Устояли далеко не все

Уладзимир Траццякоу
Предлагаемый текст – первый из задуманного мной цикла
комментариев к высказываниям Станислава Ежи Леца.
Несмотря на то, что его жизнь закончилась в прошлом веке
(в 1966 г.), его талант предвидения и глубина понимания
человеческой натуры позволяют назвать его мыслителем
XXI века.

Итак, вчитаемся и вдумаемся в его мысли,
к которым он относился с самоиронией, называя их
«непричесанными», и пусть первой из них будет:

ИНОГДА МЕНЯ ДЬЯВОЛ ИСКУШАЕТ, ЧТОБЫ ПОВЕРИЛ В БОГА.

Казалось бы, просто игра слов, своего рода каламбур,
приправленный оксюмороном. Но, зная другие мысли Леца,
их богатый скрытый смысл, который далеко не каждому
открывается, стоит вдуматься, что за этой игрой мысли
стоит.

Легко увидеть очевидное: автор высказывания предлагаемую ему веру раз от разу отметает, а дьявол, значит, не отстает, вновь и вновь предлагает – поверить в того или иного бога. Получается, что автор атеист принципиальный, имеющий для этой своей позиции некие веские основания. И тем не менее дьявол упорствует, его попытки не прекращаются, и это тоже в лецовской мысли заложено.

А что же другие люди? Им, наверно, тоже подобное предлагалось и предлагается? Да, конечно. Вот сведения из Википедии: 33% всего населения Земли – это христиане, 23% -- мусульмане, 14% -- индусы, 6,7% -- буддисты, 6,6% -- конфуцианцы, 0,3% -- сигхи, 0,2% -- иудеи. На долю местных верований, не распространенных по миру, приходится 3,9% верующих. Так что, если верить Лецу, дьявол хорошо поработал. Ведь от искушения устояло лишь 9,4% населения непричастных ни к какой конфессии, ну и какие-то 0,2% атеистов, имеющих принципиальные соображения, у каждого свои, чтобы верующим не стать. И Станислав Лец -- из числа этих немногих «белых ворон».

По такой логике только в прежние времена дьявол вел лишь индивидуальную работу, каждого уговаривал. Сейчас, когда подавляющая часть населения – верующие, быть неверующим в сообществах исламском, католическом, индусском или буддистском – это противопоставить себя большинству, быть чужим, ощущать везде настороженное, неприязненное или даже враждебное отношение к себе.

Для сравнения: у педагогов-новаторов была некогда теория «соленого огурца»: это когда новичок, оказываясь в их классах, тоже быстро «просаливался». То же происходило и происходит до поры до времени с «непринципиально неверующими»: они в большинстве приобщаются к массе. Что ж, «жизнь многое заставляет делать добровольно», и это тоже мысль Леца.

Но он, этот мудрый поляк, все-таки смог остаться атеистом в среде католиков, с их ритуалами и молебнами, жестко регламентируемыми костелом. Если сказанное учесть, то, похоже, он через головы непонимающих подтекста выражает свою солидарность с теми, кому трудно быть атеистом в тех обществах, где верующих подавляющее большинство. Верующая же масса из его послания вряд ли что вынесет. Ведь вера -- это то, что выше рациональных доводов, и изречение Тертуллиана «верую, ибо абсурдно», насколько я знаю, никто из отцов церкви остракизму до сих пор не подверг.

Что ж, вполне возможно, что такой смысл в лецевском высказывании заложен. Но это явно не весь смысл. Ведь дьявол, как его люди представляют, он толкает всегда к чему-то нехорошему (верующие сказали бы «к греховному»), чем-то грозящему, вплоть до погибели. Так что «за кадром» остался оценка религии как дьявольской затеи – вот что за лецевским афоризмом сокрыто. Конечно, Лец не мог знать о межрелигиозной резне в Руанде в 1994 г., где за 3 месяца было убито, по разным данным, от 500 тыс. до 1 млн. 30 тыс. человек, но знал о кровавых крестовых походах (из книжек) и о гитлеровских концлагерях (не понаслышке). Не всем известно, что Гитлер был по-своему верующим, вот только слишком воинственным: ведь он всех евреев считал иудеями, т.е. неверными, и по его приказу их надо было уничтожать в концлагерях.

Американский журналист Сэмюэл Хантингтон написал в 1996 г. книжку «Столкновение цивилизаций» -- это как раз о межрелигиозных столкновениях, бывших, происходящих и грозящих миру. Так что опасность столкновения цивилизаций, т.е. предстоящих межрелигиозных распрей и войн, Станислав Лец осознал уже в середине прошлого века.

В однородных по вере сообществах религия способствует смягчению нравов; в таком сообществе, как все человечество, она уже источник вражды и даже массовой гибели. И вот как ему удалось в 4 (четырех!) словах выразить мысль огромного содержания. Вот эта мысль:

ВСЕ БОГИ Б Ы Л И БЕССМЕРТНЫ.

Здесь сказано не только о том, что бессмертными их считают люди, порождающие для себя их как объекты массового поклонения, но и то, что те боги, которые живы в их сознании сейчас, исчезнут, как только не будет самого человечества. И такая возможность не исключается – в частности, из-за неразумного стремления большинства людей к идолопоклонничеству, т.е. к сотворению богов.

P.S. Об одной из причин, почему люди создают богов, см. в моем эссе "Соавторствуя с Вольтером", что в сб. "Охватить умом планету". Главную мысль Вольтера я дополнил. Получилось:

ЕСЛИ БЫ БОГА НЕ БЫЛО, ЕГО СЛЕДОВАЛО БЫ ВЫДУМАТЬ. ИМЕННО ЭТО И БЫЛО СДЕЛАНО. ВОЗМОЖНО, СЕБЕ НА БЕДУ.

Так что прежде всего отцам церквей разных конфессий следовало бы давно о том, что «себе на беду», осознать и отвести от человечества катастрофы глобального масштаба, попытавшись между собой договориться. Например, оказать услугу всему человечеству, обсудив и разработав согласованную морально-этическую платформу, которая могла бы быть принята и верующим всех конфессий и неверующими.

Именно такое предложение было направлено в Элья-Институт Межрелигиозных проблем (см. в том же сборнике). В ответе директора Института содержалось согласие с самой идеей «послужить всему человечеству», но за прошедшее с января 2012 года время ни о каких обсуждениях такого рода слышать и видеть не приходилось.