Эдуард Сагалаев занимался сбором хлопка

Диана Свердловская
ЭДУАРД САГАЛАЕВ:

ЧЕЛОВЕК - ТАКАЯ ЖЕ ЧАСТЬ ПРИРОДЫ

С Эдуардом Сагалаевым, известным журналистом, президентом Национальной ассоциации телерадиовещателей, членом Академии российского телевидения, познакомилась я на экологическом пикнике, который прошел в одном из лесных массивов Подмосковья. Эдуард Михайлович вместе с другими медийными лицами принял участие в акции по уборке зеленой зоны отдыха.

- Эдуард Михайлович, в экологическом пикнике впервые принимаете участие?

- Да, и мне приятно, что я могу внести свою лепту в наведение чистоты и порядка в Подмосковье.
В советские времена я, как и весь наш народ, принимал активное участие в, так называемых, коммунистических субботниках. Их еще называли «ленинскими». Мы с охотой выходили в этот день на работу по очистке города. Было весело, играла музыка. Ни у кого не возникало даже вопроса, почему я должен бесплатно трудиться. Наоборот, мы с удовольствием это делали. Я и сегодня вышел на субботник с ощущением радости, понимая, что после нас хотя бы немного в лесу станет чище.

К сожалению, наш народ на природе цивилизованно отдыхать не умеет. Мало того, что напивается, так еще оставляет за собой гору мусора. Для сравнения хочу привести пример европейских стран. Там, в частности в Финляндии, никому даже в голову не придет разжечь в лесу костер или бросить окурок. В Европе люди тоже отдыхают на природе целыми семьями, но после себя всегда мусор собирают в пакет и увозят, чтобы потом выкинуть его в специальный контейнер.

- По-вашему, какова роль СМИ в решении экологических проблем?

- Роль средств массовой информации особенно велика в реализации повышения экологической культуры населения, активности граждан в общественном экологическом контроле. Именно СМИ способны привлечь внимание населения и общественности к насущным вопросам в этой области.

Согласитесь, мало, кто осознает, что человек - такая же часть природы как небо и земля, вода и воздух, флора и фауна. Мы привыкли к тому, что на нее можно воздействовать силой. Это неправильно. Мы не должны ставить перед собой цель победить ее. Представляете, к чему бы привело, осуществи мы в советские времена план коммунистической партии по повороту сибирских рек? Вот именно о таких вещах надо рассказывать населению.

Кроме того, объяснять элементарные вещи, что, если разжечь костер или бросить окурок в лесу, может произойти пожар, гибель людей, животных, деревьев. И только совместными усилиями политиков, экологов, молодежных лидеров и, конечно, СМИ мы можем многого добиться в решении этой проблемы.

- А в детстве вам приходилось участвовать в субботниках?

- Мое детство прошло в Самарканде. Я там родился и вырос, получил образование. Детство запомнилось тем, что я вместе со своими одноклассниками занимался сбором хлопка. Учился тогда, помню, в 7 классе. Норма наша составляла где-то килограммов 10 с человека. И вот мы надевали на себя холщовый передник и шли вдоль кустов, согнувшись в три погибели, срывая цветок за цветком, и бросая их в фартук. Учитывая незначительный вес такого бутона с хлопком, представьте, какое количество надо было собрать, чтобы выполнить норму!

Работали мы ежедневно на протяжении трех месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь). На этот период отменялись даже занятия в школе. Кстати, в селах детский труд использовался уже с 1 класса. Бывало, кому-нибудь из детей становилось плохо, взрослые на это реагировали без должного внимания и продолжали жестоко эксплуатировать детский труд.

- Думали ли вы тогда о том, что станете известным тележурналистом?

- Что вы! Тогда телевизоров-то ни у кого не было. Помню, как у нас во дворе одна семья купила это чудо техники. Он был с линзой и напоминал аквариум. Так это было целое событие. Но главное, что мне запомнилось, так это количество ребят, пришедших на просмотр программы – 50, не меньше. Разумеется, ни о каком телевизионном будущем я не мечтал ни тогда, ни в школе, ни в университете. Хотя первая запись в моей трудовой книжке - диктор самаркандского радио. Вот с этого все и началось…

Конечно, в такой обстановке поговорить с легендарным журналистом более подробнее о его судьбе не было возможности. Поэтому, попрощавшись со своим собеседником, я пожелала ему здоровья и дальнейших творческих успехов.

Июль 2010 года.