Голубые ключи, часть V

Анатолий Аргунов
Из новой книги о детях "Золотые мои россыпи"

            После страшной находки, сделанной на дне озера, два друга детства Алексей и Володька решали, что предпринятьь дальше.
- Поднимем хотя бы один скелет и отправим в музей, пусть ученые определяют возраст, отчего погибли, когда и все такое – предложил практичный Владимир.
Алексей Кириллович, как бы согласно кивал головой, что, мол,  неплохо бы, но потом, поразмыслив какое-то время, возразил.
-  Нет, Володя. Не стоит тревожить их. Если они древние, то при подъеме могут рассыпаться, как прах. Это они в воде вроде бы, как целые, а чуть тронь – и нет их. Не стоит рисковать. А вот ученых нужно подключить, пусть решают, что делать? А нам самим соваться не нужно, можем навредить...
Володька не соглашался.
-Насколько я помню, в озере много солей и кальция тоже. Озеро все же карцевое.  Так вот, кости в такой воде, только крепче становятся. Ничего они не рассыпяться. На что Алексей возразил. - В воде, может, и не рассыпяться, а вот соприкоснувшись с воздухом,  как пить дать, начнется окисление,  тогда пиши-пропало,не будет косточек. Нет и еще раз нет! Этим делом должны заниматься специалисты, а нам в плохую историю встревать не стоит. Это мое мнение!
Не найдя общего согласия, тем не менее, два друга договорились о компромиссе: ищем самый большой ключ, и если там найдем кости, или что-то подобное, попробуем поднять хотя бы одну, для эксперимента.  А у первого ключа,у которого они открыли  скелеты– оставить все, как есть, не трогать останки. На том и порешили. С вечера стали готовиться к поиску "большого ключа", того самого, где когда-то дед Макар увидел целое скопище плавающих мертвецов, которые, якобы, отняли у него фонарик.
- Слушай Алексей, а давай мы начнем искать «большой ключ» ночью, как дед Макар? – предложил неожиданно Володька.
- Не понял! Почему?
- А потому, что дед Макар, судя по его рассказу, бил острогой рыбу ночью, при свете фонаря и его отнесло куда-то далеко от берега. Вспомни его рассказ?
- Ну, да! Он потом грёб обратно долго-долго, пока не уткнулся носом лодки о берег – вспомнил тот далекий день из детства Алексей Кириллович. И эта искорка воспоминания сразу же стала разгораться в большой костер.  -Да, еще он сказал, что видел много мертвецов  у самого дна, они были, как живые, только белые, белые - как снег. И один показал ему путь, как выбраться, всплыл в  памяти Алексея, давний рассказ деда Макара.
- Ночью! Когда  лучат рыбу! – уверенно произнес Володька.
Алексей засомневался-А когда лучат рыбу?
- Не помнишь? – Володька  ответил вопросом на вопрос. -По весне, когда ночи еще темные и луны нет на небе.
- Точно, точно, так! – согласился Алексей Кириллович.
- Но, сейчас лето, июль, ночи почти былые.
- Ночи белые на самом Севере, там стоит  полярный день, а мы далеко от Севера, за тысячи километров и у нас, сам знаешь, не такие уж они и  белые. В пасмурный день – ночь, как осенью, низги не видно – продолжал Володька.
- Верно! – согласился Алексей. - Значит, выходим искать  в полночь, когда солнце зайдет за кромку леса, а день выберем пасмурный – подытожил разговор Алексей.
- Именно так! – наконец согласился Володька. -Ну, а перед этим, не плохо бы разведать, где же находится этот «большой ключ».   Так сказать, найти путь к нему.
- На карте,  наибольшая глубина, как раз в центре озера, у высокого берега. Там, где мы когда-то с тобой ныряли с маской. Помнишь? – и Алексей Кириллович посмотрел на Володьку.
- Ну, да! Как не помнить, как вчера, а всего-то сорок пять лет прошло – он грустно вздохнул. Где мои шестнадцать лет?
-  На «Голубых ключах», на «Голубых ключах», как в песне Владимира Высоцкого -  откликнулся на слова своего друга, Алексей Кириллович.- Ладно, не будем о грустном, – Алексей поднялся и обнял друга. - Все хорошо! Мы живы, здоровы. У нас дети, внуки, жизнь удалась! А что не успели в детстве, доделаем сейчас. Жаль, что внуков с собой не взяли. Им было бы очень интересно – с сожалением проговорился Алексей Кириллович. Надо бы их к серьезному делу приучать – продолжил он.
- Мой,Андрей, ЕГЭ сдал и в институт готовиться, ему сейчас никак.  А внучка, сам знаешь, хоть и подросток, нырять с нами не станет. У них теперь  другие интересы. Хотя плавает, куда мне - не угнаться. В спортивную школу по плаванию ходила, соревнования выигрывала.  А сейчас увлеклась иностранными языками,  переписывается в контакте, с такими же, как она, фанатами. Собирается во Францию поехать. В общем, новое поколение тайны не прельщают, как нас в детстве. Они свои цели еще в садике определили и идут к ним конкретно. Прагматичное поколение.
Алексей не стал возражать.  Такая же история и у него. Сын ушел в искусство, художник-модельер. Внуки: Денис и Павел, оба студенты: один в юристы подался, а младший – на физмат поступил. Видимо, кое-что ему передалось от деда.
– Тогда, нам с тобой осталось тайны открывать, больше некому-подытожил он.
Они оба вздохнули и пошли готовиться к экспедиции на «большой ключ». Первым делом они поставили на подзарядку от автомобильного аккумулятора все приборы гидрокостюма. Нашли в рюкзаках шерстяные свитеры, чтобы не замерзнуть в холодных водах озера на большой глубине. Проверили надежность крепления груза, ножей и саперной лопаты.  Мало ли что, где-то, кого-то кокнуть придется – рассуждали  друзья.
Утром с началом восхода солнца плотно позавтракав  путешественники тронулись в путь.
Легкий, надувной плот скользил по гладкой поверхности озера легко и быстро. Меньше, чем через час они достигли берега, у которого  когда-то пытались нырять в поисках чего-нибудь необычного.
- Кажется мы на месте! – произнес Володька. Вот лес, а вот и заводь, где мы нашли плот. Володька стал показывать рукой на берег, около которого они проплывали.
-  Все! Значит место для базы есть, тогда начинаем наше мероприятие – согласился Алексей Кириллович.
- Так точно, полковник! – шутя, приложил руку к козырьку кепки,отрапортовал Володька.
- Выполняйте! – так же шутливо произнес Алексей Кириллович..
Высадившись на берег, они без труда нашли очень удобную полянку для остановки,расположенную на небольшой высоте, среди молодых сосен.
- Старые-то, ты помнишь, какие были? Больше чем в обхват... Вон пни, спиленых сосен,на них плясать можно, а это уж молодая  поросль – с сожалением проговорил Володька. -Слава Богу, что природа у нас живучая, а то приехали бы и пустыня вместо леса и озера. Вот она цена человеческой недальновидности – проворчал Алексей Кириллович.
- Да, не недальновидность, а жадность: скорее  и всё захапать! С...чи!-выругался Владимир.  -Согласен жадность, самый страшных грех – подтвердил Алексей!
- Ну, ладно, место хорошее, ставим палатку, заготавливаем дрова и в поход по озеру. Будем искать «большой ключ» вон там – и Алексей Кириллович  показал рукой на Восток, в сторону солнца. – Там,самое глубокое место! Наверное, с полкилометра будет от нашей базы...
Володька ничего не ответил. Он, как и в детстве, понимал, что его друг Лешка был и остался лидером. Чего спорить и не соглашаться, он же прав.  Обустроив базу для отдыха и ночлега, друзья, наконец-то,  вышли в озеро.  Стояло солнечное утро, на озере было тихо и пустынно. Где-то вдали слышалась негромкая музыка, видимо, турбаза уже проснулась, и начался завтрак.  Они плывут в восточном направлении, Алексей сидит на веслах, а Владимир готовит костюм к погружению.
- Жребий кинем, кто первым опускаться станет, или как? – спросил Володька, понимая, что Лешка уступит ему это почетное право. И не потому, что его акваланг и все такое, а по причине их давней, детской договоренности-
кто первый предложил идею, тот первый и начинает. - Володя, ты отказываешься? – с улыбкой спросил Алексей Кириллович.
- Нет, конечно!  Но, если ты будешь настаивать...
- Не буду! Это твое законное право.
- Спасибо, Ерема! – почти трогательно ответил Володька.
- Не за что! Ты смотри там аккуратно.  Место совсем незнакомое, глубокое,там могут ходить вихревые потоки – «вьюны», не дай бог в них попасться. Пойдешь с тросом, чтобы я в случае чего, мог тебе подсобить.
-С какой тросом?
- Ты чего, Ерема, костюм с аквалангом, плюс груз ,потянут на пятьдесят килограмм, никакой вьюн такую тяжесть не закрутит.
- Не спорь со мной, Володька! Я знаю, что такое воздушные потоки в небе. Не приведи Господь в них втюхаться.  Самолет- сто тонн, как соломинку бросает, а ты пятьдесят килограмм...Трос цепляю, иначе не даю добро на спуск ! – отрубил Алексей Кириллович.
 Володька взглянул на рассерженное лицо друга и рассмеялся.
- Ну, настоящий полковник! Командир и есть командир!
- Да, без проблем: трос, так трос. Прыгну с ним. Сколько длина троса?
- Сто пятьдесят метров.
- Нормально!
- Не хочешь ли ты сказать, что будешь опускаться на такую глубину? – удивленно спросил Алексей, Володьку.
- Не знаю – пожал плечами Володька. Видно будет.  Действовать буду по обстоятельствам.
- Вот только давай без самодеятельности. Ты смотришь, что и как,  оцениваешь обстановку. Потом по возвращению  мы обсуждаем и принимаем решение. Мы же с тобой об этом уже говорили – проворчал Алексей Кириллович.
- Да, так, так. Нельзя и пошутить!
- Володька, у тебя, как в том анекдоте о боцмане – плохие шутки...
И они оба рассмеялись.
- Как бы нам мертвецов не потревожить? – сквозь смех, проговорил Алексей Кириллович. -Помнишь, когда мы с тобой с озера бежали, нам почудилось, что они за нами  по ручью гнались?
И тут они оба перестали смеяться. 
- Перед таким серьезным делом, Ерема, мертвецов не вспоминают и тем более не смеются – отреагировал Владимир.
- А чайки на воде, тоже плохая примета? – среагировал Алексей на замечание друга- Вон их сегодня сколько много!.
- Да, нет, видно, мальки на поверхность вышли, с высоты их трудно заметить, вот с поверхности кормятся – объяснил Володька.
Плот подплыл к стае чаек, которая  внезапно сорвалась  и с криком полетала в другое место.
- Освободили место. Стопори плот! Я готов нырять! – попросил  Володька друга.
Алексей притормозил веслами плот  и  тот после небольшого кружения, наконец-то, лег в дрейф.
- Ну, что готов?
- Да, готов!
- С Богом! Тросик я в руках держать буду, если что-то не так, дергай три раза, я буду тащить тебя к верху.
- Понял! Я пошел – и Володька, надев маску акваланга, стал сползать в воду.
Через какое-то время его тень уже мелькала в глубине озера, темным, продолговатым пятном. Первым делом Володька решил найти край гигантской воронки, из которой, по мнению друзей, бил «большой ключ». На глубине двадцать метров он взял курс в сторону чернеющей своей непредсказуемостью кварцевой ямы. Продвигаясь вдоль пологого дна, он уверенно плыл в  подводную пропасть. Ничего  нового на его пути не встречалось. Те же стайки рыб, а на глубине - редкие и огромных размеров лещи и щуки.
- Вот, где ловить крупную рыбу нужно, а мы с берега удочки кидаем, надеемся поймать – почему-то подумал сейчас Володька.
Но, на глубине больше сорока метров, рыба перестала встречаться, только иногда у камней ему удалось заметить темно-серых большущих раков. Теперь знаю, где раки зимуют! На самом дне, у входа в кратер, ему встретились уже знакомые скелеты. Их количество просто поражало. Было такое впечатление, что он попал на кладбище. Скелеты лежали в беспорядке, иногда один на другом. Луч света выхватывал кучи костей, словно после побоища, когда смерть застигла воинов на поле битве.  А может  наши древние воины, так хоронили своих погибших товарищей: опуская их в глубокие воды озера.
Володька решил, что  хватит сосредотачиваться на останках погибших, нужно искать причину. Почему именно сюда, к «большому ключу», как и к тому, что поменьше, притягивает скелеты?  Пока ясного ответа он не находил. Но, вот впереди, показалась огромная черная впадина «большого ключа». Свет от солнца в эту толщу воды, едва проникал, делая потемки еще более страшными и загадочными.  Луч фонаря пробивал толщу воды, но освещал немного – несколько метров впереди. Да и зарядка фонарика, рассчитанная на несколько часов работы под водой, постепенно ослабевала, и свет от него едва  пробивал себе дорогу. 
- Нужно, что-то придумать с новым освещением – подумал Владимир.  При таком ничего толком не разглядеть.  Постепенно Владимир погружался все глубже и глубже, скользя вдоль дня.  На глубине около семидесяти метров Владимир явственно почувствовал, что вода вокруг его становится все холоднее и холоднее. Включенный обогреватель гидрокостюма не давал должного эффекта. Родник он и есть родник – вода ледяная.  Не зря мужики говорили, что если около ключа нырнуть, то можно и не вынырнуть, ноги сводит и человек тонет в считанные минуты.   - Может, от этого здесь столько скелетов? – размышлял про себя Владимир, спускаясь все ниже и ниже. Но, дойдя до огромных валунов, лежавших на этой глубине, он почувствовал, как его начинает тянуть в центр ключа и невольно приподнимать к верху. – «Вьюны» – сделал вывод Владимир. Он хотел было поплыть назад, но неведомая сила стала его тянуть внутрь темной ямы. Владимир понял, ему не выплыть самому.И он трижды дернул за трос, который был прицеплен  к аквалангу. И в ту секунду, когда его вот, вот было понесло внутрь ключа, трос натянулся и он медленно, с большим трудом стал подниматься к верху и чуть в сторону от черной ямы. 
- Фу, кажется, пронесло. Молодец, Ерема, как будто знал, что такое, может быть, и настоял на тросе.
Быстро  всплывать нельзя. Кессонная болезнь не шутка. Через пару часов усталый, но счастливый Володька показался около края плота. Алексей помог взобраться другу на поверхность.
Скинув маску, и выплюнув загубник, Володька почти потерял сознание от обильного, свежего  и такого чистого воздуха.- Как мы его не замечаем, когда дышим на земле, и как его не хватает на глубине- пронеслось в его голове.
- Ну, как ты?  - тревожно нагнулся над лежащим другом Алексей.
- Да, все в порядке Леша. Немного подустал…
- Полежи, полежи, отдохни. На сегодня хватит. Я за тебя перепугался. Глубина смотрю за семьдесят метров, а от тебя никакого знака. Я же просил, дерни трос раз, мол, все в порядке. А ты ничего.
Владимир виновато проговорил:
- Извини, Алексей, забыл, увлекся!
- Ладно, хорошо, что хорошо кончается – проронил Алексей Кириллович.
После небольшого отдыха  и рассказа Владимира обо всем увиденном, друзья решили  сделать перерыв, обдумать сложившуюся ситуацию и потом только спускаться в глубину озера, вновь.