Империя наоборот

Виктор Шель
Империя наоборот.
В мае 1964 года мне пришлось по делам службы побывать в Поволжье. Меня поразила нищета этого района Советского Союза. На полках магазинов как шаром покати – кроме старых газет, использовавшихся в качестве покрытия полок, изредка можно было обнаружить пару банок овощных консервов. Даже хлеб, завозимый рано утром, к полдню был распродан. О сыре, колбасе, масле и молоке жители этого района даже начали забывать. Возвращаясь домой в Одессу я поделился этим впечатлением с пожилым спутником, которого я никогда до этого не встречал.
- Наша страна огромна. Всех накормить не удаётся. В первую очередь снабжается столица и те республики, которые присоединены к нам недавно.
- Почему им преимущество? – удивился я.
- Нужно же снизить недовольство покорённого населения. Наша страна – империя наоборот. Все другие империи строились по принципу получения максимальных выгод для метрополии. Наша же страна никаких материальных выгод от расширения своей территории не получила и вынуждена забирать у себя, чтобы уменьшить недовольство колоний.
Я посмеялся над логикой пожилого моего спутника и, может быть, забыл бы о нём, если бы в Одессе меня не ожидала туристская путёвка в Эстонию, которую моя жена получила в своём профсоюзе. У нас был месячный отпуск, а путёвка всего на десять дней. Моя жена предложила сначала посетить Ригу, куда её пригласили знакомые.

В Риге меня поразила полная противоположность ситуации по сравнению с Поволжьем. В магазинах Одессы изредка продавали сыры, мясо. Купить их было тяжело потому, что когда эти продукты появлялись в продаже создавались огромные очереди и продукты доставались только малой части желающих. Цена мяса в магазине, независимо от качества была одинаковой. В Риге продавали в государственных магазинах несколько сортов мяса и не иногда, а каждый день и без очереди. А выбор сыров? Создавалось впечатление, что я попал в совершенно другую страну. Неужели наша страна - империя наоборот? Справедливости ради должен сообщить, что постепенно снабжение Прибалтики стало приближаться к снабжению Одессы - начали пустеть полки, но тогда это была разительная разница.

К чему это я? Меня удивляет радость Россиян по поводу присоединения Крыма и их желание захватить сначала Донбасс, а затем и другие районы Украины. Нужна ли России Украина? Хотят ли жители России затянуть ремни у себя на животе ради снабжения нищей Украины? Нищая страна не обогатит империю, а ляжет тяжёлым бременем на ту же Россию. Кому это надо? Крохотная Швеция, забывшая о былых колониальных амбициях, обеспечивает очень высокий уровень жизни своего населения. Не это ли должно быть целью любого народа? Мне кажется, что нужно строить экономику своей страны так, чтобы Россияне жили лучше шведов, а не стремиться посадить на свою шею дополнительные голодные рты. Экономика Украины и так зависит от России и не только по газу, а из-за неконкурентности индустрии Украины на мировом рынке. Миф о притеснении русских в стране, где более половины населения считает родным языком русский язык — это только миф и ничего больше. В сельских школах Одесской области при Советской власти преподавали исключительно на украинском языке, а дети и учителя на переменах говорили на ужасной смеси русского и украинского языков, на которой говорили все сельские жители области.  Переход жителей Украины на украинский язык, о котором мечтают националисты, потребует многих поколений, хотя сейчас в связи с событиями на Донбассе этот процесс наверняка ускорится из желания противостоять врагу. Последние события вызвали у большого количества жителей Украины чувство вражды ко всему русскому. Я говорю о людях, которые никогда и не думали о России, как о враждебной силе. Это реальный результат, которого добилась Россия силами своих «добровольцев».

Друзья! Не пора ли угомониться? Не пора ли потратить все силы на улучшение материального благосостояния народа? В мире, где все страны стремятся к экономическому развитию за счёт усовершенствования экономики, науки и передовых технологий нет необходимости волноваться о возможном завоевании пространства. Присоединение пространства с голодным населением не приведёт к улучшению благосостояния. Зачем же строить империю наоборот?