Цветные войны, генезис

Александр Клюшников
Сегодня можно констатировать, что прямые военные конфликты любой напряжённости, от больших, до самых маленьких, между Великими державами практически невозможны.

Причина тому проста – слишком велик риск, и, по сути, неизбежность, что военный конфликт быстро перерастёт в обмен ядерными ударами. На этот риск, сколь бы мал он ни был, руководство ни одной страны ядерного круга (из обладающих существенным ядерным арсеналом, способным причинить неприемлемый ущерб противной стороне) не пойдёт. А именно такими странами и являются Великие державы.

Но, тем не менее, подобное положение вещей не в силах отменить конкуренцию за место под солнцем, которое подразумевает постоянную игру за собственное усиление за счёт противника.

В эпоху Холодной войны это выливалось в конфликты на территориях спорных держав полуперефериии с применением вооружённых сил, принадлежащих сателлитам, что исключало прямое противостояние войск основных игроков.

Что же касается периферии, то они всё то время были неприкасаемы, так как находились за красными линиями, прочерченными сверхдержавами. Так, расположение американцами ракет на территории Турции мгновенное привело к тому, что Советский Союз сделал попытку разместить аналогичные ракеты на Кубе. И это чуть не привело к обмену ядерными ударами.

И хотя с распадом СССР Америка стала гегемоном планетарного масштаба, это не отменило того, что страны периферии Великих держав остались неприкасамыми, как их внешний пояс безопасности. Точно так же, как и прямая военная агрессия, в них невозможно и осуществление сценариев, наподобие тех, к осуществлению которых привыкли американцы в Латинской Америке и Африканских странах – инициированию вооружённых переворотов в интересах своих ставленников.

И именно этот вызов и привёл к изобретению технологии «цветных революций», позволяющих создавать правдоподобную иллюзию демократического процесса. Что позволяет отметать обвинения в иностранном участии при приведении нужного правительства.

Отсюда можно сделать вывод, что движение военного противоборства в этом направлении в дальнейшем будет только развиваться, оставив прямые вооружённые конфликты для отсталых стран, неспособных нанести Великим державам неприемлемого ущерба. И в то же время обычные вооружённые силы Великих держав будут играть характер сдерживающего противовеса против аналогичных сил слабых стран, для того чтобы у последних не возникало желания напасть на «слабого», но богатого противника.

Отсюда можно сделать вывод, что армии великих держав окончательно приобретут характер полностью профессиональных формирований с существенным креном в сторону ( в случае пехоты) спецвойск, а также высокотехнологичных видов вооружений.

В то же время методы информационной и психологической войны (работающей над тем, чтобы сделать население страны-противника своими «солдатами» - то есть силой, выполняющей задуманные задачи в интересах противостоящей стороны и против страны собственной) методы управления массами, будут развиваться, становясь всё изощрённее и эффективнее.

И это, так же, ставит задачу не только разработки действенных методов противодействия в войне нового типа, но так же и усиления сил правопорядка и внутренних войск, а кроме этого, и разработки тактики и стратегии их действий в войне нового типа.

При этом можно отметить, что такая война не будет иметь холодной и горячей фаз, как войны прошлого этапа. Это войны перманентные, идущие постоянно, только с меньшей или большей интенсивностью.

Инструментами «цветной войны» являются представители пятой колонны (агенты влияния), которые на данной этапе и являются основными проводниками информационного воздействия на массы населения, настраивающего их на нужную манипулятору волну.

Первый этап – пропагандистский, целью которого является убедить людей в необходимости перемен.

Второй этап – (отчасти протекающий одновременно с первым) подсунуть обработанным массам нужные кандидатуры во власть.

Важной задачей, без которой невозможно проведение цветной войны, является достижение перевеса в контроле над информационным полем и смысловым полем. Это не столько состязание над контролем над средствами донесения информации (интернет, социальные сети, традиционные СМИ, системы распространения слухов и т.п.), сколько состязание в создании наиболее правдоподобных и убедительных версий событий, наиболее убедительной подачи материала, выстраивании наиболее убедительной логики происходящего, создания наиболее проникновенной идеологии, в бОльшей степени захватывающей людей. При этом, можно констатировать, что механическое создание информационного занавеса, замена им противостояния, может дать, скорее, противоположный эффект, усиливая подспудно аргументацию противника, как это происходило в СССР. Как итог, в результате такого ограничения люди лишаются своеобразного «иммунитета» против манипуляций, становясь лёгкой добычей противника.

Так что, отсюда, следует и основное, для нас, средство борьбы с манипуляциями противника – быть максимально честными и правдивыми с собственным народом, и учить его самостоятельно искать, анализировать и препарировать информацию, строить логические построения и делать правильные выводы. В этом случае человек даже имея ограниченную информацию, сможет понять, что что то здесь не то, если его пытаются обмануть. Сегодня же средний человек воспринимает, в основном, информацию некритически, основывается на эмоциях, тем самым становясь легким объектом для манипуляций.

Конечно, предлагаемый подход несёт издержки и для собственного правящего класса, так как народ, умеющий анализировать, уже не позволит себя обманывать. Будет труднее держать его в повиновении. Но, кроме уменьшения рисков от чужеземного вмешательства, одновременно это даёт и возможность, а именно – повысить качество управления государством. Что, в конечном итоге, сыграет на руку и правящему классу, так как это неизбежно будет вести к увеличению могущества.