Глава 5. Пустая оболочка

Сущность Заклинания
Глава 4 - http://www.proza.ru/2014/07/15/1654

 - Что случилось?
Элиза удивлённо воззрилась на меня. У неё был такой вид, будто люди каждый день поднимают на голове антенны, только я почему-то этого не знаю.
 - Ты… ты что, робот? – Поражённо пробормотал я, оглядывая её.
Разум отказывался признавать это. Роботы не могут думать. Не могут вести себя, как люди!
 - Эм… да.
 - Но ты же сказала, что ты андрогин! – Воскликнул я, всплеснув руками.
Внутри вскипала злость. Сначала шаман со своими идиотскими шуточками, теперь эта! Скрип снега подсказал, что Тутти подошёл к нам.
 - О, ну… - Элиза удивлённо приставила сложенные ладони к губам. – Ну не всё ли равно? Робот, андрогин…
 - Разница большая! Ты же машина! Неужели настолько слаба, что не освободила нас? Как он, - я резко выбросил руку, указывая на шамана. - Вообще смог лишить тебя сознания? У тебя что, кнопка выключения на голове?
Свет зари осветил лицо девушки розовым – она будто покраснела.
 - Я просто хотела узнать, что будет дальше. Вот и прикинулась. Я же самообучающаяся модель.
Я хлопнул себя по лбу.
 - Ты ненормальная. Скажи же? – Обратился я к Тутти.
 - Робот, - его глаза сияли интересом. – А скажи, робот, что ты думаешь о том, что ты робот?
Элиза на миг серьёзно задумалась; я же снова хлопнул себя по лбу.
 - Думаю, что это очень функционально.
Я всё разглядывал девушку и не мог поверить, что она – машина. Меня жгло любопытство – где могли её сделать?
 - Элиза, ты вообще откуда?
 - Из города ноль-ноль два, - просто ответила она.
 - Название-то какое? – Обескураженно переспросил я, перетаптываясь с ноги на ногу – пальцы уже начали мёрзнуть.
Что неудивительно – стоим по щиколотку в снегу!
 - Это и есть название.
Оно ни о чём мне не говорило. Как же так? Чтобы ни один путешественник не подкинул в базу данных Времяшлянска такой город, где робототехника настолько ушла вперёд – невозможно! Они что – на другой планете?
Если бы не эти антенны – ни за что бы не поверил, что Элиза робот. Слишком нелогичная. Слишком фанатка. Робот не может сходить с ума по человеку-кумиру!
 - Почему ж ты раньше молчала, что робот? И антенны эти… ты посмеяться решила?
Вопросы бились в сознании. Их стало слишком много. Что же это – я единственный здесь нормальный?
 - Но мне надо зарядиться, - Элиза непонимающе глядела на меня. – И солнце встаёт. Нельзя? Но тогда я просто отключусь.
Я перевёл растерянный взгляд на шамана. Тот улыбнулся и похлопал меня по плечу.
 - Успокойся, Еон. Ты уже не в своём городе, где всё понятно. Принимай, как должное.
Я закатил глаза и страдальчески вздохнул. Наверное, и правда надо перестать удивляться. Вот только это невозможно! Весь мир перевернулся с ног на голову, едва я приехал в эту несчастную Туонелу. Не лучше ли было остаться дома?
Вновь вспомнился великан, который подсел ко мне в поезде. Путешественник. Интересно, бывал ли он в городе, где делают таких, как Элиза?
 - Вам что, и человеческие имена дают?
 - Нет, - она смущённо почесала в затылке. Было видно, что ей такое внимание по душе – или что там у роботов отвечает за удовольствие? – В моём городе меня называют номером модели. Но я предпочитаю Элизу.
 - И какая же модель?
Тутти куда-то отошёл. Солнечные лучи уже залили руины, и антенны Элизы ярко заблестели.
 - Dop2El3Ganger, - ответила девушка и пояснила: - Сборная, экспериментальная. Сейчас хожу по миру и учусь.
 - То есть, ты такая одна?
 - Будут ещё. Если я вернусь, меня осмотрят, выявят достоинства и недостатки и учтут при сборке следующих моделей. Если нет – победит другая сборка.
Чем больше я узнавал, тем больше загорался интересом. Мне нравились механизмы, хотя и не были нужны как магу. В последний же месяц я ими особенно увлёкся, чтобы не думать о неприятностях.
 - Тебе ещё долго учиться?
 - Как получится.
 - А ты не можешь показать мне свой город? Ведь это действительно невероятно – собрать таких роботов! Твои создатели, наверное, гении!
Элизе польстили мои слова. Она широко улыбнулась и закивала.
 - Покажу! Пойдём сейчас?
Интерес настолько мной овладел, что я был готов, не задумываясь, отправиться в путь! Однако мысль о сестрёнке несколько охладила пыл.
Но что могло произойти? Я всё равно вернусь к назначенному времени, хоть бы и застрял дома у Элизы лет на двадцать. Правда, оставался ещё Тутти. Он должен вернуть мне магию!
Шаман вернулся с каким-то ящиком.
 - Помогите. Похоронить надо.
Я с сочувствием взглянул на него. Несмотря на то, что вампиры пытались убить нас всех, раньше они были его соплеменниками. Однако вопреки ожиданиям, Тутти не выглядел подавленным. Он смотрел на нас совершенно спокойно.
Недоумевая, я пошёл за шаманом. Оказалось, он успел собрать разбросанные доски, и нам предстояло сколотить из них гробы. В ящике оказалось три молотка и гвозди; Тутти показал, как лучше сколотить доски, и мы приступили к работе. Пилить ничего не пришлось: часть досок была удобно поломана после взрыва.
На похороны ушёл весь день. Парень торопился; один раз дав мне отдохнуть, он взял лук и куда-то убежал. Вернулся с тушкой лисы. Ели два раза; Элиза больше жира не просила. Я впервые почувствовал, что понимаю Тутти – то, что надо поскорее похоронить людей, иначе дня два провозимся. А ещё мы переглянулись, поняв, почему девушка просила именно масла.
Возник другой вопрос.
 - Ты что же, работаешь на любом жире или масле? А антенны?
Элиза к тому моменту задвинула рожки обратно в голову – зарядилась.
 - Для смазки и жир, и масло годятся. А работаю на солнечной энергии. Её на неделю хватает.
Девушка неутомимо работала, даже когда мы останавливались передохнуть. Я порадовался, что она машина.
Уже глубокой ночью, заколотив последний гроб, я тяжело повалился в снег. Всё тело ныло.
Тутти показал любопытной Элизе, как ставить чум, после чего мы отправили робота искать печку. Сил уже не оставалось. Лёжа во тьме, на шкурах, укрывающих доски пола, мы тяжело дышали. Вокруг стояла тишина. Я прикрыл глаза. Так разогрелся, работая, что скинул шубу, и она валялась где-то снаружи. Пока это не беспокоило – но как я буду спать?
 - Впервые видел мага в действии, - наконец проговорил откуда-то сбоку Тутти. – Даже завидно немного.
«Немного». Сам я думал, что дрался просто великолепно! Я никогда раньше не создавал потоки пламени или молнию такой силы. А молнии тоже делать приходилось. Но в основном колдовал сети, верёвки, обездвиживание и левитацию. Легко брать верх над обычными людьми, сложнее с магами. Но божество стало первым противником, который едва меня не победил.
Божество. Что-то в словах шамана о его заточении меня смущало. А потом я понял.
 - Слушай… одного не пойму. Ты же сам запечатал стоянку – но при этом Мишка мог тебя освободить? Интересно, как? – Я враждебно покосился в его сторону.
Повисло молчание. Но я намерен был дождаться ответа.

 - Когда я запечатывал стоянку… думал, что готов обречь себя на жизнь в таком мирке. Но соплеменники мне слишком дороги. У меня не хватило выдержки. Не мог я вечно сидеть и смотреть на это – лучше уж снова попытаться его одолеть! – Он помолчал. – Есть ведь другой путь: уменьшить зло, которое его питает, и так его ослабить… Поэтому когда Мишка предложил выход, я ухватился за возможность.
 - Ну вы даёте. И ты бы нас так запросто скормил.
 - Извини.
Я набрал в грудь воздуха, чтобы высказать ещё что-то, но выдохнул. Чего уж теперь? Мне, если подумать, и самому было бы неприятно, окажись я в такой ситуации. Вспомнились родные. Да, пожалуй, я бы скормил за них кому угодно этого шамана. Подумав так, я усмехнулся, будто отомстил.
 - Чем ты занимался, пока магия была? - Нарушил молчание Тутти.
 - Ловил преступников.
После битвы и общей работы я уже не относился к шаману, как к врагу. Помолчав – память уже заработала, возвращая образы прошлого - я продолжил: - У меня была… скажем, роль. Супергероини, этакого примера для подражания обычным людям. Девушкой я стал не по желанию левой пятки, - тут же добавил я, чтобы он не подумал, что я в самом деле трансвестит. – Из-за моей сестрёнки. Она всё смотрела фильмы про мужчин, которые спасали планету, и жалела, что нет девушки, которая бы кого-то спасла. А потом как-то так вышло, что я решил ей подыграть. Игра переросла в жизнь… и вот до чего я докатился. Меня отправили сюда в таком виде, потому что я как парень… ничего не стою.
Не знаю, зачем  я всё это рассказывал. Наверное, тут сыграло простое желание быть понятым.
Шаман рядом завозился.
 - Уверен? Именно парень принял решение стать героиней. Личина ничто, личность – главное.
Я повернул голову, вглядываясь в темноту. Он был прав, и меня поразило то, что он сумел разглядеть.
Топот снаружи не дал заговорить. Шкура откинулась, и в проёме возник силуэт Элизы с кубом на плече.
 - Нашла!
Тутти рядом легко встал и, подойдя к девушке, принял печку. Пока робот держала шкуру, шаман устанавливал куб. Я был послан за дровами.
Холод пробрал меня, когда вошла Элиза, и пришлось искать шубу. Благо, она была недалеко – хоронили на месте стоянки. Надевая её через голову, я ещё раз взглянул на неровные ряды гробов.
«Странно… никакого провода душ?».
Я знал из уроков этнографии, что отсталые племена, которые ещё сохранились на ПлуМерке, чуть ли не к каждому делу привязывают ритуал. А похороны – это серьёзно. В моём городе, например, некоторые люди  при погребении нараспев читают прошение рыцарям смерти, чтобы те достойно проводили умершего в загробный мир.
Дрова собрать было делом пустяковым – вокруг лежал поломанный лес. Вернувшись с охапкой веток, я скинул их перед шаманом. Элиза ещё стояла у входа.
Прямая, как арматура. Человек на её месте начал бы переступать с ноги на ногу и кутаться в пальто. И её спокойствие вновь напомнило, что перед нами машина. От головы силуэта равномерно плыли вверх облачка пара. Девушка будто дышала!
Рядом вспыхнул огонь. Я повернул голову и увидел, что в печке танцует пламя. Как он смог так быстро поджечь дрова? Под моим удивлённым взглядом шаман снял ремешок с головы и кивнул Элизе:
 - Всё, спасибо. Проходи.
Девушка вошла и села рядом. Мой взгляд скользнул вверх. В потолке зияла дыра, через которую проходила труба печки. Ну хоть не задохнёмся.
 - Элиза, а ты дышишь?
 - Технически да, - кивнула робот. – Мне нужно освобождаться от перегрева, и я выгоняю тёплый воздух наружу.
 - А шуба тебе зачем?
 - Это от переохлаждения. Разве люди не делают так же?
Пока что всё было логично.
Чум быстро прогрелся, и я стянул шубу. Какое-то время молчали. Мысли витали вокруг произошедшего со мной. Подумать только - хоть ненадолго, а повязан с человеком, который пытался меня скормить. Подобное соседство не вдохновляло. Вот только куда сейчас уйдёшь? Поезда ещё долго не будет.
Глядя, как Тутти складывает шаманский костюм – помимо куртки и ремешка туда входили деревянный раскрашенный нагрудник, подвески и матерчатые поножи – я вновь вспомнил, чем мы занимались весь день.
 - А ты не будешь совершать какой-нибудь специальный обряд? Ну, по упокоению душ, всё такое…
Тепло расслабляло. Потянуло в сон, и я оперся спиной на один из шестов, поддерживающих шкуры чума.
 - Незачем, и некого провожать, - шаман обернулся, чтобы ответить. В его глазах была благодарность. – Их души улетели, едва Мишка взорвался. Думаю, рыцари давно их ждали, паря возле стоянки. Даже жаль, что не могли войти, - он вновь в печку, на пляшущие языки пламени. – Интересно было бы поговорить с проводниками.
 - Почему они не могли войти?
 - Изоляция. Войти могли лишь материальные существа. А для духов – ни войти, ни выйти.
 - Сам-то пробовал выбраться?
 - Тысячу раз, - он сам улёгся на пол, подложив под голову локоть. – Если б ты не помог, тебя либо сожрали, либо нам пришлось торчать на стоянке ещё несколько лет.
 - Так кто нас вообще сожрать-то должен был? – Вновь вспомнив, как он привязал нас к тотему, озадачился я.
 - Вампиры должны были вас разорвать. А души поглотил бы Красный.
Самое время было прояснить момент, вызывающий много споров.
 - То есть у животных нет души?
 - Есть. Только они после смерти ускользают в перерождение. Душа человека более… материальна, что ли. Поэтому и существует мир мёртвых как другое пристанище, - он широко зевнул.
 - Но стоянка была запечатана, души животных тоже бы не выбрались. Ты сам говорил.
 - Ему нужен был именно человек. Думаю, именно из-за большей… «плотности».
 - А я вот не поняла, что произошло, - вклинилась Элиза.
 - Была битва, - поделился Тутти, закрывая глаза. Его голос был сонным – тоже вымотался. – На духовном уровне… скажем, на верхнем этаже мира. Еон победил большого нехорошего зверя, и мы освободились.
 - Духовном… это только людям доступно? – Элиза склонила голову. – Даже искусственной личности нельзя его увидеть?
 - Искусственной, - пробормотал шаман. – В этом всё дело. У тебя нет души. Я испугался, когда увидел пустую оболочку. Сейчас вижу, что зря.
 - Погоди, - несмотря на усталость, я приподнялся. – Ты знал, что она робот?
 - Оболочку. Давай поговорим завтра?
Я упал обратно. Спать было боязно - вдруг этот шаман снова что-нибудь выкинет? Конечно, я понимал его мотивы – и всё-таки недостаточно его знал, чтобы слепо довериться. Взгляд на Элизу несколько успокоил. Она ведь машина, сумеет вовремя среагировать. Я переполз к сидящей у огня девушке и улёгся рядом.
 - Посторожишь?
 - Мне не трудно. Опасности вам не грозят! - Бодро ответила она.
Зевнув, я закрыл глаза. За этот день я многое узнал. А сколько ещё предстоит открытий…
Город Элизы!
Сердце скакнуло и бешено заколотилось, когда я вырвался из полудрёмы.
 - Элиза, можешь проводить меня в твой город, когда верну магию?
 - Запросто, - пожала она плечами. – Мне не сложно.
Я снова закрыл глаза, пытаясь успокоиться. Отлично. Пара дней – и вырвусь из тундры. Мы с Элизой сходим к ней – а может, и слетаем! – и я воочию увижу город, где создали такую великолепную модель.
Странно, но к девушке я по-прежнему относился, как к человеку. Наверное, оттого, что она и вела себя, как человек.
Мне снился город, где по улицам расхаживали Элизы. Они были утыканы антеннами, будто ёжики. А издалека бежал какой-то мужчина с сачком, чтобы поймать этих странных существ.

Глава 6 - http://www.proza.ru/2017/03/11/2050