Полюшко-поле...

Татьяна Аверьянова
Многие наверное помнят, как в не далёкие ещё советские времена помогал город селу выращивать урожай. И в частности — рабочими руками, которые и рабочими-то можно было с большой натяжкой назвать.

В определённые сельхозработами сроки вывозили нас из НИИ автобусами на совхозные поля. Причём всех, можно сказать — по штатному расписанию. Конечно же, комсомольцы брали на себя нормы (помимо своей) за совсем уже старейших и уважаемых сотрудников.

Сажать и сеять нам, разумеется не приходилось. А вот прополка в первый выезд, окучивание и прополка в следующий, моркови например, когда уже подрастёт, и сбор урожая капусты — это было делом горожан.

Бывало, высадят нас из автобуса на дороге посреди огромного поля совхоза «Шушары» Ленинградской области — стоим недолго, ждём бригадира, чтобы получить наряд на лично нашего института участок... а дальше — каждому по две борозды, норма рабочего дня. Встанешь на борозду, глянешь вперёд — конца-края не видно... где она кончается...  возвращаешься по второй борозде. Обратно-то уже виден хотя бы ориентир, далеко-далеко впереди стоящий на дороге институтский автобус.

Не секрет, что некоторые из нас и в глаза не видывали, как эта едва взошедшая морковка выглядит, не у всех же дачи были.

- Все подошли сюда! Вот, смотрите, что вы должны оставить в земле, — зычным голосом говорила совхозный бригадир, показывая нам малюсенький, сантиметров пять, не больше, нежно-пушистый росточек морковки. —  Всё остальное пропалываем.
- Да как же это найти в таких зарослях травы?
- Ничего, присматривайтесь! Да, и прореживайте, где густо — примерно на восемь-десять сантиметров одна морковь! Всё, за работу!
- А можно мне образец морковки, вдруг я не то оставлю в земле, что нужно? — с серьёзным до комичности видом спросил один из наших молодых учёных. По его лицу было видно, что он начал уже обдумывать великий философский смысл поставленной перед ним задачи...
- Эээ, милок, будешь сравнивать, точно не успеешь. Может ещё кому образец?

Распределились по бороздам. Некоторое время спустя, оказалось, что «милок», кандидат далеко не сельскохозяйственных наук, заметно всех опережает. И ответственный за работу нашего института на полях родины, в этот раз не больше, не меньше, а — заместитель секретаря партбюро института по идеологической работе, оставив свою борозду, идёт проверять добросовестность работы сотрудника.

Вернулся он заметно приободрённый: «... не зря всё же мы этого «философа» взяли в группу по изучению мозговых механизмов мыслительной деятельности...». И донёс до нашего сознания научный подход к повышению производительности труда. В тот день мы справились с работой быстро и качественно, правда, рискуя при этом получить повышенные нормы в следующий заезд на поля...

Зимой также не один раз за сезон работали на овощебазах, перебирая нашу морковку, нашу капусту и другие наши же овощи. Так было в семидесятые и ещё в восьмидесятые годы прошлого столетия.

* * *

Но возможно далеко не многие помнят, что была, была всё-таки знаковая попытка «разрулить» помощь селу в масштабах страны. Только произошло это уже в самом начале перестройки. 16 сентября 1986 года стартовала Всесоюзная акция «Выбираю деревню на жительство». 

Случайно или сознательно назвали эту акцию по одноимённому рассказу Василия Макаровича Шукшина, написанному ещё 1973 году, не знаю. Но справедливости ради стоит отметить, что организаторам этого движения  удалось продвинуться чуть дальше душевных терзаний Николая Григорьевича Кузовникова, героя рассказа Шукшина «Выбираю деревню на жительство», который «никуда не собирался ехать, ни в какую деревню, ничего подобного и в голове не держал».

Так случилось, что село Матвеево Парфеньевского района Костромской области, — места, о которых я рассказываю в некоторых миниатюрах, — оказалось избрано адресатом, участником этой Всесоюзной акции.
Конкретный пример о том, как осуществлялась и чем закончилась попытка подъёма сельского хозяйства, описан в разделе «Время больших надежд: село в годы перестройки» (стр.47-52) книги Ольги Викторовны Коловой «Село Матвеево. История и люди села — в очерках» (Кострома, 2010. 196 С.).

В общем, с одной стороны, не продумано подошли, не серьёзно — «тяп-ляп». А с другой — перестройка в стране набирала обороты... а следом распался Союз. Переселения в село, процесса обратного урбанизации, не произошло. И проблемный вопрос Василия Макаровича Шукшина «выберем ли деревню на жительство», похоже вообще исчез с повестки дня.

* * *
Использованная литература:

Колова О.В. «Село Матвеево. История и люди села — в очерках». Кострома, 2010. 196 С.

http://live.kostromka.ru/matveevo/  - ссылка на книгу в Интернете.