Баллада об иване-дураке

Мурали Мохан
НАША НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ - Иван-дурак и другие.....(Иванушка-дурачок) - один из популярнейших героев русских (а также белорусских и украинских  сказок. Воплощает особую.  стратегию, исходящую не из  практического разума, а опирающуюся  часто на противоречащие здравому смыслу постулаты, например, возлюби врагов своих или ударили по левой щеке - поставь правую и т.д. К этому добавим, что дурак - это герой  сказок, т.е. вымышленных историй, реально не существующих, представляющих иллюзию, которую принимают за реальность. Это ли не глупость, возведенная в морально-этический императив? Заметим, что изучению этой темы посвящены научные исследования историков, культурологов и философов в то время как сам образ национального героя является персонажем театра абсурда.

По некоторым версиям, имя с эпитетом "дурак" служит оберегом, предотвращающим дурной сглаз. По другой версии "дурак" - это имущественный статус Ивана-дурака. Поскольку он - третий сын, ему не положена доля в наследстве, поэтому дурак остается в дураках.
Как правило, его социальный статус низкий - крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим сыном. Не женат. Однако, с помощью волшебства, как по мановению волшебной палочки, Иван-дурак всегда успешно проходит все испытания, побеждает противников, женится на царской дочери, получает богатство и славу, заметим, славу ДУРАКА в квадрате.  Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую (по Жоржу Дюмезилю) магико-юридическую функцию, связанную не столько с делом (де факто), сколь со словом (де юро).
Иван-дурак - единственный из братьев, кто говорит, загадывает и отгадывает загадки и головоломки. Иван-дурак - поэт и музыкант; в сказках он поет, играет на  дудочке или гуслях-самогудах. Иван-дурак отличатся от умных людей особой речью. Два - три матерных слова ему достаточно для того, чтобы объяснить всю философию жизни, в которой помимо загадок, прибауток, шуток отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические принципы обычной речи, или даже нечто, напоминающее  "бессмыслицы", "нелепицы", языковые парадоксы, основанные, в частности, на игре омонимии и синонимии, многозначности и многореферентности слова и т. п. В конце концов, Иван-дурак всегда связан в сюжете с некоей критической ситуацией, которая завершается  праздником, победой над врагом и женитьбой.
Аналогичные сказки есть у других европейских народов. Например немецкая сказка "Ханс дурак"("Hans Dumm" Br?der Grimm. Kinder- und Hausm?rchen. Nr.54), итальянская сказка "Пьетро дурак" ("Pietro pazzo" Straparola G.F. Le piacevoli notti. 1927. Notte terza, favola I.), французская сказка "Женитьба Жана идиота" (" Le mariage de Jean le Idiot" S?billot, Paul. Contes populaires de la Haute-Bretagne. Paris, 1880. P.140-145.) Дурак, он и в Париже и в Африке – дурак.

ОНТОЛОГИЯ ИВАНА-ДУРАКА
Как правило, ИВАН-ДУРАК - герой сказок.  Как полагается в русском фольклоре , тот, кого зовут Иваном-дураком, вовсе и не дурак, а ловкий крестьянский парень, сам себе на уме. Хоть и распевает, лежа на печи, "изо всей дурацкой мочи",- "сам не прост", может и "черта оседлать".Он легко выполняет приказы глупого царя: "хитро поймал Жар-птицу", похитил Царь-Девицу, ездил за кольцом, "был и на небе послом", в котлах не сварился и "красавцем учинился". Веселый, разудалый простак, который всегда вознаграждается по справедливости силами добра. Образ русского Ивана- дурака продолжает сложившуюся литературную традицию в изображении сказочного героя (Емеля, Балда и др.).
Таким образом, Иван-дурак – это мифологизированный персонаж русских волшебных сказок, который в своих действиях ищет решения, в конечном счете, приносящих успех. В Христианстве Он, Иванушка-дурачок,  герой, выразитель народного христианского идеала скромности, нестяжательства, "нищеты духа" и юродства. В России, что ни дурак, то и святой.  Ивану дураку совершенно чуждо стремление к успеху и благополучию. Подчеркиваются его "дурость" и нелепость.

На тему Иван -дурак написано много книг, исследующих значение слова "дурак", " иван-дурак", которые считаются классикой  и собирательным образом русского человека, стало нарицательным.

В ведической литературе яванами называют мясоедов, людей низкого происхождения, необразованных представителей диких народностей. Яван - это  слуга Ямараджи, божества смерти. Яванами также называли племена, живущие в бассейне Карибского моря, ныне известных как греки.   Кирилл и Мефодий, которые создали славянскую азбуку, перевели богослужебные книги с греческого на славянский язык и стали проповедовать авраамическую галиматью на Руси среди славянских народов,  презирали русскую культуру, называя это язычеством,  существовававшим на территории Руси. С тех пор Иван дурак тало нарицательным. Дурак, с какой точки зрения на него ни посмотри, он и есть дурак.  Курам на смех -  дуракам везет. Иван-дурак в историю вошло как надругательство, насмешка  и принижение русского национального достоинства.
Первым, кто реально сделал шаг по пути упрочения русской государственности и возвышения нации - Петр великий, которого так не любили попы., до сих пор считая его Антихристом. Он пытался возродить принципы античности, о чем свидетельствуе  множество памятников  скульптуры и зодчества. Божества Венеры Милосской Апполона бельведерскокого, Дианы, вакх статуи Самсона раздирающего пасть льва, фемиды богини правосудия и пр......  С того времени получило развитие наука поэзия и искусство, театр и вовеличивание мирской власти, как символ самодержца держащего скипетр.

Петербург основанный Петром стал столице великой русской империи, которая даже чисто внешне отличается от Москвы с ее   теремами, куполами,  крестами и лобным местом. Симбиоз ведической античной и прахристианской культуры, который возник в результате смешения стилей на территории Российского государства  отличатся самобытностью и в определенном смысле традиционализмом. С тех пор истории о Иванушке-дураке стали своего рода гротеском и атавизмом, данью истории не более того.

Квазикультура

Слово "квази" выступает в значении 'мнимый', 'ненастоящий' мнимый, ложный, ненастоящий.... Ну, а  "культура" - это понятно....  Разумеется, если назвать  бескультурье бескультурьем, русские из-за своего шовинизма, прожектерства и тупости не согласятся.
Они будут из кожи лезть, оспаривая, чтобы доказать обратное, отчего будут выглядеть окончательными дураками. Так образ Ивана-дурака считается русской классикой в литературе, поэзии - символом русской национальной гордости.  Поэтому, не возмущая умы назовем их культуру квазикультурой, словом, значения которого не найдешь ни в одном словаре.
Отсутствие культуры у русских сказывается во всей полноте:  нет достойного поведения,  культуры общения ни в семье, ни в обществе и даже на публичных официальных встречах глав правительств, ни в кулуарах элиты и олигархов ни перед тысячной аудиторией, ни в сети интернета, ни на экранах ТВ шоу.

Нет ни культуры производства, еды и питья, ни культуры в самом смысле этого слова, ни культуры поклонения единому богу,  от которого произошло само слово культура.
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание или поклонение) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности и в конечном счете культ, или культура  - это поклонения Богу! Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и т.д. 

Но у  русских Нет ни культуры языка, соответственно, ни культуры мышления, ни культуры диалога, ни культуры ведения бизнеса, НЕТ культуры в собственном смысле слова  "культура", и поэтому нечего изучать.

В сфере профессиональной и научной деятельности отсутствие культуры  просматривается в речи и в культуре поведения. В сфере обслуживания нет культуры обслуживания; в сфере агрокультуры не культуры возделывания сельхоз культур. Нет культуры среди людей, считающих себя культурными в собрании  и  обществах интеллектуалов, у которых интеллект не поднимается выше обсуждения квартирных, семейных, политических, межконфессиональных и потребительских проблем.  Если человек не знает КТО ОН ЕСТЬ, отождествляя себя с материальным телом и не сознавая себя частицей БОГА, то это - полное бескультурье.

В старые времена особо омерзительных преступников лишали имени. Садистку-помещицу Салтычиху, убившую более сотни своих крепостных, было запрещено называть по имени, и называли в мужском роде - "он". В Швеции, обращаясь к преступнику, говорили: "ты, которого раньше звали так-то". Теперь люди безжалостно убивают не только животных, но и людей, истребляя нации и народы физически и через средства массовой информации, подмешивая идеологию расизма, богоизбранности, шовинизма и фашизма. БЕЗЫМЯННОЕ ОБЩЕСТВО БЕЗЫМЯННЫХ ЛЮДЕЙ - все это называть человеческой цивилизацией язык не поворачивается. Человека, принадлежащего к этому обществу, хомо сапиенс не назовешь, а что до народа, так вспомним Некрасова, где он беседует с ГЕНЕРАЛОМ.

Генерал:  Вот ваш народ - эти термы и бани, Чудо искусства - он всё растаскал! -
Некрасов:" Я говорю не для вас, а для Вани…"
Но генерал возражать не давал:  Ваш славянин, англосакс и германец Не создавать - разрушать мастера, Варвары! дикое скопище пьяниц!.
Желая урезонить Генерала, Некрасов продолжает:  …не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ,… Вынесет всё, что господь ни пошлет! Вынесет всё - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе.....  Но, начав за здравие на высокой ноте, заканчивает с грустью в голосе:  "Жаль только - жить в эту пору прекрасную  Уж не придется - ни мне, ни тебе".

В финале, когда картина почти готова, Некрасов делает последний штрих:  "Праздный народ расступается чинно... Пот отирает купчина с лица  И говорит, подбоченясь картинно: "Ладно... нешто... молодца!.. молодца!.. С богом, теперь по домам, - проздравляю!

((Шапки долой - коли я говорю!) Бочку рабочим вина выставляю  И - недоимку дарю!.." Кто-то "ура" закричал. Подхватили: Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:  С песней десятники бочку катили... Тут и ленивый не мог устоять! Выпряг народ лошадей - и купчину  С криком "ура!" по дороге помчал... Кажется, трудно отрадней картину  Нарисовать, генерал?"  С тех пор, когда были написаны эти стихи, прошло много времени. Теперь люди научились летать по воздуху, бороздить межпланетные пространства, плавать под водой  и бурить землю, пролагая туннели в каменистой почве и недоступных местах….. это далеко не полный перечень достижений современной науки и техники. Но теперь современные люди утратили понятие самого значения слова КУЛЬТУРА.

Поэтому в Ведической литературе  мудрецы называют весь этот водоворот материальной активности "украшением мертвого тела".  В  Индии, и теперь во многих других странах,  материальные  тела после смерти  кремируют. Но прежде, чем тело сжечь, его омывают, наряжают в чистые одежды, украшают цветами, иногда кладут драгоценности и деньги, спрыскивают духами, а потом бросают в огонь и забывают. Вот наглядный пример прогресса материалистической цивилизации и конечная цель жизни любого материалиста. Можно ли это назвать  культурой и достижением современной цивилизации?

Чтобы ответить на этот вопрос, ниже мы расскажем притчу, историю, которая наглядно проиллюстрирует, что собой представляет материальный мир, в котором дурак на дураке, дураком погоняет.

ПРИТЧА
Жил-был царь, у него была дочь красавица. Не зная как лучше выразить  свою родительскую любовь, подарил он ей необычайной красоты ожерелье. Трудно было сказать: ожерелье украшало ли царевну, или ее неземная красота усиливала красоту того ожерелья. Подолгу любуясь, рассматривая его, глядя на себя в зеркало, царевна была счастлива. Но вот однажды,  гуляя по саду, ожерелье соскользнуло c ее шеи и упало на траву. Не успела царевна наклониться, чтобы поднять его, как неожиданно появилась большая птица, схватила ожерелье и была такова. Няньки и служанки подняли крик. Прибежали стражники... Но как помочь горю? Узнав о случившемся, царь весьма расстроился. Без промедления он тут же издал указ: "Тот, кто отыщет ожерелье, получит полцарства и царевну-красавицу в жены".
Гонцы пустились оповещать о царской воле во все стороны света. Конечно, до царской милости нашлось немало охотников, но шел день за днем, а пропажу никому так и не удавалось найти.

В то время в царстве жил один дурак. Как известно, дуракам везет. Проходя как-то мимо озера, он неожиданно увидел, что на дне его что-то блестит. В глазах зарябило... Что это? Подошел поближе - ожерелье, лежит на дне и переливается всеми лучами радуги. Дорогая вещь. Теперь вопрос: "Как достать?" Озеро глубокое, неприятный запах исходит; гной, моча и испражнения плавают на поверхности; паразиты кишат и кусачие твари с острыми зубами. Нечистое место. Но, как говорят в таких случаях, охота пуще неволи. Страсть как хочется дураку получить полцарства и царевну в жены.  Подумал, подумал, сбросил с себя портки, закрыл глаза, заткнул нос и с головой бултыхнулся прямо в дерьмо. Вынырнул - не достал. Второй раз нырнул - опять не достал, третий раз нырнул и опять мимо. Счастье - вот оно, протяни рук и бери, но - как сквозь пальцы, неухватить. Только берешь, а оно из рук выскальзывает.
От грязной воды, тело дурака покрылось прыщами. Страшный зуд пошел, чешется - нет мочи, а дураку неймется, снова и снова он ныряет. Глядя на это  зрелище, народ собрался, большая толпа. Интересуются, спрашивают... Смотрят - глазам не верят: как на ладони царское ожерелье на дне лежит. Тоже один за другим раздеваются и ныряют в озеро. Выныривают с пустыми руками и начинают чесаться. Царство охватила эпидемия.

Слух об этом быстро распространился и дошел до царя. Ожерелье нашли, но не могут вытащить. В сопровождении свиты, слуг и министров, ученых-брахманов, повелитель мира сам собственной персоной пожаловал к гнилому озеру. Видит и в правду ожерелье лежит на дне.  "О нерадивые - приказывает, - достать!". Тут слуги, не раздеваясь, прямо в одежде стали нырять, но ожерелье так и не достали. "Заколдованное озеро". Царь собрал совет. Посовещавшись, решил повысить вознаграждение...  Но и это не помогло. "Глупцы!" - разгневался царь, и сам полез в воду. Снял с головы корону, сбросил доспехи... но по счастливой случайности, великий мудрец Нарада Муни проходил той дорогой, мимо озера. Из сострадания, видя как люди мучаются, святой подошел, чтобы узнать в чем дело. "О Нарададжи, кудестник, любимец богов, - припав к лотосным стопам, обратился к мудрецу царь, - будь милостив, помоги".  Сложив молитвенно руки Нарада поднял глаза к небу и сказал: "Вот!" И что вы думаете? Когда присутствующие подняли головы и посмотрели вверх, то увидели ожерелье, которое висело, покачивалось на ветвях дерева,  растущего на берегу озера. Вот так история. Какова же была радость людей? Всеобщее ликование, наперебой они бросились прославлять святого. Но как только попытались приблизиться, он тут же внезапно исчез, также неожиданно как и появился.

Прилагая свой комментарий, автор сравнивает материальный мир с гнилым озером. Материальное счастье - с отражением драгоценного ожерелья на его поверхности, а бушующие человеческие страсти - с  чесоткой. Не показывая пальцем, среди глупцов в этой стране  царь оказался первейшим. Не стоит удивляться, в обусловленной жизни каждый принимает материальное тело за самого себя, место, где он его получил, считает родиной, удовлетворение материальных чувств находит первейшей обязанностью, иллюзию этого мира принимает за реальность, порок за добродетель, а невежество за истинное знание.  Что делать мудрецу? Умный человек приходит в этот мир исключительно только для того, чтобы просветить людей, проповедуя им сознание Бога, и исполнив свою миссию, идет своим путем.
Чтобы решить проблему материального существования, связанную с рождением и смертью, старостью и болезнями, человек должен найти себе гуру, духовного учителя, который был бы так же хорош как Нарада Муни, Величайший бхакта Господа Кришны.

В этом мире обусловленная душа обманута несовершенством своих чувств и ума. Поэтому, получив несовершенное знание, она в свою очередь обманывает других - так это и продолжается. Вас обманули, и Вы кого-то обманываете. Каков же способ получения истинного знания? Истинное знание необходимо получить по цепи ученической преемственности,  к которой принадлежит и Нарада Муни.

ПО словам Достоевского, когда искра знания попадает в сырой русский мозг, она не разгорается пламенем а тлеет и чадит. Получение ложного знания дураками от дураков не может служить оправданием на суде Ямараджа.

Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас,