Метафизика жизни и таланта

Надежда Дмитриева-Бон
         «Дети — жертвы пороков взрослых» — скульптурная композиция М.Шемякина.
                Установлена на Болотной площади в Москве.




     Творчество  Михаила  Шемякина  открылось  для  меня  с  первой  выставкой  его  работ  в  1998  году, 
в  Москве  в  ЦДХ  на  Крымском  валу,  которую  я  смогла  посетить.  Там  была  представлена 
серия  работ  «Чрево  Парижа»,  «Карнавалы  Санкт-Петербурга»  и  работы  посвящённые 
Владимиру  Высоцкому.  Выставку  разместили  на  первом  этаже  в  маленьком  зале,  но  та  мощь, 
и  не  ведомая  мне  дотоле  сила,  просто  оглушили  меня.  Я  ощутила  от  работ  невообразимую 
энергетику,  и  была  переполнена  эмоциональной  радостью.  Такое  состояние  я  пережила  впервые. 
Да,  знала,  что  живопись  обладает  энергетикой,  которая  воздействует  на  эмоции  человека, 
но  я  думала,  что  это  испытывают  люди  более  утончённые  и  искушённые  в  искусстве.  И  вдруг 
это  произошло  именно  со  мной,  и  чувство  это  было  удивительное,  это  чувство  было  сродни  счастья. 

     Я  человек  больше  земной,  мне  нравится  ясность,  свет,  добро,  радость,  грусть, 
словом  все  земные  чувства.  Булгаковский  роман  «Мастер  и  Маргарита»  это  совсем  не  мой  роман, 
все  в  восторге,  а  я  нет.  Нет  до  неприятия,  мне  вся  чертовщина  романа  просто  неприятна, 
летающая  Маргарита,  как  образ  роковых  женщин,  кот  Бегемот,  Гелла,  Азазелло,   вся  эта 
собранная  нечисть.  Словом,  я  готова  признаться  в  своей  литературной  серости,  но  никак  в  отсутствии 
таланта  у писателя. 

     А  вот  совсем  неземные  картины  Михаила  Шемякина,  каким-то  непостижимым  образом 
привели  моё  сердце  и  душу  в  восторг,  со  мной  произошло  чудо! 
Мои  глаза  видели,  а  душа  содрогнувшись,  парила,  чувства  играли  всеми  красками  Творца. 

    А  вот  после  испытанного  тобой  счастья,  послушаешь  критика  от  профессии  и  диву 
даёшься,  но  недолго,  поскольку  понимаешь,  что  очень  часто  это  чей-то  злой  умысел  и 
никакой  истины  в  том  нет.  Да,  что-то  может  и  не  нравится,  но  это  должно  быть  мнение, 
а  не  огульная  критика.  После  «Бульдозерной выставки»,  появилось  ответное  высказывание,  что 
дурак  не  тот,  кто  выразил  себя  по  средствам  творчества,  а  тот,  кто  пришёл  в  шляпе 
или  кепке  на  выставку  смотреть,  и  не  смог  увиденное   понять,  и  правильно  оценить, 
не  хватило  ни  ума,  ни  сердца,  ни  души. 

     Когда  я  прочитала  книгу  «Михаил  Шемякин.  Зазеркалье  мастера»  автора  А.Петрякова,  то  ещё 
раз  убедилась,  что судьба  талантливых  художников  во  все  времена  терниста  и  полна  испытаний. 
Я  считаю,  что  человек  способный  себя  выражать  по  средствам  искусства,  в  большей  степени  творец, 
чем  человек  созерцающий.  Хотя  есть  слова  русского  философа  В.Розанова – «Я  пришёл  в  мир, 
чтобы  видеть,  а  не  совершать»,  которые  и  позволяют  тем,  кому  не  дано  творить,  хотя  бы 
утешиться  созерцанием.  Но  жизнь,  к  большому  сожалению,  демонстрирует  огромные  полчища  тех, 
кто  вечно  с  розгами  злословия.  И  размышляя  на  эту  тему,  задаёшь  себе  вопрос:  «Человек  указующий 
и  критикующий  –  он  кто?»  И  получается,  что,  в  общем-то,  никто.  Прискорбно  осознавать, 
что  у  критиканов  хватает  личной  желчи,  цинизма  и  общественных  ресурсов,  чтобы  запустить  против 
таланта,  свой  дремучий  не  талант.  Веками  без  устали  работает  инквизиция  бездарности  и  алчности, 
веками  от  неё держит  оборону  талант  гениев  и  упорный  труд  мастеров.

    Вскоре,  возникший  у  меня  интерес  к  работам  М.Шемякина,  благодаря  открытости  жизни, 
стал  расширяться  и  за  счет  цикла  передач  «Воображаемый  музей  Михаила  Шемякина».  Поскольку 
я,  человек,  не  имеющий  творческих  талантов  и  специального  художественного  образования, 
я  с  огромным  интересом,  удовольствием  и  бесконечными  открытиями,  смотрела  эти  передачи. 
Для  меня  открылись  многие  моменты  творчества,  я  стала  верить,  что  воспринимать  искусство 
интересом  и  наитием,  это  не  самое  худшее  восприятие.  Так  устроена  жизнь  одни  создают 
культурный  слой  эпох,  а  другие  на  это  только  взирают.  Но  это  прекрасно,  когда  умеешь,  о
отличать  одних  от  других,  и  не  испытываешь  к  создающим,  плебейскую  зависть. 

     Я  радуюсь  за  людей  наделённых  талантом  творить,  и  за  себя,  что  во  мне  есть  искра 
воспринимать  и  ценить  талант  других  людей.  Недавно  я  ещё  раз  убедилась  в  том,  что  моя 
точка  зрения,  имеет  под  собой  основание.  В  своём  интервью  о  балете,  Мая  Плисецкая  сказала, 
что  не  верьте,  люди,  когда  вам  говорят,  что  вы  этого  не  поняли,  потому  что  вы  специально 
не  образованны,  или  недостаточно  подготовлены   –   это  обман.  Всё,  что  сделано  талантливо, 
всегда  понятно  и  обязательно  найдёт  отклик  в  душе  человека.

     На  выставке  работ  М.Шемякина  я  больше  не  была,  но  возможность  смотреть  его  творчество 
в  альбоме,  после  того  как  мне  довелось  видеть  его  работы  воочию,  дополняют  впечатление.   

     А  когда  в  2001  году  в  Москве  на  Болотной  площади,  в  моём  любимом  Замоскворечье, 
установили  скульптурную  композицию  «Дети  жертвы  –  пороков  взрослых»,  я  посчитала  это 
прекрасной  возможностью  видеть  талант  М.Шемякина  –  скульптора.  Я  часто  ходила  смотреть  эту 
композицию,  она  трудна  для  созерцания,  но  тема,  которая  в  ней  присутствует,  она  и  должна 
заставить,  содрогнуться.  Обходить  этот  вопрос  молчанием  это  низко  и  преступно  перед  нашими 
детьми  перед  обществом,  в  котором  мы  хотим  красиво  и  счастливо  жить. 

     В  композиции  по  средствам  своего  утончённо-мощного  мастерства  и  мистических  представлений, 
художник  и  скульптор  раскрыл  тёмную  тему  на  редкость  правдиво,  что  глядя на  неё,  уже  нет 
возможности  закрывать  глаза  на  проблему,  которая  стала  чумой  для  нашего  общества. 

     У  меня  вызывает  восхищение,  что  в  такой  монументальной  скульптуре  присутствует  безупречная 
чистота  линий,  доведённая,  на  мой  взгляд,  до  ювелирного  изящества,  изящества,  которое 
в  искусстве  исполняет  роль  эстетического  наслаждения,  а  в  этой  композиции  понуждает  сердце 
содрогнуться.  Все  воплощёно-порочные  монстры  страшны  в  своей  идеально-обтекаемой  форме,  они 
трудноуловимы,  их  сложно  поймать,  они  скользкие  и  безжалостные.  И  если  люди  не  внемлют  этим 
образам,  то  это  правда,  что  наше  общество  глухое,  немое  и  скользкое.  А  как  же  хочется  света, 
тепла  и  счастья!

     На  мой  взгляд,  даже  карнавальные  работы,  суть  коих  веселье,  всё  же,  сродни  тревожно-мистического 
волшебства.  Карнавалы  Венецианские,  или  Российские  маскарады,  это  место для  веселья,  но  принцип 
скрытого  лица  мало  похож  на  радушие.  Возможность  не видеть  истинного  лица  человека,  это  удобное 
место  для  тёмных  сил,  и  с  их  умением  поглощать  людские  души,  приводит  мистику  веселья  масок  к 
трагедии  жизни.  У  П.Флоренского  в  его  книге  «Иконостас»  есть  объяснение  на  эту  тему,  конечно, 
не  такое,  которое  возникло  у  меня,  просто  потому,  что  я  так  чувствую,  а  сформировано,  глубокими 
знаниями  в  различных  сферах  науки.  Так  вот  он  пишет:  «… и возникла  маска  в  современном  смысле, 
т. е.  обман;  мистическое  самозванство,  даже  в  самой  легкомысленной  обстановке  имеющее  привкус  какого-то  ужаса». 

     И  вот  в  композиции  «Дети  жертвы  –  пороков  взрослых»  вся  эта  нечисть,  кружится 
карнавальном  хороводе  забыв  надеть  приличествующие  веселью  маски,  в  полном  своём  оскале 
исполняют  шабаш  над  нежными  фигурками,  солнечных,  трогательных  детей  с  завязанными  глазками, 
повязки  детского  неведения,  которые  придают  им  ещё  больше  трагизма.

     Вся  композиция  открывает  для  ума  и  сердца  современный  мир  циничным  и  жестоким, 
но  Шемякин  так  неистово  его  обличает,  что  возникает  надежда,  может  люди  найдут  в  себе 
силы  победить  порождённое  зло,  которое  дамокловым  мечом,  висит  над  нашими  детьми.

     Хотя  уместно  заметить,  что  обличительные  офорты  Ф.Гойи  из  серии  «Капричиос», 
созданные  им  почти  двести  лет  тому  назад,  и  которые,  в  своё  время,  потрясли  общество, 
обнажив  страшную  реальность  жизни  в  лапах  инквизиции  и  войны,  но  мир  это  мало  изменило, 
кроме  одного  утешения,  правда,  очень  ценного,  что  в  искусстве  появилось 
великое  имя  Франциска  Гойя.

     Реальность  тёмных  сил  такова,  что  победы  над  ними,  кажется,  никогда  не  будет, 
потому  что  добро  и  зло  рождаются  вместе,  как  некая  лукавая  данность,  как  искушение  выбором, 
в  котором  человек  волен,  у  него  всегда  есть  свобода  выбора  между  добром  и  злом. 
Но  кроме  этого  зло  имеет  в  своём  арсенале  умение  не  только  рождаться, 
но  и  прорастать  там,  где  по  неосторожности  или  от  других  пагубных  действий,  добро 
теряет  свои  позиции,  и  это  делает  удельный  вес  добра  и  света  в  жизни  человека, 
трагически  малым.  И  нам  остаётся  одна  надежда,  только  на  чудо.

ДЕТИ…

И почему так жизнь опасна и жестока,
И почему мы в сердце Бога не впускаем!
Глухими монстрами желаем быть,
Невежество и грязь, и нищету, и горе,
И даже смерть везде хотим мы поселить.

А дети все из золотого света рождены,
Они не могут быть ни для кого чужими!
И если это нам душой суметь понять,
То мир, тем светом возродится,
И в мире нашем счастье поселится.