Узбекский Штраус Манас Левиев

Анастасия Павленко
У народного артиста Узбекистана Манаса Бетьяновича Левиева (1912-1990) была особая любовь к вальсам.  Он считал, что именно через эти душевные ритмы можно в полной мере передать радость  жизни, ее гармонию и красоту. И действительно, творческое наследие Левиева, включающее 11 музыкально-сценических произведений, музыку к 12 спектаклям, 7 кинофильмам, множество кантат, песен отличает  не только богатый национальный колорит, но и мелодичность, особая плавность, присущая вальсовым ритмам.

«Левиев – художник счастливой судьбы, посвятивший весь свой талант, творчество и общественную деятельность служению многонациональному музыкальному искусству», - так начинается книга узбекского музыковеда А. Джаббарова о жизни и деятельности Манаса Левиева, внесшего огромный вклад в развитие национальной музыкальной культуры, снискавший своими произведениями искреннюю любовь народа. Увы, на сегодняшний день издание 1986 года – единственный монографический очерк об этом выдающемся деятеле культуры Узбекистана. По сей день песни и вальсы Левиева услаждают наш слух, - взять хотя бы музыку к вечно живой киноклассике «Об этом говорит вся махалля» (реж. Ш. Аббосов) или «Очарован тобой» (реж. Ю. Агзамов), но информацию об их талантливом авторе в открытом доступе найти почти невозможно. А ведь биография Левиева не менее удивительна, чем его многогранное творчество.

Семью портного Беньямина и домохозяйки Блории Левиевых отличало от остальных семей в Намангане не сколько количество детей – их было 11 – сколько страсть к музицированию и пению. Профессиональных музыкантов в роду не имелось, но петь и играть на дутаре, нае, дойре по вечерам в этой небогатой семье было незыблемой традицией. Причем на эти импровизированные концерты, организованные образованной матерью,   приходили не только друзья, но соседи и знакомые. Особенно ждали зрители выступлений младшего сына – Манаса, виртуозно исполнявшего узбекские и таджикские песни и танцы, подсмотренные где-нибудь на свадьбе в махалле. Выступления знаменитых хафизов и яллачи Манас часто слушал и в городских чайханах, и на базарных площадях.

В 1922-м году семья Левиевых переезжает в Самарканд, где Манас учится сразу в двух школах – узбекской «Туран» и еврейско-таджикской школе № 26. Как вспоминает сам композитор, Самарканд со своими древними памятниками зодчества, ремесленниками, торговыми рядами, а в особенности музыкальной и театральной культурой «стал для меня живительным источником духовного формирования». В Самарканде ему поручают организовать школьный ансамбль из 12 флейтистов «Найчилар», который быстро обретает популярность в городе.

Юное дарование замечает и знаменитый певец из Бухары Леви Бабаханов, который в 1926 году с гастролями приехал в Самарканд. Именно этот сладкоголосый соловей последнего эмира бухарского Саида Алимхана, прослушав игру Манаса на дутаре и нае, посоветовал юноше серьезно заняться музыкой и даже предложил свои услуги. Но заболел серьезно отец Манаса, и об учебе на какое-то время пришлось забыть. Тем не менее, спустя 4 года Манас всё же оказывается в одной студенческой связке с такими будущими светилами музыки, как М. Ашрафи, М. Бурханов, М. Калантаров, Т. Садыков – в 1930-м году Левиев поступает в Самаркандский научно-исследовательский институт музыки и хореографии. Там он, наконец, постигает музыкальную грамоту.

Страсть к познанию музыкальных тонкостей в 1933 году приводит Манаса в Ленинградский музыкальный техникум им. Мусоргского. Приезд в город на Неве, а особенно впервые услышанный симфонический концерт, где исполняли произведения Чайковского и Бетховена, перевернули душу Левиева. «Я дал волю слезам, - вспоминал композитор о том концерте, - всё во мне было взбудоражено, в те дни я ходил окрыленный».

Состояние окрыленности долго не покидало Левиева. Он приобщался к гармонии и полифонии, вникал в систему многоголосья, взахлеб читал и был знатоком театральных премьер. Настоящим праздником для молодого композитора стало исполнение его симфонической поэмы «Нурхон» прославленным оркестром Ленинградской филармонии. Именно с этим произведением он поступил в консерваторию на композиторское отделение, а на экзамене, который принимал М. Гнесин, поэму Левиева на фортепиано сыграл сам Д. Шостакович.

Интересная деталь – учитель Левиева в консерватории Х. Кушнарев, чтобы дать ученику верное направление,  решил сначала сам проникнуться народной музыки Узбекистана. Два месяца Манас играл своему учителю на дутаре и нае, пел национальные песни, и только потом Кушнарев стал заниматься с ним методом обработки народных мелодий на различных примерах.

Когда началась война, Левиев, как и многие студенты Ленинградской консерватории, несмотря на протесты учителей, записался в добровольцы, попав в 265 пулеметный батальон. Но буквально через месяц он был тяжело ранен в бою и, чуть не лишившись слуха, был демобилизован в Ташкент. Однако именно в госпитале родилась первая военная песня Левиева «За Ленинград», которая потом  часто звучала на фронтовых концертах.

В Ташкенте композиторский дар Левиева стал приобретать особую мощь. Вместе с военно-патриотическими и лирическими песнями, которые рождались в соавторстве с Г. Гулямом, А. Каххаром, Х. Алимджаном, К. Яшеном, он пишет музыку к драме «Джалолитдин», совершенствуя свое композиторское мастерство.

Но подлинный расцвет таланта Левиева пришелся на 50-70-е годы. В этом время он активно участвует в работе художественного совета Узбекского телевидения и радио, концертных организаций республики, театра им. Мукими. Его превосходные песни, прозвучав впервые с экрана, сходили на концертную эстраду и прочно входили в быт узбекского народа.

В 55-м году Левиев становится ответственным секретарем правления Союза композиторов Узбекистана, закладывая основные принципы развития узбекской музыки. По сей день известные деятели культуры называют тот период золотым музыкальным веком, наследие которого хватит для изучения потомками и в 22-м веке.

Композиторское искусство Манаса Левиева, связанное с богатым национальным песенно-танцевальным творчеством, обладает особой притягательно-воздушной силой, оно возвышает человека, внушает ему веру в светлое и вечное.  Может, поэтому его  произведения продолжают жить в сердце народа?..