Летний лагерь

 Я обнаружил эту фотографию в сети где-то в 2006 или 2007 году. Как-то так получилось, что тогда я отложил ее в сторону «на потом», да и забыл о ней. В 2012 году, роясь в своем электронном архиве, случайно наткнулся на это фото. Сразу же отправился в сеть по сохраненному адресу, но этой странички в Интернете уже не было и кто эти люди на фото стало тайной. Этот снимок был подписан так: "28.10.1933 год. Новощербиновская. Кулаков,
 Крицкий, Стратий, Собин, Переверзев, Скрипинков, Чернышов".

То, что в Новощербиновской была воинская часть, помнят многие коренные жители станицы.
 
Одни из них вспоминают, как они детьми бегали вечерами в расположение части, чтобы посмотреть бесплатно кино. Для тогдашней детворы эти походы были важным событием в их жизни, приносили букет приятных ощущений и массу знаний о чужой, недоступной им жизни.
 
Другие вспоминают, как моряки чистили «пятую» речку, и какой чистый и уютный пляж был в то время на этой речке. Этот пляж в начале пятидесятых годов притягивал к себе много людей различного возраста. Был он многолюдным, шумным, веселым и даже в будний день праздничным. Особенно шумно и весело было здесь в последнее воскресенье июля - День Военно-морского флота. С утра играла музыка. Работал буфет. Проводились спортивные соревнования и на суше и на воде. Матросы, курсанты, офицеры в белой парадной форме – зрелище не забываемое.
 
Некоторые из них вспоминают, как на танцах появлялись молодые, крепкие, симпатичные парни в бескозырках и очень модных тогда клешах. Тогда почему-то сладко бились девичьи сердца, хотелось петь и танцевать, а жизнь казалась чудной и прекрасной. Не у всех. Любовь она у каждого своя, неповторимая и не предсказуемая, а появляется тогда, когда ее совсем не ждут. Кто-то из тех девчонок, вышел замуж за летчика и потом большую часть жизни мотался с детьми вслед за мужем по гарнизонам и не от Волги до Дона, а от Германии до Дальнего Востока. А кто-то так и не дождался, сталинского сокола и создал семью с трактористом или скотником и всю свою жизнь прожил в станице.
    
А кто-то вспоминает, как на танцах вдруг возникали безобразные и беспощадные драки межу курсантами и местными парнями. Бились стенка на стенку, не щадя живота своего. На всю станицу был один участковый, а танцевальных площадок было восемь. Растаскивать дерущихся молодых людей было некому. Только благодаря благоразумию слабой стороны, а это было по разному, в одних случаях это были курсанты, в других  -  местные парни, которая просто  убегала с места драки, все обходилось малой кровью, синяками и ушибами.

А я помню, как однажды в конце лета, я вдруг увидел на небе большую, очень большую, группу парашютистов, которые медленно и безмолвно опускались вниз. Самого приземления я не видел, место приземления было закрыто домами и деревьями и поэтому  казалось, что они испарялись, куда-то исчезали. Видение было необычным и поэтому таинственным.   
 
Одни станичники называли их моряками, другие летчиками. Правы и те и другие. Воинская часть относилась к морской авиации. Это было подразделение Ейского
военно-морского училища им. Сталина. Многие утверждают, что  9 мая 1945 года офицеры и матросы этой части были на станичном митинге, посвященном Победе, а это говорит о том, что она (воинская часть) уже была в станице. Скорей всего, эта воинская часть обслуживала аэродром второго учебного авиаполка, к
 которому относились курсанты первого года учебы. Располагалась эта часть там, где находятся мастерские бывшего колхоза им Димитрова. Здесь находились казарма, столовая, медчасть, и другие службы необходимые для обслуживания аэродрома. Все здания были  саманными, довоенной постройки. Столовую и другие службы  аэродрома обслуживало нанятое гражданское население и матросы срочной службы. Матросы жили в казарме, офицеры снимали в станице жилье, курсанты жили  в палаточном лагере.
 
Аэродром располагался там, где сейчас находятся хим. склады колхоза им. Димитрова. В последствии его использовала сельхоз. авиация при внесении удобрения и химикатов на поля колхоза.
 
Каждый год в начале мая из г. Ейска в Новощербиновскую прилетал полк самолетов в составе одной эскадрильи и прибывала группа курсантов - первокурсников, которые обустраивали палаточный лагерь. Палатки большие, с двухъярусными койками, здесь же устанавливали большую палатку, которая была столовой для курсантов. Недалеко от палаток находилась площадка, на которой стояли двадцать  семь  деревянных грибков от солнца, под каждым – маленький столик со скамейками. Здесь у каждой летной группы свое место, кстати, у каждой группы был  свой самолет. Каждая группа состояла из 5 курсантов. Каждый день каждый инструктор проводил разбор полетов, знакомил своих курсантов с планами на следующий день, объяснял  курсантам их ошибки, совершенные ими во время учебных полетов.

 Будущие летчики проходили на новощербиновском аэродроме практическую летную подготовку на самолетах ОКБ им. Яковлева А.С. УТ-2, это многоцелевой учебный самолет. Учебные полеты проводились до октября месяца. Сначала в течение недели, а может – и больше, курсанты занимались предварительной подготовкой, привыкали к кабине, отрабатывали движение рулями, бесконечно мыли и чистили свой самолет.
      
 Затем начинались полеты, полеты и полеты, сначала по кругу с инструктором и всего 9 минут. Затем упражнения усложнялись. Только после выполнения  девяти упражнений курсант допускался, да и то после полетов с командиром полка к самостоятельным полетам. К этому моменту обычно около 30% курсантов первого курса от полетов отстраняли и отчисляли из училища.  Учили курсантов всему, на что способен самолет УТ-2. А он умел довольно много:  хорошо штопорил и выходил из штопора. Глубокие виражи, петли, переворот через крыло, бочки, иммельманы, боевые развороты – вот неполный список фигур, которым учили курсантов. Они даже выполняли каскады фигур: переворот – петля - боевой.  Потом были полеты в зоне. Закачивалась летняя практика экзаменом, который
 принимали командиры учебных полков, напоминаю, их в сороковых–пятидесятых годах было шесть, и их замы.
         
С 1954 г.  курсанты в станице больше не появлялись.  В скорее  здания, принадлежавшие воинской части,  были переданы колхозу им. Димитрова, а в 1959 году их снесли и на их месте построили  кирпичные здания для колхозных нужд.
 
Матросы  Футорян Борис, Козлов Владимир, Бережной Алексей  после прохождения срочной службы в этой воинской части обзавелись семьями и остались в станице.
 
Боевой летчик Клементьев Иван Александрович, выпускник ЕВМАУ им Сталина с ноября 1944 г. по май 1945 г. служил в 20 ИАП (истребительный авиационный полк). Этот полк прикрывал с воздуха транспортные суда, поставляющие грузы от  союзников. Клементьев И. А. летал на самолетах ЯК-9, на своем счету имел 2 сбитых  самолета. В одном из воздушных боев его самолет был подбит, Иван  Александрович был вынужден покинуть горящий самолет. Приводнение  на поверхность студеного Баренцева моря оказалось удачным, снаряжение не подвело, удалось легко и быстро освободится от  парашюта, и привести в рабочее состояние плавсредства.  Помощь пришла не скоро, но пришла.
       
 В конце мая 1945 г. его перевели в Ейск, а в Ейске решили, что он нужен 2-му УАП, так он оказался в станице Новощербиновской. В станице он познакомился с молоденькой, симпатичной девушкой, так в средней школе №2 появилась учительница  русского языка и литературы Клавдия Петровна Клементьева. Через некоторое время где-то там наверху решили, что выпускник сельхоз. техникума Клементьев И. А. будет нужнее сельскому хозяйству и его  демобилизовали. Бывший летчик стал работать в колхозе им Димитрова.
 
Командир роты специальной техники   младший лейтенант Потькалов Валентин Михайлович, женившись на Яценко Раисе Ивановне, продолжил службу в Севастополе на ЧФ, а затем на Дальнем Востоке на ТОФ.

Курсант  Рудинский Владимир Васильевич во время летней подготовки  в Новощербиновской познакомился  с Филенко Лидией Родионовной, родной сестрой Костенко Тамары Родионовны и родной тетей Татьяны Григорьевны Ровковской. После окончания училища, а было это в 1953 году, они создали семью, и у них  родилась дочь Татьяна Владимировна Рудинская. Сначала они жили в Керчи, затем в Ахтырке. В 1960 году они переехали в Краматорск. 9 октября 1961 года во время ночных полетов  Рудинский Владимир Васильевич погиб. Его дочери было только семь лет.


Рецензии
До чего же подробно всё описано! Будто сам перенесся в то время ив то место. Спасибо и удачи вам.

Ади Гамольский   23.09.2014 22:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.