Мать поэта Е. Баратынского

Гениальные Матери
Александра Федоровна Черепанова (1777–1853) – мать поэта Е.Баратынского, была одной из выпускниц Института благородных девиц при Смольном монастыре, удостоившейся высшей награды. Любимая фрейлина императрицы Марии Федоровны, она была примером и воплощением всего лучшего, что было в педагогической системе Воспитательного общества в эпоху Просвещения в России.
Выйдя замуж, она стала идеальной женой, матерью и хозяйкой. В 34 года Александра Федоровна овдовела, на ее руках осталось семеро детей; старшему Евгению было 10 лет. Всю свою жизнь она посвятила детям и внукам.
Первенец, будущий поэт, был особо близок с матерью. Ему посчастливилось получить первый выплеск энергии материнской любви. В детстве он считал себя пажом «королевы». «Он привык находиться при ней, внимать, как она читает собравшимся в кругу неё детям сказки и нравоучительные истории».
Благодаря целенаправленному воспитанию, полученному Александрой Федоровной в Институте благородных девиц, она сумела так же целенаправленно воспитать своих детей гармонично развитыми личностями: сыновей – достойными гражданами Отечества, дочерей – достойными матерями. Все дети Александры Федоровны были образованными людьми: разбирались в литературе и живописи, играли на различных музыкальных инструментах, хорошо рисовали. В письме Александра Федоровна дает поручение дочери Софье купить английское фортепиано, а может два хороших инструмента, помня о числе теперешних и будущих виртуозов...»
Будущий поэт уже в 4 года говорил на двух языках, а в 6 лет свободно читал и писал на русском и французском. Сохранились письма Евгения Баратынского, среди них детско-юношеские письма к матери.
«Вы пишите мне, что мне нечего тревожиться о матери, но разве есть для меня в мире кто-нибудь дороже матери, да ещё такой доброй и нежной, как Вы? Ах, маменька, сын, который не тревожится о матери - не сын».
Он доверяет ей первой свои сокровенные мечты: «Нынче в минуты отдохновения я перевожу и сочиняю небольшие пьесы и, по правде говоря, ничто я не люблю так, как поэзию. Я очень желал бы стать автором». – «Следующий раз я Вам пришлю нечто вроде маленького романа, который я заканчиваю. Я очень желал бы знать, что Вы о нём скажете. Если Вам покажется, что у меня есть талант, я буду изучать правила, чтобы совершенствоваться в этом».
Мать даёт ему литературные советы, руководит его чтением. В 12 лет он написал на французском языке первое стихотворение, посвященное маме.
Одновременно Баратынский мечтает о морской службе: «Умоляю Вас, маменька, не противиться моей наклонности. Я не могу служить в гвардии, её уж очень берегут. Во время войны она ничего не делает и остаётся в постыдном бездействии... Я чувствую, что мне постоянно нужно что-либо опасное…».
Несмотря на превосходное воспитание, в Пажеском корпусе с Баратынским приключилась беда. Попав под влияние друзей, начитавшихся «Разбойников» Шиллера, он совершил кражу и был исключен из учебного заведения. Это стало причиной его сильной депрессии. Несколько лет он провел в родовом поместье Мара рядом с матерью. Впоследствии он писал Жуковскому, что встреча с матерью потрясла его, особенно нежданной «бездной нежности». Сердце его «сильно вострепетало при живом к нему воззвании; свет его разогнал призраки, омрачившие мое воображение, – я ужаснулся как моего поступка, так и его последствий». Вместе с матерью Евгений провел болезненную, но плодотворную работу души. В это же время он начал серьезно заниматься поэзией.
Письма дочери Софьи, адресованные маменьке, рисуют образ Александры Фёдоровны, утончённо светской, музыкально образованной, начитанной умницы, учительницы, наставницы, а также рукодельницы, садовода, строителя - грандиозной личности.
По описанию внучки Александры Федоровны «Её можно назвать необыкновенной женщиной: в ней благородство характера, доброта и нежность чувства соединились с возвышенным умом и почти не женской энергией».
Никто просто так не рождается, и просто так не становится ни героем, ни гением, ни творцом, ни просто хорошим человеком.
Старший сын Александры Федоровны – Евгений Баратынский стал известным поэтом.
Сын Ираклий – генерал-лейтенантом, губернатором Ярославля и Казани, кавалером многих орденов.
Сын Сергей – чиновником при Тамбовском губернаторе, хранителем родового имения – культурного центра Мара.
Дочь Варвара была матерью выдающегося учёного-педагога С. А. Рачинского.
«Дайте нам лучших матерей, и мы станем лучшими людьми». (Ж. П. Рихтер)