der Junger Johannes-betrachtet die Welt,Freiburg-im-Breisgau,1935,стр.94,в: ;;;;;;.;;;;;;;;;;,;;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;,стр.796.
[93] K.Riamburg,Rationalism et Tradition,гл.Скандинавские предания,в A;;;;;;;;;; ;;;;;;;;,;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;; ;;;;;;;;;;;;;,;;;;;;,1910,т.1,стр.427.

Продолжение следует...