Асимметрия структур

Дед Артемьев
- Владимир Николаевич! Я как-то естественно считала, что в кабинетах больших ученых можно увидеть бюсты Ломоносова или Лейбница, портреты Ньютона, Курчатова, еще кого-то. А у вас на видном месте висит фотография кота. Откройте секрет, расскажите нашим телезрителям, что за кот и почему его увеличенное фото висит в кабинете лауреата одной из престижных премий по квантовой физике. Премии за открытие асимметрии спиральных структур в нейтронном газе.

- Секрета особого здесь нет. Это память. Когда я был подростком, нам подарили котенка. Назвали мы его Мурзик. Котик вырос и вымахал в огромного котяру, наглого, своенравного, считающего себя хозяином квартиры. Уважение он испытывал только к моей маме, она его кормила. Считаться с остальными он считал ниже своего достоинства. Бесцеремонно расхаживал по квартире, задрав хвост вверх, и демонстрируя свое хозяйство.

- Да, у меня такой же кот. Ходит по дому с бесстыже задранным хвостом. Перед гостями стыдно.
- Ну, я полагаю, многим телезрителям известны повадки домашних любимцев. Так вот, кота я очень любил, хотя взаимностью у него не пользовался. Иногда, редко, он приходил ко мне утром в постель, вспрыгивал на грудь, растягивался во всю длину, и урчал. Как такого котяру было не любить. И его фотография висит в кабинете уже очень давно. Это память о чудесном звере.

- Понятно. Владимир Николаевич! Позвольте перейти непосредственно к теме нашего интервью. Сейчас, в прямом эфире, зрители задают по телефону множество вопросов. В основном, о прикладном значении вашего открытия асимметрии спиральных структур в нейтронном газе.
- В двух словах это сложно объяснить. Явление асимметрии открывает новые методы исследования квантовой теории поля. И как обычно в квантовой теории за фундаментальными работами следуют прикладные исследования.
- В военной области?
- Не только. Эффект асимметрии позволяет создавать приборы двойного назначения. Но эту тему в одном коротком интервью не охватишь.

- Тогда позвольте вопрос, понятный нашим телезрителям. Разговаривая с вашими сотрудниками и вашими одноклассниками, я пришла к убеждению, что интерес к асимметричным структурам в квантовой механике возник у вас очень давно.
- Да, впервые я заинтересовался этой темой в старших классах школы. И продолжил научную работу вначале в Университете, затем в научных институтах.
- Где вы защитили кандидатскую и докторскую диссертации по этой теме, а теперь получили за свое открытие престижную международную премию. Это так?
- Да, вы правы. Я был последователен в своем увлечении.
- Тогда последний вопрос: с чего начался ваш школьный интерес к асимметричным структурам.

- В сущности, с забавного происшествия. К нам в класс прислали на практику по физике молоденькую выпускницу пединститута. Все мальчишки пытались ей понравиться. Я не был исключением. Однажды она устроила для класса научный семинар. Каждый должен был подготовить короткий доклад об асимметрии в природе. Желательно было проиллюстрировать свое сообщение рисунком или фотографией. На семинар собрались все учителя школы. Ребята старались. Кто-то сфотографировал асимметричные ветви сосны, кто-то нарисовал кристаллы исландского шпата. Были фотографии облачного неба, смятого с одного бока автомобиля, в общем, масса примеров асимметрии в природе.
- И с каким сообщением выступили вы?

- Понимаете, мне очень хотелось выделиться, привлечь к себе внимание хорошенькой молодой физички. И когда дошла моя очередь, я повесил на доску увеличенную фотографию и заявил свое исследование, которое называлось «Асимметрия мошонки кота Мурзика».

*