Песни

Галина Демакова
Мама наша играла на гитаре. Папа на многих музыкальных инструментах. Учил и меня играть на балалайке. Но увы - не случилось. А мама брала гитару и пела песни. Песни были длинные и печальные. Мы сидели и слушали. А потом я стала подпевать ей.Часто мама пела: “Сидел рыбак  веселый на берегу реки»( только потом я узнала, что это стихотворение М.Лермонтова  «Тростник»)

ТРОСТНИК
Сидел рыбак веселый
   На берегу реки,
И перед ним по ветру
   Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
   И скважины проткнул,
Один конец зажал он,
   В другой конец подул.

И, будто оживленный,
   Тростник заговорил —
То голос человека
   И голос ветра был.
И пел тростник печально:
   «Оставь, оставь меня!
Рыбак, рыбак прекрасный,
   Терзаешь ты меня!
И я была девицей,
   Красавица была,
У мачехи в темнице
   Я некогда цвела,
И много слез горючих
   Невинно я лила;
И раннюю могилу
   Безбожно я звала.

И был сынок любимец
   У мачехи моей,
Обманывал красавиц,
   Пугал честных людей.
И раз пошли под вечер
   Мы на берег крутой
Смотреть на сини волны,
   На запад золотой.

Моей любви просил он,—
   Любить я не могла,
И деньги мне дарил он,—
   Я денег не брала;
Несчастную сгубил он,
   Ударив в грудь ножом,
И здесь мой труп зарыл он
   На берегу крутом;

И над моей могилой
   Взошел тростник большой,
И в нем живут печали
   Души моей младой.
Рыбак, рыбак прекрасный,
   Оставь же свой тростник.
Ты мне помочь не в силах,
   А плакать не привык!»

Слова сами складывались в песню , запоминались легко.

Часто мама пела о юноше Марко. Тоже позже узнала, что это стихотворение М. Горького

В лесу над рекой жила фея.
В реке она часто купалась;
И раз, позабыв осторожность,
В рыбацкие сети попалась.
    Её рыбаки испугались,
    Но был с ними юноша Марко:
    Схватил он красавицу фею
    И стал целовать её жарко.
А фея, как гибкая ветка, —
В могучих руках извивалась,
Да в Марковы очи глядела
И тихо над чем-то смеялась.
    Весь день она Марка ласкала;
    А как только ночь наступила,
    Пропала весёлая фея...
    У Марка душа загрустила...
И дни ходит Марко и ночи
В лесу, над рекою Дунаем,
Всё ищет, всё стонет: «Где фея?»
А волны смеются: «Не знаем!»
    Но он закричал им: «Вы лжёте!
    Вы сами целуетесь с нею!»
    И бросился юноша глупый
    В Дунай, чтоб найти свою фею...
Купается фея в Дунае,
Как раньше, до Марка, купалась;
А Марка — уж нету...
    Но всё же
От Марка хоть песня осталась.
    А вы на земле проживёте,
    Как черви слепые живут:
    Ни сказок о вас не расскажут,
    Ни песен про вас не споют

 
Став взрослее, часто слышала слова, сама говорила их иногда:
     А вы на земле проживёте,
    Как черви слепые живут:
    Ни сказок о вас не расскажут,
    Ни песен про вас не споют
  А весь текст  песни знала наизусть и сама пела.

Но мама знала очень много песен. Теперь я понимаю, что это был городской фольклор 20-30 годов.

Мне было лет 6, когда к нам стал ходить папин друг Тихон Иванович. Он пришел с  фронта без ноги( война еще не кончилась).Тихон Иванович  ходил на протезе с палочкой, сильно прихрамывал. Он был большой, грузный, от него исходило какое-то спокойствие. Много не говорил. Приходил: «Галя, я пришел песни слушать» , садился, опирался на палку и слушал. Я не капризничала, вставала на стул и пела мамины песни.
    На рыбалке цвела и увяла
Наша первая с Сашкой мечта.
Ах, зачем я его целовала,
В первый раз в молодые уста
       Ах, зачем полюбила я Сашку
Ах зачем я его завлекла.
Не за черные кудри густые
Иль за жгучие кари глаза.
Море было спокойно и тихо
И прилив у скалы не шумел,
Но на утро такой шторм поднялся
В море  ехать никто не хотел.
Направляющий брови нахмурил,
Поправляя седые усы.
Понапрасну я значит старался
Средь вас нет моряков, все трусы.
Тут забилось и сердце у Сашки
И ещё у пяти моряков:
"Не боимся мы шторма лихого,
Вдаль пойдём от родных берегов"
И взмахнувши густыми кудрями
,Сашка первый на катер взлетел.
Распростился со мной, моряками,
Сам веселую песню запел.
Катер дальше и дальше уходит
Оставляя туманную гладь.
Моё сердце как мне предсказало
Не вернётся мой Сашка назад.
Все Балтийскому морю прощаю.
Гибель Сашки простить не могу
Я у морю стою и рыдаю,
Потому что я Сашку люблю.
Ах,ты море, Балтийское море.
Близ тебя я три года жила...
Близ тебя я осталася в горе,
БЛИЗ ТЕБЯ Я ОСТАЛАСЬ ОДНА.


Тихон Иванович молчал. Потом говорил: «Галя, еще»Я продолжала.

На паперти Божьего храма
Оборванный нищий стоит
И видит - какая-то дама
Роскошно одета на вид.
Из церкви выходит та дама,
Старик задрожал и упал.
Была же причина той драмы-
Он дочь в ней родную узнал
Красавица в пышном наряде
Вдруг слышит по воле судеб:
«Я  нищий, отцу Христа ради. .
«Подай, дочь родная, на хлеб,»
В лицо посмотрела с улыбкой,
Сказала красавица дочь:
«Ты мне не отец, а бродяга,
Уйди же, уйди скорей прочь». .
Притворно она засмеялась,
Поспешно сбежала с крыльца,
Коляска проворно умчалась,
Забрызгала грязью отца.
Отец ей послал вслед проклятье,
Лежал он, удушьем томим,
И тут же вся нищая братия
Склонилась, рыдала над ним.
Теперь уж лежит он в могиле,
Сырою землею зарыт.
Злодейка-судьба не тревожит,
И всеми друзьями забыт.
Тихон  Иванович сидел молча. Я слезала со стула. Он тоже поднимался, целовал меня в макушку и прихрамывая  уходил.
Через несколько дней приходил снова. Я снова лезла на стул и пела уже другие песни. Тихон Иванович уютно устраивался на другом стуле. Он готов был слушать.

Начинаются дни золотые
Молодой беззаветной любви.
Ой вы, кони мои вороные,
Резвы вороны кони мои.
Устелю свои сани коврами,
В гривы алые ленты вплету,
Пролечу, прозвеню бубенцами
И тебя на лету подхвачу.
Мы ушли от проклятой погони,
Перестань, моя радость,рыдать.
Нас не выдали черные кони
Вороных им теперь не  догнать!
Ой вы, кони мои вороные,
Ну – ка, братцы, тряхнём стариной.
Я осыплю тебя жемчугами
И умчусь на край света с тобой.
Приласкаю тебя, зацелую,
Ночь сокроет стыдливость твою.
Я любовью тебя околдую
Ненаглядную радость мою
А потом я пела длинную- предлинную песню, совершенно не  понимая, о чем пою. Но мне нравилась эта песня, потому что была очень жалостливая и о двух братьях. Тихон Иванович  становился грустным- грустным . тоже чуть не плакал
В деревушке, в убогой избушке
Жили мирно два сына с отцом.
Уважали их все в деревушке
И считали хозяйственным дом.

Революция огненным пылом
Пронеслася над миром грозой.
За свободу, за волю народа
Кровь горячая льется рекой.

Привезли пулеметы и пушки.
Стон, проклятья, расстрелы и крик.
И спалили огнем деревушку,
И заплакал несчастный старик.

Старший сын в одну темную ночку
В Красну Армию тайно ушел.
Дали младшему в руки-винтовку,
Добровольцем он к белым пошел.

Но судьба ль так жестока над нами:
И в бою, на пожарах войны,
Повстречались два брата врагами
И друг друга узнали они.

Старший молвил: «Ты в белых солдатом,
Твой девиз — и грабеж и расстрел.
Не зову тебя больше я братом», —
И винтовку он взял на прицел.
На курок нажимал он бесцельно,
Младший брат за винтовку схватил,
Совершилось ужасное дело —
Штык он старшему в сердце вонзил.

И стоял он, как Каин-преступник,
Старший брат перед ним умирал.
Младший брат, от свободы отступник,
Горько-горько над трупом рыдал:

«Тебе, братец мой, вечная память,
Все друзья на могилу придут,
Принесут в руках красное знамя,
Честь и славу тебе воздадут.

Эх, а как же домой я явлюся?
Все родные меня проклянут,
Что не есть я защитник свободы.
И бандитом меня назовут».

И над трупом склонилися лозы,
Вышло солнце сраженье смотреть.
Но не лей ты горячие слезы,
Труп холодный тебе не согреть.

А я пела «Там вдали за рекой». В школе на уроках пения мы пели эту песню, но я уже встречалась с ней, как со своей знакомой. Но большинство спетых мною в самом юном возрасте песен, я уже никогда не встречала.Я старательно выводила мелодию, четко проговаривала слова, но не понимала смысла. Мне нравилось петь эти песни такие мелодичные и печальные. А Тихону Ивановичу, видимо, нравилось их слушать. Вот мы, старый и малый, проводили время вместе.
В зиму лютую и холодную я без крова осталась одна,
Вся лохмотьями разодетая, простудилась, в больницу легла.
А в больнице той, прибодрилася, пролежала  там месяцев 5.
А по выходу очутилася, я без крова и пищи опять.
Там на улице познакомилась вот с таким же бедняжкой как и я,
И за душу его полюбила его, потом сына ему родила.
Я женою была не кокеткою, но настигла большая беда.
Заболел мой муж злой чахоткою, и я с сыном осталась одна.
Дни за днями шли, за годами года, сын красавцем стал подрастать.
И просил он меня, чтобы в школу отдать
Ну а где же мне денежки взять?.
Я любила его в жизни больше всего, и решила себя в жертву дать.
Я любила его, он не знал ничего, что пошла я в шантан выступать
А в шантане там любовалися, наслаждались моей красотой.
И в брильянты вся разодетая.
Ну а сын стал совсем уж большой
И все тайное  стало явное, сын случайно все это узнал.
.10 лет вот прошло, не видела его, но однажды письмо мне прислал.
А в письме его было сказано: «Быть я сыном твоим не хочу
Ты в шантане  живешь, там  себя продаешь,
А приеду тебя  я убью.
 И решила я край покинуть родной, за границу поехала я.
Вся золотом разодетая, все звездою считали меня.
За границею познакомилась, с интересным красавцем одним.
Я шутила над ним, и смеялись мы с ним, и любовником стал он моим...
Он жене изменял и со мною гулял. Сам был русский, мне так он сказал
Вынул паспорт свой, показал его. Поняла, что наделала я.
Вот история просто грязная, про то знает господь лишь один
Я не скрою от вас и всю правду скажу, ведь любовником был родной сын.
Я сказала ему: « Помнишь маму свою. Собирался когда-то убить.
Так убей же меня, я ведь мама твоя, и не в силах уж больше я жить»

Я совсем не понимала эту песню. Но мама пела ее очень жалостливо. Я старалась подражать ей. Тихон  Иванович слушал молча.Потом гладил меня по голове и уходил.

 Самой жалостливой была песня о маме  и ее сыне.Это было стихотворение Плещеева- как я узнала потом.

  Мать в гробу лежит, цветами
       Убрана в последний раз;
       А ребенок удивленный
       С тех цветов не сводит глаз.
      
       На одежде белой розы,
       Иммортели в волосах;
       Не срывал цветов красивей
       Он не в поле, не в лесах.
      
       И звучит его молящий,
       Серебристый голосок:
       "Мама, мама! Подари мне
       Хоть один такой цветок!"
      
       Но ответа не дождавшись,
       Про себя он говорит:
       "Спит она! Когда проснется,
       Непременно подарит!"
      
       И на цыпочках ушел он;
       Но потом к дверям опять
       Подходил не раз послушать -
       Может быть, проснулась мать.
      
Когда и как закончились эти музыкальные посиделки, я не помню. Но многие песни память хранит до сих пор.