Кое-что из дневников

Художник Юрий Ракша."Моя мама" ("Комсомолки 30-х годов"), холст, масло.1969. Первая премия на выставке "БИЕНАЛЕ-72" в Париже. (Номинация "Лучшее в реализме"). Посвящена юности матери автора. В образах всех героинь позировала жена художника.         

       КОЕ-ЧТО ИЗ ДНЕВНИКОВ
       х   х   х

  Я всегда очень любила, вернее нежно ценила Юру Левитанского. И как бесценного тонкого, трепетного поэта, и как чудо-человека. Хотя он был старше, бал из предыдущего, военного поколения, хлебнувшего горюшка на фронтах войны. И думаю, это сердечное тепло было у нас взаимным. Виделись мы постоянно, и в ЦДЛ, и в домах творчества, и на каких-то писательских мероприятиях. Я дарила ему свои, а он мне свои книжки, с прекрасными поэтическими словами. Храню его особенно мне дорогой сборничек "Жизнь моя кинематограф, черно-белое кино", прекрасно оформленный. (Тут надо привести этот его чудо-автограф). Знала его жену Марину...(дочь "военного", слабенького прозаика, Ивана Падерина), милую, чуть доморощенную блондинку-простушку - редакторшу с радио (она на Ул.Качалова, вблизи нашего ЦДЛ работала, в радио-комитете, кажется, в "муз.редакции" или в "лит.драме")и с которой они уже разошлись.(Марина сильно переживала,и часто сиживала за столиком с рюмкой водкии бтербродом, уже "поддатая" в буфете ЦДЛ. Благо как я сказала, её Комитет на ул.Качалова (Малая Никитская) и наш ЦДЛ на Большой Никитской совсем рядом). Жалко улыбалась, она, некрасивая, небрежно одетая, и глаза на мокром месте, говорила официантам и всем проходящим знакомым, как бы оправдываясь: "Вот заскочила на минутку. У меня обед. А в четыре в студии запись", И я понимала, что никакой записи нет, а просто она то и дело сюда  приходит в надежде увидеть своего грузного. стареющего красавца Юру, с которым прожила не один год... Почти все семейные писательские драмы, и прочая "литературная" жизнь (встречи, расставания, смерти,разводы, собрания, концерты и заседания, приёмы в Союз и исключения из него, и пр. пр.пр.)  проходили именно здесь, в ЦДЛ, И все кабинеты в этом красивом точёном деревянном особняке - бывшем Дворце князей Алсуфьевых, соединялись в двух буфетах и двух ресторанах, сообщающихся между собой, как реки и ручейки. Недаром мы-писатели испокон называли наш клуб "Роддом" - родной дом. И тут почти все знали о судьбах почти всех почти всё...
 Но сейчас я о Левитанском. Особенно мне запомнилась одна встреча с ним. У него дома, в переулке Безбожном. где тогда он жил в новой квартире.. Союз Писателей и наш богатейший "Литфонд" (существовавших на отчислениях издававшихся наших книг)  построили наконец писателям два "бесплатных" жилых кирпичных высоких дома. и всем нам, малоимущим бесплатно давали там квартиры. (За каждое место в списке была, конечно, драка) И я попала в те списки "достойных", (Мы с Юрой и нашей дочкой Анечкой должны были туда переселиться из своей кооперативной 28 метровой двушки-"хрущевки" с Преображенки), в прекрасную трешку Безбожного рая..(Безбожный и Астраханский переулки рядышком). Уже и квартиры были распределены начальством. И я должна была там соседствовать с моей приятельницей поэтессой (прибывшей в Москву с Дальнего Востока)-Риммой Казаковой, которая (с сыном Егором Радовым) даже свою непричастную "дальневосточную" няньку притащила в столицу и вписала в заявление как члена семьи, лишь бы получить большую четырехкомнатную. И получила...Так вот поэт Юра Левитанский (как и сотни прочих) тоже получил там новую квартиру. (Но не с Мариной Падериной)Уже с новой юной женой - его же студенткой из Литинститута, сильно в него влюбившейся и долго-долго добивавшейся взаимности, по фамилии Скарино. И эта самая Скарино, которую все осуждали, последовательно родила ему трех дочек. (Что общество с ней, собственно, и примирило). Трех прекрасных черноглазых, похожий на отца, девочек-погодков..
(Остальное, простите. очень грустное, даже страшное, я допишу позже)...
  ...Ну вот, дописываю, спустя месяц, собравшись с силами и с мужеством. Со слов смятённого, подавленного Юры Левиданского, когда мы сидели с ним за столом на его кухне.А за окном шумел многоэтажный московский летний двор..."Понимаешь, - исповедально тихо говорил он,-  при любой ссоре, даже размолвке, она скандалы устраивала. Прямо при девочках. Кричала мне, и даже за сковородки хваталась: "Я тебе трех жиденят нарожала, понимаешь - трех жиденят! А ты не мог в магазин сходить, Оказывается чего-то писал...Подумаешь, он писал! "Писатель,поэт".
 
  Услышав такое,я была так убитая, пожалуй даже разбита той сковородкой, была так раздавлена, что даже не знала, как реагировать, что
говорить, как утешать. Даже мелькнула мысль - может, она больная...А потому сейчас- "Дальнейшее - молчанье".
                     
           х   х   х 
               
 Главный постулат моей жизни - Я люблю свою Родину, и не люблю тех, кто её не любит. Всегда помню слова Святого Серафима Саровского "Где просто - так Ангелов до ста. Где мудрено - так ни одного". 
   10.11.2917.
                  х  х  х

    Разбираю порой Юрочкины записи в моём дневнике. А "в моём" потому, что свои он долго не заводил. И я порой подсовывала ему свой блокнот, чтоб он записал туда какую-то только что высказанную мысль. И просила - запиши, ну запиши, а то ведь забудешь. У Юрочки был прекрасный почерк, и в моих блокнотах или толстых записных книжках, полных моих КАРАКУЛЬ, его красивый почерк отличника легко выделяется и легко читается. Вот потому и приведу тут отдельные, на мой взгляд, мудрые его выражения...
   1. "Жизнь тех кто ушел зависит от тех, кто остался.  Юрий Ракша"

   2.  " Талант - это сострадание. Обычного человека от талантливого и отличает СТЕПЕНЬ  сострадания. У талантливого - она наивысшая.  Юрий Ракша."
 
   3. "Вдохновение - это состояние души, когда кажется, что ты разговариваешь со всем человечеством.  Ю.Р.".

х  х  х
      
  После долгих съёмок на натуре, после дальних мосфильмовских командировок, Юрочка, подходя к любимому дцбовому мольберту, и бережно, аккурвтно выдавливая на палитру из тюбиков разноцветные краски,  порой говорил мне.шутя: "Давненько я нЕ брал шашки в руки. Давненько".
  Вот и я давно не работала. А сегодня вечером, шепча Юрину фразу, поднималась по крутой скрипучей лесенке на второй этаж своей бревенчатой дачи, что на Истре. Тут у меня кабинет, где я среди деревянных волшебных запахов, на современном компьютере дорабатываю свой роман "Письма чужой жене". Дом мой от леса крайний на этой улочке. Стоит мной построенный, буквально среди лесной глухомани, ветки берёз приветливо лезут в окна, при ветре стучат по стеклу. Мол, "Не ленись, делай буквочки. Как часто говаривал мне Юраша". И вот я делаю их...И вот написалось кое-что сегодня ночью от бессонницы. Просто так. Не серьёзное, конечно, и конечно же не поэзия, - несовершенство, Но оно порой лезет из души моей наружу, тянется  освободиться, вздохнуть, обнаружиться. И так -с юности. А я не противлюсь. Пусть. Всё-таки и это - настроение. 

         НОЧЬ НА ИСТРЕ

   Кошки мои словно сфинксы
   В лесу стерегут мой дом,
   Что б я могла помолиться,
   Жить и работать в нём.

   Тут я одна, в круженье
   Образов, чувств и дел.
   И это всё отраженье
   Промыслов обо мне.
   
   Тихо. Летают мыши,
   Кто-то шуршит в траве.
   Невероятное слышу
   В этой кромешной мгле.

   2016 сентябрь
          х х х
   
   Это божественно трудно
   Мысли облечь в слова.
   Словно упорно и мудро
   Сквозь почву растёт трава.

   Слушаю радио "Вера".
   Это как Глас с небес.
   О том, что Он близко, рядом.
   А так же о том, что ВОСКРЕС.

   2016 сентябрь.
   
 
               х   х   х


    Вот наткнулась в интернете на роман Мариенгофа 1930х годов. (В нём много важного сказано о С.Есенине). Но меня сперва тронуло значимое, запоминающееся название его книги. "Роман без вранья"...И тут же мелькнула ассоциация - "День без вранья"!.. Подумалось - Очень жаль, что в общем-то неплохая сценаристка и прозаик, моя ровесница и тоже ВГИКовка (только заочница) некогда прибывшая в Москву из Ленинграда - Вика Токарева (правда, в те годы она была и не Вика, и не Токарева) опубликовала свой первый "честный" рассказ, озаглавив его "День без вранья". (Всего-то один день в жизни без вранья! А жаль)...И вот наткнувшись в ине-те на Мариенгофа, я подумала, всё же нельзя пишущим так откровенно ЗАИМСТВОВАТЬ (чтоб не сказать воровать) у коллег-классиков (да и не классиков тоже) ни чужих мыслей, ни чужих названий, ни прочих идиом. ("День без вранья" В.Т. - Мариенгоф:"Роман без вранья". Нехорошо как-то)... Хотя сегодня в нашем беспределе, воровство вообще и литературное воровство вчастности , уже почти норма. (А ведь раньше это каралось).. Я и сейчас никому не советую. Всё тайное всё равно станет явным. И стыдно будет. Перед собой, перед читателем, перед Богом.
2016                
           х   х   х
 
   Читаю в интернете. на портале Проза.ру. только тех, кто читает меня...И совершенно не интересны авторы с псевдонимами. Да ещё порой с  идиотскими. Вообще меня всё, что "псевдо" - отталкивает...Порой до смешного доходит. Смотрю на фото - человек молодой, но в предисловии он, желая соблазнить читателя, подробно и до смешного нудно, перечисляет все свои титулы, заслуги, какие-то членства, лауреатства, какие-то мелкие публикации, звания. (Нет бы собрать всё это в единый пост - "Биография" или "Об авторе". А не предварять этим свою прозу, не "пугать" читателя званиями). А начинаешь такого  читать - всё так скудно, убого, до слёз. А он ещё в предисловии и уверяет тебя; "Хочу Вас ПОРАДОВАТЬ...", или "ДАРЮ Вам свои воспоминания...". В общем - осчастливить хочет...Так что надо скромней, скромней и осторожней быть с такими "подарками".
  И ещё к слову добавлю. Помнится, в молодости я уже издала пару книг прозы, сняла по своим сценариям пару игровых фильмов.(Ешё в СССР). Но всегда стеснялась назвать себя "писателем". Ибо казалось - это хвастовство. Ибо сказать о себе- "писатель", всё равно, что сказать; "Я - хороший человек". А это неприлично..Даже будучи уже Членом СП СССР, и членом Союза журналистов СССР, я долго-долго называла себя просто "литератором"...Но - повторюсь, это я так, к слову вспомнила. "Каждый пишет, как он дышит". Так что - дышите, дышите.

  Апрель. 2016. Великий пост.Скоро ПАСХА.Вот радость-то. Дожили. "Слава Богу за всё". Это последние великие слова Иоанна Златоуста перед кончиной на (Абхазском) Афоне, в монастыре, куда он был сослан язычниками.
  И.Р.
                 х    х    х    


   "Жизнь тех, кто ушел, зависит от тех, кто остался..."
                         Юрий РакшА

            х   х   х

 Красивая женщина - это улыбка Бога, некрасивая - это Его слеза. Но и то и другое - свято.
   И.Р.

   27.10.2015. Недавно скончался...Хотя нет, тут нужно совсем другое слово. Ушел из этого мира в мир иной, то есть, перешагнул сакральную черту, (отсюда - туда), "смертию смерть поправ", хороший русский писатель Юрий Мамлеев...Снимаю шляпу. На прощанье. Хотя, вероятно, уже недолгое. Не знаю, где и как его схоронят. Но у гроба хотелось бы дотронуться ладонью, например, до рукава его посмертного пиджака...  Мы с ним современники. И горестно, что всерьёз так и не повидались, не поговорили всерьёз. А зря...
  Читайте его книги, особенно последнюю. "Россия вечная". 

              Х  Х  Х
   
 Ценность человека определяется лишь тем, что он делает для других, а не тем, что - для себя любимого.
 И.Р.
          Х    Х    Х

  "О величии народа и человека конкретно можно судить по его отношению к животным..."
 Махатма Ганди

            х   х   х

 Проблема нашего времени вот ещё в чём. Нынче люди истинно творческие, берясь за перо или за кисть, обычно полны сомнений, терзаний, исканий, даже  священного трепета. А все прочие почему-то полны уверенности, даже наглости, и,  со школы выучив алфавит, вдруг принимаются  писать. кто "прозу", а кто даже"стихи". И добро бы для себя или для близких, ан нет - ещё и в интернет выставить норовят, без совести и стыда, "ничтоже сумняшась", и ещё надеясь на сочувствие и даже славу.
 А зря. Самонадеянно вдруг берясь за перо, "Не ведают, что творят". Только время своё убивают, а значит и свою жизнь. Но это бы - ладно - это вроде бы их личный выбор, но зачем своей графоманией убивать время читателя, несведущего, невинного человека?
И.Р.

 
            х    х    х

    Не надо забывать мудрую, сокровенную истину. Особенно пользователям "Проза ру".
   "Если можешь не писать - не пиши!"
И.Р.
             х    х    х

    Люблю мудреца, писателя нашего, классика  Ивана Сергеевича Тургенева. Недавно прочла у него очень злободневное, хоть и написанное более столетия назад:
    "Храните чистоту родного русского языка как святыню. Не УПОТРЕБЛЯЙТЕ иностранных слов."
(Хотя сам прожил за границей десятки лет!И свободно знал несколько иностранных языков)
    Как это важно сегодня!!!
 И.Р.
            Х   Х   Х

    А это напоминание - для художников. Для всех. Но особенно для начинающих.
    "Кто владеет рисунком - тот разговаривает с Богом".
 Микаэль Анжело.

     Воистину - так. Без свободного владения рисунком - художника просто НЕ СУЩЕСТВУЕТ.(И даже начинать не стоит). Это надо усвоить, зарубить на носу всем "модернистам" всех времён, не умеющим рисовать. Ну и всем прочим фокусникам от искусства.
   И.Р.
              Х   Х   Х
                


  (Отрывок из моего письма моей подруге, неожиданно начавшей на досуге "писать прозу", а главное - ставшей это всё выставлять в интернете и этим обременять бедных читателей, красть их время).

  ...Дорогая, Т... Всё ТВОЁ мне переданное, по твоей просьбе, я прочла. И вот скажу пару искренних слов. Но не вздумай обижаться, ведь обида это один из смертных грехов...
     Не пиши, дорогая Т.., Ни в коем случае больше не пиши никакой прозы. Если, конечно, можешь. Угомонись. Ведь эта "болезнь". И тяжелая, не шуточная. Это не просто увлечение. Это вирус.
   Лучше потрать своё драгоценное, свободное  время на чтение. Но только ОЧЕНЬ хороших писателей. Классиков, конечно. Это во-первых. А из второй половины ХХ века, в который мы с тобой родились, читай прозу только лучших авторов. Поверь, их совсем-совсем мало. Пересчитать - на руках хватит пальцев. Например, говорю с ходу: Юрий Казаков и Юрий Нагибин, С.Антонов и Тендряков, В.Лихоносов и В.Шукшин, Евг. Носов и Астафьев, Белов и Солоухин, В.Некрасов и Искандер, Прилепин и Атаров, Пришвин и Паустовский, Трифонов и ... (Ну, и меня, например, почитай, грешную, не помешает. А то вроде давно дружим, скорее даже приятельствуем, а я для тебя всё-таки "кот в мешке". А ведь суть моя - именно в моих книгах).    
  И почитай, хотя бы не всё их творчество, а открой хотя бы их "Избранное". И даже не покупай книг этих авторов, а просто открой их в интернете, раз уж ты, наконец, освоила эту технику. Ибо высокое русское Слово этих прозаиков - основа нашего с тобой воспитания, нашего вкуса, наших взглядов на Родину, на Веру, на Историю.
 А уж потом, ТОЛЬКО потом (!) пытайся открывать СВОИ собственные "велосипеды".
  Но как раз тут-то ты и поразишься: "Зачем это я, дурёха, вздумала браться за перо?" - все "велосипеды" давным-давно открыты. И всё давно уже сказано, и гораздо, гораздо лучше меня..."
   Помни, писатель - это сложная работа, ответственная профессия. Это как высшая математика, как квантовая физика или астрономия. И вообще, истинное творчество, как говорила великая Марина Цветаева, "это не подход, это - захват".
 ...Так что, дорогая моя подруга, просто пожалей себя, своё время, своё дыхание, сердцебиение. Прибереги их для другого. И, если можешь не писать - не пиши. Займись своим главным любимым делом. Я ведь знаю, оно у тебя есть. И не оригинальничай, не растлевай своим "сочинительством" ни свою добрую душу, ни чужие. Впрочем, как и чтением словесной шелухи, заразной пошлости, которой сейчас полным-полно и в интернете, и на книжных прилавках, да ещё в "золочёных" обложках.
 Безвкусица - как любая бацилла, очень и очень заразна.
 Всегда ориентируйся на лучшее, на вершины. Да и дружи с теми, кто лучше, кто мудрей, кто красивей, кто выше тебя. (Это заставит  подтягиваться, расти).
  Во всяком случае, так когда-то учила меня моя бабушка, незабвенная Зинаида Ивановна Никольская... Обнимаю. Твоя подруга - Ирина Р."

            Х    х    х

   Писатель должен любую мудрость преподносить читателю языком ясным, доходчивым. Не словоблудить, не фантазировать, не мудрствовать лукаво и многословно. Чтобы мысль эта была доступна любому - и совершенно "простому" читателю и высоколобому. А это не просто. Но это и есть мера таланта.
 И.Р.
             х   х   х

  У хорошего, истинного писателя должен быть и  хороший читатель. Проникновенный, умный и сострадательный. Быть Читателем - это тоже работа. И не простая.
  И он, этот читатель, уже почти твой соавтор. А без него нет смысла писать вообще. Не для кого.
    И.Р.
          
              Х   х   Х


   Недавно услышала фразу: "Того, кто ненавидит негров, называют - расист. А кто ненавидит русских - почему-то называют - "правозащитник"?.
   Что-то очень уж много у нас в стране развелось "правозащитников".    
 И.Р.

                х   х   х

  У наших единоверцев и старинных друзей сербов, (вековой дружбой с которыми мы можем гордиться), есть бесценная, мудрая поговорка. Всего из нескольких слов.
 "На небе - Бог. На земле - Россия."
  Вот так-то!.. И лучше не скажешь.
 И.Р.

          х   х   х

    У меня всегда отсутствовало (да и сегодня отсутствует) чувство Самосохранения. Я всегда без оглядки бросалась в бой с ложью, неправдой, с любой несправедливостью. Но это не из-за  смелости или безрассудства. Это у меня с детства, это любому дано от Бога.Или же не дано.
 И вообще, всё, что начинается со слова "само" - мне чуждо. Само-любие, само-чувствие, само-копание, само-защита, само-любование, само-сохранение - это всё очень Чуждое мне. 
   Я как-то всегда была, не для себя, не на себя, не в себя, не за себя. Всегда была "ИЗ", а не "В". (Как экстраверт и интроверт).   
 Так, видимо потому, что в жизни мои православные родовые устои (от дедов и  родителей) никогда не позволяли мне "одеяло тянуть на себя".
 А вот "СО" (что значит "вместе", с кем-то, вместе с чем-то) - со-чувствие, со-переживание, с-праведливость, со-лидарность, со-борность, со-страдание) всегда наполняло, а порой даже сжигало душу. Всё это - моё. Попросту - Норма существования.Базовые ценности.
    В 1980 году, мой муж художник Юрочка Ракша, уже умирающий от лейкоза, провожая навестивших его друзей, (семью писательницы Люси Уваровой), сказал им уже у выхода: "Когда меня не будет, не оставляйте Ирочку одну. Она так любит людей". (Они рассказали мне это уже потом, спустя год после Юриного ухода).   
 ...А тут как-то услышала знакомую песню, Зыкина пела, и подумала, как это мне близко. "Нет в жизни счастья большего/ Чем жить одной судьбой/, Грустить с тобой, ЗЕМЛЯ МОЯ/, И праздновать с тобой..."       
  И.Р.
            х    х    х

  Душа - биоэнергетическая субстанция, матрица, хранящая память и многое другое. Душа каждого имеет структуру и вес. Весит она, оказывается, как доказали учёные - 21 грамм. Они её, голубушку, представляете, взвесили! Она легка, но - всеобъемлюща. Она беспредельна и вездесуща. Во всех вселенских измерениях. Она как божество. И потому бессмертна.

  Память - это часть мозга. Его наполнение.  Мозг - "её дом". Но она то и дело любит его покидать. Когда-нибудь не вернётся. А жаль. 
 И.Р.

              х   х   х

 Каждому времени - свои песни. Но есть песни - на все времена.     И.Р.


                х  х  х

Это верно, что у каждого человека есть ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ. Только тут слова надо бы переставить. И это существенно.
  Сперва у человека должны быть - ОБЯЗАННОСТИ. И при том -с детства, с малолетства. А уж только потом ПРАВА. (Которые ещё заслужить надо).
 И.Р.

            х   х   х
 
   "Беден не тот, у кого мало, а тот кто хочет всё большего". 
      Сенека.

              Х   Х   Х
   

Талант - это сострадание. Заурядного человека от талантливого и отличает наличие и степень сострадания.   
 И.Р
      
              х  х  х

   Создать в искусстве что-то действительно СТОЯЩЕЕ, достойное можно только на основе любви, позитива. На основе же неприятия, зависти, ненависти -  пожалуй, только карикатуру. Словесную в том числе. Пасквиль.
  И.Р.

             х   х   х

"Мне безразлично, что вы обо мне думаете... Я о вас вообще не думаю".
                         Коко Шанель

              х   х   х

 Порой натыкаюсь в "прозе ру" на такой словесный  "еролаш", на такой выпендрёж, что диву даёшься. Особенно у молодых. Им сказать ещё нечего, а "пятно" по себе оставить хочется. Лишь бы заметное. Хотя бы "через" немыслимый псевдоним. (А ведь это от слова - псевдо, псевдо...)
  И почему-то вспомнила строку талантливой Беллы Ахмадулиной, (мы знали друг друга со студенчества в лит. институте, на курсе поэта Михаила Аркадьевича Светлова). А строчка такая - (простите, по памяти):
   "Не дай мне Бог бесстыдства/ Пред листом бумаги белой,/ Беззащитной предо мною..."
 Лучше не скажешь.
    И.Р.                     

              х   х   х

   "Без веры русский человек - дрянь".

                    Фёдор Достоевский

            х  х  х


   "Каждый человек должен молитвенно желать быть лучше".
                    Фёдор Достоевский

               х   х   х

 О Васе Шукшине я написала пока лишь рассказы - "Голубочек мой ясный" и "Переписка на машинке". А муж мой художник Юрий Ракша (1937-1980) нарисовал у нас дома с натуры его прекрасный карандашный портрет. (Представленный выше)
  И ещё. В живописном триптихе "Поле Куликово"(1980г.Третьяковка), в его центральной части - "Предстояние", Василий Макарович по воле художника сыграл посмертно свою последнюю роль на земле. Он представлен на холсте в образе Бренка - любимого друга Димитрия Донского, который принял в бою смерть за князя. И "за други своя". (См.триптих Ю.Ракши "Поле Куликово". Прощание Бренка и князя Димитрия перед битвой. Перед смертью и бессмертием.) 
    Так что о Василие Шукшине,  которого я знала с юности, с 1954г. (Алтай, Сростки, а рядом наш, построенный нами, приехавшими туда москвичами-первоцелинниками совхоз "Урожайный") и до его кончины, мне ещё предстоит кое-что рассказать. Тут я - в долгу. Вот только успеть бы.
  И.Р.

           х   х   х

 "Талантливый человек виден во всяком человеке. Особенно ярко в простом...
  Талантливый же Художник обладает наивысшей способностью сострадать. Он сострадает, когда воспринимает жизнь, а затем - когда, возвращая людям, воссоздаёт её в своих образах.
  Душа, способная понять художника, тоже должна уметь сострадать".
                      Юрий РакшА

            х    х    х

     Истинное Единение возможно только с тем человеком (или людьми), с которым у Вас общие отношения. И не только друг к другу, а к миру. Главное - общие Отношения к Родине, к своей земле. Отношения к Вере и Богу. Отношения к семье и Вашему роду.  Отношения к животным и природе. Отношения к культуре и искусству.
  И чем больше будет у вас в отношениях совпадений, тем в итоге будут надежней, крепче и отношения друг к другу.
 В ином же случае (несовпадений) - отношений попросту избегайте и даже страшитесь, как рака, спида, как заразной болезни. Тут компромисс  немыслим.  Всё равно ничего не получится. (Ни дружбы, ни любви, ни брака). И это - Закон.
                        Ирина РакшА
           х   х   х   

   "Вдохновение - это состояние творчества, когда ты чувствуешь, что разговариваешь с человечеством. 1980".
                       Юрий Ракша
            
             х   х   х

    "Вдохновение - это состояние творческой, жадной работы, когда вдруг ощущаешь, будто раскинув руки, обнимаешь всё человечество". 2010.   
                          Ирина Ракша

                   х   х   х

 Во все времена существования человечества - люди старались определить формулу СЧАСТЬЯ. Их накопилось множество.
  Недавно в интернете английские учёные, например, объявили три слагаемых счастья: "Правильные ожидания, правильная семья и интересная (правильная) работа".
  Художник Юрий Ракша незадолго до своей ранней кончины от смертельного лейкоза, (и в то же время взлёта творческой активности), записал в дневнике: "Я всегда знал: Счастье - это любимый дом, любимая женщина, любимая работа". Ему было 42 года.
    А недавно я натолкнулась на высказывание  какого-то мудрого западного старика-миллионера: "Счастье, это когда, покидая клозет, самому удаётся  застегнуть ширинку".
    Ну, а я по этому поводу сказала бы нынче так: - Каждой личности во всякое время - даётся Богом нужное ему в данный момент счастье!
 И.Р.
                        
              х    х    х

  На мой взгляд, СВОБОДА для человека - это наивысшая ценность. А если, к примеру, любовь отнимает у человека эту главную ценность - его Свободу - то это вовсе и не любовь.
  Мы с Юрой жили и в любви, и в свободе.
 И.Р.

             х    х    х
 
    Как-то наткнулась на Юрочкину случайную запись. Не в дневнике даже, а в книжке какой-то. Его прекрасным почерком отличника. (В отличие от моего):
   "Ирок, ты сегодня сказала вечером, глядя на триптих. "Юрочка, ты на картине всё доводишь до идеала. Не можешь остановиться. Пока краски не кончатся". Я бы добавил - пока не упаду. 1980."

            Х   Х   Х 
 
    (Из моего письма подруге Т...) Да, дорогая. Все "велосипеды" уже давно открыты. А потому, раз уж тебе так неймётся взять в руки перо, то хотя бы открой, сочини для своего "велосипеда"  какую-то новую, пусть малую малость, например - детальку-педальку или хотя бы новый звоночек на руль.
   "Чтоб воду в ступе не толочь", как писал Заболоцкий, и своими убогими повторами не обременять человечество.
 И.Р.

             х    х    х

     Когда в последние (после распада моей Родины) десятилетия, то и дело слышишь в СМИ слово "демократия", (её, извращенную, упрямо тащат в Россию с Запада, и особенно изнутри  "пятая колонна", тут как тут), мне так и хочется это слово произнести по-другому - "ДЕРЬМОКРАТИЯ".
 И не дай Бог никому в неё нынче вляпаться. (Как мы сами, того не ведая, вляпались в капитализм). И особенно молодым, не дай Бог испачкать этой грязью своё сознание.
 И.Р.

         х    х    х

   Когда слышу как либералы-интеллигенты спорят или просто рассуждают о Боге, о вере, мол - "верю - не верю" или, "верю только отчасти" (как будто можно быть отчасти беременной), или "А у меня Бог в душе" (как может быть Бог - сама Чистота, в грязном ристалище? В эпицентре грешной души?) - я удивляюсь такой самонадеянности, такому невежеству.
    Ведь Господь САМ ещё две тысячи лет назад  прямо и ясно на это ответил: "Не вы...Не вы меня выбираете. Но я..."
  Так что каждому надо зарубить себе на носу - Вера дарится, даётся только достойным её, или ждущим её, или к ней ГОТОВЫМ.
  А коли не веришь - знай, что ты НЕ ВЫБРАН. НЕ ДОСТОИН ЕЁ, и не лги, не словоблудь красиво, не мудрствуй лукаво. 
  Ступай себе мимо и жди, терпи, вдруг и тебе повезет - и флаг тебе в руки. 
  И.Р.

               х    х    х

     "Человеческая жизнь тянется слишком долго для одной любви".
                       Э.М. Ремарк

               х    х    х

    "Как жаль, что всесильный Дух наш привязан к бренному телу. Но даже в пределах тела можно успеть очень многое".
                       Юрий Ракша

                х   х   х

   - Что такое пустота?
   - Это дом, где нет кота.
И.Р.

               х   х   х

 Запись в моём дневнике от 1958 года.
  " Как-то в мясную лавку завезли синюю птицу.  И все ждавшие у прилавка, сказали: - Фу, какая синяя птица", - и разошлись, перестали толпиться".   И.Р.

                х  х   х

 О таланте сказано много. А вот и мои - пара слов.
 Талант нельзя развить, как, к примеру, способности или же мастерство, ремесло. Талант даётся - как слух, от рожденья. И, либо он есть, либо нет.
Талант - это золотой Божий дар.
А главное.
Талант - это МЕРА.
(Талантов на земле множество).
А вот ГЕНИЙ - это БЕЗМЕРНОСТЬ.
Гении на земле не просто редки,они РЕДКОСТНЫ.  А вот БЕЗМЕРНЫ - Леонардо, Рафаэль, Пушкин, Энштейн, Набоков...
Кто следующий?..
 И.Р.

               х   х   х

   В жизни я потратила много времени на других. Рожала, растила, строила, помогала, лечила, сострадала, соучаствовала, восторгалась чужими талантами. И в силу веры и великодушия, всегда снимала шляпу перед любым Божьим даром. Да и сейчас снимаю. Будь то мастер-слесарь или мастер-поэт.
   Так и иду с непокрытой головой и шляпой в руке. Раскланиваясь по сторонам. На ветру времени.
  И.Р.

                х   х   х

     Первый признак УМА - это Язык говорящего. Тем более - пишущего.
  И второе.
  Язык каждого - это его Диагноз.
                                  Ирина РакшА

                  х   х   х

 Порой слышу от авторов прозы: "Пишу то, что знаю, что сам пережил, что видел. Это настоящая правда жизни". На что отвечаю резко, (к неудовольствию собеседника). "Жаль. Но правда Жизни очень далека от правды Искусства, на которую Вы посягнули, взяв в руки перо.
  Это две совершенно разные правды. Между Правдой Жизни и Правдой Искусства - огромный Монблан, и его надо преодолеть. Преодолевать.  На него сперва надо вскарабкаться.  Надо всё переписывать. Переделывать. И даже не раз. Надо перекраивать Правду Жизни в Правду Искусства. В этом и есть восхождение. В этом и есть задача истинного писателя-мастера. Задача его профессии, кропотливой и тяжкой.
  А без этого всё остальное - так, словесные игры, эксперименты. Литературный досуг любителя...
   Хотя и досуг может быть приятным. Но это уже не искусство писателя, это совсем другая профессия.
                                Ирина РакшА

          х    х    х

     "Как в зеркало мы смотрим в мир, и отражаемся в нём. Картины художника - это отражение мира, а значит и его самого. И потому в каждой картине ищите художника, его Суть, его отражение - он здесь".
                         Юрий РакшА

               х   х   х

   Мои родственники по линии отца(двоюродная сестра врач Лэся с семьёй) живут в Донецке. Они русские, медики, очень активно протестовали, ибо хотели перемен, и ненавидели вора и миллиардера Януковича. Когда же они там на Украине в очередной раз добровольно (после западянского "евромайдана" со стрельбой, жертвами, пожаром и горящими покрышками, избрали в президенты (уже пятого за 20 лет) - опять же ворюгу и миллиардера, я послала ей, ими же, украинцами, не так давно  сочинённую пословицу:
  "СПАСИБО ЖИТЕЛЯМ КАРПАТ - У ВЛАСТИ ВНОВЬ ОЛИГАРХАТ".
                    И.Ракша

                х   х   х

    "В жизни у каждого из нас должно быть своё ПОЛЕ КУЛИКОВО".
                     Художник Юрий РакщА

              х    х    х

    Недавно услышала анекдот. Грубоватый. Уж извините.

 "Двое возвращаются с выставки модернистов, с вернисажа.
  - Сёма, мальчик мой, ты-таки можешь доходчиво объяснить маме, чем отличается ин-ста-ляция от пер-фор-манса?
   - Ну, мама, если, конечно, доходчиво, то конечно. Инсталяция, это когда автор кому-то нагадил на коврик у двери, а потом нажал на кнопку звонка. А вот если он сперва нажал на кнопку, а потом стал гадить, то это уже перформанс".
   И.Р.

            х    х    х

     Я думаю, что в моём новом романе "Письма чужой жене", который вскоре опубликую,  раскрываются образы  двух удивительных и прекрасно влюблённых людей, которых загубило и государство, и время.
     А вообще я бы назвала прозу моих романов (+ "Белый свет") - "магический реализм". Реализм - потому что реально, одушевлённо, чувственно, зримо, а магический, потому что полон интереса, магии и загадок.
 И.Р.

             Х   Х   Х

       Я думаю, что мой первый роман "Белый свет" (который ещё ждёт своего более широкого и глубокого прочтения) не менее мудр, и философичен (а заодно и прекрасен), чем "Старик и море" Хэмингуэя. Помните, как о море его старик-рыбак говорит?..Он говорит о нём, как о живой женщине, которая дарит человеку много прекрасного или же отказывает в этом. Мой герой, старик-охотник Сергуня Литяев - ровесник тяжкого ХХ века, страстотерпец, но ещё и созидатель (в отличие от рыбака в море), он тоже полон пронзительной любви к миру и ко всему сущему на земле. К тому же, мой любимый  Сергуня - асексуален, он чист, как святые монахи в палестинской пустыне.. Он давно уже выше, выше этого. Выше телесных забот. И ещё - он очень национален, по русски объёмен, В своей малости он велик.
  Когда порой на встречах читатели меня спрашивают "Как удалось Вам, горожанке, коренной москвичке, так достоверно и глубоко выписать образ сибирского старика, отвечаю. Место жительства автора тут не ни чём. Просто я писала себя. Сергуня - это я. И поступает он так, как поступала бы я. Только в иных житейских условиях и обстоятельствах. Но и их я тоже хорошо знаю...Да, не скрою, я люблю белый свет, и свой "Белый свет" тоже. 
  Так что - и ему, и моему "Белому свету" "ещё настанет свой черёд". И даже триумф. Жаль уже без меня. (Что впрочем не важно).
  Если, конечно, вообще белый свет будет  существовать.
 
  Ирина Ракша. май 2015.
             
              Х   Х   Х
 
     Вот и получила звание академика.(+ ко всем прочим). Теперь именуюсь -  "Действительный член Академии Российской словесности". (Самое лучшее слово тут - "словесность"). Академию учредила ещё Екатерина II в 18 веке. Ломоносов, Радищев, Дашкова, Каптист, Фонвизин...
   Диплом мне торжественно вручали на 7-й Пушкинской ассамблее мудрые старцы. Поехала туда с трудом, почти с неохотой, а оказалось прекрасно. Обычно ассамблеи проходят в Пушкинском музее, а в этот раз в Бахрушинском (из-за какого-то там ремонта), а эти, бахрушинские стены мне родные, я там проводила и вечера памяти моей родной дорогой и великой певуньи и страстотерпицы Надежды Плевицкой, а однажды даже свой творческий. И руководителей знаю давно.(Хотя директор теперь новый).
   А Академиками нарекли ещё троих господ, а ещё двоих просто членкорами. Встретила там и современную диву - певицу, красавицу Любочку Казарновскую, которая была мила и радостна, встретив меня. (Ей там вручали Пушкинскую медаль). Напомнила мне, как она в программе "Романтике романса" на телевидении она подготовила и провела прекрасный вечер памяти моей бабушки Надежды Васильевны Плевицкой (я его дома, по ТВ смотрела и радовалась). А я Любе напомнила, что спустя год, уже незабвенный Слава Белза, мой сердечный товарищ, с моей подачи и пользуясь моей книгой о Плевицкой, провел ещё один талантливый концерт её памяти по "Культуре" на ТВ.
  Люба пригласила меня выступить в сентябре этого года на её будущем концерте в театре Ярославля. Но я не обещала, посмотрим по самочувствию. Да и далековато туда ехать.
   Полно было в зале творческого народу, поэты, учёные-русисты и языковеды, два посла даже, Македонии и ещё чего-то. И старики все в орденах. Ну, и я с Путинским орденом "Дружба". (Выезжая из дому нацепила-таки к высокому мероприятию).
 Потом тусовка была и фуршет. Бедный мой старикан-шофер замучился меня ожидать, правда, ошеломлён был всем впервые увиденным. Тихо "нафуршетился" в конце зала и был очень доволен едой (и напитками, алкоголь, конечно, не пил), которую всё время таскали на подносах шустрые официанты...
   Теперь этот "Диплом" академика  (в золоченой раме) стоит у меня дома в кабинете в углу, на полу, рядом с прочими грамотами и дипломами, тоже в разных красивых рамах. Нет места развешивать. По стенам во всей трехкомнатной моей квартире только Юрочкина изумительная живопись и графика. Она для души куда ценнее, нужнее, роднее... А все эти звания, что в последние годы на меня посыпались - поздно, всё уже поздно, и почти не трогают, почти не радуют душу. Всё, всё должно быть во время.
   А сейчас мне успеть бы с романом "Письма чужой жене". Много время в жизни было упущено. Непростительно, попусту, зря. А впрочем... возможно и не зря? Всё по промыслу Божьему.   
    
                (продолжение следует) 
   


          


Рецензии
Успейте. Поэтому и желаю Вам в Новом году здоровья, здоровья и еще раз здоровья, чтобы оживить её, память, в Ваших мемуарах, вспомнить что сохранилось в ней и донести до современного поколения и сохранить для будущего. Думаю, что каждое слово, каждая фраза, мысль заложенная в них, сказанная вашими друзьями, знакомыми, родными должны ожить и стать стимулом к жизни каждого, пришедшего в эту жизнь, а жизнь настоящим примером, не только творческой личности , но и простого человека.
"Жизнь тех кто ушел зависит от тех, кто остался."
"На небе - Бог. На земле - Россия."
"Если можешь не писать - не пиши!"
"Без веры русский человек - дрянь".
Каждому времени - свои песни. Но есть песни - на все времена.
"Я всегда знал: Счастье - это любимый дом, любимая женщина, любимая работа"
В каждом высказывании, ожившем в Вашем дневнике, заложены мысли, которые будоражат душу и сердце. Они заставляют думать, мыслить, рождают желание осмысления жизни. Для меня лично они, как глоток живительного воздуха, после удушья, как огонек для путника, заблудившегося в ночи. Я бы никогда не встретился с людьми с которыми общались Вы, и никогда бы я не услышал эти высказывания, их мысли, которые, как никогда нужны мне и именно сейчас, когда ты вновь задаешь себе вопрос: Как и чем жить дальше, в тот момент, когда жизнь дарит еще один шанс? Думаю, рассказать людям о жизни людей, которые стали достоянием нашей страны, оживить в Вашей памяти историю их жизни, их высказывания, их мысли, является не просто вашим долгом, но и обязанностью. Надеюсь, что свой интерес, к вашим мемуарам, проявят много читателей. И не только старшее поколение, но и молодежь, особенно творческая, и не обязательно литераторы, потому что это не только история нашей культуры, но и жизнь замечательных людей, выросших в нашей стране, являющихся настоящим примером для творческой молодежи, о которой и которых обязан знать каждый , уважающий себя человек.Поэтому, еще раз, здоровья Вам, Ирина Евгеньевна, творческого вдохновения, новых книг о жизни наших творческих людей, и особенно о Василии Макаровиче Шукшине. С уважением к Вам, к вашему не легкому литературному труду, Аркадий.

Аркадий Шакшин   28.12.2017 01:39     Заявить о нарушении
Отрывки из Вашего рассказа выложил на стене в контакте. Прочло более 300 читателей. Понял, что мысли, высказанные Юрием Михайловичем, в свое время, близки современному читателю, поэтому его творчество сегодня актуальна, как никогда. По опросам своих друзей, понял, что не многие знакомы с его творчеством, а кто знает рассказали много интересного. Причины, что о нём мало говорится в нашей организации банальны, но они лежат в основе того, что многие не знают о художнике на своей родине.

Алексей Муравский
21 янв в 20:43
Действия
КОЕ-ЧТО ИЗ ДНЕВНИКОВ
Ирина Ракша
Вот наткнулась в интернете на роман Мариенгофа 1930х годов. (В нём много важного сказано о С.Есенине). Но меня сперва тронуло значимое, запоминающееся название его книги. "Роман без вранья"...И тут же мелькнула ассоциация - "День без вранья"!..
Показать полностью…
Нравится1 Показать список оценивших Поделиться Показать список поделившихся 320

Аркадий Шакшин   29.01.2018 22:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.