Опричнина в свете луны

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Опричнина в свете луны

Недавно я опубликовал несколько статей об основных источниках, которые использовались для живописания «злодеяний» царя Ивана Грозного [1]. Думаю, мне удалось показать негодность этих источников для признания их в качестве свидетельств о жестокостях Грозного. Но есть потребность критически оценить вероятность существования основного инструмента, которым царь Иван Васильевич будто бы пользовался для осуществления своей тирании, то есть опричников и опричнины. Есть очевидные, прописанные в открытых для обычного чтения текстах, обстоятельства, которые заставляют историка сомневаться в том, что опричнина существовала в том виде, в каком ее описывают «иностранцы» (Штаден, Шлихтинг, Таубе, Крузе, иные) и ряд «летописей», или вообще существовала. Они, обстоятельства, следующие. «Повесть о приходе царя Иоанна IV в Новгород», считавшаяся одним из важнейших источников по истории опричнины, не знает слов «опричнина» или «опричник». Не известны эти слова и самому Ивану Грозному в его переписке с псевдоКурбским. ПсевдоКурбский, в свою очередь, единожды употребив слово «опришники», в третьем письме, ничего не знает о разделении государства Российского на опричнину и земщину и, соответственно, среди множества обвинений в адрес русского царя отсутствуют обвинения в отказе оппонента от половины царства или об уступке всего царства Симеону Бекбулатовичу (второе «издание» опричнины, по версии многих и многих авторитетов в области грозоведения). В проанализированных мной скрытых текстах «свидетельств» иностранцев, «синодика опальных» и упоминавшейся выше «новгородской» повести злодеяния царя и его войска отрицаются или отсутствуют. Остается предположить, что опричное войско Ивана Грозного, буде оно существовало, вместо метел и собачьих голов было снабжено оливковыми ветвями и в течение семи лет своего существования раздавало населению маслины. Могло ли такое быть? Заглянем в основной «летописный» источник по истории опричнины – Никоновскую «летопись», в ее знаменитые «дополнения» [2].
Принципиальный шаг к опричнине Иваном Грозным был сделан 3 декабря 1564 г., когда царь выехал из Москвы в Коломенское со всем своим семейством и окружением – без объявления об опричнине. Это событие обозначено в «летописи» особо, в словах «По(е)*здъ болшой государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русiи». Далее следует обширное предложение: «Тоя же зимы декабря въ 3 день в нед(е)лю царь и великiй князь Иван Васильевич всеа Русiи съ своею царицею и великою княгинею Марьею и съ своими д(е)тми со царевичемъ Иваномъ и со царевичем (Ф)еодоромъ по(е)халъ съ Москвы въ село въ Коломенское, и празникъ Николы Чюдотворца празновал в Коломенскомъ».
*Здесь и далее «е» в скобках замещает «ять» оригинала, не имеющую числового значения, «ф» в скобках замещает «фиту» оригинала, имеющую числовое значение 9.
Ряд конечных числовых значений слов анонса события: 88428158517, конечное числовое значение ряда – 3 [3].
Ряд конечных числовых значений слов первого предложения, включая число 3: 1514235272835751727689128241 989898 8 72 8282 485 777 23.
Комментарии к двум полученным рядам. Числовые значения первых трех слов предложения «тоя же зимы» 151 имеют то же конечное числовое значение, что и дата 1564 – 7 (в новгородской «повести» один из маркеров Ивана Грозного 7).
Во второй половине ряда выделяется локальный ряд 989898 – акцентированный фрагмент даты 1598, года вступления на царский престол Бориса Годунова (девятки ряда отображают число 9 конечного числового значения имени Борис, восьмерки – восьмерку имени убитого Годуновым царя Федора Иоанновича в той форме, в какой оно прописано далее, следующее число 8, в тексте, – «(Ф)еодоромъ», в восьмерках допустимо видеть также конечное числовое значение имени «Иоанн»).  Ряд 989898 охватывает слова «со царевичемъ Иваномъ и со царевичем» (далее «(Ф)еодоромъ»). В первой половине большого числового ряда  есть фрагмент 172, в котором отразились день и месяц вступления на престол Годунова: 17 февраля. Предшествующее число 5 отражает конечное числовое значение фамилии Годунов.
Другой особенный  локальный ряд 8282 является фрагментом даты 1582 – года Ям-Запольского перемирия с Речью Посполитой, завершившего Ливонскую войну на важнейшем участке, и рождения царевича Дмитрия, позже убитого тем же Годуновым [4].
Возможно, пара  чисел 72 большого ряда напоминает об «отмене опричнины» в 1572 г. (отсылка к мистифицированным источникам; конечное числовое значение пары 72, равное 9, ставит «дату» 72 и акцию 1572 г. под сомнение в силу того, что число 9 в энигматике близко по своим функциям к нулю: прибавление числа 9 к любому числу не меняет его конечного числового значения, например 8 и 9 вместе равны 17, или 8) [5].
Три семерки подряд второй половины большого ряда - объединение семеричных маркеров Ивана Грозного, заявленных в новгородской «повести». Сумма трех семерок, равная 21, или 3, находится в коррелятивной связи с 3 декабря, тремя первыми словами сообщения и конечным числовым значением слов первого предложения.
В Коломенском царь остановился на две недели. Сообщение об этом очень выразительно своей вербально-числовой энигматикой своих фрагментов. Текст: «А жилъ въ сел(е) въ Коломенскомъ дв(е) нед(е)ли для непогодiя и безпуты, что были дожди и в въ р(е)кахъ была поводь велика и кры въ р(е)кахъ прошли».
Словосочетание «непогодiя и безпуты» имеет числовые ряды 55873741 8 57843 (буквы «я» и «б» не имеют числового значения) с конечным числовым значением 3, но главные его числа репрезентованы в слове «непогодiя», которое своим вторым смыслом связано с хронологией: 7374. При конвертации этой предполагаемой даты (от сотворения мира) в обычную получается 1865, вероятный год создания или редактирования текста. Особенное значение ряда 7374 подчеркивается рядом 737 в слове «болшой» анонса, после которого следует слово «государя» с числовым значением 4. Тот же ряд 7374 репрезентован в топониме «Коломенское» (формант «олом»). Топониме, которое объединяет обоих упоминаемых рядом с царем сыновей его: первая буква «К» наделена числовым значением 2, формант «олом» в татарском языке означает «сын мой».
В словосочетании «кры въ р(е)ках» репрезентована очевидная скороговорка, две ее половины «кры» и «в р(е)ках» имеют одинаковое числовое значение 3 [6]. Скороговорка, вероятно, является пародией на известную «сунул грека руку в реку…» (отец Ивана Грозного был наполовину грек).
В  изложении последующих событий привлекательна энигматика, связанная с дискретными маркерами путешествия и первых действий царя в Александровой слободе. Все путешествие из Москвы в слободу отмечено тремя хронологическими маркерами: 3.12.1564, 17.12.1564 (выезд из Коломенского), 21.12.1564 (Сергиев Посад). Их обобщенные показатели: 4, 9, 4. Первые действия в слободе: 3.01.1565 (заявление царя об отречении от престола) и 5.01.1565 (заявление царя о введении опричнины). Их обобщенные показатели: 3 и 5. Нетрудно заметить, что конечная сумма маркеров путешествия и первых действия одна и та же: 8 (вместе с 4 важнейший маркер царя в скрытых текстах различного происхождения). Важно также, что числа 3 и 5 указывают возраст царя в 1565 г.: ему шел 35-й год. Но 1565-й год имеет конечный числовой показатель, равный 8. Иван Грозный любил всякие-разные интеллектуальные игры, но здесь, пожалуй, наблюдаются развлечения более позднего времени.
Еще более изощренную и, вероятно, наиболее важную для понимания генезиса опричнины кодировку креативный автор предложил в заявлении Ивана Васильевича о том, какие территории страны отныне, с 5 января, будут считаться особными, или опричными (последнее слово употреблено после списка). В список таких территорий, указанных в винительном и творительном падежах (за каждым именованием приведено его конечное числовое значение, без учета союзов), вошли: Можаескъ 3, Вязму 8, Козелескъ 6, Перемышль 8, Б(е)левъ 1, Лихвин 5, Ярославецъ 3, с Суходровью 6, Медынь 9, с Товарковою 5, Суздаль 3, с Шуею 9, Галичъ 6, с Чюхломою 9, с Унжею ! 5, с Коряковымъ 7, з Б(е)логородьемъ 5, Вологду 3, Юрьевецъ Поволской 6, Балахну 2, с Узолою 1, Старую Русу 4, Вышегородъ на Поротв(е) 9, Устюг 3, Двину 5, Каргополь 1, Вагу 1, Олешню 2, Хотунь 7, Гусь 9, Муромское селцо 8, Аргуново 3, Гвоздну 5, Опаков на Угр(е) 5, Круг Клинской 3, Числяки 5, Ордынские деревни 9, Пахрянской 5, Б(е)лгород в Кашин(е) 7, Вселунъ 3, Ошту 5, Порог Ладошской 7, Тотму 3, Прибуж 3.
Всего в списке 45 объектов (конечное числовое значение 9). Если города учесть отдельно от волостей, то список городов (последний - Вага) будет маркирован показателем 27 (порядковый номер Ваги), или 9, а список волостей – показателем 18, что в конечном выражении тоже 9. Конечное числовое значение всех названий 6. Если учесть конечное числовое значение названий одних только городов, оно будет равно 7. Аналогичный показатель у волостей равен 8. Сопряжение двух чисел - 78. Если учесть конечное числовое значение названия Вага, равное 1, то в сопряжении с показателем его места получится пара 19 или 91. Аналогичная акция с Прибуж породит числа 39 или 93. Суммирование 19 и 39 будет иметь окончательным числовым значением 4, маркер Грозного. Суммирование 91 и 39 породит тот же результат. Число 7, завершающее список городов, свойственно также слову «опричнина» (конечное числовое значение), но слово «Русь» также наделено числовым значением 7); форма, в которой именование страны приведено в цитированном выше тексте - «Русiи» - также наделено показателем 7. Одно и то же числовое значение слов «опричнина»,  «Русь» и «Русiи» дает основание полагать, что креативный автор отождествляет Русь и опричнину. В тексте, следующем за списком, он развивает это положение (об этом ниже).
Одна из первостепенных по значению проекций списка репрезентована в названии «Юрьевецъ Поволской», то есть Юрьевец на Волге, с конечным числовым значением 6. Город Юрьевец Поволской занимает 19-е место в списке, то же число является суммой всех букв имени Нина (5851). Но город Юрьевец может быть назван и как Георгиевец. Подразумеваемое название Юрьевца заставляет думать, что за 19 местом города в списке городов опричнины скрывается святая Грузинской православной церкви равноапостольная Нина, подвижница, с деяний которой берет начало христианство в Грузии (св. Георгий – небесный покровитель и символ Грузии) [7]. И ее имя составляет вторую половину слова «опричнина». Название «Юрьевецъ» наделено конечным числовым значением, равным 4, столько же букв в имени Нина. В коррелятивной связи с Юрьевцем находится «Вагу» с числовым значением 1 и 27 (или 9) местом в списке, то есть обобщенный маркер «Вагу» 19. Число 9 этого маркера свойственно также автохтонному именованию Грузии – Сакартвело (его конечное числовое значение). За Вагой, на мой взгляд, скрывается грузинское слово «важа» («сын»). Этот смысл подтверждается написанием в цитированном выше предложении слова «д(е)тми», относящимся к сыновьям Грозного, в такой форме (с использованием «ять»), что оно имеет числовое значение 1. Нужно помнить также, что именование Вага, превращаясь в прилагательное, переходит в форму «Важ» («Важская волость»). Отождествление Юрьевеца и Ваги с детьми заставляет прочитывать лексему «опричнина» как «оприч детей» и видеть в ней напоминание о прекращении династии Рюриков со смертью  Федора Ивановича и Дмитрия Ивановича [8]. Положительная связка лексемы «оприч» с именем Нина при этом чтении продолжает сохраняться – в силу того, что предлог «оприч» помимо смысла «без» или «кроме» имеет смысл «сверх», «в добавление», а наречие «оприч» - «в стороне», «рядом» [9]. С учетом последних значений «оприч» «опричнина» - православная страна, соседствующая с другой, где начало христианству положила миссия св. Нины.
В списке присутствуют, по меньшей мере, еще три названия со скрытыми смыслами. Одно из них едва скрывает свой второй смысл: Ярославец с числовым рядом 17231259. «Ярославец», если за ним подозревать существование второго смысла, может быть прочитан как «Ярославич» (в силу родственности суффиксов «ец» и «ич»). Если к этому обстоятельству прибавим присутствие в числовом ряде даты 1259, относящейся к тому времени, когда жил Александр Ярославич Невский, то можно уверенно полагать, что за Ярославцем скрывается великий князь, известный по многим источникам. Конечное числовое значение именования Ярославец, равное 3, то же что у имени Алексий, принятого Александром Ярославичем в монашестве. Другой великий князь, XVI в., может скрываться за именованием «Кашинъ», к которому приставлен вряд ли существовавший в XVI в. Белгород (у Кашина). Числовой ряд именования 2185, но ровно тем же числовым рядом обладает имя «Саин» (буква «ш» не имеет числового значения), причем три буквы совпадают (буквы «к» и «с» это 20 и 200, но в числовой энигматике ноль факультативен). Имя «Саин» до своего крещения носил Симеон Бекбулатович. Белгород в дискурсе «Саин» - «Симеон» это белокаменная Москва, где в 1575-1576 гг. царствовал Симеон Бекбулатович (если верить открытым текстам известных источников) [10].
Третье название совсем особенное – Вселунъ, порядковый номер 40, конечное числовое значение 3. Определено как принадлежащее волости. Ее загадочное именование отсылает читателя к астрономическому календарю и напоминает о полнолунии, которое пришлось на 17 декабря 1564 г., когда царь выехал, будто бы, из Коломенского. Редкая особенность этого полнолуния в том, что на те же сутки, по гринвичскому времени, пришлось полутеневое лунное затмение; по московскому времени оно пришлось на 1 час 14 минут 18 декабря [11]. Название «Вселунъ» включает в поле своих смыслов не только полнолуние (вся луна на небе), но также сарос 137, особенной тем, что 17 декабря состоялось его рождение, то есть затмение 17/18 декабря было его первым событием (последнее состоится в 2953 г., ровно через 1000 лет после моего рождения) [12]. То, что креативный автор знал о рождении сароса, подтверждается временным расстоянием между 17 декабря и 5 января: 5 января шел 19-й день после мнимого выезда царя из Коломенского, но число 19 имеет конечное числовое значение 1. Выбор имени Нина и подчиненное этому выбору именование мнимых деяний «жесточайшего» царя опричниной проистекают, таким образом, из рождения сароса 137 в декабре 1564 г. Мистификационное происхождение всей истории с побегом царя из Москвы в декабре обнаруживает себя и в том, что полутеневое затмение невозможно заметить невооруженным глазом, это явление было высчитано математиками астрономических явлений в новое время.
И очень выразительная деталь: в саросе 78 событий (затмений) – в списке опричных территорий число 7 является маркером списка городов, число 8 – маркером числа волостей.
Креативный автор продолжает: «А иные волости государь поималъ кормленым окупомъ, съ которых волостей имати всякiе доходы на его государьской обиходъ, жаловати бояръ и дворянъ и всякихъ его государевыхъ дворовыхъ людей, которые будутъ у него в опришнин(е); а с которых городов и волостей доходу не достанет на его государьской обиходъ, и иные городы и волости имати. А учинити государю у себя въ опришнине князей и дворянъ и д(е)тей боярских дворовых и городовых 1000 головъ; и поместья имъ подавалъ въ техъ город(е)хъ с одново, которые городы поимал въ опришнину; а вотчинниковъ и пом(е)щиковъ, которымъ не быти въ опришнин(е), вел(е)лъ ис т(е)хъ городовъ вывести и подавати земли вел(е)лъ въ то м(е)сто в ыныхъ город(е)хъ, понеже опришнину повел(е) учинити себ(е) особно». То есть Иван Васильевич забрал в опричнину, помимо указанных в списке, «иные» волости, а затем указал причислить к опричнине также «иные города и волости» (ограничения не указаны), но в первом случае «а иные» это 19, во втором случае «и иные» это 27 или 9. 1000 голов, которым следует подавать «с одново» - шутка с тройной ной начинкой:  1000 голов и «одново» равны друг другу, но одна категория «голов», которым нужно подавать, забыта («бояръ», числовое значение 9, автор иронически возвращается к числу 19), «подавать» поместья царь никак не мог, не став иностранцем, взявшимся изучать русский язык: поместьями Иван Васильевич мог жаловать, мог, в крайнем случае, «давать» (этот глагол, как правило, употребляли в модальной форме или прошедшем времени в приказном делопроизводстве: «дати ему жалованья», «дано ему жалованья»). Отсутствие ограничения в процедуре причисления городов и волостей к опричнине серьезным образом подсказывает, что между опричниной и страной следует поставить знак равенства. Дополнительное указание на поглощение страной опричнины дано в именовании «Числяки»: находясь на 36 месте в списке, оно актуализирует число 9 – маркер всего списка, но при этом из всех чисел важнейшим объявляется число, заявленное формантом «ки», - единица, символ целостности.


Сноски и примечания

1. Сагит Фаизов  Несостоявшийся поход Ивана Васильевича на Новгород // http://www.proza.ru/2014/07/06/539; Он же Другой Грозный или Грозный другой // www.proza.ru/2014/06/28/1652;  Генрих Штаден и Анжелика: Warum? // http://www.proza.ru/2014/05/09/1035; Он же Штаден, которого не было, или жмых от Колумба // http://www.proza.ru/2014/05/17/656 (ст-и опубликованы также в ЖЖ sagitfaizov).
2. Cм.: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004161985#?page=99
3. О числовых значениях букв см. в Википедии, ст-и «Кириллица», «Греческий алфавит». В текстах мистификационного происхождения буквы функционируют как носители чисел, но ряд букв древнерусского русского алфавита не имеют числового значения. Сумма числовых значений букв слова, задействованного в поле кодировок, составляет первичное числовое значение этого слова (например, 5, 2 и 1 вместе составят 8, в имени Ева, в частности). Последовательное суммирование чисел осуществляется, в большинстве случаев, до получения показателя из одного числа. Сумма чисел первичного значения, если она больше десяти, составляет промежуточное числовое значение слова, если она двузначная (например, 11 или 99), сумма двух чисел промежуточного значения является конечным числовым значением слова, если она не больше десяти (например, 11-2, но 99-18, следующее преобразование приводит к конечному числовому значению, равному 9). Числовые значения словосочетаний, предложений и дат учитываются точно таким же образом. Нули в вербально-числовой энигматике имеют факультативное значение и учитываются только по предписанию контекста. В отдельных случаях числовой ряд букв слова не требует суммирования, как правило, при кодировке числовых данных самостоятельного значения. Например, слово «арка» с числовым рядом 1121 может подразумевать дату 1121-й год.
4. См. об убийстве Годуновым Рюриков: Рыцарский доспех царя Федора Иоанновича и царский слуга Борис Годунов // http://sagitfaizov.livejournal.com/22933.html; Он же Мистическая символика Бориса Годунова и ее прочтение боярами // http://sagitfaizov.livejournal.com/23277.html
5. Добавлю, что сообщение Новгородской летописи о битве при Молодях в 1572 г. является мистификацией.
6. Вполне вероятно, что лексема «кры» есть предсказание возникновения в историографии опричнины такого уникального явления как труды Р. Скрынникова.
7. См. о ней: http://ru.wikipedia.org/wiki/Cвятая_Нина
8. Здесь есть и дополнительная проекция, связанная с темой царских детей: Важский регион в последней четверти XVI – начале XVII вв. принадлежал Борису Годунову (если верить открытым текстам известных источников).
9. То есть семантика «оприч», ныне актуально практикуемой в украинском языке, амбивалентна. Отсюда – амбивалентность смыслов «опричнины».
10. Cм. о нем: ru.wikipedia.org/wiki/Симеон_Бекбулатович
11. Cм. об этих явлениях:   (полнолуние 17 декабря 1564 г.); xjubier.free.fr/en/site_pages/Lunar_Eclipses.html (лунные затмения, календарь). См. об астрономических явлениях как предмете и методе в скрытых текстах различного происхождения: Сагит Фаизов Князь Михаил Александрович и аэрособытия 1371 года //  http://www.proza.ru/2014/04/30/89; Он же Рюрiк и другие //  http://www.proza.ru/2014/02/17/630; Он же Приглашение к Саросу //  http://www.proza.ru/2014/02/15/2502; Он же По дороге на край земли // http://www.proza.ru/2012/11/07/755; Он же Астрономическая ситуация и Лев Толстой //   http://www.proza.ru/2012/11/01/1580; Он же Персонажи и персоны мастера: луна среды // http://www.proza.ru/2012/10/22/1404  (эти и другие ст-и по указанной теме опубликованы также в ЖЖ sagitfaizov).   
12. Cм. о 137 лунном саросе: en.wikipedia.org/wiki/Lunar_Saros_137    

Опубликована 9 июля 2014 г.