Кое-что из дневников

Ирина Ракша
       На фото. 1. г.Нальчик. Дни советской литературы. Делегаты. Прозаик Ирина Ракша, поэт Кайсын Кулиев, критик-"Чёрный копатель" Владимир Бушин. Поэты: Игорь Грудев, Владимир Костров, Александр Николаев. 2.3.4.Книги "чёрного копателя" В.Бушина с его  автографами. "Милой Ирочке Ракше. С ней бы рай и в шалаше. Но поезд мой ушел уже, О чём рыдаю я (в душе)".В.Бушин.6 января 2006г. ул.Черняховского 9.","Милой Ирочке Ракше, которую я всегда любил больше, чем Светлов. В.Бушин. Комсомольский 13. 151-33-9Х.2004.", "Милой Ирочке - старому другу с нестареющей душой.В.Бушин,2006."
5. Писатель-классик Юрий Бондарев. Собрание сочинений в восьми томах. Том первый. "Батальоны просят огня."Ирине Евгеньевне Ракше с самыми наидобрыми чувствами к её таланту и таланту Юрия Ракши, которого люди будут помнить всегда. Юрий Бондарев.25 янв. 2006." 

           КОЕ-ЧТО ИЗ ДНЕВНИКОВ
       
           (текст в работе)             


               х   х   х

 Когда журналисты меня порой спрашивают - ради чего я пишу? Зачем пишу? Отвечаю. Чтобы учить людей   прекрасному русскому языку, единственно бесценному на  планете. А ещё, чтобы читая меня, люди учились чувствовать, знать и выполнять Божьи заветы. Заповеди. А практически все они есть, все отражены в моём творчестве. В любом, даже малом рассказе.
  И.Р.   

       х   х   х

  Я всегда очень любила, вернее, нежно ценила Юру Левитанского. И как бесценного тонкого, трепетного поэта, и как чудо-человека. Хотя он был старше, был из предыдущего, военного поколения, хлебнувшего горюшка на фронтах войны. И думаю, это сердечное тепло было у нас взаимным. Виделись мы постоянно, и в ЦДЛ, и в домах творчества, и на каких-то писательских мероприятиях. Я дарила ему свои, а он мне свои книжки, с прекрасными поэтическими словами. Храню его особенно мне дорогой сборничек "Жизнь моя кинематограф, черно-белое кино", прекрасно оформленный. (Тут надо привести этот его чудо-автограф). Знала его жену Марину...(дочь "военного", слабенького прозаика, Ивана Падерина), милую, чуть доморощенную блондинку-простушку - редакторшу с радио (она на Ул.Качалова, вблизи нашего ЦДЛ работала, в радио-комитете, кажется, в "муз.редакции" или в "лит.драме")и с которой они уже разошлись.(Марина сильно переживала,и часто сиживала за столиком с рюмкой водкии бтербродом, уже "поддатая" в буфете ЦДЛ. Благо как я сказала, её Комитет на ул.Качалова (Малая Никитская) и наш ЦДЛ на Большой Никитской совсем рядом). Жалко улыбаясь, она, некрасивая, небрежно одетая, и глаза на мокром месте, говорила официанткам и всем проходящим знакомым, как бы оправдываясь: "Вот заскочила на минутку. У меня обед. А в четыре в студии запись", И я понимала, что никакой записи нет, а просто она то и дело сюда  приходит в надежде увидеть своего грузного. стареющего красавца Юру, с которым прожила не один год... Почти все семейные писательские драмы, и прочая "литературная" жизнь (встречи, расставания, смерти,разводы, собрания, концерты и заседания, приёмы в Союз и исключения из него, и пр. пр.пр.)  проходили именно здесь, в ЦДЛ, И все кабинеты в этом красивом точёном деревянном особняке - бывшем Дворце князей Алсуфьевых, соединялись в двух буфетах и двух ресторанах, сообщающихся между собой, как реки и ручейки. Недаром мы-писатели испокон называли наш клуб "Роддом" - родной дом. И тут почти все знали о судьбах почти всех почти всё..
           *   *   *

   ..Но сейчас я о Левитанском. Особенно мне запомнилась одна наша встреча. У него дома, в переулке, кажется, Безбожном. где тогда он жил в новой квартире.. Союз Писателей и наш богатейший "Литфонд" (существовавших на отчислениях издававшихся наших книг)  построили наконец писателям два "бесплатных" жилых кирпичных высоких дома. и всем нам, малоимущим бесплатно давали там квартиры. (За каждое место в списке была, конечно, драка) И я попала в те списки "достойных", (Мы с Юрой и нашей дочкой Анечкой должны были туда переселиться из своей малой кооперативной двушки-"хрущевки" с Преображенки), в прекрасную трешку "Безбожного" рая..(Безбожный и Астраханский переулки - -рядом). Уже и квартиры были распределены начальством. И я должна была там соседствовать на одной площадке с  приятельницей хорошей поэтессой (прибывшей в Москву с Дальнего Востока)-Риммой Казаковой. Она (с сыном Егором Радовым), чтоб увеличить семью, даже свою "дальневосточную" няньку притащила в столицу и вписала в заявление как члена семьи, лишь бы получить большую четырехкомнатную. И получила ведь...Так вот поэт Юра Левитанский (как и сотни прочих) тоже получил там новую квартиру. (Но не с Мариной Падериной) а с новой юной женой - его же студенткой из Литинститута, сильно в него влюбившейся и долго-долго искавшей взаимности, по фамилии Скарино. И эта самая Скарино, которую все осуждали, последовательно родила ему трех дочек. (Что общество с ней, собственно, и примирило). Трех прекрасных черноглазых, похожий на отца, девочек-погодков..
(Остальное, простите. очень грустное, даже страшное, допишу позже)...

      *    *    *
  ...Ну вот, дописываю, спустя месяц, собравшись с силами и с мужеством. Со слов смятённого, подавленного Юры Левитанского, когда мы сидели с ним за столом на его кухне. А за окном шумел многоэтажный летний двор..."Понимаешь, - исповедально тихо говорил он,-  при любой ссоре, даже размолвке, она скандалы устраивала. И прямо при девочках. Кричала мне, и даже хваталась за сковородки: "Я тебе трех жиденят нарожала, понимаешь - трех жиденят! А ты не мог в магазин сходить? Он, оказывается, чего-то писал...Подумаешь, "Он писал! Он писатель,поэт".
 
  Услышав такое,я была словно убита, пожалуй, даже разбита той сковородкой. Была так раздавлена, что даже не знала, как реагировать, что сказать, как утешать. Даже мелькнула мысль - может, она больная?...А потому дальше - ни слова. "Дальнейшее - молчанье".
               
           х   х   х 
               
 Главный постулат моей жизни - "Я люблю свою Родину, и не люблю тех, кто её не любит. Меняет, где полегче и посытнее".
  А второе.Работая, я стараюсь писать просто и ясно. Перечитывая , люблю сокращать.  Всегда помню слова Святых отцов (Или Серафима Саровского?) "Где просто - там Ангелов до ста. А Где мудрено - там ни одного". (Именно, не мудро, а  "мудрено"). А писатель Селинджер советовал - из двух слов выбирай то, что короче, из двух сообщений от издателя, выбирать того, кто шлёт телеграмму, а не письмо.

                10.11.2917.
                х  х  х


    "Чтобы хорошо писать, надо  страдать. Страдать", - сказал Достоевский, (кажется, Мережковскому)... Уж не знаю, как я пишу. это время покажет, а вот, что до страданий, то их в моей жизни хватило бы на троих.

                *   *   *
   В любой точке прошлого - всегда лежит будущее.  И.Р.

               *   *   *
   Это не верно, что у человека есть три времени. Прошлое, настоящее, будущее. У каждого есть только одно - ПРОШЛОЕ. Уже в момент замысла, в момент мысли или её произнесения, настоящее мгновенно превращается в прошлое. То же и с будущим...Так что цените, любите прошлое. Именно в нём заложено и будущее, и настоящее. И.Р.

        *    *    *
Случайно наткнулась в своём "чемоданном" архиве на пожелтевший листок А-4 с еле видными, напечатанными на пишущей машинке строками. Поняла, что не случайно его сохранила. Это оказался список десяти писателей (критиков) писавших статьи о моём творчестве. Сами статьи сданы в Госархив. Для литературоведов. Конечно, это не всё обо мне написанное, но мной почему-то отмеченное. Вот список этих авторов и этих СМИ (газет, журналов) тех лет. Вдруг пригодится.
  1. А.Борщаговский. "Сила подлинных судеб".            "Лит.Россия" 1972г.МО. 2
     марта
 
  2. Б.Рахманин."Человек и его дело"."Труд".1978         г. З.авг.

  3. В.Куницын. "Новое в прозе"."Лит.обозрение"          1978 №7.

  4. Ю.Нагибин. "Герои живут рядом"."Вечерняя            Москва" 1978 №160. II.7.

  5. С.Дангулов. "Свет добра и любви".                "Лит.Россия" 198I V
 
  б. В.Сурганов. "Добрый свет"."Лит.Россия" 1.48.       1978

  7. Н.Вагапова. "Навстречу                солнышку!"."Лит.Россия" №47 1981.
     20.4-1

  8. С.Дангулов."Отчий край"."Новый мир" №8.1980.

  9. В.Сурганов. "Порог зрелости". "Октябрь" №I
       1980.

  10. Владимирова. "Конфликт или его видимость"          "Нева" №9 1979
 
    Разбираю порой Юрочкины записи в моём дневнике. А "в моём" потому, что свои он долго не заводил. И я порой подсовывала ему свой блокнот, чтоб он записал в него  какую-то только что произнесённую мысль. И просила - "Запиши, ну запиши, а то ведь забудешь". У Юрочки был прекрасный почерк, и в моих блокнотах или толстых записных книжках, полных моих КАРАКУЛЬ, его красивый почерк отличника легко выделяется и легко читается. Вот потому и приведу тут его отдельные, на мой взгляд, мудрые выражения...

   1. "Судьба тех кто ушел, зависит от тех, кто остался.  Юрий Ракша"

   2.  " Талант - это сострадание. Обычного человека от талантливого и отличает СТЕПЕНЬ  сострадания. У талантливого - она наивысшая.  Юрий Ракша."
 
   3. "Вдохновение - это состояние души, когда кажется, что ты разговариваешь со всем человечеством.  Ю.Р.".

х  х  х
      
  После долгих съёмок на натуре, после дальних мосфильмовских командировок, Юрочка, подходя к любимому дубовому мольберту, и бережно так, аккуратно выдавливая на палитру из тюбиков разноцветные краски,  порой говорил шутя: "Давненько я нЕ брал шашки в руки. Давненько".
  Вот и я давно не работала. А сегодня вечером, шепча Юрину фразу, поднималась по крутой скрипучей лесенке на второй этаж своей бревенчатой дачи, что на Истре. Тут у меня кабинет, где я среди деревянных волшебных запахов, на современном компьютере дорабатываю свой роман "Письма чужой жене". Дом мой от леса крайний на этой улочке. Стоит мной построенный, буквально среди лесной глухомани, ветки берёз приветливо лезут в окна, при ветре стучат по стеклу. Мол, "Не ленись, делай буквочки. Как часто говаривал мне Юраша". И вот я делаю их...И вот написалось кое-что сегодня ночью от бессонницы. Просто так. Не серьёзное, конечно, и конечно же не поэзия, - несовершенство, Но оно порой лезет из души моей наружу, тянется  освободиться, вздохнуть, обнаружиться. И так -с юности. А я не противлюсь. Пусть. Всё-таки и это какое-то настроение. 

         НОЧЬ НА ИСТРЕ

   Кошки мои словно сфинксы
   В лесу стерегут мой дом,
   Что б я могла помолиться,
   Жить и работать в нём.

   Тут я одна, в круженье
   Образов, чувств и дел.
   И это всё отраженье
   Промыслов обо мне.
   
   Тихо. Летают мыши,
   Кто-то шуршит в траве.
   Невероятное слышу
   В этой кромешной мгле.

   2016 сентябрь
          х х х
   
   Это божественно трудно
   Мысли облечь в слова.
   Словно упорно и мудро
   Сквозь почву растёт трава.

   Слушаю радио "Вера".
   Это как Глас с небес.
   О том, что Он близко, рядом.
   А так же о том, что ВОСКРЕС.

   2016 сентябрь.
   
 
               х   х   х


    Вот наткнулась в интернете на роман Мариенгофа 1930х годов. (В нём много важного сказано о С.Есенине). Но меня сперва тронуло значимое, запоминающееся название его книги. "Роман без вранья"...И тут же мелькнула ассоциация - "День без вранья"!.. Подумалось - Очень жаль, что в общем-то неплохая сценаристка и прозаик, моя ровесница и тоже ВГИКовка (только заочница) некогда прибывшая в Москву из Ленинграда - Вика Токарева (правда, в те годы она была и не Вика, и не Токарева) опубликовала свой первый "честный" рассказ, озаглавив его "День без вранья". (Всего-то один день в жизни без вранья! А жаль)...И вот наткнувшись в ине-те на Мариенгофа, я подумала, всё же нельзя пишущим так откровенно ЗАИМСТВОВАТЬ (чтоб не сказать воровать) у коллег-классиков (да и не классиков тоже) ни чужих мыслей, ни чужих названий, ни прочих идиом. ("День без вранья" В.Т. - Мариенгоф:"Роман без вранья". Нехорошо как-то)... Хотя сегодня в нашем беспределе, воровство вообще и литературное воровство вчастности , уже почти норма. (А ведь раньше это каралось).. Я и сейчас никому не советую. Всё тайное всё равно станет явным. И стыдно будет. Перед собой, перед читателем, перед Богом.
2016               
           х   х   х
 
   Читаю в интернете. на портале Проза.ру. только тех, кто читает меня...И совершенно не интересны авторы с псевдонимами. Да ещё порой с идиотскими. Вообще меня всё, что "ПСЕВДО" - отталкивает...Порой до смешного доходит. Смотрю на фото - человек молодой, но в предисловии он, желая соблазнить читателя, подробно и  нудно, длинным списком перечисляет все свои титулы, заслуги, какие-то членства, лауреатства, какие-то звания и мелкие публикации. (Нет бы собрать всё это в единый чат - "Биография" или "Об авторе". А не предварять этим свою прозу, не "пугать" читателя званиями). А начинаешь такого  читать - всё так убого, скудно  до слёз. А он ещё в предисловии уверяет тебя; "Хочу Вас ПОРАДОВАТЬ", или "ДАРЮ Вам свои откровения". В общем - осчастливить хочет...Так что надо скромней, господа, скромней. Осторожней с такими "подарками".
  И ещё к слову совет.
  Помнится, в молодости в СССР (я уже издала пару книг прозы, сняла по своим сценариям пару игровых фильмов)  Но как-то всегда стеснялась назвать себя "писателем". Ибо это казалось мне хвастовством. Ибо сказать "я писатель", всё равно, что сказать; "Я - хороший человек". Что неприлично.  И даже будучи уже Членом СП СССР, и членом СЖ СССР, я долго называла себя просто "литератором".
.Но. повторюсь, это я так, к слову. "Каждый пишет, как он дышит". Так что как хотите дышите. Дышите.

  Апрель. 2016. Великий пост.Скоро ПАСХА.Вот радость-то! Дожили. "Слава Богу за всё". Это последние слова великого Иоанна Златоуста перед кончиной в Абхазии, в Новом Афоне, в монастыре, куда он был сослан язычниками. Так что не ропщи. Повтори: "Слава Богу за всё".
  И.Р.
                х    х    х    


   "Жизнь тех, кто ушел, зависит от тех, кто остался..."
                Юрий РакшА
     А я бы уточнила, одно словечко лишь заменила: "Судьба тех, кто ушел, зависит от тех, кто остался.". В том числе, и наша судьба.      Ирина Ракша

            х   х   х

 Красивая женщина - это улыбка Бога, некрасивая - это Его слеза. Но и то, и другое - свято.
   И.Р.

      *    /   *
   
     Как-то принесла свой новый рассказ старшему коллеге Александру Евсеевичу Рекемчуку. Он прекрасный роман написал "Скудный материк". Есть в нём глава-рассказ "Вечер с женщиной". Просто классика. ( А я давно уже не боюсь до публикации давать свои вещи на прочтение хорошим друзьям. (Вдруг что-то дельное скажут?. И поправить успею).
   Вот Рекемчук и говорит: "Прочёл с удовольствием. Молодец. Но скажи, почему ты не пишешь от первого лица? Всё у тебя герои Вани-Васи, Вали-Гали, а где ты сама-то? У тебя и своя жизнь бездонная, интересная. Так её и пиши.
   Отвечаю. - Я же, мол, сама в этих героях, в этих Валях-Галях. Неужели это, не видно?
   - Нет, - говорит.- Ты трусишь. Ты будь отважнее, обнаженнее. Пиши "от себя", от  первого лица. Это ярче и глубже. И обзор шире. Сама поймешь.
    И я поняла. Так и пишу. Спасибо, Саша. И пухом тебе земля.


   27.10.2015. Недавно скончался...Хотя нет, тут нужно совсем другое слово. Ушел из этого мира в иной, то есть, перешагнул сакральную черту, (отсюда - туда), "смертию смерть поправ", хороший русский писатель Юрий Мамлеев...Снимаю шляпу. На прощанье, вероятно, уже недолгое. Не знаю, где и как его похоронят. Но у гроба хотела бы ладонью дотронуться, например, до его рукава, до его посмертного "савана"... Мы с ним современники. И горестно, что так и не повидались, не поговорили всерьёз. А зря...
  Читайте его книги, особенно последнюю. "Россия вечная".
  А сколько уже ушло моих современников, с которыми не успела проститься. И первый - незабвенный Михаил Аркадьевич Свелов. Человек, которого было нельзя не любить.
 

              Х  Х  Х
   
 Ценность человека определяется лишь тем, что он делает для других, а не тем, что делает для себя любимого.
 И.Р.
          Х    Х    Х

  "О величии народа и человека конкретно можно судить по его отношению к животным..."
 Махатма Ганди
  А я бы добавила: "...И к старикам".      И.Р.

            х   х   х

 Проблема нашего времени вот ещё в чём. Нынче люди истинно творческие, берясь за перо или за кисть, обычно полны сомнений, терзаний, исканий. Даже  священного трепета перед краской, холстом, бумагой. А все прочие почему-то полны уверенности, готовности, даже наглости. И, со школы выучив алфавит, вдруг принимаются  писать. кто "прозу", а кто и "стихи". И добро бы для себя или для близких, ан нет - ещё и в интернет наровят выставить, без стыда и зазрения совести, "ничтоже сумняшась". И ещё надеясь на сочувствие и даже хвалу и славу.
 А зря. Самонадеянно берясь за перо, "Не ведают, что творят". Только время своё убивают, а значит и свою жизнь. Но это бы ладно, это вроде бы личный их выбор, но зачем же своей графоманией убивать время читателя, невинного человека? Почаще вспоминай мудрость: "Если можешь не писать - не пиши". И.Р.

 
            х    х    х


    Люблю мудреца, писателя нашего, классика Тургенева Ивана Сергеевича. Недавно опять прочла его злободневное, хоть и написанное столетье назад:
    "Храните чистоту родного русского языка как святыню. Не УПОТРЕБЛЯЙТЕ иностранных слов."
(Хотя он сам прожил за границей десятки лет! И свободно знал несколько чужих  языков)
    Как это важно сегодня не забывать, с годы тотального англо-засилья!
 И.Р.
            Х   Х   Х

    А это напоминание - для художников. Для всех. Но особенно для начинающих.
    "Кто владеет рисунком - тот разговаривает с Богом".
 Микаэль Анжело.

     Воистину - так. Без свободного владения рисунком - художника просто НЕ СУЩЕСТВУЕТ.(И даже начинать не стоит). Это надо усвоить, зарубить на носу всем "модернистам" всех времён, не умеющим рисовать. Ну и всем прочим фокусникам от искусства.
   И.Р.
              Х   Х   Х
               
  (Отрывок из моего письма моей подруге, неожиданно начавшей на досуге "писать прозу", а главное - ставшей это всё выставлять в интернете и этим обременять бедных читателей, красть их время).

  ...Дорогая, Т... Всё ТВОЁ мне переданное, по твоей просьбе, я прочла. И вот скажу пару искренних слов. Но не вздумай обижаться, ведь обида это один из смертных грехов...
     Не пиши, дорогая Т.., Ни в коем случае больше не пиши никакой прозы. Если, конечно, можешь. Угомонись. Ведь эта "болезнь". И тяжелая, не шуточная. Это не просто увлечение. Это вирус.
   Лучше потрать своё драгоценное, свободное  время на чтение. Но только ОЧЕНЬ хороших писателей. Классиков, конечно. Это во-первых. А из второй половины ХХ века, в который мы с тобой родились, читай прозу только лучших авторов. Поверь, их совсем-совсем мало. Пересчитать - на руках хватит пальцев. Например, говорю с ходу: Юрий Казаков и Юрий Нагибин, С.Антонов и Тендряков, В.Лихоносов и В.Шукшин, Евг. Носов и Астафьев, Белов и Солоухин, В.Некрасов и Искандер, Прилепин и Атаров, Пришвин и Паустовский, Трифонов и ... (Ну, и меня, например, почитай, грешную, не помешает. А то вроде давно дружим, скорее даже приятельствуем, а я для тебя всё-таки "кот в мешке". А ведь суть моя - именно в моих книгах).    
  И почитай, хотя бы не всё их творчество, а открой хотя бы их "Избранное". И даже не покупай книг этих авторов, а просто открой их в интернете, раз уж ты, наконец, освоила эту технику. Ибо высокое русское Слово этих прозаиков - основа нашего с тобой воспитания, нашего вкуса, наших взглядов на Родину, на Веру, на Историю.
 А уж потом, ТОЛЬКО потом (!) пытайся открывать СВОИ собственные "велосипеды".
  Но как раз тут-то ты и поразишься: "Зачем это я, дурёха, вздумала браться за перо?" - все "велосипеды" давным-давно открыты. И всё давно уже сказано, и гораздо, гораздо лучше меня..."
   Помни, писатель - это сложная работа, ответственная профессия. Это как высшая математика, как квантовая физика или астрономия. И вообще, истинное творчество, как говорила великая Марина Цветаева, "это не подход, это - захват".
 ...Так что, дорогая моя подруга, просто пожалей себя, своё время, своё дыхание, сердцебиение. Прибереги их для другого. И, если можешь не писать - не пиши. Займись своим главным любимым делом. Я ведь знаю, оно у тебя есть. И не оригинальничай, не растлевай своим "сочинительством" ни свою добрую душу, ни чужие. Впрочем, как и чтением словесной шелухи, заразной пошлости, которой сейчас полным-полно и в интернете, и на книжных прилавках, да ещё в "золочёных" обложках.
 Безвкусица - как любая бацилла, очень и очень заразна.
 Всегда ориентируйся на лучшее, на вершины. Да и дружи с теми, кто лучше, кто мудрей, кто красивей, кто выше тебя. (Это заставит  подтягиваться, расти).
  Во всяком случае, так когда-то учила меня моя бабушка, незабвенная Зинаида Ивановна Никольская... Обнимаю. Твоя подруга - Ирина Р."

            Х    х    х

   Писатель должен любую мудрость преподносить читателю языком ясным, доходчивым. Не словоблудить, не фантазировать, не мудрствовать лукаво и многословно. Чтобы мысль эта была доступна любому - и совершенно "простому" читателю и высоколобому. А это не просто. Но это и есть мера таланта.
 И.Р.
             х   х   х

  У хорошего, истинного писателя должен быть и  хороший читатель. Проникновенный, умный и сострадательный. Быть Читателем - это тоже работа. И не простая.
  И он, этот читатель, уже почти твой соавтор. А без него нет смысла писать вообще. Не для кого.
    И.Р.
          
              Х   х   Х


   Недавно услышала фразу: "Того, кто ненавидит негров, называют - расист. А кто ненавидит русских - почему-то называют - "правозащитник"?.
   Что-то очень уж много у нас в стране развелось "правозащитников".    
 И.Р.

                х   х   х

  У наших единоверцев и старинных друзей сербов, (вековой дружбой с которыми мы можем гордиться), есть бесценная, мудрая поговорка. Всего из нескольких слов.
 "На небе - Бог. На земле - Россия."
  Вот так-то!.. И лучше не скажешь.
 И.Р.

          х   х   х

    У меня всегда отсутствовало (да и сегодня отсутствует) чувство Самосохранения. Я всегда без оглядки бросалась в бой с ложью, неправдой, с любой несправедливостью. Но это не из-за  смелости или безрассудства. Это у меня с детства, это любому дано от Бога.Или же не дано.
 И вообще, всё, что начинается со слова "само" - мне чуждо. Само-любие, само-чувствие, само-копание, само-защита, само-любование, само-сохранение - это всё очень Чуждое мне. 
   Я как-то всегда была, не для себя, не на себя, не в себя, не за себя. Всегда была "ИЗ", а не "В". (Как экстраверт и интроверт).   
 Так, видимо потому, что в жизни мои православные родовые устои (от дедов и  родителей) никогда не позволяли мне "одеяло тянуть на себя".
 А вот "СО" (что значит "вместе", с кем-то, вместе с чем-то) - со-чувствие, со-переживание, с-праведливость, со-лидарность, со-борность, со-страдание) всегда наполняло, а порой даже сжигало душу. Всё это - моё. Попросту - Норма существования.Базовые ценности.
    В 1980 году, мой муж художник Юрочка Ракша, уже умирающий от лейкоза, провожая навестивших его друзей, (семью писательницы Люси Уваровой), сказал им уже у выхода: "Когда меня не будет, не оставляйте Ирочку одну. Она так любит людей". (Они рассказали мне это уже потом, спустя год после Юриного ухода).   
 ...А тут как-то услышала знакомую песню, Зыкина пела, и подумала, как это мне близко. "Нет в жизни счастья большего/ Чем жить одной судьбой/, Грустить с тобой, ЗЕМЛЯ МОЯ/, И праздновать с тобой..."       
  И.Р.
            х    х    х

  Душа - биоэнергетическая субстанция, матрица, хранящая память и многое другое. Душа каждого имеет структуру и вес. Весит она, оказывается, как доказали учёные - 21 грамм. Они её, голубушку, представляете, взвесили! Она легка, но - всеобъемлюща. Она беспредельна и вездесуща. Во всех вселенских измерениях. Она как божество. И потому бессмертна.

  Память - это часть мозга. Его наполнение.  Мозг - "её дом". Но она то и дело любит его покидать. Когда-нибудь не вернётся. А жаль. 
 И.Р.

              х   х   х

 Каждому времени - свои песни. Но есть песни - на все времена.     И.Р.


                х  х  х

Это верно, что у каждого человека есть ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ. Только тут слова надо бы переставить. И это существенно.
  Сперва у человека должны быть - ОБЯЗАННОСТИ. И при том -с детства, с малолетства. А уж только потом ПРАВА. (Которые ещё заслужить надо).
 И.Р.

            х   х   х
 
   "Беден не тот, у кого мало, а тот кто хочет всё большего".
      Сенека.

              Х   Х   Х
  "Бывали времена хуже. Но подлее не было". Писатель - Надежда Хвощинская.19 век.
  (Это она ещё не жила в наши подлые девяностые. И.Р.)
      
   

Талант - это сострадание. Заурядного человека от талантливого и отличает наличие и степень сострадания.   
 И.Р
      
              х  х  х

 
   Создать в искусстве что-то действительно СТОЯЩЕЕ, достойное можно только на основе любви, позитива. На основе же неприятия, зависти, ненависти -  пожалуй, только карикатуру. Словесную в том числе. Пасквиль.
  И.Р.

             х   х   х

"Мне безразлично, что вы обо мне думаете... Я о вас вообще не думаю".
                Коко Шанель

              х   х   х
   "Я за быка" - это может стать даже названием моего нового рассказа.
  Когда я случайно натыкаюсь в СМИ на испанскую корриду, (на эту традиция зла, на это поле бизнеса), слышу неистовые восторги тысяч орущих зрителей, которые ради потехи наблюдают кровавое зверство убийства, у меня сердце щемит, душу сжимает от боли. Как может смерть вообще потешать?..На одной чаше весов Фемиды - просто воскресное развлечение, на другой смерть, конец жизни без шуток...
 Нет, на трибунах это не люди, это варвары, это уже человеческое отребье. А бык?.. Бык герой. Он честен, открыт и прям. Он мужественно, порой даже щедя убийцу, спасает жизнь свою на земле. Хотя побеждает лишь один раз из ста. И тут я ликую. Готова вскричать - "Так и надо тореро-убийце!" Почаще бы так. И всегда бы так, и во всём.
   Так что - Я ЗА БЫКА.
   Меня, конечно, могут спросить: Что, а Хемингуэй тоже отребье?
   Отвечу;: - Биография не оправданье.Просто он больше варвар, чем я.
 
                *   *   *   

 Порой натыкаюсь в "прозе ру" на такой словесный  "еролаш", на такой выпендрёж, что диву даёшься. Особенно у молодых. Им сказать ещё нечего, а "пятно" по себе оставить хочется. Лишь бы заметное. Хотя бы "через" немыслимый псевдоним. (А ведь это от слова - псевдо, псевдо...)
  И почему-то вспомнила строку талантливой Беллы Ахмадулиной, (мы знали друг друга со студенчества в лит. институте, на курсе поэта Михаила Аркадьевича Светлова). А строчка такая - (простите, по памяти):
   "Не дай мне Бог бесстыдства/ Пред листом бумаги белой,/ Беззащитной предо мною..."
 Лучше не скажешь.
    И.Р.               

              х   х   х

   "Без веры русский человек - дрянь".

                Фёдор Достоевский

            х  х  х


   "Каждый человек должен молитвенно желать быть лучше".
                Фёдор Достоевский

               х   х   х

 О Васе Шукшине я написала пока лишь рассказы - "Голубочек мой ясный" и "Переписка на машинке". А муж мой художник Юрий Ракша (1937-1980) нарисовал у нас дома с натуры его прекрасный карандашный портрет. (Представленный выше)
  И ещё. В живописном триптихе "Поле Куликово"(1980г.Третьяковка), в его центральной части - "Предстояние", Василий Макарович по воле художника сыграл посмертно свою последнюю роль на земле. Он представлен на холсте в образе Бренка - любимого друга Димитрия Донского, который принял в бою смерть за князя. И "за други своя". (См.триптих Ю.Ракши "Поле Куликово". Прощание Бренка и князя Димитрия перед битвой. Перед смертью и бессмертием.) 
    Так что о Василие Шукшине,  которого я знала с юности, с 1954г. (Алтай, Сростки, а рядом наш, построенный нами, приехавшими туда москвичами-первоцелинниками совхоз "Урожайный") и до его кончины, мне ещё предстоит кое-что рассказать. Тут я - в долгу. Вот только успеть бы.
  И.Р.

           х   х   х

 "Талантливый человек виден во всяком человеке. Особенно ярко в простом...
  Талантливый же Художник обладает наивысшей способностью сострадать. Он сострадает, когда воспринимает жизнь, а затем - когда, возвращая людям, воссоздаёт её в своих образах.
  Душа, способная понять художника, тоже должна уметь сострадать".
                Юрий РакшА

            х    х    х

     Истинное Единение возможно только с тем человеком (или людьми), с которым у Вас общие отношения. И не только друг к другу, а к миру. Главное - общие Отношения к Родине, к своей земле. Отношения к Вере и Богу. Отношения к семье и Вашему роду.  Отношения к животным и природе. Отношения к культуре и искусству.
  И чем больше будет у вас в отношениях совпадений, тем в итоге будут надежней, крепче и отношения друг к другу.
 В ином же случае (несовпадений) - отношений попросту избегайте и даже страшитесь, как рака, спида, как заразной болезни. Тут компромисс  немыслим.  Всё равно ничего не получится. (Ни дружбы, ни любви, ни брака). И это - Закон.
                Ирина РакшА
           х   х   х   

   "Вдохновение - это состояние творчества, когда ты чувствуешь, что разговариваешь с человечеством. 1980".
                Юрий Ракша
            
             х   х   х

    "Вдохновение - это состояние творческой, жадной работы, когда вдруг ощущаешь, будто раскинув руки, обнимаешь всё человечество". 2010.   
                Ирина Ракша

                х   х   х

 Во все времена существования человечества - люди старались определить формулу СЧАСТЬЯ. Их накопилось множество.
  Недавно в интернете английские учёные, например, объявили три слагаемых счастья: "Правильные ожидания, правильная семья и интересная (правильная) работа".
  Художник Юрий Ракша незадолго до своей ранней кончины от смертельного лейкоза, (и в то же время взлёта творческой активности), записал в дневнике: "Я всегда знал: Счастье - это любимый дом, любимая женщина, любимая работа". Ему было 42 года.
    А недавно я натолкнулась на высказывание  какого-то мудрого западного старика-миллионера: "Счастье, это когда, покидая клозет, самому удаётся  застегнуть ширинку".
    Ну, а я по этому поводу сказала бы нынче так: - Каждой личности во всякое время - даётся Богом нужное ему в данный момент счастье!
 И.Р.
               
              х    х    х

  На мой взгляд, СВОБОДА для человека - это наивысшая ценность. А если, к примеру, любовь отнимает у человека эту главную ценность - его Свободу - то это вовсе и не любовь.
  Мы с Юрой жили и в любви, и в свободе.
 И.Р.

             х    х    х
 
    Как-то наткнулась на Юрочкину случайную запись. Не в дневнике даже, а в книжке какой-то. Его прекрасным почерком отличника. (В отличие от моего):
   "Ирок, ты сегодня сказала вечером, глядя на триптих. "Юрочка, ты на картине всё доводишь до идеала. Не можешь остановиться. Пока краски не кончатся". Я бы добавил - пока не упаду. 1980."

            Х   Х   Х 
 
    (Из моего письма подруге Т...) Да, дорогая. Все "велосипеды" уже давно открыты. А потому, раз уж тебе так неймётся взять в руки перо, то хотя бы открой, сочини для своего "велосипеда"  какую-то новую, пусть малую малость, например - детальку-педальку или хотя бы новый звоночек на руль.
   "Чтоб воду в ступе не толочь", как писал Заболоцкий, и своими убогими повторами не обременять человечество.
 И.Р.

             х    х    х

     Когда в последние (после распада моей Родины) десятилетия, то и дело слышишь в СМИ слово "демократия", (её, извращенную, упрямо тащат в Россию с Запада, и особенно изнутри  "пятая колонна", тут как тут), мне так и хочется это слово произнести по-другому - "ДЕРЬМОКРАТИЯ".
 И не дай Бог никому в неё нынче вляпаться. (Как мы сами, того не ведая, вляпались в капитализм). И особенно молодым, не дай Бог испачкать этой грязью своё сознание.
 И.Р.

         х    х    х

   Когда слышу как либералы-интеллигенты спорят или просто рассуждают о Боге, о вере, мол - "верю - не верю" или, "верю только отчасти" (как будто можно быть отчасти беременной), или "А у меня Бог в душе" (как может быть Бог - сама Чистота, в грязном ристалище? В эпицентре грешной души?) - я удивляюсь такой самонадеянности, такому невежеству.
    Ведь Господь САМ ещё две тысячи лет назад  прямо и ясно на это ответил: "Не вы...Не вы меня выбираете. Но я..."
  Так что каждому надо зарубить себе на носу - Вера дарится, даётся только достойным её, или ждущим её, или к ней ГОТОВЫМ.
  А коли не веришь - знай, что ты НЕ ВЫБРАН. НЕ ДОСТОИН ЕЁ, и не лги, не словоблудь красиво, не мудрствуй лукаво. 
  Ступай себе мимо и жди, терпи, вдруг и тебе повезет - и флаг тебе в руки. 
  И.Р.

               х    х    х

     "Человеческая жизнь тянется слишком долго для одной любви".
                Э.М. Ремарк

               х    х    х

    "Как жаль, что всесильный Дух наш привязан к бренному телу. Но даже в пределах тела можно успеть очень многое".
                Юрий Ракша

                х   х   х

   - Что такое пустота?
   - Это дом, где нет кота.
И.Р.

               х   х   х

 Запись в моём дневнике от 1958 года.
  " Как-то в мясную лавку завезли синюю птицу.  И все ждавшие у прилавка, сказали: - Фу, какая синяя птица", - и разошлись, перестали толпиться".   И.Р.

                х  х   х

 О таланте сказано много. А вот и мои - пара слов.
 Талант нельзя развить, как, к примеру, способности или же мастерство, ремесло. Талант даётся - как слух, от рожденья. И, либо он есть, либо нет.
Талант - это золотой Божий дар.
А главное.
Талант - это МЕРА.
(Талантов на земле множество).
А вот ГЕНИЙ - это БЕЗМЕРНОСТЬ.
Гении на земле не просто редки,они РЕДКОСТНЫ.  А вот БЕЗМЕРНЫ - Леонардо, Рафаэль, Пушкин, Энштейн, Набоков...
Кто следующий?..
 И.Р.

               х   х   х

   В жизни я потратила много времени на других. Рожала, растила, строила, помогала, лечила, сострадала, соучаствовала, восторгалась чужими талантами. И в силу веры и великодушия, всегда снимала шляпу перед любым Божьим даром. Да и сейчас снимаю. Будь то мастер-слесарь или мастер-поэт.
   Так и иду с непокрытой головой и шляпой в руке. Раскланиваясь по сторонам. На ветру времени.
  И.Р.

                х   х   х

     Первый признак УМА - это Язык говорящего. Тем более - пишущего.
  И второе.
  Язык каждого - это его Диагноз.
                Ирина РакшА

                х   х   х

 Порой слышу от авторов прозы: "Пишу то, что знаю, что сам пережил, что видел. Это настоящая правда жизни". На что отвечаю резко, (к неудовольствию собеседника). "Жаль. Но правда Жизни очень далека от правды Искусства, на которую Вы посягнули, взяв в руки перо.
  Это две совершенно разные правды. Между Правдой Жизни и Правдой Искусства - огромный Монблан, и его надо преодолеть. Преодолевать.  На него сперва надо вскарабкаться.  Надо всё переписывать. Переделывать. И даже не раз. Надо перекраивать Правду Жизни в Правду Искусства. В этом и есть восхождение. В этом и есть задача истинного писателя-мастера. Задача его профессии, кропотливой и тяжкой.
  А без этого всё остальное - так, словесные игры, эксперименты. Литературный досуг любителя...
   Хотя и досуг может быть приятным. Но это уже не искусство писателя, это совсем другая профессия.
                Ирина РакшА

          х    х    х

     "Как в зеркало мы смотрим в мир, и отражаемся в нём. Картины художника - это отражение мира, а значит и его самого. И потому в каждой картине ищите художника, его Суть, его отражение - он здесь".
                Юрий РакшА

               х   х   х

   Мои родственники по линии отца(двоюродная сестра врач Лэся с семьёй) живут в Донецке. Они русские, медики, очень активно протестовали, ибо хотели перемен, и ненавидели вора и миллиардера Януковича. Когда же они там на Украине в очередной раз добровольно (после западянского "евромайдана" со стрельбой, жертвами, пожаром и горящими покрышками, избрали в президенты (уже пятого за 20 лет) - опять же ворюгу и миллиардера, я послала ей, ими же, украинцами, не так давно  сочинённую пословицу:
  "СПАСИБО ЖИТЕЛЯМ КАРПАТ - У ВЛАСТИ ВНОВЬ ОЛИГАРХАТ".
                И.Ракша

                х   х   х

    "В жизни у каждого из нас должно быть своё ПОЛЕ КУЛИКОВО".
                Художник Юрий РакщА

              х    х    х

    Недавно услышала анекдот. Грубоватый. Уж извините.

 "Двое возвращаются с выставки модернистов, с вернисажа.
  - Сёма, мальчик мой, ты-таки можешь доходчиво объяснить маме, чем отличается ин-ста-ляция от пер-фор-манса?
   - Ну, мама, если, конечно, доходчиво, то конечно. Инсталяция, это когда автор кому-то нагадил на коврик у двери, а потом нажал на кнопку звонка. А вот если он сперва нажал на кнопку, а потом стал гадить, то это уже перформанс".
   И.Р.

            х    х    х

     Я думаю, что в моём новом романе "Письма чужой жене", который вскоре опубликую,  раскрываются образы  двух удивительных и прекрасно влюблённых людей, которых загубило и государство, и время.
     А вообще я бы назвала прозу моих романов (+ "Белый свет") - "магический реализм". Реализм - потому что реально, одушевлённо, чувственно, зримо, а магический, потому что полон интереса, магии и загадок.
 И.Р.

             Х   Х   Х

       Я думаю, что мой первый роман "Белый свет" (который ещё ждёт своего более широкого и глубокого прочтения) не менее мудр, и философичен (а заодно и прекрасен), чем "Старик и море" Хэмингуэя. Помните, как о море его старик-рыбак говорит?..Он говорит о нём, как о живой женщине, которая дарит человеку много прекрасного или же отказывает в этом. Мой герой, старик-охотник Сергуня Литяев - ровесник тяжкого ХХ века, страстотерпец, но ещё и созидатель (в отличие от рыбака в море), он тоже полон пронзительной любви к миру и ко всему сущему на земле. К тому же, мой любимый  Сергуня - асексуален, он чист, как святые монахи в палестинской пустыне.. Он давно уже выше, выше этого. Выше телесных забот. И ещё - он очень национален, по русски объёмен, В своей малости он велик.
  Когда порой на встречах читатели меня спрашивают "Как удалось Вам, горожанке, коренной москвичке, так достоверно и глубоко выписать образ сибирского старика, отвечаю. Место жительства автора тут не ни чём. Просто я писала себя. Сергуня - это я. И поступает он так, как поступала бы я. Только в иных житейских условиях и обстоятельствах. Но и их я тоже хорошо знаю...Да, не скрою, я люблю белый свет, и свой "Белый свет" тоже. 
  Так что - и ему, и моему "Белому свету" "ещё настанет свой черёд". И даже триумф. Жаль уже без меня. (Что впрочем не важно).
  Если, конечно, вообще белый свет будет  существовать.
 
  Ирина Ракша. май 2015.
             
              Х   Х   Х
 
     Вот и получила звание академика.(+ ко всем прочим). Теперь именуюсь -  "Действительный член Академии Российской словесности". (Самое лучшее слово тут - "словесность"). Академию учредила ещё Екатерина II в 18 веке. Ломоносов, Радищев, Дашкова, Каптист, Фонвизин...
   Диплом мне торжественно вручали на 7-й Пушкинской ассамблее мудрые старцы. Поехала туда с трудом, почти с неохотой, а оказалось прекрасно. Обычно ассамблеи проходят в Пушкинском музее, а в этот раз в Бахрушинском (из-за какого-то там ремонта), а эти, бахрушинские стены мне родные, я там проводила и вечера памяти моей родной дорогой и великой певуньи и страстотерпицы Надежды Плевицкой, а однажды даже свой творческий. И руководителей знаю давно.(Хотя директор теперь новый).
   А Академиками нарекли ещё троих господ, а ещё двоих просто членкорами. Встретила там и современную диву - певицу, красавицу Любочку Казарновскую, которая была мила и радостна, встретив меня. (Ей там вручали Пушкинскую медаль). Напомнила мне, как она в программе "Романтике романса" на телевидении она подготовила и провела прекрасный вечер памяти моей бабушки Надежды Васильевны Плевицкой (я его дома, по ТВ смотрела и радовалась). А я Любе напомнила, что спустя год, уже незабвенный Слава Белза, мой сердечный товарищ, с моей подачи и пользуясь моей книгой о Плевицкой, провел ещё один талантливый концерт её памяти по "Культуре" на ТВ.
  Люба пригласила меня выступить в сентябре этого года на её будущем концерте в театре Ярославля. Но я не обещала, посмотрим по самочувствию. Да и далековато туда ехать.
   Полно было в зале творческого народу, поэты, учёные-русисты и языковеды, два посла даже, Македонии и ещё чего-то. И старики все в орденах. Ну, и я с Путинским орденом "Дружба". (Выезжая из дому нацепила-таки к высокому мероприятию).
 Потом тусовка была и фуршет. Бедный мой старикан-шофер замучился меня ожидать, правда, ошеломлён был всем впервые увиденным. Тихо "нафуршетился" в конце зала и был очень доволен едой (и напитками, алкоголь, конечно, не пил), которую всё время таскали на подносах шустрые официанты...
   Теперь этот "Диплом" академика  (в золоченой раме) стоит у меня дома в кабинете в углу, на полу, рядом с прочими грамотами и дипломами, тоже в разных красивых рамах. Нет места развешивать. По стенам во всей трехкомнатной моей квартире только Юрочкина изумительная живопись и графика. Она для души куда ценнее, нужнее, роднее... А все эти звания, что в последние годы на меня посыпались - поздно, всё уже поздно, и почти не трогают, почти не радуют душу. Всё, всё должно быть во время.
   А сейчас мне успеть бы с романом "Письма чужой жене". Много время в жизни было упущено. Непростительно, попусту, зря. А впрочем... возможно и не зря? Всё по промыслу Божьему.   
    
            
Х   Х  Х 23.11.2017
Порой от пишущих слышишь уверенное: « Вот  написалось с первого раза». Но я не радуюсь, я тут же печалюсь. Ведь истинный писатель начинается только тогда, когда начинает переделывать, доделывать, переписывать свой текст. А когда он не видит своих изъянов, несовершенств – надо плакать, а не радоваться. К идеалу путь бесконечен, как к горизонту. Толстой свои тексты переписывал по 7-8 раз. А пушкинские черновики –сплошь перечеркнуты, переписаны и закапаны. Чернилами ли? Или слезами?

                Х   Х   Х
Я люблю и умею чувствовать. Это не мои «хотелки». Это от Бога. И когда я пишу свою прозу, ищу слово, слова, я подтягиваю свое писательское мастерство до уровня чувств. (В конкретном сюжете) Чтобы моё словесное мастерство там в верху на высоте чувств, слилось на едином уровне. Вот тогда достигается гармония. И слово – оплодотворено чувством. Или чувство оплодотворило слово, слилось с ним, и наконец слово стало полноценным. В нем родилась, затрепетала живая Душа.

                Х   Х   Х

Там за рекою лошади бредут,
Они на том, а я на этом берегу
И книгу старую я медленно листаю,
Как медленно они  переступают,
И по траве, и по стрницам – здесь.
И гаснет день…

                Х   Х   Х

Ты лети, лети, лети…
Что внизу так много значит
Сверху выглядит иначе…
Мы летим, летим, летим.

                Х   Х   Х

Он бросил открытку (ядовитый глянец солнца и моря) в ящик стола, как нечто приносящее боль и страдание.

                Х   Х   Х

Мое назидание всем, берущимся за перо: писать – трудно, а хорошо писать убийственно трудно…И ещё напомню – если можешь не писать – не пиши.

                Х   Х   Х

Белый генерал Н.В. Скоблин был уверен, что его в самолете хотят ( как обещал генерал КГБ П.Судоплаптов) доставить из Парижа в революционную Испанию – помогать мятежным революционным испанцам в борьбе с фашизмом, в борьбе с Франко. И где он встретит русских. Однако, КГБ и оично Павел. Судоплатов был намерен его ликвидировать. И его выбросили из летящего в ночи самолета. Предварительно сорвав с пальца золотое фамильное кольцо-талисман с инициалами «Н.В.» (Надежда Васильевна Винникова (Плевицкая), его жена, в неведении оставленная в Париже,  Да и он был тоже «Н,В,», Николай Владимирович) Так погиб героический генерал Николай Владимирович  СкоблИн, кавалер ордена святого Геогрия, никогда не изменявший своей Родине России.

                Х   Х   Х

«Блажен, кто крепко словом правит
И держит мысль на привязи свою»
                А.С. Пушкин
                Х   Х   Х

Мой девиз. Никогда никого не обвинять, ибо с годами познала главное – Господь все управит.

Своих проблем ни на кого не вешаю, Мне никто ничего не должен, ничем не обязан.
 А я сама и должна, и обязана. И потому всю жизнь что-то делаю, исполняю и созидаю. И личных хотелок уже давно никаких нет. Хотя уже устала

                Х   Х   Х

Чужое мнение обо мне  меня давно уже не интересует…А вернее почти не интересует.

                Х   Х  Х

Помню ( была малышкой) как вернувшись с войны мой папа-танкист (получивший и ордена и медали) с опаской, с оглядкой, тихо, но уважительно рассказывал маме и гостям – военным друзьям, посетившим наш дом в Останкино, какое страшное оружие стали применять гитлеровцы в конце войны против наших танков. Это были знаменитые Faust – патроны. И даже показывал, как фашисты из них стреляли, положив ракету с длинным «хвостом» себе на  плечо. Оружие страшное, убойное…Но война была  уже почти окончена. Гитлер с этими fausta-ми опоздал на несколько месяцев (Разговаривали при мне, и я малышка все это навсегда «в картинках» запомнила).
               
                Х   Х  Х

18.10.2017

Есть проза написанная, а есть проза– рожденная. Это совсем разные вещи.
А порой бывает и так – начинаешь писать, например,  рассказ и вдруг постепенно он начинает рождаться, как бы сам собой. Как дитя. И наконец, дитя твоё рождается. Однако, все равно потом, потом, налюбовавшись, нарадовавшись новорожденному приходится все же доводить его до ума. Приходится и помыть, и постичь, и причесать, и пригладить, и уж потом…поцеловать. Нацеловаться, нарадоваться.

20.10.2017
Делая кому-то мирские подарки или даря храму лепту – лепточку, отдавая ее батюшкам, я всегда радуюсь многократно больше, чем получая подарок сама. И так, насколько я помню себя, было всегда, с детства. Очень любила делать подарки. Порой заранее продумывая готовила их или покупала. И даря, всегда испытывала ликование души. Особенно, если видела взаимную радость. А если её не было – огорчалась…Порою до слёз. А ведь это не хорошо, это  искушение…И всё же всегда очень хотелось видеть на лице человека радость или, хотя бы улыбку, Неради благодарности. А ради взаимного сострадания, сочуствия, соучастия в радости. ,Это так хорошо душе…Но только потом узнала, что все люди разные.

2017 октябрь

Любовь – это не вещь в себе, или для себя. Иначе это не любовь. Любовь обязательно должна на что-нибудь или на кого-нибудь изливаться, кого-то одарять!
Об этом когда-то хорошо написала поэтесса Маргарита Алегер, с которой я была знакома, несмотря на большую разновсть в возрасте. Вот эта мудрая строка; «Мне невозможно в жизни счастье/ Не разделенное с другим…»
Когда я в какой-то писательской поездке, кажется, в Среднюю Азию на дне литературы напомнила ей эти ее же строки она очень удивилась и очень возрадовалась. «А я думала меня уж никто не знает, и не читает, особенно молодые».

                Х   Х   Х

« И ныне и присно…» Да. Пожалуй, так я и назову свою новую книгу. То есть – и сегодня, и вечно.

                Х   Х   Х

« И ныне, и присно, и вовеки веков» - стока из Евангелие. Можно, пожалуй, даже рассказ, да и книгу новую назвать - и сегодня и вечно. А почему бы и нет.

                Х   Х   Х

Как сумрак неба грозен и серьезен. Идут туда, куда глаза глядят.


                Х   Х   Х

Обманувший раз, обманет и снова. 

                Х   Х   Х
 Я – скорпион, хотя, и православный. А скорпионы, как говорят учёные, могут два года не есть, надо попробовать.

                Х   Х   Х

Сумма чисел на игровой рулетке равна 666, а это число зверя, сатаны. Потому я не играю. Лишь однажды в Монте Карло в казино с «одноруким бандитом» поиграла. Немного выиграла. А много выиграл, целую кучу франков, Гена Ненашев, рабочий неказистый паренёк  с Чукотки, из Анадыря, не плохой прозаик, (к тому моменту пару книжечек написавший), тоже бывший в нашей писательской делегации. Он даже не знал куда всю эту звонкую денежную тяжесть засунуть. Как рассовать по карманам. Или в школьный портфель? И как потом это тратить. В Анадыре у него жена и мать остались. Жили в одной комнате в общежитии…Веселился страшно, смущался. «Теперь будет что о поездке в Европу написать»…Участь его печальна, третьей книжки так и не написал, спился…А я его очень в Москве в приёмной комиссии поддерживала. Рекомендацию в Союз писателей дала. От души. Он чувствовал слово.

                Х   Х   Х

В словарном запасе среднего человека, около пяти, шести тысяч слов. А интересно, сколько десятков тысяч слов у Пушкина, Толстого? Это известно. Надо в инете посмотреть.

                Х   Х   Х

Известно, что, чем более велик человек, то тем более он скромен…Однако, японский режиссер Акира Куросава, с которым мы с Юрочкой часто общались, и дома в Москве, и у нас на даче, и на Мосфильме, и на востоке на натуре» за время работы к/ф «Дерсу Узала» и его пребывание в России, (мой муж Ю.Р.  был главным художником-постановщиком  этого фильма) сказал однажды, что «В наше время быть скромным категорически нельзя,  скромность ведет к безвестности». Так что вот я и не знаю, в чем истина. Просто живу и живу.

                Х   Х  Х

Цветаева «Я одна с моей любовью к собственно моей душе». « И лишь низверженный Иисус молчит перед Пилатом».

                Х   Х   Х

Лучшая реакция на вражескую критику – улыбнуться и забыть. В. Набоков. Что я уже давно и делаю. Забыла напрочь некогда влюлённых в меня и стихи мне писавших, но очень завистливых «критиков» В.Бушина, В.Бондаренко, Люсю Щипахину. Где они? Иных уж нет, а те – далече. На вех бушинских книгах, мне подаренных. Он написал мне восторженные четверостишья. Вроде…
                Х   х   х

«Космополит говорит, где хорошо, там и Родина  Патриот говорит, где Родина. там и хорошо.»   ясней и лучше не скажешь.
                Х  х  х
   Меня. Как писателя, широко ещё не открыли. Но это не важно. Для меня важно, чтобы меня читали. А это работа трудная, это почти соавторство. И потому я радуюсь интернетовскому проекту «Проза.ру» Я тут совершенно свободна, как летящая птица. А откроют, ну пусть когда-то, когда-то.  И это будет уже не моя радость, а их , человеков меня приобретших, обретших. Ибо слАва истинная (не эстрадная) приходит к серьёзно пишущему автору не вдруг. А медленно. исподволь… «Из незваных гостей хороша только Слава одна. Иногда это чайка, крылом не доставшая дна..» - сказал в 70-е годы мой приятель поэт Лев Хариф. (Он сбежал в Штаты с женой Милой и сыном тимуром один из первых в нашем СП. Талантливый был и жуткий лентяй. Жил там на еврейские пособия. Калоритная фигура. Я о нём написала немного в романе «Письма чужой жене»

                Х   х   х
   2017 октябрь.
 Солнышко у нас в России играет в двух случаях. И это я заметила. Наблюдала. На Николу Майского, и на Серафима Саровского. И в эти дни даже радуга бывает в небе. Солнце играет, радуга сияет. А в Дивеево, говорят, бывает такое и на 1 августа.  Всё играет.

             Х Х х
 По Божьему промыслу, могу нынче, в конце пути, сказать, что я писатель. Настоящий писатель. И потому научилась. могу, умею мгновенья останавливать. Писать о них. Даже 
в них жить. И именно это спасает меня И продлевает моё сегодня. И это, конечно,  – Чудо.


                Х  Х  Х

   Колокола задумчиво, мягко звонят над Землянкой – эхом успенской печали.


                Х Х Х
Этот чудесный бивень мамонта лежал на кухне, в пятиэтажке, у магаданского писателя Алика Мевтохуддинова.

                Х Х Х

 «Любовь не может быть без уважения» Николай Лесков,


                Х Х Х

 «Мы люди – пепел второго потухшего поколения звезд» _ сказал великий ученый …, вот что такое мы – человеки.

                Х Х Х

Откуда все мы и вообще все живое? Куликов спрашивает – Я не верю, что это соотношение гелия и кислорода и чего- то прочего, какого-то космического бульёна.


                Х Х Х

Истинный писатель – это всегда художник. Изображенное словом, должно быть ярко, живо, слышно, видно и ароматно. А главное вообще зримо.

                ХХХ

Потому-то мне так мучительно труднодоступно написание каких-то казенных бумаг, заявлений, ходатайств, прошений…Мне гораздо легче рассказ написать, чем бумагу в контору о неисправности … трубы или газа.

               

                ХХХ
Мама… и порою ходит в Обыденский храм, чтобы помолиться за своего Лелика.

                ХХХ

Но по милости Божией, вот спасена.
               
                ХХХ


Проникновенно смотрел.


Добавить в рассказ «Окно в океан».
   «Он всматривался в ее полумертвое личико – какая все-таки тайна «есмь человек». И эта девчушка тоже.

                ХХХ
В ее лицо, которое могла, буквально недавно, на всегда сгинуть.

                ХХХ

Вглядывался проникновенно, как в тайну, в ее промезшее в белых обмороженных пятнах личико, которое нынче должно было сгинуть во льдах навсегда.

                ХХХ

Юлия Жадовская 19 век « Я все еще его, безумная, люблю. Я за него создателя молю».

                Х Х Х

 Мое назидание всем берущимся за перо. Писать – трудно, а хорошо писать убийственно трудно, почти невозможно.

                Х Х Х

А. Тарковский
 «Неужели вы думаете, что я бы написал хоть одну строку, если бы я не думал, что я велик?»

                Х Х Х

Мы уже были
Но мы еще будем
Потом…
        Юрий Левитанский, хор.поэт

                Х Х Х

«И вечность прорастает сквозь время…» ( О бивне мамонта)

                Х Х  Х

Жизнь прошла, как и не было,
Не поговорили… Юрий Левитанский.

                Х Х Х

« Каждый выбирает для себя дьяволу служить или пророку…

Каждый выбирает для себя - женщину, религию, дорогу…» Юрий Левитанский.


                ХХХ

Третья жена Ю.Левитанского Ирина Мошковская откуда-то из Башкирии, он жил с ней десять лет. А я знала его первую жену Марину Падерину, редакторшу на радио, в музотделе. И  вторую знала - шапошно, студентку литинститута из его творческой мастерской по фамилии Скарино, окрутившую его и родившую ему трех дочек, скандалистку, бившую его сковородкой и кричавшую на всю квартиру, на весь писательский этаж, «Я тебе трех жидовок нарожала. А ты…» и т.д. (Надо обо всём этом  эссе написать…Юра был великолепный человек и поэт «военных лет»)

                Х Х Х

Демократия – это надутыцй шарие, и пока вы на него пялитесь, воры лазают по вашим карманам. Бернард Шоу.

                Х Х Х

Правда – молчалива. Ложь – говорлива и суетлива.

                Х Х Х


Отрицательные эмоции разрушают и убивают душу.
Собственные же ошибки ( в которых не исповедался, не покаялся) убивают еще больше.

                Х Х Х

Своими рассказами и очерками я стараюсь продлить жизнь тех, кто уже ушел, (кого я знала), и, описав их я как бы даю им вторую жизнь и продлеваю их существование уже в сегодняшнем дне. К тому же надеюсь, они там за меня молятся. Продлеваю что хочу, как хочу и как умею. Все надо соединить всё разумно, правдиво и работать – писать, писать, пока Господь даёт силы.



                Х Х Х

Истина проста. Я люблю Родину и не люблю тех, кто её не любит!
 2017 Ноябрь Ирина Ракша.

                Х Х Х

А.Швейцер. Всегда ищите возможность делать доброе дело. – Это и мой извечный девиз. И.Ракша.

                Х Х Х

Жестокая правда в творчестве, показанная без любви,  это есть ложь.




                Х Х Х

« Хотя и сладостен азарт
   По сразу двум идти дорогам,
   Нельзя одной колодой карт
  Играть и с Дьяволом и с Богом».



                Х Х Х


   Ничто не убивает хорошее отношение, чем полнейшая откровенность. Я благодарна моему Юре, что я категорически ничего и никогда не знала о его романе с Вестой (монтажница на «Мосфильме») и догадалась об этом, только спустя несколько лет после его смерти. Спасибо Юрочке, он умница и великая душа.



                Х   Х   Х
    Писатель - на Лествице к Небесам выше всех. Он – Чело Века. И ответственность на нем наивысшая. А потому, берясь за перо, остановись, подумай, надо ли? И если можешь не писать, не пиши. Господь глупости не простит.
                Х Х Х
    Моя мудрая бабушка, Зинаида Ивановна Трошева ( урожденная Никольская), не раз предупреждала меня молоденькую «Никогда не заводи отношений с человеком у которого два неистребимых, неискоренимых недостатка -  скупость и глупость. Это неизлечимо, неисправимо, а с годами только усугубляется».
                Х Х Х
   Юра никогда не искал свою любовь всю жизнь. Он нашел меня сразу, во ВГИКЕ. И во мне одной он искал самые разнообразные стороны своей любви и привязанности. Иногда говорил: « Ты сама не знаешь, сколько в тебе одной человек. В тебе тысячи женщин, в тебе целая толпа и никогда не знаешь, кто и когда будет лидером. С тобой не соскучишься».
                Х Х Х
   Добавить в роман «Письма чужой жене».

И вот очень быстро наступило время отрезвления. Я перестал «заламывать руки». «Женя, где ты, как же ты мог?» Я взяла Анечку, дочку, за одну ручку, Юра за другую и мы дружно повели ее в школу. Первый раз в первый класс. На том и кончился этот яркий роман с Е.Н.»
                Х Х Х
 У мужчины ( тем более мужа) должны быть три качества великодушие, ум и обязательно юмор. Совместно эти качества встречаются очень редко. Мой Юра обладал этими дарами. И романы мои в жизни бывали только с такими мужчинами, очень редких достоинств.
                Х Х Х
   Талант очень редок. Он – Божий дар. И он – талант – это мера.
А вот гений – это Божья щедрость. Гений – это уже безмерность. Сверх – мерность. (Пушкин, Эйнштейн, Набоков, Тесла, Ломоносов, Леонардо Да Винчи и др.)
                Х Х Х
   Когда некто не способен достичь высот в реализме он начинает в серьез тешить себя в издевательстве над реализмом, в перформансе. Безбожном деянии.
                ХХХ
   Среди земных искусств писатель  - стоит на Лествице к небу, к Богу выше и ближе всего. Ибо он и Слово едины, а Слово превыше всего! Сказал же Иоанн Богослов: «Вначале было Слово». Со слова все и начинается.
                ХХХ
   Человек – это чело века. Если, конечно это – человек.
                ХХХ
   Любовь не может быть без уважения, иначе это не любовь.
                ХХХ
   Не лгать, а говорить всегда правду – это величайшая, данная тебе Богом ответственность – говорить человеку правду.
                ХХХ
   Культура истинная – это инвестиция прошлого в будущее.
                ХХХ
   Только культура формирует народ.
                ХХХ
    Талан – мера. Гений – это безмерность.
                ХХХ
   « Я на мир взираю из–под столика.
      Век двадцатый – век необычайный.
      Чем ты интересней для историка,
      Тем для современника печальней».
                Николай Глазков
                ХХХ
   « Если бы мне сказали : «Ты умрешь через пять дней», писал Гена Шпаликов в дневнике, - я бы что-нибудь успел, поговорил со всеми. Но мне не сказали, Я почувствовал, что умру сегодня и вот пишу вам это, все прекрасно осознавая. Меня пугает равнодушие времени и чужие люди, чем дальше, тем больше чужие, и некому поклониться, и не с кем быть. Велика Россия, а позвонить некому. Я понимаю, что это заблуждение, но совершенно искреннее. Я не знаю зачем жить дальше». Геннадий Шпаликов ( запись, как и многие другие, без даты)
   Прочесть Лиана Полухина «Инна Гулая и г.Шпаликов»
                ХХХ
  У каждого свое окно с видом на океан и в свой океан. И.Е. Ракша.
                ХХХ
   Когда Олег входил в кухню, и переступив бивень, оказывался в центре круга, ему казалось, что сама вечность включила, приняла его, как что-то родное и нужное, в свои объятия.(к рассказу «Окно в океан»)
                ХХХ
   И Вась не чешись.
                ХХХ
   Дед говорит внуку, приложив ухо к земле: « Трык, трык. Трава растет».
                ХХХ
   Планета – наше великое обетование.
                ХХХ
   Самый близкий из людей к Богу должен быть писатель, но это так редко. Ведь Апостолы и были писатели.
                ХХХ
   Надо найти мой очерк в журнале иностранная литература № 7, июль 1988 год. О Дебройне.
                ХХХ
   01.05.2018
Я что-то долго вожусь с рассказом «Окно на океан». Вроде и закончила, но нет и нет. Опять вскакиваю ночью к компьютеру и что-то меняю, добавляю, переставляю, убираю. Вот и сейчас, почти четыре ночи, хочу лечь. Завтра закончу на свежую голову. Мой друг, прекрасный стилист покойный Юра Казаков, посоветовал мне когда-то: «Рассказ может быть любым, но начинать и заканчивать его надо блестяще. В этом и есть секрет настоящего мастера» И.Р.
                ХХХ
   Словно и кухня его, и дом, и вся Чукотка – здесь, как его земля обетованная. (добавить в рассказ «окно»)
                ХХХ
   Живу в беспрерывно солнечном дне (о герое Миронове)
                ХХХ
   И это чудо подарила ему судьба. (о Миронове)
                ХХХ
   « Много у нас диковин – каждый чудак Бетховен».
                ХХХ
   Бивень так хорошо лег у него на кухне, словно нашел на земле свое место.( в рассказ «Окно»)
                ХХХ
   И вечность встанет с нами рядом…
                ХХХ
   «Делай свое дело и не жди похвалы» Монах Евгений Глинский.
                ХХХ
  Дело не в продолжительности молитв, а в их пламенности. Святые отцы.
               
                ХХХ
 « Опять по воздуху течение ароматических струй». Жемчужниковы.
                ХХХ
   «Нет счастья в комфорте, но купается счастье в страдании». Достоевский.
                ХХХ
   И пред дыханием времени…
  И Миронов понимал, что перед лицом вечности он не мог быть хлюпиком.
                ХХХ
   Бивень с твердыми, как камень зазубринами.
                ХХХ

   «Своя своих не познаша. Своя своих полюбиша». Святоотеческая литература
                ХХХ
   О чем промолчим на последнем, на главном закате? - Нам хватит. (из песни)
                ХХХ
   Какое же это чудо моя профессия, когда можешь, через слово, вручить себя, отдать себя людям безостаточно. Беззаветно, только правдиво. Эта профессия первозданна, главная и ближе других к Богу. Только умей слушать Его. Мне никогда не бывает одиноко. Память воскрешает любое событие прошлого, И я в нем живу  и пребываю, сколько хочу и когда хочу.
                ХХХ
   Самая страшная вещь – предательство. И.Р.
                ХХХ
   Ценность – для человек, а не человек для ценности.
                ХХХ
   Стержневым для человека должна быть ценность Родины. Без этого стержня человек не личность принадлежность к куску географии. Тому, где выгоднее существовать.
                ХХХ
   В Переделкино, в доме творчества, глухая, знаменитая писательница
   Мариэтта Шагинян говорила сидящим за ее столом коллегам: «Вы такую ***ню порите, что на это мне жалко тратить энергию моего слухового аппарата» (круглые батарейки шарики ей поставляли ЦКовцы из-за границы)
                ХХХ
   Употребление силы только во имя добра – это истинно…
                ХХХ
   Для подлинной личности человека – содержанием является его любовь к соей Родине, если ее нет, он лишь приложении к географии, к месту жительства, а не личность и даже не человек.
                ХХХ
   При всех моих горестях, я человек оптимистичный. И потому мое сердце, в мои восемьдесят лет, еще работает на меня, еще порой, даже радостно бьется. Особенно, когда хорошо пишется.
                ХХХ
 И с отвращением читая жизнь мою,
 Я трепещу и проклинаю,
 И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
 Но строк печальных не смываю.
                А.С.Пушкин.(Мое любимое ст-ние)
                ХХХ
   Все в душном зале ЦДЛ, на его свадьбе, (на его Е. Евтушеко) смотрели на молодых с удовольствием, даже с умилением. Думали, ну на конец-то, на конец, хоть с четвертого раза он счастье обрел. И никто в этом переполненном зале даже и подумать не мог, что скоро, очень скоро, он всех их кинет. Попросту говоря- предаст. Всех предаст. До одного. Смоется за океан, в штаты. И новые сыновья, дети его, будут уже американцами. И вся жизнь его расколется, как льдина. И черная полынья будет все шириться и шириться навсегда, оставляя в дали его прошлое, его прекрасные некогда стихи, влюбленных читателей и всю его жизнь. А осколок под ногами, будет все таять, пока не исчезнет навсегда. Хотя, тело он завещает зарыть в России. И главное, «поближе к Пастернаку»
             Х Х Х
Дневниковые записи

 1. Как-то Анна Ахматова сказала о Лиле Брик. По-моему очень точно и верно;
     «На истасканном лице наглые глаза». И эти наглые, застывшие, не меняющие холодного выражения глаза у Брик буквально на всех фотографиях, независимо от того кто рядом. 

1. « Не то мудренО, что говоренО. А то мудрено, что не вЫговорено…»- старинная русская пословица…

2.  Есть люди активные (не пустозвоны) – они - делатели. Есть пассивные - созерцатели, или мыслители. Гораздо реже бывает – и то и другое одновременно.  В юности, молодости, в зрелости – я сплошь была делателем, созидателем. Юрочка, мой муж часто называл меня: «Ах ты моя моторная, метеорная» Позже, овдовев, с годами  я становилась тише, спокойней скорее - созерцателем-мыслителем. Хотя всегда энергичным. Наверно тогда и рождался во мне истинный, глубинный писатель.. Ведь путь к себе – самый долгий и трудный. Длиною в жизнь. Хотя отчётливо помню, когда на Алтае на целине однажды сказала себе – «Вот об этом, о заброшенной и никому не нужной девчушке я роман напишу. И буду писателем» Это было в Бийске, в деревянном домишке «экспедиции», где за стеной резались за столом и порой матюкались совхозные рабочие из нашего «Урожайного», в ожидании завтрешнего поезда с сельхозтехникой, а я в хозяйской коморке за шторкой слушала стук ходиков на стене, и рядом старушка –хозяйка тихо вздыхая вязала носок из козьей шерсти. И единственная - жалела меня-школьницу неприкаянную.   

3. Два понятия – писательство (моя работа) и коллектив – это вещи противоположные, обратно пропорциональные. Порой даже резко противоположные…Никогда не любила ничего коллективного. Никаких собраний и заседаний, где что-то обсуждалось, решалось, предлагалось, голосовалось  Конечно, поскольку я много и хорошо училась, была и пионеркой, и комсомолкой, но в душе ничего коллективного терпеть не могла. Страдала. И в школе, и в институтах, и позже. Но в СССР терпеть приходилось…И я давно поняла, только в Храме Божьем, даже не на службе, а просто в храме, уже входя, вступая в него, всегда  чувствуешь молчаливое единение и в Небесами и с людьми православными,  молящимися вокруг.

4. С кем бы ни общалась, с простаком или тонким интеллигентом – сразу чувствуешь родство душ  с человеком православным, крещёным. Ну а нехристь, будь он хоть о семи пядей во лбу – всегда мне чужд. Он мне по душе чуждый, чужой. Я это интуитивно, кожей чувствую. И ощущала это именно интуитивно, всю жизнь. А уж теперь в старости – и подавно. 
 
5. Готова повторять безконца..  Охотник, человек с ружьём  - мой враг. Он и злейший враг человечества. Если, конечно, это не «Поле Куликово», не защитник Отечества. А так называемый охотник.До чего охотник? До смерти слабейшего?..Любой охотник в наши дни, (хоть за слоновьими бивнями, хоть за рябчиком) - это  преступник. Истинный, откровенный. Чтобы там он не болтал о благородстве этого дела…По сути он добивает в природе то живое, то последнее, что ещё осталось на планете после яростного наступления цивилизации последних столетий...
    Понимаю, что я в меньшинстве, и под ударом критиков. Ибо охота, охотники – это мегомафия, и корпорции, и общества продажи оружия, и..просто «любители». Коих миллионы
     Помню, как об этом я часто спорила с моим другом, прекрасным писателем Юрием Казаковым, ну ещё и с его эпигоном, общим нашим приятелем, писателем  Георгием Семёновым,(мечтавшим во всё бфть не хуже Казакова,и в профессии тоже, только кишка тонка) и в охоте тоже - любителем порой, скуки ради -  поохотиться с ружьецом.. Особенно по весне на тетеревов, в период их любовного, свадебного токования, когда в лесу перед курочкой, на току глухари самозабвенно танцуют, поют и от счастья, с красными надбровьями над ушами оттого буквально глохнут, ничего не слышат. (Оттого и названы глухарями). И вот тут-то охотнички, перебегая от дерева к дереву, от ствола к стволу, подступают всё ближе, и бьют  из ружей эту влюбленную  царь-птицу почти в упор. И потом с гордостью привозят домой женушкам в рюкзаках эти окровавленные трофеи. А позже с гордостью же, с весёлыми байками жрут это в шумном кругу гостей под водку, хрустя косточками…Так вот, считаю всё это для НОРМАЛЬНОГО человека просто варварством, изуверством… Но мои «любители природы» всегда горячо возражают. Проводят со мноюй дешевый  ликбез. Охота мол – это извечное, мол это ещё с эпох «докаменных», с появленья огня. На что отвечаю упрямо – тогда убивали от голода, что б выжить, чтоб род продолжить. Да и на медведя на Руси ходили с рогатиной. Бились на равных. У человека рогатина, у медведя зубы. В этом была и справедливость, и мужество. Кто кого. А сейчас ружья с оптическими да ещё ночными тепловыми прицелами, с «тепловизором». То есть без шанса зверю на выживание. Но охотники  неистово спорят. И конечно, вспоминают Тургенева с его «Записками охотника», Хеменгуэя с его «Снегами Килимонджаро» и пр.  На что отвечаю  – да, но тогда в имении русского дворянина было ружьё-то лишь у помещика, и леса-его собственность, им же охраняемые, были забиты дичью. И в Африку для потехи не ездили тысячами пузатые охотничкв-толстосумы. А сейчас, когда любая шпана, любой пацан хоть на селе, хоть в городе может иметь и  имеет ружьё и бьёт во всё живое, во всё. что движется – это уже массовое преступление. А охотник - преступник…
  Да и охота сегодня отнюдь не из-за голода,  А куража ради. От первобытного, неизбытого чувства превосходства победителя над слабым мира сего. И у охотничков поднимается самое мерзкое и безбожное из глубин их грязных, грешных душ… Вот ведь что страшно…Но мои спорщики и тут не унимаются. Возражают упрямо. «Но ты-то, небось, не вегетарианка. Мясо-то ешь? Не отказываешься?» Отвечаю, ем, но для этого  и существуют скот ДОМАШНИЙ. Его человек для себя своим трудом выращивает на еду, как хлеб на полях, А твари дикие, в природе рождённые и там выживающие – это творения Божии, созданные ИМ на земле ещё до Человека. И ты, негодяй и преступник, не смей на них ни руку, ни ружьё поднимать. Их и так уже почти не осталось. Да и тебя на земле с твоей воинственной алчностью скоро тоже уже не  будет...
                (продолжение следует)