Происхождение Пятикнижия. Часть 1

Николай Старовойтов
Ветхий Завет открывается так называемым Пятикнижием,это книги Бытие,Исход,Левит,Числа и Второзаконие.

В 1895 году вышло исследование <<Lex Mosaics.The law of Moser and higher Criticism>>.[1] Задачей книги являлось опровержение теории позднего происхождения Пятикнижия и показ,что традиционное представление о времени происхождения Пятикнижия вполне соответствует научным изысканиям времени написания вышеуказанного исследования.Первый трактат в исследовании написан профессором Сейсом-"О представляемых археологическою наукою доказательствах существования литературной деятельности во времена Моисея"- на русском языке с содержанием этого трактата можно познакомиться по статье в <<Христианском чтении>>,1897,июль (задачей трактата являлось доказать принадлежность Моисею двух первых книг Пятикнижия); второй трактат написан профессором Равлижоном- <<О Моисее как создателе левитских священных обрядов>>- им утверждается происхождение средней части Пятикнижия от Моисея; в следующем трактате профессор Дуглас показывает,что гипотеза о происхождении Второзакония в последнее время пред вавилонским пленом не может быть допущена и что смысл содержащихся во Второзаконии постановлений может быть понят лишь при предположении её происхождения во времена Моисея.

О связи между точностью Пятикнижия и археологическими открытиями археолог д-р В.Ф.Олбрайт (занимавший должности президента Международной организации специалистов по Ветхому Завету,директора Американской школы востоковедения в Иерусалиме,проводивший многочисленные раскопки на Ближнем Востоке,выдающийся авторитет по палестинской археологии) написал следующее: "Содержание нашего Пятикнижия,вообще говоря,гораздо древнее,чем последняя редакция; новые открытия продолжают подтверждать историческую точность или литературную древность одной подробности в библейских текстах за другой...Следовательно,лишь в избытке критического пыла можно отрицать влияние и авторство Моисея в отношении Пятикнижия." Олбрайт комментирует высказывания критиков прошлых лет: "До последнего времени среди историков Библии было модно рассматривать патриархальные саги книги Бытия как искусственные создания израильских писцов эпохи Разделённого Царства или как сказки,которые распевали изобретательные рапсоды вокруг израильских костров в течение веков после оккупации страны.Можно отыскать известных учёных,утверждавших,что любой стих книги Бытия от 11 до 50 [глав] отражает позднее изобретение или по крайней мере проецирует события и условия жизни Царства в отдалённое прошлое,о котором,как полагали,писателям более поздней эпохи ничего не было известно." В последнее время положение в корне переменилось,продолжает исследователь:

 "Археологические открытия,сделанные с 1925 года,опровергли эти взгляды.Кроме считанных твердокаменных учёных старшего поколения,вряд ли найдётся хотя бы один историк Библии,на которого не произвели бы глубокого впечатления быстро накапливающиеся данные,подтверждающие,насколько,по существу,историчны предания патриархов.По преданиям книги Бытия предки Израиля состояли в тесном родстве с полукочевниками Трансиордании,Сирии,бассейна реки Евфрат и Северной Аравии в последние века ll тысячелетия до Р.Х. и первые века l тысячелетия."

После того как Дарвин опубликовал свою теорию эволюции,историческая летопись Библии подверглась многочисленным нападкам.Археолог Л.Вулли объяснил это так: "К концу ХlХ века возникло крайне критическое направление,готовое отрицать историческое основание фактически всего,что рассказывается в ранних книгах Ветхого Завета." [2] Некоторые критики даже утверждали,что до времён Соломона или даже позже письменность ещё не была так широко распространена и поэтому ранним библейским повествованиям нельзя доверять,так как они были записаны сотни лет спустя после самих событий.Один представитель этой теории сказал в 1892 году: "Время,которое описывается в домоисеевских повествованиях,само по себе доказывает их легендарность.Это было время,когда ещё вообще не знали,что такое письменность."[3] Заработали умы критиков,они разработали детальную критическую систему,и дошли до того,что приписали авторство одного стиха трём разным лицам.Вскоре,однако,была открыта,так называемая "чёрная стелла" с изложением клинописью законов вавилонского царя Хаммурапи,который жил около 2000 года до н.э. и был современником Авраама.Он обычно отождествляется ассириологами с <<Амрафелом>> из Быт.14,одним из князей,за которым гнался Авраам,выручая Лота.Его писцы собрали и составили свод законов его царства,записали их на камне и распространили по всем главным городам.Один из камней со сводом законов,собранных в Вавилоне,был найден в 1902 году в руинах города Сузы французской экспедицией,под руководством М.Ж. де Моргана.Эта находка хранится теперь в Луврском музее,в Париже.Это весьма хорошо отшлифованный чёрный диоритский камень,в 2,5 метра высотой,0,5 м шириной и 0,5 м толщиной,немного овальный по форме,искусно вырезанный со всех сторон, и на нём выбиты клинообразные письмена на семито-вавилонском языке.Он содержит в себе около 4000 строчек,равняющихся по вместительности одной,среднего размера,книге Библии.Это самая длинная когда-либо найденная клинообразная запись.Она изображает Хаммурапи,принимающего законы от бога солнца Шамаша,относящиеся к работе,постройке и управлению каналами,регулированию пассажирским и товарным движением на каналах,управлению караванами,международной торговле и многим другим.Эта книга- не копия,но оригинальный автограф,высеченный на камне во дни Авраама,за несколько веков до Моисея.Своим наличием в наши дни "чёрная стелла" свидетельствует не только о хорошо развитой системе юриспруденции,но подтверждает тот факт,что даже в такое раннее время,как дни Авраама,литературное искусство достигло такого высокого уровня.За последнее время накопилось огромное количество археологических данных,из которых видно,что письмо было широко распространено уже задолго до времён Моисея.Археолог В.Ф.Олбрайт объяснил: "Мы должны ещё раз подчеркнуть,что алфавитная еврейская письменность применялась в Ханаане и в соседних областях со времён патриархов и что скорость,с которой изменялась форма букв,является абсолютным доказательством его широкого употребления."[65] А другой ведущий историк и специалист по раскопкам заметил: "Сейчас нам кажется абсурдным,что вообще мог возникнуть вопрос,умел ли Моисей писать."[4]
Письменность появилась,когда Бог дал <<знамение-знак>> Каину.Этот знак выражал некое понятие.Таким образом стали выражать мысли,слова и сочетания слов.Такие <<картины>> были нарисованы или вырезаны на глиняной посуде и табличках.Их обнаружили археологи на нижних уровнях доисторических городов в Вавилоне.Эти знаки и картины были написаны на глиняных табличках.

Несколько лет назад открыта наидревнейшая протошумерская письменность,выполненная в разных техниках (процарапывание песчаника,рисунок красками) и датируемая двумя тысячелетиями раньше,чем глиняные клинописные таблички,считавшиеся ранее первыми памятниками письменности.Ключом к её дешифровке послужило открытие в начале 1960-х годов англ.учёным Мелларом святилища lV-V тысячелетий до н.э. Чатал Хаюк,где были обнаружены странные орнаменты,которые тогда посчитали за декоративные панно.Оказалось,что рисунки из Чатал Хаюк тождественны пиктограммам из Каменной Могилы (террит.Украины)- в древнейших капищах записан один и тот же "канонический" текст.Тождественность текстов стала свидетельством о существовании "единого информационного пространства" во времена V-lV тысячелетий до н.э.- одни и те же предания объединяли народы,живущие вокруг Чёрного и Азовского морей и в восточном Средиземноморье.Об этом открытии с большим успехом прошёл доклад лингвиста А.Кифишина в Институте археологии РАН.

Изобретённая письменность вначале применялась почти только писцами в населённых центрах.По мере передвижения племён из оседлых районов в новые,не заселённые места вместо записи подлинных событий стали записывать грубые,пантеистические,идолопоклоннические и др. абсурдные предания.
Вначале некоторые знаки обозначали слова или сочетания слов.С развитием искусства письменности <<знаки>> стали обозначать части слов или слоги.Такой письменностью пользовались вавилоняне на заре исторического периода.В то время существовало около 500 различных знаков и около 30000 их сочетаний.Эти знаки вытиснялись на мягких глиняных <<кирпичиках>>,длиной от 3 до 50 см и шириной в две трети.Писали на обеих сторонах,а потом высушивали табличку на солнце и затем обжигали.

Алфавитная письменность была результатом дальнейшего развития письменности,когда <<знаки>> стали изображать слоги или буквы.Изобретение букв ещё больше упростило форму письменности,так что 26 знаков-букв стали выражать различные слова и мысли,которые до этого выражались 500 клинописными знаками.Алфавитная письменность появилась до 1500 года до н.э.

Слова: общепонятны во всех подгруппах семитского языка,что даёт повод допустить,что написанные чернилами книги были известны семитам,прежде чем они поделились на народности. В Вавилоне письменность велась преимущественно на глиняных табличках.Египтяне пользовались камнем,кожей и папирусом.Папирус- предшественник бумаги- изготовлялся из тростника,который рос на болотистых местах,и был размером от 5 до 8 см в диамтре и от 3 до 5 м в высоту.Его разрезали и клали крестообразно чередующимся порядком,мочили и спрессовывали в листы или свитки,шириной в 30 см и длиной в 3 м.Часто пользовались также и черепками глиняной посуды или письменным материалом.

Ранние центры населения после Потопа были в Вавилонии около Киша,Эреха,Лагаша,Аккада,Ура,Вавилона,Эриду,Ниппура,Ларсы и Фары.В руинах этих городов найдены тысячи книг,написанных на камне и глиняных табличках задолго до Авраама.Из знания подробностей об этих книгах ясно видно,что практика записи важных событий была общепринятым явлением от самого начала истории,что ещё раз убеждает нас в том,что ранние события,упоминаемые в книге Бытия,были записаны в документах того времени.Это даёт нам повод думать,что с самого начала Бог сформировал ядро Своего Слова и заботился о его развитии и передаче из поколения в поколение.
Вавилония в своё время была колыбелью человеческой расы,местом Эденского сада,началом библейской истории,центром Всемирного Потопа,местом жительства Адама,Ноя и Авраама.Её ранняя история весьма интересна для исследователя Библии.Вавилония была расположена при устье рек Евфрата и Тигра,которое было 400 км длиной и 80 км шириной.Почва здесь была сформирована из наносных осадков этих двух рек,осушенных болот и поэтому была центром густого населения.В настоящее время большая часть её составляет необитаемую пустыню.

Коснёмся истории и археологии городов Вавилонии в связи с этим исследованием.
Аккад- иногда называемый Сиппар,Агад,Абу Хабба.Один из городов Нимрода (Бытие 10:10).Столица восьмого допотопного царя по данным вавилонского историка Бероса,жившего около 300 года до н.э.Столица империи Саргона l,расположенная в 50 км на северо-запад от Вавилона.Здесь в своё время Хаммурапи издал свои законы.<<Сиппар>>- одно из имён и означает <<город книги>>,и это доказывает,что город славился своими библиотеками.Предание говорит,что перед Потопом здесь были зарыты древнейшие Священные Писания,которые впоследствии были откопаны.Его руины были раскопаны в 1881 г. Рассамом и в 1894 г. Шейлом.Было найдено ок.60000 табличек с надписями,и среди них целая библиотека в 30000 табличек.

Лагаш- иногда называемый Телло,Ширпурла.Находится в 80 км на север от Ура.Столица одного из первых царей после Потопа.Раскопанный Сарзеком в 1877- 1901 гг. Центр большой библиотеки.Здесь найдено гораздо больше надписей,чем в других местах.

Ниппур- ещё называемый Нуффар,Хальне.Расположен в 80 км на юго-восток от Вавилона.Один из городов Нимрода.Раскопан экспедицией Пенсильванского университета,под руководством Питерса,Гайнса и Хильпрехта,между 1888 и 1900 гг.В раскопках обнаружено ок. 50000 табличек с надписями третьего тысячелетия до н.э.Среди них была библиотека в 20000 томов,царские архивы,школьные пособия в виде цилиндров,поставленных на вращающиеся подставки,словари,энциклопедии,полные своды законов,научные,религиозные и литературные труды.

Джемдет-Наср,- допотопный город,в 40 км на северо-восток от Вавилона.Разрушенный огнём,приблизительно в 3500 г. до н.э.Раскопан в 1926 г. экспедицией Музея Фильда Оксфордского университета.Здесь д-р Стефан Лэнгдон из Оксфордского университета обнаружил пиктографические надписи,указывающие на первоначальный монотеизм.[5]

Династическая призма Уэльда является первым известным очерком всемирной истории,написанным ок. 2170 г. до н.э. писцом Нур-Нинсубур.В ней отмечаются имена царей от начала человеческой расы до его времени,включая 10 долгоживущих допотопных царей.Призма сделана из обожжённой глины и сохранилась в хорошем состоянии.Она была обнаружена экспедицией Уэльда- Бландела в 1922 г. около Ларса,в нескольких километрах от Ура.В настоящее время хранится в Аммолеанском музее,в Оксфорде.Она была сделана за столетие до Авраама,лишь в нескольких км от его дома.

В местности Обейд,в 6 км западнее Ура,археолог Л.Вулли в 1923 году обнаружил <<старейший исторический документ>> - табличку об основании храма царём Ура Анипаддой- древнейшее письменное свидетельство о современном ему событии.Таким образом стало известно,что местность,в которой жил Авраам,была литературным культурным центром ещё за многие века до Авраама.

В Уре,городе Авраама,в Лагаше,Сиппаре и почти во всех важных городах Вавилонии вместе со школами и храмами существовали библиотеки,в которых хранились тысячи книг: словарей,грамматик,справочников,энциклопедий,государственных записей,книг по математике,астрономии,географии,религии и политике.В этот период расцвета литературы было произведено много шедевров,которые,по приказу Ашшурбанипала,писцы переписали для его великой библиотеки в Ниневии.

Когда Авраам посетил Египет,там в то время были сотни тысяч записей на каменных памятниках,на папирусе и коже.В Ханаане,около Хеврона,города Авраама,был небольшой городок,называемый Кириаф-Сефер,что означает:<<город переписчиков>>,указывающий,что здесь жили люди,занятые литературными трудами.
В Уре,в пласте дней Авраама,Вулли обнаружил 150 школьных табличек с надписями- упражнениями по математике,медицине,историческими текстами и одну большую плиту,на которой в параллельных колонках было показано полное спряжение шумерского гла ола и его сравнительное значение с семитским.Возможно даже,что Авраам посещал в Уре школу.

За тысячелетия до Моисея литературной деятельностью занимались не только в Вавилонии,но и в Египте.Все важные события того времени записывались.В Египте писали на камне,коже и папирусе.Кожей пользовались уже в lV династии.Подвиги Тутмоса Ill в Палестине записаны на свитке весьма изящного пергамента.Начиная с ок.2700 г.до н.э. уже пользовались папирусом.Но записи на камне были самыми прочными,и каждый фараон вёл записи своего царствования,высеченные на камне,в своих дворцах или на памятниках.Так собирались большие государственные библиотеки и памятники,покрытые изящными записями с описаниями событий.
В 1988 году в руинах Амарны,на полпути между Мемфисом и Фивами,было обнаружено около 400 глиняных табличек,которые были частью государственного архива Аменхотепа lll и Аменхотепа lV,царствовавших около 1400 г.до н.э.Все эти таблички находятся в музеях Лондона и Каира.Их размер от 5 до 7 см в ширину и от 7 до 23 см в длину,исписаны они с обеих сторон.Они содержат переписку палестинских и сирийских царей,написанную клинописными письменами,и адресованы этим двум фараонам Египта.Подобно "чёрной стелле" Хаммурапи,они составляют одну из самых важных археологических находок недавнего времени.

Большое обилие клинописных надписей древней Вавилонии и иероглифических надписей древнего Египта было найдено в Палестине.Этот факт стал одной из основ критической теории о том,что многие книги Ветхого Завета были написаны значительно позже событий,о которых они рассказывают,и,таким образом,они основаны только на устной традиции.Существует немало причин,почему еврейские цари не увлекались созиданием памятников с описанием их доблести и славы,как это делали другие.Но в последнее время появилось много свидетельств того,что евреи были <<письменным>> народом.

Сихем.Здесь Сэллин обнаружил хананейские клинописные таблички с надписями доизраильского периода,личные документы,свидетельствующие о знании и способности простого народа писать.

Ранняя алфавитная рукопись.В одном из семитских храмов,в Свербите,около бирюзовых рудников в Синае,сэр Флиндерс Петри в 1905 году нашёл вместе с египетскими иероглифическими письменами надпись на раннем алфавитном языке,датируемом приблизительно 1800 г.до н.э.Здесь когда-то Моисей прожил 40 лет.Эта надпись была сделана за века до Моисея.

Гезер.В 1929 году в Гезере д-р Дж.Гарстанг нашёл ручку от кувшина,периода 2000-1600 гг.до н.э.,и это доказывает,что синайский алфавит был уже тогда распространён в Палестине.

Вефсамис (Бет-Шемеш).Здесь профессор Е.Грант из Гарвардского колледжа,находясь в 1930 г. с археологической экспедицией,нашёл фрагмент глиняного кувшина,употребляемого для заметок приблизительно в 1800 г. до н.э.,на котором было пять строчек семитской алфавитной надписи,схожей с синайским алфавитом.

Лахис.В 1934 г. здесь Д.Л.Старкей,член археологической экспедиции Уэлкома,нашёл расписанный кувшин,датируемый 1500 г.до н.э.,с такой же синайской алфавитной надписью.Лахис был одним из городов,которые Иисус Навин разрушил в то время,когда <<остановилось солнце>>,и на этом месте найдена книга,написанная на глиняном горшке в городе,перед тем,как он был разрушен Иисусом Навином.

Рас-Шамра (Угарит).Портовый финикийский город,расположенный севернее Сидона.Связующий Евфрат со Средиземным морем.Здесь встречались и смешивались разные цивилизации.В 1929 г. и позже французская экспедиция обнаружила храмовую библиотеку,школу для писцов,нечто подобное богословской семинарии,в которой найдено много разных табличек со словарями и справочниками на восьми языках: вавилонском,еврейском,египетском,хеттском,шумерском и на неизвестных нам языках.Написаны они были синайским письмом и алфавитом из 27 букв,который существовал гораздо раньше,чем другие известные нам алфавиты.Многие из них датируются серединой второго тысячелетия до н.э.

Богазкей,в Малой Азии,был ранним хеттейским центром.Здесь была найдена библиотека из клинописных и других табличек,систематизированных и разложенных в отдельные ящики,на шумерском,аккадском,хеттском,мидийском и других языках,с некоторыми табличками на двух языках- клинописном и хеттском.

Из всего этого видно,что письменность была обнаружена в Палестине,Синае,Сирии и Финикии за столетия до Моисея.Д-р В.Ф.Олбрайт говорит: "Только несведущие люди могут теперь говорить,что грамотность (в различных формах) не была известна в Палестине и в ближайших районах в течение второго тысячелетия до Р.Х."[6]
Поэтому нет оснований думать,что события,описанные в древнейших книгах Библии,не были записаны их современниками.

Почему же эти записи затерялись,когда такое обилие египетских и вавилонских записей сохранилось?А это по той причине,что эти записи были на непрочном материале,таком как папирус и пергамент.Все записи в Египте,которые были сделаны на папирусе и пергаменте,за малым исключением,тоже погибли.Некоторые думают,что первоначально Пятикнижие было записано клинописным письмом на табличках,а позже переведено на древнееврейский язык и преписано на пергамент.Десять заповедей,которые легли в основу всего закона,были первоначально написаны на камнях,однако всё остальное- в «книгах»(Исх.17:14).Таким образом,евреи очень рано начали пользоваться пергаментом и папирусом,на которые они переписывали тексты со старых и изношенных оригиналов.

Примечания автора:
[1] London and New York,Eyre and Spottisz woode XXXVl,652 pp.
[2] «Abraham,Recent Discoveries and Hebrew Origins»,1935,p.22.
[3] Дж.Х.Херц (издатель),«Exodus»,The Pentateuch and Haftorahs,1951,p.106.
[4] «From the Stone Age to Christianity»,1940,p.192,193.
[5] Cм. Langdon's «Semitic Mythology» и «Field Museum-Oxford University Expedition to Kish» by Henry Field,Leaflet 28.
[6] Bulletin No.60 of the American Schools of Oriental Research,December 1935.

Окончание следует...