Пелымская легенда
Трагедия произошла в разгар лета. Сын, одного из Пелымских князьков, вернулся в городок после недолгого отсутствия и не поверил своим глазам. По всему поселению, на улицах и в жилищах, лежали убитыми его родственники и соплеменники. И никого не осталось в живых, чтобы можно было ему узнать, что же здесь произошло. Он вышел к реке, весь берег оказался утоптан. Значит, недруг пришел с воды. Только куда дальше отправились разбойники, вверх или вниз по течению.
Вдруг, кто-то недалеко чихнул. Юноша осторожно приблизился к старой дырявой долбленке, резко перевернул ее и обнаружил там девочку. Она, сжавшись в комочек, со страхом смотрела на него, но узнав парня, девочка немного успокоилась. От нее молодой охотник узнал, что с верховьев утром приплыли люди, на больших берестяных лодках. Незнакомцы перебили всех жителей, погрузили в судёнышки их добро, а также живого плененного отца юноши и совсем недавно уплыли вниз по течению.
Оставив девочку в разграбленном городке, сын князя, прихватив лук и полный колчан стрел, напрямую по увалу* бросился в погоню. На следующий день, еще до полудня, он вышел к реке, километрах в семи выше по течению от развилок Малой и Большой Пелымок**, и стал ждать. Разбойники еще не должны были, успеть миновать это место. Вода в Пелыме спала, и от городка до самого озера, это около сорока километров, почти нигде нет заметного течения. Вода в реке словно стоит. Поэтому, на груженных берестяных лодках, быстро не разгонишься да и остановки нужно делать на ночь да на обед.
Почти через сутки в конце плеса показались те, кого он ждал. Юноша подошел к самому берегу, и когда флотилия поравнялась с ним, крикнул:
- Отдайте моего отца, или впереди будет сужение реки, и я вас там как рябчиков перестреляю из лука.
- А ты стрелять-то хоть хорошо умеешь? - засмеялись разбойники. - Вот если собьешь еловую шишку с головы отца, тогда отдадим тебе его, высадим живого, - заявили они.
Поставили пленного на ноги, положили на голову шишку.
- Стреляй, - говорят.
Прицелился молодой охотник, но тут он услышал голос своего родителя:
- Погоди сынок, подтеши стрелу немного с правой стороны, она у тебя не ровная.
Снял парень с тетивы стрелу, и, правда не ровная, достал нож, подтесал, вновь прицелился и сбил шишку с головы отца. Выполнили обещание разбойники, высадили пленника на берег, и поплыли дальше. А сын накормил ослабевшего отца, и оставил его у костра набираться сил. Манси в лесу или у воды с голоду никогда не пропадут, особенно летом. Сам же молодец побежал по лесу, прямыми тропами за озеро к слиянию двух Пелымок. Там тоже было поселение манси. Прибыв на место, он рассказал соплеменникам о горькой участи своего городка. Во все ближайшие селения были разосланы гонцы за помощью. Вверх по течению, по обоим Пелымкам, выставили дозоры.
Манси заготовили множество кольев, заострили их с обоих концов, и установили, чуть пониже слияния двух Пелымок, на неглубоком, но быстром перекате, частокол. Втыкая колья одним заостренным концом в дно, второй конец, устанавливали навстречу течению, и немного притопляли их, чтобы не видно было. Успели все вовремя.
Пока разбойники плутали по Туману. Озеро большое, но в малую воду, его все можно перейти чуть ли не по колено, да и водорослями, травой все зарастает. На груженой лодке плыть не подарок, и если бы еще знать, куда плыть. Да и когда к какой-нибудь из двух Пелымок выберешься, не скоро к слиянию их попадешь. Хоть течение в них за озером и появляется, но петляют по поймам они изрядно. Словом, манси были готовы к тому времени, как появились лодки незваных гостей.
На перекате колья острием продирали дно и борта берестяных стругов и переворачивали их. Люди тут же вываливались в воду, вымокшие и обессиленные они выбирались на берег, там их везде поджидали мстители. Манси вытаскивали незваных гостей из воды, и нет, не убивали, они отрезали у них носы и уши а потом прогоняли в лес. Не слышно в дальнейшем было, чтобы кто-то, из покалеченных разбойников, живым вышел из тайги.
Так жестоко отомстили манси за жизнь погибших в городке соплеменников. А место, где был городок, стали называть Вотьпа, что означает по мансийски сирота. В честь единственной девочки, которая осталась в живых.
*) - Увал - Возвышенное место. В данном случае тянется по правой, западной стороне Пелыма.
**) – Перед самым впадением в озеро Пелымский Туман, река делится на два русла. Так же и вытекают из озера две Пелымки, тоже Большая и Малая, и, пропетляв довольно большое расстояние, соединяются чуть выше по течению от современного села Еремино.
Послесловие.
Услышал я основу этой легенды в поселке Шанталская, что стоит на берегу реки Пелым, где-то в середине семидесятых годов, от старого местного манси, деда Дениса. Правда, он называл разбойников, напавших и уничтоживших городок, людьми Ермака. Я в то время был еще молодой, лет двадцать с копейками. К рассказу вначале отнесся скептически. Люди Ермака по Пелыму вроде не заходили, тем более на берестяных лодках. Что у них нормальных стругов не хватало, что ли. Но со временем, узнав некоторые детали, и логически всё осмыслив, пришел к выводу, что вполне возможен такой вариант событий.
Ермак мог отправить небольшой отряд на стругах, для сбора ясака, на Конду. Или самостоятельно отделилась какая-нибудь группа для разбоя. Там вероятно были стычки с кондинскими князьками, и плыть обратно по реке Конде, а потом вверх по Иртышу показалось им смертельно опасно, тем более зима не за горами. Да и заплыли, возможно, слишком далеко, и чем возвращаться по старому пути, надумали они сделать круг, перевалив через водораздел. Этот отряд возможно имел проводника добровольного или плененного, который поведал им, что с верховьев Иуса, притока реки Ворьи, впадающей в Конду, до верховьев притока Пелыма, Коутьи, как говорится, рукой подать. И решили казаки подняться по Ворье до Иуса, а в течение зимы волоком перетащить лодки. Но задача оказалась не посильная. Завалы, чащи, болота, янга*, да и кормится еще нужно было, мясо, рыбу добывать. Словом пришлось бросить весной лодки, где-то посреди волока. А может, и сразу бросили эту затею с перетаскиванием лодок, пройдя разведкой по тайге до Коутьи. Это пешком идти относительно недалеко, а большие струги тащить по непролазной болотистой тайге и янгам хорошего мало. Перенесли только на Коутью вещи и припасы из стругов. Тогда и решили сделать лодки из бересты. Из древесины сделали каркасы суденышек, а когда подошло время, и береста стала сниматься с берез, заготовили и обшили ею каркасы. Примерно, таким образом, и могли попасть казаки на реку Пелым в берестяных челнах незамеченными, более чем за двести километров от устья. Могли быть и другие варианты.
*)Янга – чистое болото без древостоя.