Фрау Лоен

Генадий Бехтгольд
       В пятьдесят лет я поступил в одногодичную школу Альтенпфлегешуле при доме престарелых в районе Фогельштанд города Манхайм. Альтен - старые, пфлеге - ухаживание, уход. Да, я стал учиться на ухажёра, вместе с женой. Половина учебного времени отводилось практике, работе в доме престарелых. Так что мы оплачивали учёбу работой по месту учёбы. Удачный вариант, никто никому ничего не должен.
       Первые две недели мы помогали штатным ухажёрам, ещё пару недель работали под присмотром, а затем самостоятельно.
       Население таких домов в основном женское. Мужчины уходят из жизни раньше женщин, и в таких домах тоже в основном долго не живут.
       Женское население относились к обслуживающему персоналу как к должному, а нас учили, как должно работать. Прежде, чем что-то сделать, сообщать жильцам-жиличкам,что будешь делать. Не привязывать жильцов к себе, хорошего много не бывает, а тебе надо обухажорить вовремя всех вверенных людей.
       В начале моей самостоятельной работы готовил к завтраку недавно поступившую даму лет около семидесяти. Помог ей искупаться под душем, а когда промокал полотенцем части её тела, её посетила игривая мысль:- А что бы сказала ваша жена, если бы увидела, что вы делаете? Застёгивая бюстгалтер на её спине, отвечаю, что жене некогда на меня смотреть, она на другом этаже готовит к завтраку мужика.
       Вскоре в отделении сменилось начальство, шефом стал ещё молодой мужчина с мушкетёрскими бородкой и усиками с натурой и внешностью Атоса. И женский коллектив отделения преобразился. Исчезла нервозность и мелкие склоки.
       Специфика работы отражается на взаимоотношениях в коллективе. Местом переодевания служила тесная каптёрка с незапирающейся дверью. Переодеваюсь после смены, распахивается дверь, влетает коллега, молодая итальянка: - Извини. я спешу, подвинься.
       Вскоре я получил от шефа список моих уже постоянных подопечных. С данными о них мог ознакомиться в журнале дежурств. Самой пожилой была фрау Лоен, девяносто лет, активных болезней нет, старческие изменения скелета, передвигается самостоятельно в кресле-коляске, нуждается в помощи при купании и одевании, ест самостоятельно. Устно сообщили, что дама c характером.
       Утреннюю смену начал с фрау Лоен. Постучался, вошёл, осторожно разбудил, представился и приступил к утренним процедурам. Сделал желаемую ею температуру воды, надел рукавицу из махрового полотенца и начал мыть тело. Тела, собственно, не было. Скелет, обтянутый кожей. Быстро и осторожно обмыл её, промокнул полотенцем, увидел на полке согревающий бальзам на брандвайне, спросил, хочет ли она согреться, снял рукавицу и быстренько втёр в сухую кожу бальзам, нарушая правила, предписывающие работать в резиновых перчатках.
В перчатках не чувствуешь, что нужно телу, да и жильцам неприятно, когда с ними,
 как с заразными, в перчатках общаются.
       Моя подопечная оживилась, аж порозовела. Усадил её, готовую к завтраку, в коляску и поспешил к другим, в списке было ещё шесть человек.

       Нам дали учебное задание написать биографию, историю жизни кого-нибудь из подопечных. Из моих фрау Лоен выделялась ясным сознанием, живостью
ума и врождённой интеллигентностью в русском понимании. Она легко согласилась помочь мне в учебном задании.
       Родилась она в университетском городе Хайдельберг, в школе была сорви-головой. В летние месяцы лазала с мальчишками по деревьям на берегу ещё не втиснутого в бетон Некара, ныряла с ветвей в реку, научилась свистеть с помощью пальцев. Рано вышла замуж, держала с мужем обувной магазинчик, появились дети, дочь и сын. Безбедные времена закончились, когда мужа призвали в армию.А с началом войны от мужа перестали приходить письма.
Пришлось одной содержать и воспитывать детей, заниматься магазином.
       Вернулся домой комиссованный по ранению муж. Он не мог смириться со
сломанной судьбой, много пил и гонял пьяный на мотоцикле. Авария, смерть.
       Хайдельберг американцы не бомбили, там учились их дети. А автозавод "Мерседес" в Манхайме разнесли. Находившееся рядом производство "Опеля" не тронули, В него был вложен американский капитал.
      
       После совместного написания биографии появилось взаимное доверие, симпатия...
    ...Фрау Лоен катится в своей коляске из обеденного зала по коридору к своей комнате. Иду следом. Издалека видно, в приоткрытой двери её комнаты стоит пустая коляска. Фрау Лоен удивлена.
      -Интересно, кто у меня в гостях. Я пошёл посмотреть. В дверях туалета стоял мой подопечный, отец обербургомистра, и был увлечён процессом. О чём я сообщил хозяйке комнаты. Она улыбнулась:
     -Ну, не будем ему мешать, Хер Бехтгольд, погуляем пока по коридорам.
    ...Сопроводил фрау Лоен в обеденный зал и занялся неотложным делом. Поступила туалетная бумага большими листами, надо было её нарезать на нормальный размер. Хотелось побыстрей сделать дело, брал пачки потолще,сила есть - ума не надо. Через двадцать минут пальцы были в водяных мозолях, а я в мыле, продолжаю резать. Пообедавшая подопечная медленно катит мимо меня, взгляд вперёд. Поравнявшись, фрау Лоен тихо, для меня, произносит:
    - die Arbeit macht das Leben suss. Работа делает жизнь сладкой.
Так я в поте лица узнал цену немецкой поговорки.
       Как-то, уже не помню, что на меня нашло, поднял фрау Лоен с коляски, и вместо того, чтобы уложить её в кровать, закружился с ней по комнате. Она беззвучно смеялась, приняв игру. В этот момент в комнату вошла русскоязычная коллега из следующей смены и замерла. И зашипела на меня:
     -Ссума ссошёл! Положи на мессто! Чтосслучится в тюрьму упекут!
Кружение прекратил, но кураж у фрау Лоен остался, судя по её блестящим глазам и озорной улыбке. Поставил её на пол, взял за руки:
     -Я верю, вы можете ходить.Прошу вас, два -три шага, смелей.
Она нерешительно, медленно сделала несколько шагов, и улыбнулась.
     -Мне уже лень ходить, отвыкла. Лучше в коляске.
      Подошло рождество, учеников школы освободили на праздничные дни от работы. В первый послепраздничный день приготовил фрау Лоен к выходу на завтрак и подкатил её к большому. до пола, окну, выходящему во внутренний
двор. День был солнечный. Фрау Лоен безучастно смотрела в окно. Затем ровным голосом сказала:- Я не хочу больше жить.И замолкла. От неожиданности я стал говорить всякую чепуху, что скоро опять весна, расцветёт природа и. И замолчал. Фрау Лоен всё тем же ровным голосом отозвалась: -Всё это уже было.
Затем развернулась с коляской ко мне.
     -Уже не осталось в живых никого из моих одноклассников, никого из друзей, только я одна... не хочу больше жить.
      Когда я пришёл на следующую смену, узнал, что фрау Лоен умерла.




фото Хайдельберга из интернета