Происхождение Вселенной. Часть 7

Николай Старовойтов
 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника,соответственного ему.» (2:18)

 Создавая человека, Бог любви заложил жажду любви в натуру человека. Как глубоко заложена эта жажда видно из того, что Сам Бог совершенно естественно сказал: «не хорошо быть человеку одному».

 В словах «не хорошо быть человеку одному» подразумевается не только отсутствие довольства, но и наличие известной опасности. Учёные психологи и психиатры говорят нам насколько опасно для человека «уйти в себя», «замкнуться в самом себе». Такое ненормальное душевное состояние часто заканчивается нервным потрясением, психическим расстройством, помешательством и самоубийством. И всё это потому, что человек не создан для одиночества, для жизни обособленной, вне общения с Богом и людьми.

 Что душа для тела, то любовь для души. Душа без любви-имертва. Когда мы заняты только самими собою, то духовно умираем. Когда же мы любим до самозабвения других, мы духовно живём, расцветаем. Любовь не только путь к нашему возрождению свыше, но и путь к нашему духовному развитию.

 До тех пор, пока человек уходит от своего первоначального предназначения, уклоняется от истинного смысла и цели жизни, он всегда будет существом самым одиноким и самым несчастным на земле.

 Бог замышлял сотворение женщины как помощницы мужчины: понятие помощницы отнюдь не умаляет её достоинства по сравнению с мужчиной: только в глазах тех, кто преклоняется перед грубой силой, слово помощница может звучать как раба и означать акт насильственного подчинения чужой воле: помощница в здравом понимании ассоциируется с сотрудницей, которая с любовью участвует в общем деле (Еккл.4:9-12). Равенство в отношениях между мужчиной и женщиной в основных человеческих правах утверждалось во всех книгах Библии: библейское законодательство о женщинах резко отличалось от законодательств других древних народов: согласно законам Моисея, жену нельзя ни убить, ни продать, ни изувечить, тогда как законодательство, например, вавилонян разрешает обращаться с женой как с вещью- там мужчина мог продавать жену и детей. Рассматривая древние общества, можно отметить, что женщина, созданная Творцом для того, чтобы давать жизнь, заботиться о детях, быть душой и самым дорогим украшением семьи, ценилась подобающим образом только в иудейском обществе, воспитанном на традициях Ветхого Завета. Кроме того, женщина пользовалась уважением и имела некоторую ценность в Спарте, из-за своеобразного уклада политической жизни спартанцев. У всех же прочих народов женщина стала предметом удовольствий, собственностью мужа, без малейшей нравственной ценности, без права на собственное мнение и свободу; общепринятым считалось, что её духовные качества значительно уступают мужским. Женщина была объектом презрения, становилась и предметом купли-продажи. Уничижительное положение женщины в Вавилонии и Фригии описано Геродотом.

 Другой великий историк древности, Фукидид, в «надгробной речи» Перикла, обращённой к женщинам, чьи мужья и сыновья ушли на войну, показал, насколько ниже мужского ценился женский род: «и наконец, если мне надо вспомнить о доблести женщин, которые теперь станут вдовами, то я подведу итог, ограничившись кратким советом. Наивысшей похвалой для вас будет, если вы не потеряете присущей вам женственной природы как супруги и гражданки, и та женщина заслуживает величайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин, в порицание или в похвалу». Таким образом лучшее, чего можно было ожидать от женщин, это то, чтобы их не обсуждали ни с хорошей, ни с дурной стороны, то есть женщине необходимо находиться строго в пределах тех правил поведения, которые им определены. Даже великие люди не могли преодолеть косности мышления и свойственных своей эпохе заблуждений относительно предназначения женщины. Эти заблуждения имели практические последствия,касающиеся положения и «использования» женщины в обществе. Мы видим, что женщиной пренебрегали в Элладе даже в классический период наивысшего расцвета (V-IV века до н.э.); она не представляла собой ценности в Риме; её заживо сжигали вместе с умершим мужем у скифов и индусов, чтобы ею не услаждался другой... Женщина являла собой жалкое зрелище рабыни, имеющей единственную ценность- удовлетворение мужских инстинктов и деторождение для приумножения населения государства. Всё это у языческих народов являлось извращением богоустановленного мирового порядка, которое исправил Сам Творец, побудивший нас прославлять Пресвятую Деву. Он Сам удостоил Марию стать Его Матерью, и Она превзошла не только мужеский род, но и самих Ангелов и Архангелов, и вознесла пред ликом Всеблагого Бога и женский, и весь человеческий род несравненно выше Керувимов и Серафимов.И ещё: священные книги богодухновенной Библии- Псалмов и Пророков- обращены равно к лицам обоих полов, и в этих книгах нет указания на какую-либо неравноценность женщин: для сравнения отмечу, что мысль о неполноценности женщины встречается даже в самых возвышенных изречениях Будды. Взаимная любовь- верная основа для брака и семьи, а Сам Христос и Апостолы всегда учили о взаимной любви.

 Из слов книги Бытия 1:24-26 исходит, что животные были созданы раньше человека, но, судя по стихам книги Бытия 2:7,19-20, может показаться видимость противоречия, будто человек был создан прежде животных. Почему возникает кажущееся расхождение? Потому что первые стихи (1:24-26) относятся к описанию в хронологическом порядке создания небес и земли, а также всего, что на них существует,- а второе сообщение написано с учётом тематической важности: здесь внимание сосредоточивается на создании людей и на их согрешении. После небольшого вступления повествование логически переходит прямо к сотворению Адама, так как именно он и его семья будут темой дальнейшего повествования (2:7).Прочая информация добавляется по мере необходимости. Так узнаёте, что после сотворения человек должен был жить в саду Эденском. Поэтому упоминается о насаждении рая (Бытие 2:8-9,15). Далее Господь Бог поручает человеку назвать «всех животных полевых и всех птиц небесных»- а значит, пора упомянуть, что «Господь Бог образовал от земли» всех этих созданий, хотя их сотворение было осуществлено до сотворения человека (Бытие 2:19;2:21,25,27).

 «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей.» (2:19)
 Поражает, что Бог Сам приводит всех животных полевых и всех птиц небесных к человеку; знаменательно и то, что Бог хочет видеть, как человек назовёт их, дабы «как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей»- это очень похоже на то, как любящий отец учит сына познавать мир.

 «И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.» (2:20)
 Исследователь Дж.З.Янг сказал: «Возникновение синтаксической речи до сих пор остаётся тайной».[80] Из земных созданий только людям присуща способность использовать синтаксис- соединяя звуки для образования слов и используя слова для составления предложений. А исследователь Дж.Финчер констатировал:  «Способность речи, которая приводит в движение людей и народы, как никакая другая сила, исключительным образом обособляет людей от животных».[81]

 «И навёл Господь Бог на человека экстаз; и когда он вошёл в исступление, взял одну из цел его, и закрыл то место плотию.» (2:21)
 Иудейские толковники- переводчики Пятикнижия на греческий язык поступили очень мудро и прозорливо, когда перевели в тексте о сотворении женщины слово «тардема»  через «;;;;;;;;», то есть «экстаз». «Экстасис» есть «исступление»- выражение хорошо знакомое образованным грекам по произведениям Платона. В платоновском «Федре»  можно прочесть слова Сократа об Эросе, которого греки почитали как бога любви. Сократ говорит, что эрос по своей природе есть исступление («Федр 265а»); об этом-вся последующая речь Сократа. Иудейские толковники- переводчики Пятикнижия ставили себе целью ознакомить язычников с богодухновенной Торой (Пятикнижием) и убедить грекоязычный мир в том, что мудрость Торы не уступает в мудрости Элладе (Греции); желание ознакомить грекоязычный мир с тайнами богодухновенного Писания было и самозащитой и контратакой против проводимой греками политики эллинизации; о уровне качества древнего перевода иудейских толковников говорит тот факт, что сочинения иудейского философа из Александрии Филона и иудейского историка Иосифа Флавия а также Талмуд показывают, что в l веке н.э. евреи верили, что указанный перевод вдохновлён Богом точно так же, как и само Писание,- то есть иудейские толковники старались не допустить, чтобы вверенное им вдохновлённое Богом Слово исказил перевод, так как им грозила кара судом Господа Бога (ср.Пс.147:8-9); толковники должны были и язык перевода сделать более понятным для вступившего в критическую эпоху греческого мира. Античная элита воспитана была на языке афинских философов; слово «экстасис» как выражение возвышенного состояния, из которого рождается эрос- любовь, было хорошо знакомо образованным грекам: поэтому иудейские толковники перевели слово «тардема» через «экстасис»- они поняли, что любовь мужчины к приведенной ему Господом Богом женщине есть не только порождение заложенного в его натуру досознательного влечения, но и связано с особого рода экстазом, дарованным Богом. К сожалению, этот библейский текст большинством людей понимается как выключение сознания, подобное анестезии- такое понимание является явно примитивным и недостаточным. В действительности «тардема» не есть глубокий сон, как при наркозе во время хирургической операции. «Тардема» есть глубокий сон, в который погружены тайники наших организмов: именно из этих тайников рождается то влечение, то исступление, о котором говорит Сократ в «Федре» Платона, которое, выходя наружу, может властвовать над человеком в его сознательной жизни, определяя его поступки. В этих тайниках зарождается и творчество; романтика и трагизм отношений между мужчиной и женщиной имеют почву в тардеме или исступлении. Однако то, что было понятно иудейским мудрецам, проникавшим в глубокий мистический смысл Божественного Откровения о тайне пола, не было доступно большинству как переводчиков, так и читателей; обычно полагали, что Бог навёл на человека крепкий сон, чтобы мужчина не чувствовал боли.

 Находящееся в древних текстах книги Бытия на языке подлинника древнеевр.слово «цела», обычно переводимое как ребро, имеет несколько значений: оно означает и ребро, и грань,и половину чего-либо, даже половину (створку) двери; в контексте ст.кн.Бытия:2:21-24 и 5:1-2 «цела» означает «половина» (если бы Моисей сказал, что Бог рассёк Адама надвое и из одной половины сделал мужчину, а из второй женщину, то это было бы примером мифологического мышления, следы которого есть в «Пире»  Платона и в Каббале в книге Зогар [82]- но Моисей излагал Божественное Откровение, а не фантастику). Глубокий смысл, выражамый в ст.кн.Бытия 2:21-22 словом «цела»  состоит в том, что женщина есть равноценная и равнозначная по своему достоинству половина человеческого рода (ср.ст.кн.Бытия 5:1-2: «Вот родословие человека: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его: мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарёк им имя: человек, в день сотворения их.»),- мужчина и женщина предстают в кн.Бытия поистине единосущными: в необходимом для библейских откровений созданном Богом словарном запасе [83] древнееврейского языка слово «женщина» («ишша») созвучно слову «мужчина» («иш»),- то есть созданные Богом по подобию Божию мужчина и женщина, нареченные Богом «человек», в день сотворения их- были сотворены в качестве предназначенного для вечной взаимной любви образа истинного Бога, Который есть любовь (согл. 1 Иоан.4:8); в ст.кн.Бытия 2:21-22 Бог дал это откровение в символической форме, избрав такое слово, которое для наивного сознания означало обычное ребро, а не абстрактное: половина.

 «И создал Бог из целы, взятой у человека, жену, и привёл её к Адаму.» (2:22)
Согласно расследованию генетиков [84] код молекулы ДНК, содержащейся в митохондриях клеток человеческого организма, совершенно одинаков у всех типов людей мира- австралийцев, азиатов, американцев, африканцев, европейцев. Поскольку случайное совпадение столь сложного кода исключено, эту молекулу все мы могли получить только по наследству. Митохондрии являются энергетическими станциями клетки и находятся вне её ядра, а потому их ДНК всегда передаётся детям от матери. Таким образом всё человечество, населяющее Землю, имеет единую праматерь (В 1988 году в журнале «Newsweek» была опубликована статья «Поиск Адама и Евы», в которой рассказывалось об этом расследовании, основанном на типе митохондриальной ДНК- генетическом материале, передаваемом только по женской линии). Эти данные сравнения митохондриальных ДНК согласуются с библейской летописью, но всё же следует отметить, что их нельзя было считать доказательством. Эволюционисты полагали, что «митохондриальная Ева»- так они назвали праматерь-  была одной из многих женщин, живших в её время; просто митохондриальные линии остальных могли прерваться в том случае, если в любом из поколений потомков родились только мальчики; эволюционисты считали, что у них в руках- безспорное свидетельство против библейской летописи, потому что «митохондриальная Ева» жила предположительно "200 000" лет назад. Однако результаты недавних исследований показали,что скорость мутаций ДНК митохондрий гораздо выше, чем было принято считать.[85] Если применить эти новые данные к «Еве митохондрий», становится ясно, что она могла жить всего 6-7,5 тысячелетий назад.[86] Это, разумеется, прекрасно согласуется с библейским возрастом «праматери всех живущих» (Бытие 3:20)[87], но остаётся загадкой для эволюционистов, верящих в мифические "миллионы лет земной истории".

 «Из целы, взятой у человека» Бог создал женщину, то есть из той части, которая ближе к сердцу. Взяв у человека целу для сотворения женщины, Господь Бог закрыл то место плотию- поэтому естественное влечение мужчины к нравящейся женщине связано с плотским стремлением быть её мужем. Как доказательство истинности Божественного Откровения о сотворении женщины сравни с описанием сотворения этот стих некоего тяжело и трагически влюблённого- этот стих родился в эросе из экстасиса, будучи предназначен для выражения чувств к единственной любимой этого некоего тяжело и трагически влюблённого: «Сердце моё \ Грызёт лютая \ Тоска по Тебе... \ Эта тоска- \ Родная сестра \ Моего сердца.»

 Таинственная связь мужчины и женщины, получившая благословение Божие до грехопадения, то есть в истинном идеале человеческой жизни, выражена в кратких, но сильных словах Адама, понявшего в деле сотворения женщины желание Божие счастья для человеческой жизни-
 «И сказал Адам: вот, это кость от кости моей и плоть от плоти моей; она будет называться женщиной, ибо взята из мужчины.» (2:23)
 В этой изначальной песне любви тардема и экстасис едины- это хорошо поняли иудейские мудрецы, использовав в своём переводе античное слово экстасис, а не просто выражение крепкий сон. Экстаз отнюдь не дитя рассудка и разума; он дитя той тардемы, о существовании которой внутри себя человек только догадывается, чувствуя в себе её силу. Причина брака есть влечение, идущее из глубин человеческого существа, из того, что Божественное Откровение именует тардема;  именно в тардеме имеет своё основание любовь, проявляясь вплоть до состояний экстаза, или исступления (-славянский перевод). Так, родившись в недрах тардемы, любовь по замыслу Божию должна жить во взаимном экстасисе.

 Подводя итог описанию сотворения человека, Божественное Откровение разъясняет:
«(Вот почему мужчина оставляет отца и мать, и живёт с женою, и становится с нею единою плотью.)» (2:24)
 (От самого начала человеческого рода и от начала Священного Писания мы видим Божье установление святости брака: один мужчина и одна женщина становятся одной плотью.)

 «И были оба наги, мужчина и женщина, и не стыдились.» (2:25)
 Сотворённому человеку нет оснований стыдиться своей наготы, то есть дарованных от Бога природных свойств; все свойства человека - и телесные, и душевные, и духовные, во всей своей нераздельной целостности, во всей своей гармонически слаженной совокупности, во всей своей красоте и неиспорченности грехом- прекрасны, и человеку- как мужчине, так и женщине- нет оснований их стыдиться; к человеку в особенности применима оценка Творца Его творению:
 «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма.»

Примечания автора:
[80] «Programs of the Brain»,1978,p.186.
[81] «The Brain: The Mystery of Matter and Mind»,1981,p.53.
[82] Мистический комментарий к Пятикнижию в мистическом учении в талмудическом иудаизме (датирован Хlll веком н.э., написан в Испании). В книге Зогар каббалистическая мистика приобретает эротический оттенок, причём эротика переносится в сверхчувственный мир.
[83] См. БОГОДУХНОВЕННОСТЬ БИБЛИИ АБСОЛЮТНО ДОКАЗАНА -этот мой материал уже опубликован на этом сайте.
[84] Инф.: Nature,January 1,1987,p.31.
[85] T.J.Parsons et all.,"A high observed substitution rate in the human mitochondrial DNA control region",Nature Genetics 15: 363-368,1997.
[86] L.Loewe and S.Scherer,"Mitochondrial Eve: the plot thickens",Trends in Ecology and Evolution 12 (11):422-423,1997; A.Gibbons,"Calibrating the mitochondrial clock",Science 279 (5347): 28-29,1998.
[87] C.Wieland,"A shrinking date for "Eve"",CEN Technical Journal 12 (1):1-3,1998.

Продолжение следует...