Сказ про купца из Ельца...

Николай Парацельс
 (Иллюстрация Ольги Макиевой)

 Сказ про купца из Ельца
 и про девиц из Землянска

 * * *
 Я не хочу твой сон нарушить,
 хочу любовь свою беречь,
 ты спишь, но сказкой в твои уши
 вливаю я тихонько речь:
 “Ты помнишь, как жила девица,
 да у мосточка на Елец,
 как приходил до ней жениться
 какой-то молодец-купец?...
 Не помнишь? Слушай внове ту
 чудесной сказки красоту.
 Надеюсь, что не зря сказанье
 твоему явится вниманью.
 Пусть эта сказка тебе снится,
 моя желанная любовь,
 и потому я в ночь жар-птицей
 её шепчу на ушко вновь...”

 * * *
 “Какой был день, не помню даже,
 наверно, было воскресенье,
 купец товар свой вёз поклажей
 зимой под самое Крещенье.
 Стоял мороз, светило солнце,
 дул ветер северный — Борей...
 Девица, сидя у оконца,
 зевала, но умолчим пока о ней...

 А тот купец был молодой
 и с русой в кудрях головой,
 глядел вдаль карими глазами
 он на лучей закатных пламя...
 И конь его, играя шлеей,
 бежал, вытягивая шею,
 легко и споро; вдруг пред ним
 вскружила вьюга снега дым
 — перед купцом явился дед,
 он в шубу рваную одет...

 Купец коня попридержал,
 остановился и сказал:
 “Куда ты, старый, пособрался?
 Мороз ведь с ветром разгулялся,
 а ты идёшь среди полей
 в шубенке худенькой своей.
 Садись, тебя я подвезу
 туда, куда ты скажешь,
 ведь выбивает аж слезу
 из глаз мороз ядрёный даже...”

 А дед, немного помолчав, —
 “Спасибо” , — ласково сказал,
 и сел в купеческий возок
 к товару красному под бок.
 “Поедем мы дорогой ближней
 к Землянску-городу с тобой,
 там будет твой товар не лишним,
 продашь его за день-другой,
 ведь там под самое Крещенье
 гуляет ярмарка одна,
 и вот, моё такое мненье,
 что для тебя она важна”.

 Снег клубится, вьюга птицей
 впереди коня летит,
 сердце бьётся, метель вьётся,
 что-то с ветром говорит.
 А на небе тьма беззвёздна, 
 вечер путь свершает поздний,
 конь бежит, из под копыт
 пыль всё снежная летит...

 Задремал купец на миг, …
 а очнулся среди поля,
 в шубке худенькой стоит,
 и волчицей вьюга воет...
 “Где товар мой?! Где старик?!”
 — Только снег колючий колет.
 — “Позамерзнешь поневоле,
 тут пропав в несчастной доле!”
 Зашагал купец поспешно
 той дорогой... Иль не той?
 И прошёл сквозь вьюги снежность
 поворот один, другой.

 Вниз дорога повела и
 в овраг спустилась скоро,
 а в овраге дверь стоит,
 стоит чудно — без опоры,
 вне избы или хором —
 только снег один кругом!

 И купец, не постучав,
 дверь открыл, прошёл порог.
 И, дивясь, про всё забыл
 — за порогом печь стоит,
 и в ней вьётся огонёк
 — жарко сам собой горит...

 И откуда-то ему голос слышится спокойный:
 “Как зовут тебя, покойник?
 Надо в ведомость внести
 твоё имя, а не то головомойку
 поустроят бесы вмиг... ”

 “Звать меня Сергей Иваныч,
 по фамилии — Концов,
 из потомственных купцов...
 Только я покойник разве?
 Я и молод, и здоров,
 а таких пустых напраслин
 слушать вовсе не готов!
 Иль у чёрта ныне праздник?
 Говорит со мной тут кто?
 Покажись, каков ты с виду?!
 Никого не испужаюсь
 и себя не дам в обиду!”

 Засмеялся голос звонко:
 “Ох, Серёжка, насмешил!
 Тела связь с душою тонка!
 Вздох один — и ты без сил!
 А коль хочешь жить подоле,
 погулять по белу свету
 разрешу в моей то воле,
 но реши задачу эту:

 Как из круглого кольца
 получить вещь без конца,
 превратить ноль в бесконечность
 и для жизни твоей вечность,
 что течёт, не уставая,
 круга путь другим продляя.
 Вот, держи кольцо бумажно —
 умных мыслей не жалей,
 то решенье тебе важно
 отыскать бы поскорей,
 а не то в журнал смертей
 запишу, чтоб был смирней...
 да порой на огонёк
 ты поглядывай, сияет
 там конечной жизни срок,
 как погаснет его свет
 твоей жизни больше нет,
 а что есть, никто не знает...”

 И в ладонях у купца
 у Серёжки-молодца
 очутилось то колечко
 из бумажки из простой,
 кругом сделанная лента
 с двойной надписью витой.
 Надпись внешняя гласила
 — “Жизнь”, ну а там внутри
 слово “Смерть” звучало стыло...
 “Ты, купец, его сотри!” —
 заискрила мысль в мозгу
 вдруг мгновенно у Сергея...
 Тронул надпись и в тоску
 впал, и взгляд его тускнеет...
 Глянул в печь на огонёк —
 тот синюшностью поблёк
 и уменьшился в размерах,
 так что воздуха глоток
 вмиг застрял в зобу Сергея...

 Да себя он превозмог,
 тронул пальцем слово “Жизнь”,
 но сильнее свет померк,
 малой искоркой блестит —
 смерть с косою берёт верх!
 “В чём же суть, в конце концов?” —
 мысль напряг Сергей Концов, —
 “Эх, пока смерть не связала,
 разорву я то кольцо
 и свяжу перекрутив:
 может, вырву смерти жало!”
 — так и сделал... Глянь-ка, жив!

 Огонёк, сбежав из печки,
 искрой радужной блестит,
 по колечку вкруг бежит
 и не гаснет, а живит —
 пробежит одну сторонку,
 без разрыва перейдёт
 на другую, ведь поскольку
 Жизнь бессмертием живёт!

 И встряхнул Сергей себя,
 глаза заспано открыл...
 Кружит снег вокруг, клубясь,
 и торопко конь бежит.
 Цел товар купца в возке,
 ну а дед, сомлевши, спит!

 Вот приснятся же так страхи,
 что не сразу и поймёшь,
 что за нечисть тут во мраке
 тебя схватит — и помрёшь...

 Поутихла мягко вьюга,
 ветер тучи прочь изгнал,
 в небе ясным полукругом
 месяц ярко засиял.
 Высь во звёздном вся наряде
 в глазах радостью поёт,
 сердце в небушко зовёт!

 А дорога пред повозкой
 добежала к перекрёстку.

 “Эй, дедок, дремать хватит!
 Куда делать поворот?”

 “Правь направо, недалече
 уж землянский городок,
 верст с пяток ещё за плечи
 нам закинуть, дай-то бог!”

 Но ночь зимняя дОлга —
 шесть часов уже, но тёмно,
 вдоль дубового леска
 путь-дорожка вьётся скромно...

 “Глянь, земной там огонёк
 вдалеке блестит укромно,
 туда правь коня, продрог
 я в дороженьке бездомной.
 Там меня лежанки печь
 ждёт давно”, — ведёт дед речь.

 К избе скоро подкатили,
 ловко спрыгнул дед с возка:
 “Да, с годок уж не ходили
 по Землянску лапти старика.
 Здесь окраина Солдатской,
 ну а ты езжай до центру,
 есть у площади дом барский,
 там дают приют за малу ренту.
 Там накормят и коня,
 и тебе хлеб-соль дадут. Понял?
 У меня же, мил купец,
 ни овса, ни постных щец...
 И спасибо, что подвёз,
 а то сжёг меня б мороз!
 И прими, не погнушаясь,
 в дар колечко с бирюзой,
 пусть и медь в нём лишь простая,
 но оно с живой искрой!
 Кто наденет то колечко,
 будет вечно молодой!
 А красавице подаришь
 — значит ей твоей женой
 стать желанной и любимой,
 не ходи лишь счастья мимо...
 Не дари кольцо чертовке,
 что как писанная фуфель
 любит лишь себя одну
 — от макушки и до туфель...
 Съест она твои годочки,
 станешь худ и стар, как я,
 а сама цветок-цветочком
 умчит в чуждые края...
 В общем, я туда ходил
 и кольцо назад добыл...
 Ну а ты, купец, смотри,
 кому зряшно не дари
 кольцо медно с бирюзой,
 лучше сам будь молодой... ”


 “Дед, спасибо за подарок!”
 — отвечал купец-Сергей, —
 “Коль решусь жениться я,
 будь посаженным отцом
 ты на свадебке моей,
  и твоим мой станет дом,
 чтобы в холе ты дожил
 свой остаток бренных дней!”

 Распрощались, и дорожкой
 вновь полозья заскрипели,
 под дугой, дрожа немножко,
 колокольцы зазвенели.
 И везёт возок купца
 чрез мосточек из Ельца.
 Вправо сани повернули,
 а у площади приют —
 барский дом, а там снуют
 уж туда-сюда людишки,
 знать дела спать не дают,
 хоть ещё и рано слишком...

 Коня взяли под уздцы,
 распрягли,
 дав в торбе ему овсы,
 и попоною укрыли,
 а купца в дом пригласили.
 Чаю с мёдом наливают,
 речи складные ведут:
 Кто таков он да откуда?
 и какой при нём товар?
 Так и в чайных пересудах
 дождались небес пожар...

 Заря ярко полыхает,
 снег блестит, искря лучами,
 а купец сидит, зевая,
 обводя приют глазами:
 вот божница — с икон бог
 глядит, милостив, но строг,
 вот и печь стоит, за ней
 тётка бает чудный слог
 дочке барской про чертей
 и каких-то там попов —
 хлеба даст та ей кусок
 да остаточки супов.
 И купец подсел поближе
 слушать сказку этих слов...

 “Жил да был в Перлёвке поп,
 а до денег жуть как жаден,
 чтоб связать гречиху в сноп,
 он искал людей да так:
 не даст стёртый он пятак,
 а харчами лишь заплатит.

 Да никто не подряжался... 
 С Ендовища цыган шёл,
 да работу ту нашёл:
 “Дай пшена кусочек с сальцем,
 то и будет хорошо!”

 Счастлив поп такому сладу,
 дал цыгану, что просил,
 и с работником своим
 в поле выдворил. — Те рады,
 кашу с салом заварили,
 наедаются и спать,
 иль в картишечки играть...
 И денька так два прожили,
 а к косьбе не приступили.
 Съели кашей всё пшено
 друзья с салом заодно.

 И работник чешет брюхо:
 “На корню стоит гречиха!
 с нас портки сдерёт поп мигом,
 розог всыплет фунтом лиха!”

 “На меня ты положись,
 чуть подалее держись”, —
 говорит в ответ чернявый,
 — “Цыган я — ещё  на славу!”

 Заявляются в Перлёвку
 в дом к попу, и цыган ловко
 просит сала и пшена,
 мол не вся гречиха в поле
 ещё скошена сполна,
 а харчей уж нету боле!

 “Э, помногу вы едите!”
 — поп от жадности вскричал,
 ногой топал и ворчал...

 “Ну как, батюшка, хотите”, —
 ему цыган отвечал, —
 “Меня, грешного, простите...
 Не дай, поп, пшена и сала,
 чтоб твоя гречиха встала!”

 Так сказал и убежал,
 а работник близь стоял.
 Поп себя по лбу да хлоп:
 “Все цыгане колдуны,
 что загонят словом в гроб!
 Иди, глянь глазком одним,
 может впрямь гречиха встала?
 — Зря ему скормил я сало...”

 А работник — не дурак,
 чтобы битому не быть,
 надо грех свой тоже скрыть,
 съездив в поле, молвил так:
  “Да, гречиха внове встала,
 пуще прежнего стоит
 — зерно гроздями висит...”

 Поп и рад стал урожаю,
 всю её он покосил,
 но теперь уже деньгами
 людям добрым заплатил”.

 Засмеялася Анютка,
 так дочь барина все звали,
 и Сергей рад прибаутке,
 а не то глаза б уж спали.
 С кошелька достал он грошик,
 бабе дал за сказ пригожий.

 “Как зовут тебя, сердешный?
 Издалёка ведь, не здешний...”

 “Звать меня Сергей Концов
 — из елецких я купцов,
 тут привёз на распродажу
 товар малою поклажей,
 коль понравится опять
 буду гостем приезжать.”

 “А меня звать можешь Анна,
 по отцу я Куприянна,
 но за сказочное лихо
 и за вдовий тяжкий труд
 чаще всё как забулдыгу
 Куприянихой зовут.
 Ты, иди ложись, не спал, гляжу,...
 в часов десять разбужу,
 на базар с тобой схожу,
 твой товар всем предложу...”



 * * *
 Солнце на небе сияет
 — и синь небушка вольна,
 а купец всем предлагает
 ткань цветного полотна:
 “Полушалки и платочки,
 хоть супруге, хоть для дочки!
 Подходите, не робейте,
 с серебром медь не жалейте!
 Здесь за денежку свою
 всю оденете семью!”

 Ну а тётка Анна тоже
 помогает тут Сергею:
 сапоги попу предложит,
 попадье же бус на шею...

 Ходят бабы и девицы,
 смотрят ткани с чудо-птицей,
 и с узорными цветами,
 да с небесными огнями...
 Покупают то и это,
 чтоб зимой царило лето
 на платках, на сарафанах
 чисто, ярко и румяно!

 Но одна стоит в сторонке
 — у неё глаза в лазурь!
 Что стесняется девчонка?
 Словно тучки сизой хмурь
 заблестит у ней слеза,
 затуманив синь-глаза...

 Тихо молвит купцу Анна:
 “Что невестушка желанна?
 познакомлю тебя с нею,
 только будь ты сам смелее!
 И то помни, что она
 живёт бедная одна:
 отец с матушкой в могиле
 уж лежат годочка три,
 так что будь ты к ней милее
 и попусту не кори”.

 Подошла к девице Анна,
 мягко за руку взяла
 и к прилавку привела...

 — “Как зовут тебя?” — “Татьяна...”
 “Что ж в стороночке стояла?...” 
 “Да, так просто... Денег мало,
 чтоб обновки покупать,
 что себя зазря смущать...”

 “Ну, тогда возьми подарок,
 чтоб в душе цвёл месяц май,
 пред тобою все товары
 — всё что хочешь... выбирай!”

 “Мне бы медное колечко
 с бирюзою-синевой,
 всегда жаждало сердечно
 перстенёк носить такой...”

 Призадумался Серёжа:
 “Что ему теперь дороже,
 его молодость живая,
 иль девица молодая?”
 Призадумался, сказал:
 “Перстенёк я тот не взял,
 а оставил в той поклаже,
 что была не на продажу,
 в барском доме, где приют
 я нашёл с ночлегом тут”.

 Засмеялась вмиг Татьяна,
 колокольчик-смех звенит!
 “Брать иной я дар не стану!”
 — купцу смело говорит.

 День прошёл торговый зимний,
 поубавился товар,
 засинел морозный иней,
 в кошеле деньжат навар.
 Сергей едет в барский дом,
 чтоб согреть себя чайком,
 ну а Анне за подмогу
 дал он денежек немного...

 Дверь открыла не прислуга,
 а Анюта невзначай:
 “Будь, Серёжа, милым другом
 и попей со мною чай!”
 Принесла наливку к чаю,
 а в наливке зелье трав,
 и Сергей, не замечая,
 в тот капкан дурной попав,
 стал хвалится и собой,
 и дорожною сумой,
 и показывать колечко
 с камнем неба бирюзой...

 “Дай-ка, я его примерю!” —
 говорит Анюта жарко, —
 “Никогда я не поверю,
 что отдашь его подарком
 ты Татьяне или мне...
 А ты снился мне во сне,
 прошлой ночью с огоньком
 ты играл во сне дурном!”

 “Да откуда ты то знаешь?
 Иль на картах ты гадаешь,
 иль как ведьма по ночам
 на метле средь вьюг летаешь?”

 Прихихикнула Анютка:
 “Моё сердце очень чутко!
 и не будет мне, Сергей,
 здесь дружка тебя милей!”
 И его тотчас целует,
 обнимает, говорит:
 “Без тебе жила, тоскуя,
 в жёны ты меня бери!”

 И с хмельного пылу-жару
 тот отдал кольцо в подарок...

 Так зелёное винцо
 подшутило над купцом...


 * * *
 День настал торговый новый
 — базар ярмарки гудит,
 в голове пустой соломой
 хмель вчерашний всё шумит...

 Подошла к купцу Татьяна,
 а Сергей глаза отводит,
 после пьяного дурмана
 не узнал её он вроде...

 Что ж девица постояла,
 а в глазах слеза блеснула,
 да и дальше зашагала,
 как снежинку ветром сдуло...

 Быстро день прошёл в торговле,
 вновь убавился товар,
 как придаточек к присловью
 — в кошеле деньжат навар.
 Сергей едет в барский дом,
 чтоб согреть себя вином.

 Там Анюта его, встретив,
 в свою горницу ведёт
 и наливочку при этом
 ему чашей подаёт...
 Вновь испил её Сергей:
 “Ах, Анюта, нет милей
 мне твоих желанных губ! 
 Ты прости, вчера был груб...
 Будь, прошу, моей женой!” 

 “Э, желанный мой, постой!..
 мне приснился сон такой:
 есть к заветному колечку
 и серёжки с бирюзой,
 что дают любить сердечку
 очень жарко, милый мой!
 Дам я чудо-сапоги —
 хоть куда ты в них беги,
 они сами донесут
 и к утру тебя вернут.
 И за эту ночь, Серёжка,
 мне небесные серёжки
 ты как хочешь, но добудь,
 а не то меня забудь!”

 Запечалился Сергей:
 “Мне винца ещё налей!”
 И, испив того вина,
 в путь отправился без сна.

 Сапоги несутся споро,
 и в овраг спустились скоро.
 а в овраге дверь стоит,
 стоит чудно — без опоры,
 вне избы или хором —
 только снег один кругом.

 “Что ж знакомое местечко,... 
 там стоит, как помню, печка,
 и по витому колечку
 из бумажной ленты белой
 огонёк поярче свечки
 кружит радужно и смело...”

 Дверь открыл купец умело,
 шагнул тихо за порог,
 ну а там средь трав зелёных
 цветёт беленький цветок!

 Голос слышится спокойный:
 “Что ты здесь, Сергей Концов,
 потерял — в конце концов?
 Иль ты сделался невольник
 чьей-то чуждой тебе силы,
 что стремишься в глубь могилы?”

 “Нет, меня девица чутка
 послала сюда, Анютка,
 чтоб достал я ей серёжки
 с камнем неба бирюзой!”

 “Что ж их дам тебе без спора,
 только гибельна опора,
 ты к которой прислонился,
 будешь этим ты седой,
 не замедлив, очень скоро”.

 И серёжки с бирюзой
 заискрились над травой!

 Их Сергей берёт, и дёру,
 ведь остался вновь живой!

 И летит он в сапогах
 прямо в звёздных небесах
 к землям города Землянска,
 опускается во двор,
 где не вьюги кружит пляска,
 а Анюта, остря взор,
 ждёт да ждёт гонца Серёжку,
 ну а с ним и те серёжки,
 что для сердца ей милей,
 чем наш молодец Сергей...

 Серьги те он ей отдал — русый волос белым стал!
 Коль всё было б по любви, злой той не было б нови...

 Они в горницу идут
 и, целуясь, вино пьют...

 Так и ноченька прошла —
 зорька в небе зацвела...

 * * *
 День пришёл торговый новый
 — шумно ярмарка гудит!
 В голове же пустозвоном
 хмель полуночный гремит...

 Подошла к купцу Татьяна,
 а Сергей глаза отводит,
 опять с винного дурмана
 не признал её он вроде...

 Постояла, помолчала,
 друг сердечно не глядит,
 да и дальше зашагала,
 а глазах слеза блестит...

 Не зря день отдан торговле!
 — продан весь купца товар!
 Вечер кружит вьюгой внове
 — в кошеле деньжат навар!
 Сергей едет в барский дом,
 чтоб вновь греть себя вином.

 Там его Анюта, встретив,
 в свою горницу ведёт
 и вино опять при этом
 ему чашей подаёт...
 Вновь испил его Сергей:
 “Ах, Анюта, нет милей
 мне твоих желанных губ! 
 В седине пусть вьётся чуб,
 будь моей сейчас женой!” 

 “Э, любезный мой, постой!
 Мне приснился сон такой:
 есть к заветному колечку
 да к серёжкам с бирюзой
 ожерелье-синь-колье,
 и достань его ты мне!
 твоей будущей жене!
 Дам я чудо-сапоги,
 хоть куда ты в них беги,
 они сами донесут
 и к утру тебя вернут.
 И за эту ночь, мой друг Сергей,
 мне колье с бирюзой камней-огней
 ты как хочешь, но добудь,
 а не то меня забудь!”

 Пригорюнился Сергей:
 “Мне винца ещё налей!”
 И испив снова вина,
 в путь отправился без сна.

 Сапоги несутся споро,
 и в овраг спустились скоро.
 а в овраге дверь стоит,
 стоит чудно — без опоры,
 вне избы или хором —
 только снег один кругом.

 “Да, знакомое местечко...
 Только что за дверью той?
 Отчего щемит сердечко
 — словно смерть там ждёт с косой...”

 Дверь открыл купец умело,
 шагнул лихо за порог,
 ну а там желтеет осень
 — хоть и небо ясно в просинь,
 нет зелёного листа,
 желтизна — как пустота...

 Голос слышится спокойный:
 “Ты вновь здесь, Сергей Концов,
 Надоел, в конце концов...
 Всё тебе тут что-то мнится,
 беспокойней чем синица,
 ты туда-сюда летаешь,
 непокоем меня маешь...
 Что ты хочешь в этот раз,
 для земли в столь поздний час?”

 “Прислала меня Анюта
 ей добыть иное чудо:
 колье с камнем бирюзой,
 что блестит небес слезой!”

 “А ты знаешь ли, Сергей,
 каждый камушек планетой
 может стать, да и на ней
 жизнь взойдёт зелёным цветом
 среди ласковых морей?!
 Знай, держи колье, Сергей!
 Отдаю его без спора,
 только гибельна опора
 тех тебя нелюбых губ
 — станешь стар ты и беззуб... ”

 Взял Сергей колье, и дёру,
 рад — остался вновь живой!
 В сапогах он мчится споро,
 объят воздуха волной,
 к землям города Землянска,
 опускается во двор,
 где не вьюги кружит пляска,
 а Анюта остря взор,
 ждёт Сергея во дворе,
 ну а с ним и то колье,
 что для сердца ей милей,
 чем наш молодец Сергей...

 То колье он ей отдал — и беззуб, и стар он стал!
 Коль всё было б по любви, злой той не было б нови...

 Они в горницу идут,
 не целуясь, вино пьют...

 Он придвинулся к Анюте,
 ну а та серчает круто:
 “Э, бесхитростный Сергей,
 глянь-ка в зеркало скорей,
 ты уж шамкаешь как дед,
 ну а я девица-цвет!”

 Глянул в зерцало Серёжа,
 ну и впрямь в морщинах рожа,
 поредел волосьев чуб,
 как младенец он беззуб!

 Посидел он, помолчал,
 головою покачал,
 и из горницы долой —
 впряг коня в возок, домой
 в город славный свой Елец
 возвращается купец.

 Конь его, играя шлеей,
 бежит, вытягивая шею
 легко и споро; вдруг пред ним
 взметнулся снега белый дым,
 перед купцом явился дед,
 он в шубу рваную одет.

 Купец коня попридержал,
 остановился и сказал:
 “Куда ты, дед, вновь пособрался?
 Ведь ветер мёрзлый разгулялся,
 а ты идёшь среди полей
 в шубенке худенькой своей... ”

 А дед ему и отвечает:
 “Тебя увидеть вновь я чаял.
 Поедем мы в мою избёнку,
 а то продрог, как собачонка!
 Гляжу, ты тоже старый стал, как я,
 знать мы одной беды друзья...
 Чтоб в ступе воду не толочь,
 знай, я пока могу помочь,
 ведь не прошло ещё недели,
 как бесы зубы твои съели,
 а коли минет та неделя,
 то будешь стар на самом деле.
 Теперь лишь видимость одна
 — сотрёт её любви волна.
 Пока держись же молодцом
 — из плена вызволи кольцо!”

 “Ну, вот приехали — в сарай
 поставь коня и сена дай,
 там его копёнка мала
 с дней былых ещё осталась.
 Да и в дом спеши скорей,
 заходя, мороз за дверь
 не впущай, ведь этот зверь
 покусачей ста чертей!”

 Входит в избу гость-купец,
 всё знакомо тут глядит:
 печка русская стоит
 — огонёчек в ней горит,
 сам собою жарко вьётся
 как прирученное солнце!

 Сели за стол, пили взвар,
 из купца прочь винный пар...

 “А вот яблоки мочёны,
 на тот случай припасёны
 коли случится беда:
 эти вот, что все зелёны —
 коль укусишь их слегка,
 то повырастут рога,
 а вот с этих жёлтых снова
 — без рогов живи здоровым!”

 Слово за слово — решили,
 деда в бабу нарядили.
 Он взял яблок кузовок,
 от которых растёт рог,
 да пошёл он к той Анюте,
 что взяла колечко-чудо...

 * * *
 “Ты девица молода,
 только бледность — твой изъян,
 сьешь-ка яблоко мочёно,
 щеки вспыхнут без румян!”

 “Так, задаром, что ж не съесть
 — буду я как роза цвесть!”

 Съела яблоко, зарделась,
 лбом косяк дверной задела,
 шишки вылезли на лоб,
 их она ладошкой — хлоп!
 И пошли расти рога,
 как у кумова быка...

 Ну а бабы след простыл...

 “Помогите, свет не мил!” —
 в голос весь вопит девица,
 да на мир крещенный злится...

 Мать с отцом вокруг хлопочут,
 отпилить рога спешат,
 только зря тем мучат дочку
 — пилы зубьями крошат!
 Ищут повсюду врачей,
 чтоб убрать рога скорей...
 Но никто не подряжался,
 мир над жлобностью смеялся!


 * * *
 Так прошёл денёк, другой...
 вся измучена тоской,
 Анюта в зеркало глядит,
 дни и ноченьки не спит:
 “Зачем молодость нужна,
 коль, как бык, я вся страшна?!”

 Тут купец Сергей вернулся,
 девку глянул, ужаснулся:
 “Что ж, Анюта-цвет-девица,
 с чёртом лишь тебе водиться.
 Но избавить от рогов
 я готов,
 только ты верни колечко,
 и тогда ты станешь вновь
 жить без бычьих тех рогов!”

 “Вот оно твоё колечко!”
 
 “А серёжки? А колье?
 Это тоже не твоЕ —
 всё обманом ты добыла,
 а твоё сердечко стыло,
 как болотная могила!”

 “Забирай, забирай!
 — от рогов лишь избавляй!”

 “Съешь вот яблоко мочёно,
 то что жёлто — не зелёно”.

 “Сам ты эти фрукты кушай!
 Мне от них ведь стало хуже!”

 Надкусил Сергей слегка
 десной яблоко зелёно
 и повыросли рога
 надо лбом ветвистой кроной,
 как оленьи...  И тогда 
 он кусает то что жёлто,
 и рога,
 как срубили долотом,
 вмиг исчезли без следа,
 седина волос чиста...

 “Ладно, верю! — подавай,
 да за зло меня прощай!”

 Дал ей яблоко Серёжа
 и ушел в свой путь хороший,
 взяв кольцо, колье, серёжки
 — все с камнями бирюзой,
 жить оставил цвет-девицу
 без рогов, но с грусть-тоской...

 * * *
 Сергей едет путём ближним
 по мосту, что на Елец,
 там его чуть-чуть повыше
 замедляет путь купец.
 У морозного оконца
 душа-девица сидит
 и, прищурившись от солнца,
 вдаль на улицу глядит.

 За окном купец-старик
 стучит в Танино окошко:
 “Ты впусти меня на миг,
 я пред дальнею дорожкой
 тут пришёл к тебе виниться,
 в доброй памяти проститься...”

 “Кто таков? Тебя не знаю...
 Я чужих не привечаю...” 

 “Да, конечно, я чужой”,
 — говорит купец седой, —
 “Но, на память обо мне,
 возьми медное колечко
 с камнем неба бирюзой!”

 “Ах, спасибо! Я ль во сне?
 Что-то чувствует сердечко!
 Ты купец ведь не простой?...
 Как зовут тебя?” —  “Серёжа...”
 — “Да глаза уж очень схожи,
 но Серёжа был моложе...
 Ты отец его, быть может?!”

 Тут Сережа повинился
 — быль и небыль рассказал.
 Бьются два сердечка птицы,
 а глаза глядят в глаза.
 В поцелуе сошлись губы
 — нежно, ласково и любо!
 Все обиды позабылись,
 и сердца соединились,
 время сдвинулось на миг,
 и Сергей вновь не старик...

 Дальше всё пошло чин чином,
 словно в сказочке былинной:
 и венчание, и свадьба,
 и недельная гульба,
 вкусно ели, сладко пили
 — мне ж не выпала судьба
 погулять на свадьбе той,
 что ж дождусь я золотой!”

 Вот и всё моё сказанье
 твоему явлено вниманью...

 Ну, а сон твой длится-длится,
 в этом сне моя царица
 дарит мне свою улыбку
 и желанную любовь!
 Луч луны, качаясь зыбко,
 сочиняет сказку вновь...