Мимоходом

Елена Гвозденко
О психолингвистике

Поиск ответа на извечный вопрос о ментальной специфике в лингвистической плоскости  дарит иногда совершенно неожиданные ответы.
Удивительная способность вкладывать собственные смыслы в слова, образность языка, глубинная мудрость.

Чем больше знакомлюсь с этнографическим материалом, тем явственнее понимаю иллюзорность многих мифов. Несколько новых для меня пословиц и поговорок:

«Охотника не выленить, невольника не заставить». Миф о лени рассыпается в сути подхода. Мы не ленивые, просто вектор деятельности не вызывает у нас «охоту».

«Писарь захочет и правду опорочит», - откуда наши предки могли знать о пиаре? А они знали, что «правда» на кончике пера писаря.

«Правдой не задразнишься», - смелы, саркастичны, честны.

«Псарь не ведает, что царь делает», – какое предостережение нам, так легко делающим выводы.

«Хоть голый, да правый
Хоть есть нечего, да жить весело», - эти даже комментировать не хочется, потеряли мы это веселье и ощущение правды.

«У беспутного один путь, у путного их много», - как это вспомнить нам, погрязшим в тотальной банальщине,  диктующей легкость решений?

Загадка: «Кто Москвой правит?»
А вот и не отгадали – извозчики. И в том мудрость своя.

***

О критике на сайте

Не люблю я критику и не верю авторам, которые пишут – критикуйте, очень жду! Это либо лукавство, либо мазохизм. Объясню. Корректура не критика. Замечательно, когда мы пытаемся «пригладить» чужие тексты, особенно когда делаем это тактично. Но если применительно к композиции, форме изложения автору пишут «необходимо», «обязательно», «надо», у меня всегда возникает вопрос – а судьи кто? Все, что относится к авторскому видению ЕГО произведения должно «обсуждаться» максимально тактично, на мой взгляд. Меня всегда интересовал вопрос о мотивации подобной «критики». Не ушки ли самоутверждения выглядывают?

***

О когнитивном диссонансе

Депутат от ЛДПР Роман Худяков нашел порнографию на сторублевой купюре. Он предлагает изъять эти купюры из обращения, так как на ней изображена скульптура обнаженного Аполлона на крыше Большого театра.

Депутаты не перестают удивлять даже после обсуждения кружевного белья и шпилек. Я испытываю самый настоящий приступ когнитивного диссонанса, мне одновременно хочется смеяться и плакать. Считаю, что подобные высказывания наносят глубочайший вред психическому здоровью россиян.

***

О невербальных средствах коммуникации
(обещанное)

У языка подсознания есть свои инструменты выразительности: пространство, мимика, взгляд, телесные движения.
Пространство. У каждого из нас есть своя личная территория, которую мы будем защищать. Дискомфорт от вторжения мы подаем сигналами напряжения (выдвинутый подбородок, закрытые глаза, опущенные плечи и т.д.)
Существуют четыре вида расстояния для общения.
1. Интимное, от 0 до 0,5 метров. Это внутренняя оболочка, в которую мы допускаем только самых близких. Предмет, находящийся в этой зоне, вызывает у нас определенные эмоции, а значит и желание приобрести (инструмент манипуляции!)
2. Личное, от 0,5 м до 1,3 м. Зона ведения переговоров, если установились доверительные отношения. О сигналах закрытия могут свидетельствовать отклоненный корпус, скрещенные руки и т.д.
3. Социальное, от 1,3 м. до 2,6 м. Это оптимальная дистанция для начала официальных переговоров.
4. Публичное, свыше 2,6 м. для аудитории, состоящей из разных групп (показы, презентации и проч.) При таком общении особо значим контакт глаз, любой зритель должен быть уверен, что ведущий общается именно с ним.