Быть или не быть

Гималайский Кедр
Этот текст не окончательный. Работа продолжается.

КУЛЬТУРА И ЭТОЛОГИЯ

Если посмотреть на колосья злаков, на гроздья фиников, винограда, на маслины и гранаты и т.п. мы видим в них очевидные сходства, но также видим и существенные различия. Сходства и различия между вещами делают возможным и необходимым развитие наук. Самое общее и фундаментальное сходство всего – целесообразность существования, некие общие тенденции стремления к порядку и совершенству. Принципиальное и вопиющее отличие человека от всего – его вопросы и сомнения в целях своего существования, так называемая культурная составляющая.

Именно целесообразность поведения животных делает возможным их успешное описание в рамках науки этологии. И именно поэтому этология сталкивается с принципиальными и, на мой взгляд, непреодолимыми затруднениями в описании  культурной составляющей  поведения человека.

Но какова природа этой уникальности человека с чисто рациональной точки зрения? Стратегии выживания в природе имеют две тенденции. Специализация – это стремление к максимальной эффективности добычи и переработки пищевых ресурсов в современных условиях. Она приводит к сужению пищевого рациона и узкофункциональному строению тела, ограниченности поведенческих особенностей. Универсализм – противоположная тенденция. Приводит к расширению пищевого рациона, многофункциональности и богатству поведенческих особенностей. В отличие от специализации универсализм обеспечивают большие возможности приспособляться к изменениям внешних условий.

Динозавры были воплощением специализации, млекопитающие в условиях доминирования динозавров выживали за счет универсализма. Динозавры в отличие от млекопитающих не пережили череду катастрофических изменений окружающей среды. Млекопитающие же занимали опустевшие ниши и сами стали специализироваться. Но тенденция к универсальности сохранялась. Особо одиозные специалисты – саблезубые тигры, мамонты и т.п. тоже не смогли пережить климатические изменения. А на пике волны универсальности сформировался человек.

Экстремальная универсальность человека отразилась в его строении, особых интеллектуальных и речевых способностях и получила чисто человеческие измерения – в особенностях психики, в потребностях познавать больше, чем того требуют повседневные нужды, в потребности воображать и мечтать, экспериментировать… в так называемом самовыражении, несомненно, относящемся к культурной составляющей поведения человека.

Очевидно, что именно эти потребности лежат в основе удивительных творческих способностей человека, позволяющих ему  не только приспосабливаться к переменам, но и, проникая в глубины тайн природы, самому изменять окружающий его мир.

В каком-то смысле человек меняет себя, придумывает и создает себе новые возможности - орудия, инструменты, приборы. Прочим видам животных требуются миллионы лет эволюции, чтобы радикально изменять свои возможности, скорость эволюции возможностей людей оказывается в миллионы раз больше.

Наука этология основывается на довольно небольшом в эволюционном масштабе периоде наблюдения за поведением животных, поэтому на языке механики ее можно сравнить со статикой – достижением античного мира. Современная наука дает нам кое-какие сведения о эволюции строения видов животных, но эволюция их поведения во многом скрыта от нее. Попытка понять культурную составляющую поведения человека на основе изучения поведения животных - это как на основе статики объяснить поведение около-световых частиц, которые к тому же подчиняются квантовым законам.       

Да, это еще один важный аспект применения этологии к человеку. Психика человека, процессы мышления носят квантовый характер, выражающийся в неустранимом влиянии самого исследования на исследуемый объект. Помните, как говорил Лао-Цзы: Тот, кто говорит, что следует истине (Дао), отклоняется от нее.

Одной из трудностей релятивистских квантовых теорий являются бесконечности…
Мы задаем не те вопросы. Бесконечность сокращает только бесконечность. Если при решении практических задач мы сталкиваемся с загадкой, обойти ее поможет только другая загадка.  Здесь речь идет о феноменологическом характере познания вообще. Поэтому полноценное описание культурной составляющей человека возможно только в терминах и методами этой самой культурной составляющей.

РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТЬ КУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Стремление к самовыражению - уникальная избыточность способностей и потребностей человека по сравнению с животными ставит его перед широким выбором возможностей поведения и стратегий выживания. Кажется, что экспериментировать можно со всем, в частности, с отношениями между людьми, с природой и т.п. И здесь мы сталкиваемся с катастрофическими последствиями такой уникальности человека. Настолько катастрофичной, что перед людьми возникает вопрос: быть или не быть, в самых различных проявлениях. Если бы такие сомнения преследовали человека в самом начале его пути, он бы просто не выжил.   

Да, роль среды,  или, обобщенно, так называемого бытия, на формирование человека неоспорима. В начале людей окружала гармоничная и суровая среда, созданная чередой природных катастроф и отрегулированная миллионами лет эволюции. У людей еще не было, чем отгородится от нее, и избыточные, как нам может показаться теперь, потребности психики были полностью востребованы образом жизни охотников и собирателей. Естественная и гармоничная окружающая среда и естественное стремление к выживанию гармонизировали людей и выработали в них особое отношение к жизни – чуткое восприятие природы, красоты, сочувствие к себе подобным. На этой основе у людей развилась речь, для которой было естественным подражание природе, выражение чувств, то из чего выросло, так называемое, народное творчество, поэзия и литература.  Таким образом достигалась сбалансированность самовыражения и самосохранения – гармонизация внутренних мотивов человека, закрепленная в его моральном выборе – коллективном выживании и бережном отношении к природе.

Но, когда человек развил цивилизацию и отгородился от естественной среды другой модернизированной им средой, она разбалансировала его внутренние эмоции и мотивы, что сказалось в итоге на качестве его мышления, состоянии психики, общественных отношениях, мировоззрении и моральном выборе. С тех пор гармонизация культурной составляющей является ключевой проблемой человеческих сообществ и движущей силой их прогресса.

Проблемы с культурной составляющей затрагивают все области человеческой деятельности, начиная от политики на всех уровнях, кончая литературой, искусством, науками, как естественными, так и гуманитарными... и все они взаимосвязаны. И если кто-то думает, что эти проблемы можно решить «наведением порядка в умах», которое достигается созданием какого-нибудь универсального философского или логического и т.п. учения, формулировкой какого-то абсолютного всеохватывающего знания, универсальной формулы, не оставляющих места чему-то загадочному и непознаваемому, а значит не оставляющих места неоднозначностям, он жестоко ошибается…

Здесь проявляется квантовый характер мышления. Даже если мы завладеем некой универсальной формулой, ее всеохватность будет неизбежно означать ссылку на что-то загадочное и непознаваемое. И если кто-то просветленный, познав в этой формуле истину, будет объяснять ее другому индивиду, не факт, что другой узнает в этой формуле истину, ибо в формуле есть некая загадочность, неоднозначность. Познание же есть процесс гармонизации воображения с опытом, который зависит от сбалансированности мотивов индивида и, в конечном итоге, от его морального выбора, который сам по себе загадочный процесс.   

Подобные проблемы могут встретиться и в более прозаических ситуациях. В неоднозначности обиходных слов, в использовании этой неоднозначности в корыстных целях. Это касается и научных понятий, являющихся результатом договоренностей между людьми, которые позволяют лучше согласовывать наш чувственный опыт восприятия реальности с нашими представлениями и воображением. В отсутствии согласия между собой мы даже в простейших случаях не гарантированы от бесплодных и яростных дискуссий как, например, по поводу пресловутой апории -  бег Ахиллеса за черепахой. Отсутствие же неоднозначности, скорее, иллюзия, вызванная отсутствием нового опыта, развития и расширения круга приверженцев. Такое положение дел чревато деградацией знания.


ПОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИИ

Но кто сказал, что естественная среда не может возвращаться к человеку?! Удивительные медитативные моменты созерцания нетронутой природы имеют целебное влияние на психику. Искренние отношения в семье, это способствует росту психически здоровых детей. Сочувствие людям, взаимопомощь, которые вдруг проявляются в критических ситуациях.  Искреннее стремление освоить какую-то область знаний, профессию, интерес и любовь к ней может пробудить в человеке, хотя бы частично, ту тонкую настройку чувств, эмоций, мышления… которая способна на порядки увеличить эффективность его работы, приближая его к тому первозданному естественному состоянию души. Такие примеры можно продолжить. В каждом таком случае человек испытывает на себе благотворное  действие какого-то элемента той среды, в которой нуждается его психика. Задача людей складывать по кусочкам такие элементы, приращивать их друг к другу в стремлении восстановить эту естественную для человека среду отношений с самим собой, с людьми и природой...

Мало кому удается просто так продолжать этот процесс. Существует тенденция по его ограничению.  Есть люди, сплошь и рядом, чей моральный выбор – не коллективное выживание и развитие, а обман и решение своих проблем за счет других. Красота нетронутых уголков природы, их таинственный живительный дух... без широкого взгляда на вещи часто используется для создания некого языческого культа, которому надо служить, за который надо умирать. И лишь избранным жрецам позволено сполна наслаждаться им... Родовая и этническая солидарность может противопоставляться отношениям с другими людьми, ее могут использовать в криминальных целях. Национальная солидарность, солидарность товарищей по оружию используется для политических целей. Талант инженеров, гений ученых зачастую находят применение в военных технологиях, становятся козырной картой в геополитических играх или же служат психозу потребления, уничтожающему природу. Элементы здоровой среды не приращиваются друг к другу, а противопоставляются и человек теряет из виду их общую гармонию.

И все же находятся люди, которые пытаются собирать из кусочков цельную основу для здорового роста. Современные технические возможности и избыток некачественной информации могут лишь мешать на первой стадии этого процесса. И поэтому на первой стадии полезней обращать внимание на то, как люди делали это в прошлом. Очень немногим  удавалось перешагнуть через предрассудки и штампы восприятия, страх инакомыслия, соблазн предательства, очень немногим хватило силы духа и  честности, чтобы собрать в себе сердцевину эмоций и знаний и донести ее до людей. Это люди постигшие откровение, то откровение, которое давалось единицам. Но вклад этих немногих в жизнь общества и их влияние на сознание современных людей, на развитие цивилизаций огромен. Это, прежде всего, жизнеспособные культуры, несущие в себе понятия об этой сердцевине, которая формирует вокруг себя общность людей с более высокой степенью доверия друг к другу, солидарностью и, может быть, более глубоким пониманием происходящего вокруг.

Карл Ясперс даже выделил период в истории человечества - осевое время, когда в разных частях света появлялись такие люди. Осевое время дало мощный импульс  развитию нравственных учений, философии, культуры, но, увы, механизм паразитизма, порожденный утратой баланса психики, уже был запущен. Машина цивилизаций относительно быстро подмяла под себя эти культуры и поставила себе на службу их блестящие идеи. Однако осевое время стало общим культурным источником для усилий по восстановлению сердцевины в рамках монотеистических религий. Паразитизм машины цивилизаций добрался и до них, но они успели сформулировать универсальный рецепт против паразитизма – "не сотвори себе кумира".

Кому-то это может показаться странным, но основания науки и нравственных учений одни и те же, это та самая сердцевина... Когда нравственные учения стали терять свою суть, на первое место выходила наука, но ее знания стали делиться, терять между собой полноценные связи. Естественные науки, признавая и выискивая целесообразность в природных явлениях, сформулировали их законы и достигли больших успехов в применении полученных знаний. Однако утрата нравственной сути, фактически собственной цели человека, занимающегося наукой, породила тенденцию – естественные науки становятся заложницами собственных успехов. Они попадают в плен собственных представлений и забывают об их условном характере, о приближенном и ограниченном характере своих законов. Таинство бытия они подменяют магией формул. Теперь естественные науки не в полной мере служат коллективному выживанию человека и способны подрывать его нравственную самоидентификацию. Отсюда - оружие массового поражения, варварское загрязнение среды, техногенные катастрофы, научный шпионаж и некачественное образование.
   
Гуманитарная активность человека представляет собой довольно пеструю картину... Потеря понимания целей природы и человека, их согласованности - нравственный кризис во многом отражаются в литературе и искусстве... Недостаток сердцевины – связующего звена между направлениями человеческой активности уже давно остро ощущался в культурной жизни человека. Но свято место пусто не бывает.

На стыке естественных наук и гуманитарной активности существуют философские системы, пытающиеся восполнить недостающие связи. В зависимости от  социальной принадлежности своей целевой аудитории они, так или иначе, пытаются объяснить окружающий мир, а, зачастую, просто вписать его в их опыт, подстроить картину мира под их настроения и чаяния. Привлекательность некоторых таких философских систем заключается в импорте некой целесообразности из естественных наук, создании некой магии идей наподобие магии формул в математике и физике. Магия формул естественных наук позволяет манипулировать природой, а магия идей философских систем, т.е. идеология, манипулирует людьми. И если манипуляция природой может приводить к техногенным катастрофам, то манипуляция людьми - к политическим и социальным.

Вопросы отношения к окружающей действительности, ее видимой и предсказуемой стороне с одной стороны, и тайной непредсказуемой с другой, оказываются ключевыми в судьбе тех или иных научных теорий, философских систем, духовных практик. Отказ признать загадочный характер мироздания приводит к попыткам подменить его загадочность некой магией формул, фактически безнадежной попыткой установить над этой загадочностью свою интеллектуальную власть. Однако эта попытка может дать власть над людьми, поверившими в реальность этой цели. И если в какой-то момент грандиозными усилиями будет создана иллюзия достижения подобной цели, то люди, поверившие в нее, потеряют стимулы для критического переосмысления и совершенствования своих знаний, совершенствования себя. Такое отношение к действительности довольно быстро приводит к догматизму и последующей деградации знания.

Однако подход, претендующий на познание тайного иррациональным мистическим путем, вера в возможность такого знания вне пределов цельной основы здоровой среды и нравственного выбора, исключающих безответственность и обман, приводит к не менее печальным последствиям для сознания и психики.

Потеря правильного отношения к явной и тайной стороне действительности есть следствие потери здорового баланса между эмоциями, мышлением и знаниями, и в конечном итоге - следствие потери здоровой самоидентификации человека, следствие утраты нравственной основы. Я уже говорил о первом шаге по овладению этой основой и по восстановлению баланса психики человека. На следующей стадии восстановление баланса  достигается за пределами чисто религиозной традиции, более универсально в плане нравственного становления личности.

Я имею ввиду освобождение человека от пут агрессивного мессианства и морализаторства, паразитизма, которыми, увы, могут быть заражены  религиозные институты. Иначе человек вместо дальнейшего совершенствования баланса психики попадает в положение заложника борьбы различных конфессий, сект, течений, их духовных лидеров за паству и за политическое влияние. Такое положение вещей разрушает универсальные основы веры и духовности и доверие к самим религиозным институтам. Неудивительно, что против такого сращивания религии, коммерции и политики выступают не только светские активисты, но и прогрессивные религиозные деятели, просто искренне верующие. В свое время такую позицию занял и Л.Н. Толстой и она до сих пор остается актуальной.

Поддержание здорового баланса психики требует постоянной работы с модернизированной средой по ее гармонизации… подчинению ее человеку, а не наоборот. На различных уровнях эта работа проявляется в исследовательской, просветительской и правозащитной деятельности, в деятельности гражданского общества по контролю над институтами цивилизации как религиозными, так и светскими. Только так может достигаться устойчивый и безопасный прогресс.

                ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~