Прощайте, товарищ Отс...

Морской Профсоюзный Телеграф
Можно ли угнать пароход? Не какой-нибудь буксир, баржу или скромненький сухогруз, а океанский пассажирский лайнер? Причем, сделать это таким образом, чтобы хозяин обнаружил пропажу имущества только через год, когда имущество это, в общем-то, уже перестало существовать в природе. Задача, конечно, не из легких, но она вполне решаема - у нас в России решают и не такие задачи. А уж угнать у государства пароход, как оказалось, вообще не представляет никаких затруднений. Небольшой правда, всего 10 000 тонн водоизмещения, но дело это не меняет - был пароход и нету.
Речь идет о пассажирском пароме "Георг Отс", который в марте этого года был объявлен в международный розыск хозяевами судна - КГУП по эксплуатации недвижимости Приморского края «Госнедвижимость». Правда, к июню стало ясно, что поиски бесполезны - к этому времени поступили сведения, что паром уже был разделан на металлолом в китайском Джошуане на верфях "Asia Pacific Dockyard". Как это стало возможным - история столь же грустная, как и темная.
Как объявил врио главы Приморского края Владимир Миклушевский на встрече с журналистами в кампусе Дальневосточного федерального университета, судно попало в Китай мошенническим путем. По словам чиновника, в 2012 году «Георг Отс», закрепленный за КГУП по эксплуатации недвижимости Приморского края «Госнедвижимость», по результатам аукциона в декабре того же года было передано в аренду ООО «Техноморин» по договору бербоут-чартера сроком на два года. В январе 2013 года ООО «Техноморин», в свою очередь, заключило договор суббербоута с китайской фирмой, после чего, по данным краевых властей, паром отбыл в Джоушань на базу ремонта, где его должны были дооборудовать в соответствии с международными требованиями для того, чтобы после модернизации и получения соответствующих документов судно можно было бы использовать для осуществления международных морских перевозок.
Возможно, такие планы, действительно, были. Сразу после прихода судна во Владивосток экс-губернатор Приморья Сергей Дарькин провел на пароме презентационное совещание, на котором специалисты представили несколько вариантов маршрутов для использования судна после саммита. Предлагалось запустить паром на регулярное сообщение между городами Дальнего Востока, а также в Японию и Южную Корею. На ремонт судна были выделены серьезные средства - в 2011 году краевые парламентарии выделили из казны 200 млн. руб. на его реконструкцию и содержание, а в мае 2012 года потребовались еще 60 млн. рублей для того, чтобы ликвидировать повреждения, полученные судном после аварии в доке судоремонтного завода в Славянке. Очевидно, этого оказалось недостаточно, раз паром услали на модернизацию в Китай.
Как бы то ни было, хозяева очнулись - в смысле придали дело огласке - только после того, как перестали получать от фрахтователя  арендную плату. Тогда, в марте, «Госнедвижимость» начала судебную тяжбу и выиграла два иска — о взыскании задолженности и о возвращении судна собственнику. Но возвращать было уже нечего, а взыскивать не с кого - компания ООО «Техноморин» из Владивостока пропала. Позже правоохранительные органы выяснили, что ООО «Техноморин» поменяло место прописки с Приморья на Чувашию.
Приморские власти не теряют надежды найти виновных, заявляя о том, что им известно местонахождение ответственных лиц, пустившихся в бега. Наверное, найдут, и тогда... А что тогда? Скорее всего, ничего. Только есть нехорошее ощущение, что "виновные" как раз не те, кто сбежали в Чувашию, а те, кто отдал пассажирский паром, реконструированный на бюджетные деньги и являющийся государственной собственностью, обществу с ограниченной ответственностью, чей уставной капитал, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, составляет 12 000 рублей, а в графе "основные виды деятельности" значится "строительство дорог, аэродромов и спортивных сооружений; прочая розничная торговля вне магазинов, разборка и снос зданий; производство земляных работ". К тому же возникает вопрос, почему судно, которое в марте отправляют на модернизацию и собираются активно использовать в дальнейшем, в ноябре исключается из регистровой книги судов, в реестрах других государств не регистрируется, а о его "пропаже" заявляют лишь в марте следующего года? И можно ли, вообще, здесь говорить и пропаже - ведь исключить судно из реестра без согласия, а тем более без ведома, собственника или его уполномоченного представителя никак невозможно?..
Конечно, нет никаких сомнений в том, что "следствие разберется", но все таки грустно. Знаменитый паром, который в 1986 году возил Михаила Горбачева на эпохальную встречу с президентом США Рональдом Рейганом в Рейкьявик, а в 2010 году совершил беспрецедентный для судов своего класса переход по Северному морскому пути из Санкт-Петербурга во Владивосток, закончил свою жизнь на китайской судоразделочной верфи. Названный в честь талантливого певца, "Георг Отс" ни разу за свою жизнь не менял названия и унес это гордое имя с собой.
Справка:
"Георг Отс" — морской автопассажирский паром, построен на верфи "Сточня Щецинская" в г. Щецин, Польша. Второе судно из семи в серии судов типа "Дмитрий Шостакович". Принят в эксплуатацию Эстонским пароходством 25 мая 1980 г. Работал на линии Таллинн — Хельсинки. После развала СССР сменил флаг на эстонский, в 1994 г. судно было зафрахтовано компанией "Tallink", при этом продолжил обслуживать тот же маршрут. В 2002 г. паром был продан Российской Федерации, перефлагирован под российский флаг и с 2003 г. обслуживал маршрут Балтийск (Калининград) — Санкт-Петербург. В 2010 г. принимается решение о переводе судна на Дальний Восток. 10 сентября 2010 г. паром вышел из Мурманска в Анадырь, куда прибыл 26 сентября, пройдя за 15 дней весь Северный морской путь, и стал первым в истории пассажирским судном, прошедшим по маршруту СМП в сопровождении ледоколов. Капитан - И. А. Еньков.


По счастливому стечению обстоятельств, в редакции "Морского Телеграфа" оказались фотографии и памятный знак т/х "Георг Отс", переданные нам непосредственно "последним балтийским экипажем" судна.  Тогда, в сентябре 2010 года, "Георг Отс", следуя на Дальний Восток, заходил в Санкт-Петербург, и наш сотрудник побывал на его борту. В память о пароходе мы публикуем эти фотографии.