Записки институтки, или искаженный образ

Виктория Луч
Возмутило меня представление режессеров сериала "Институт благородных девиц" об институтках. В сериале институтки предстают перед зрителями в образе жеманных, мечтающих о любви, дворянок. Но дело в том, что институтками по большей части становились девушки из среднерусских семей. Об этом написано в романе Чарской "Записки институтки Люда Влассовская". Чарская сама была выпускницей института, и поэтому хорошо знала тех, кто воспитывался в этих стенах. В ее книгах институтки предстают не жеманными прелестницами, а героинями маленьких девических шалостей. Кроме того, каждая из ее героинь имеет свои положительные и отрицательные черты.

Если кто-нибудь помнит, то М.И Цветаева писала о героинях Чарской, потому что была большой ее поклонницей. Так, к примеру, она писала о маленькой княжне Джавахе:

"Всему внимая чутким ухом,
Так недоступна, так нежна,
Она была лицом и духом во всем джигитка и княжна.

Ей все казались странно грубы.
Скрывая взор в тени углов,
Она без слов кривила губы
и ночью плакала без слов". Все это стихотворение пропитано горячей и нежной любовью к маленькой Нине Джавахе. В основном все девочки представляли, что Нина Джаваха-Алы-Джамата не только подруга Люды Влассовской, но и их подруга.

Эти строки характеризуют маленькую княжну как нельзя лучше. М.И. Цветаева пишет о том, что маленькая грузинская княжна обладала сильным характером, была необычайно смела и добра. Но речь об этой девочке пойдет в следующей статье.

Читая "Записки институтки. Люда влассовская, впервые начинаешь понимать, что добро - это не только щедрость, любовь ко всем и каждому, но и самопожертвование, и готовность отдать за друга жизнь.

Несмотря на то, что книга заканчивается смертью маленькой Нины, эта смерть напоминает о том, что жизнь на этом событии не заканчивается, наоборот, надо жить ради нее, надо жить так же, как это маленькая грузинка.

Вторая часть этой книги" В институтских стенах", повествует о радостях и горестях выпускницы Люды. Она рассказывает о том, как девушка чуть было не умерла от рук безумной сестры классной дамы, о трогательной истории вражды и примерения с нервным учителем словесности, о смерти маленького соловушки класса, Варюши Чекуниной, о блистательно-прекрасном выпускном и о том, что Люду пригласили работать на Кавказ.

Эта книга будет нужна маленькой девочке для того, чтобы понять самые главные законы товарищества, чести, разобраться в том, чья правда сильнее, холодной и черствой шведки, убеждавшей Люду в том, что класс не должен страдать из-за одной расшалившейся девченки, или горячей и искренней Люды, которая ненавидит шведку за то, что та выдала ее самую близкую подругу.

Третья часть книги,"Под небом Кавказа", повествует о родственниках Нины Джавахи, ее прекрасном и гордом отце, ее капризной, маленькой троюродной сестре Тамаре,  об озлобленном брате Тамары, Андро и о дедушке Тамары, генерале Кашидзе.

В этом произведении девочка встретится с гордым князем Георгием, с его тестем, Хаджи-Магометом, с его прекрасной свояченицей Беллой и впервые встретиться с прекрасным Израилом, мужем Беллы. Эта книга должна научить девочку веротерпимости. Тому, что девушка не должна идти против своих чувств, девочку уже научили, но все-таки, нужно сказать, что эта книга даст понятие о свободе вероисповедания.

Вторая Нина - это повесть о маленькой кузине Нины Джавахи. Она ростет таким же взбалмошным ребенком, как и ее старшая сестра. Люда теперь уже названная дочь князя Георгия, и поэтому служит в его доме гувернанткой для маленькой Нины. Родители девочки, Белла и Израил, погибли во время прогулки по горам. Во всем обвинили разбойника Керима. Если поглубже взглянуть на эту историю, то все оказывается не так просто, как кажется.

Эта книга должна научить девочку находить достойный выход из ситуации. Она должна научить девочку думать о своих поступках и прощать других людей.

Записки институтки дают нам представление о том слое женского населения нашей страны, о котором нам известно очень мало, (вспомните, и в советской россии, и сейчас, слово ИНСТИТУТКА  считается обидным прозвищем). Кроме того, эти повести помогают понять то, что все нации в нашей стране равны, и в каждой есть свои герои и свои подлецы.

А если читатель прочтет эти книги, он сам сформирует для себя тот образ, который, по его мнению, больше подходит институткам.