Еще один секрет Зеленого Сфинкса

Сергей Дерябин
 Сергей Дерябин               


               
               
           Общение с природой – одна из радостей бытия,  без которой смысл человеческого существования был бы не только  не полным,  но и просто ущербным. А вот если это общение кроме радости эстетической приносит еще и  соприкосновения с чем-то неизведанным, то уж тогда это занятие, я полагаю, обогащает  смысл жизни еще в большей степени.
              Хочу поделиться с читателями одним маленьким открытием, которое мне посчастливилось сделать еще летом 2011 года. Однако достаточно твердо утвердился в нем я лишь год спустя.
             Начну с того, что уже давно я хотел узнать название одной маленькой, но очень симпатичной птички, частенько встречавшаяся мною в лесу и, что интересно, всякий раз подолгу крутившаяся вокруг, иной раз подлетая совсем близко. И вот, наконец, в интернете я нашел ее фото и узнал-таки название. Зарянкой  или малиновкой ее звать. (фото 1. Из Википедии.)
     Попутно в Википедии прочел сведения о ней. Оказывается, она в народной молве весьма известна, а в Англии так вовсе слывет любимой певчей птичкой и даже является символом Рождества. Однако некоторые обстоятельства заставили меня обратить внимание на  недостаточно изученные, как я полагаю, стороны жизни зарянки. Я имею в виду особенности ее питания. Что известно о ее рационе? Да ничего особенного: червячки, мошки, в разгар лета – ягоды. Так в чем же открытие?
         А в том, что я, похоже, угадал еще один способ добывания корма зарянкой, который до сих пор не описан орнитологами. Причем, он открылся настолько хитрым и интересным, что способен ярко характеризовать не только уровень сообразительности этой маленькой птички, но также и степень сложности взаимодействия процессов в живой природе.
         В начале сентября 2011г, прибыв за грибами в свой любимый Желябужский лес, что под Калугой, и, забредя в густой ельник, я тут же обнаружил, что «это очень удачно сюда попал», так как белые грибы и подосиновики стали мне попадаться на каждом шагу. Но очень скоро  понял, что в этом доходном месте я оказался не один. Впереди, метрах в десяти от себя я увидел маленькую  птаху, вспорхнувшую прямо на шляпку гриба Я застыл и стал наблюдать. Птичка несколько раз клюнула мякоть гриба, затем соскочила на хвойную подстилку и принялась крошить кусочки грибной шляпки, упавших на землю. Затем почему-то отвлеклась от этого занятия, и в течение нескольких секунд пристально меня разглядывала. Потом взлетела и  принялась описывать круги  вокруг меня,  время от времени садясь на ветки на расстоянии буквально в двух метрах  (фото 2 и 3. Здесь  далее – фото автора).
автора)
        Но, надо сказать, слишком большого удивления я не испытал, так как и в прошлые годы мне доводилось наблюдать такие же непонятные маневры этих же рыжегрудых птах. Но вот зачем она крошила гриб – было по-настоящему интересно. И только найдя еще несколько грибов с целыми шляпками, я обнаружил у них интересную особенность. Ножки многих из них, причем и у молодых, были продолблены у основания, причем не до конца, а только частично. Благодаря этому грибы не падали, а имели возможность, судя по всему, продолжать свой рост (фото 4 - 8).

        Причем рваные края повреждений, а также кусочки грибной плоти, иногда виднеющиеся рядом, исключают в данном случае версию следов деятельности слизней, которые оставляют округло-сглаженные следы, причем главным образом на шляпках.
      А пройдя еще несколько шагов я, наконец, увидел то, что оказалось недостающими звеньями мозаики. Передо мной стоял большой белый гриб с раскрошенной шляпкой, а потом и еще один. Причем кусочки мякоти шляпки валялись вокруг грибной ножки несъеденными (фото 9, 10).
      И тут же в голове сложилась картина явления в целом. Птичка питалась вовсе не грибной плотью, а червячками, сидящими внутри грибов. А, самое интересное, чтобы в грибах гарантировано завелась эта самая кормовая база, у молодых грибочков сообразительная зарянка заблаговременно  продалбливала ножки, мягкая ткань гриба обнажалась, а грибные мухи тем самым получали возможность без помех откладывать свои яйца. А, возможно, и сами становились кормом для зарянки. Но последнее допущение все-таки следует назвать сомнительным, поскольку на фото (5) мы видим сразу две продолбленные ножки рядом. Для приманки-ловушки это – явный перебор. Хватать добычу сразу с нескольких точек весьма затруднительно. Да и не прибыльное это занятие. А, главное, опасное – долгое сидение на земле чревато вероятностью самой быть съеденной каким-нибудь хорьком или лаской. Стало быть, основная цель долбления дупел в грибах – заражение гриба личинками. О чем и свидетельствуют разбросанные кусочки грибной мякоти.
          И еще. Орнитологи объясняют назойливость зарянок по отношению к людям обычным попрошайничеством. Но я убедился, что это не так. Никакие крошки, бросаемые мной,  зарянок не привлекали. Им явно было нужно от меня чего-то другого.
         Как мне кажется, и эту загадку мне удалось разгадать. На уровне гипотезы, по крайней мере. Дело в том, что вид человека, появившегося в лесу, инстинктом зарянки наверняка ассоциируется с образом некоего крупного зверя. А что может быть нужно маленькой птахи от крупного зверя? Правильно – остающийся после него навоз, где можно вдоволь и весьма полезно поковыряться.
         И вот год спустя я поучил весьма определенное подтверждение и  этой своей гипотезы, причем, уже в совсем другом лесу, а точнее на вырубке, заросшей молодыми сосенками. Когда я опустился на землю отдохнуть, положив рядом с собой рюкзак, то  сначала не сразу заметил знакомую красногрудую птичку, которая  деловито засеменила по траве к моим ногам. Я застыл, не веря своим глазам. Зарянка  же без всякого стеснения заглянула под под мои согнутые колени, осмотрелась и, как мне показалось, разочаровано устремилась прочь.   
         Такие вот дела. Жаль только, что «полного счастья» гипотезе о животноводческих талантах зарянки не хватает решающего доказательства – снимков  процесса долбления ею дупел в грибах и добывания червячков из их мякоти. В тот раз этих снимков сделать так и не удалось. Постараюсь в будущем  восполнить этот пробел.
         А может быть кое-кому из читателей первому улыбнется удача добыть это решающее доказательство, да и вообще подтвердить мои наблюдения? И тогда данная гипотеза превратится в установленный факт, который наверняка и войдет в учебники биологии.
        Ну, что, ребята, скоро лето и тогда – айда в лес за открытиями, оставив дома суету мелочных забот! Зеленый Сфинкс, хранитель наших русских лесов, дабы заполучить новых прихожан в свой храм, уверен, не будет жаден в отношении своих тайн. Любовь и уважение к природе – того стоят!
                Март 2013, июль 2014г.