Голландский групповой портрет в искусстве

Койфман Валерий
Групповой портрет Золотого века  Голландии – уникальное явление европейской живописи

В 1579 году Соединенные провинции Северных Нидерландов (предшественники современной Голландии), развернув под флагом кальвинизма антииспанскую борьбу, провозгласили себя независимой республикой. Правда, для полного избавления от гнёта испанского абсолютизма Голландии понадобилось еще много десятков лет вооруженной борьбы.
Страна, вдохновленная идеалами Реформации и историческим наследием прошлого, стала создавать новые жизненные и морально-философские принципы, основанные на социальной справедливости и религиозном аскетизме. Все это  благоприятствовало обретению голландцами личной свободы, что в свою очередь, положительно повлияло на развитие экономики, естественных наук, философии, математики.
В XVII веке, в то время как большая часть Европы находилась в состоянии экономического застоя, Голландия, несмотря на постоянные войны, достигает максимального расцвета экономики и культуры. Именно в этот период, называемый в истории Золотым веком Голландии, произошел решительный разрыв голландского искусства с традициями предыдущей эпохи. Так сложилось, что высшие достижения голландского искусства были почти всецело связаны с живописью. На протяжении всего лишь полувека в Голландии появляется множество художников, причём выдающиеся мастера насчитываются десятками.
В отличие от других стран протестантская Голландия не знала придворного искусства; редки были церковные заказы, ибо кальвинистская церковь почти не вмешивалась в вопросы искусства. Главными заказчиками и покупателями произведений искусства оказались представители торгово-промышленной элиты, городские власти, бюргеры, ремесленники и даже зажиточные крестьяне.
Многие живописцы стали обращаться непосредственно к реальной жизни, к натуре. Реальный человек в его жизненном окружении - таково содержание их искусства.
О новом мировосприятии голландских художников свидетельствуют слова величайшего живописца Голландии Рембрандта: «Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди — всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».
Реалии  жизни привели к созданию в голландской живописи новых жанров. Особенно полюбился голландцам возникший во множестве разновидностей натюрморт. Многочисленные мастера жанровой живописи  писали неторопливую и спокойную атмосферу повседневной жизни горожан, сцены крестьянского быта, сельские праздники, застолья в кабачках.
В своих пейзажах голландские художники воспевали неброскую красоту родной природы, будь это суша или море, во всех ее проявлениях, во все времена года.

И все же самым необычным голландским явлением в искусстве стал групповой портрет, широко распространенный в стране с середины XVI века. Групповыми называют портреты, на которых изображено не менее трех персонажей, связанных единым действием или сценой.
В Голландии, где почти не применялась фресковая живопись, групповые портреты стал фактически единственным видом монументального искусства, предназначенным для украшения разнообразных зданий и помещений государственных и общественных учреждений: благотворительных (сиротских приютов, богаделен, госпиталей, работных домов), стрелковых корпораций, различных профессиональных гильдий.

До нашего времени дошло около 130 голландских групповых портретов. В них отразился гражданский дух народа, гордившегося завоеваниями своей независимой республики. В этом жанре работало множество талантливых художников, в том числе и великие живописцы. Так Ф. Хальс создает в 1616 году  масштабный групповой портрет «Банкет офицеров роты св. Георгия», который впоследствии назвали «пушечным выстрелом, возвестившим о начале золотого века голландской живописи». Самой знаменитой картиной Рембрандта ван Рейна, как известно, тоже является групповой портрет - «Ночной дозор», или «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга» (1642).
Заказ на подобного рода картины поступал художнику от членов корпораций, и полотна являлись общественной собственностью. По мере того, как институции переставали существовать, картины переходили в собственность городов, по этой причине групповые портреты почти отсутствуют в частных коллекциях.
Создание группового портрета было для художника почетным и весьма прибыльным делом, и часто подобные заказы они получали, используя свои связи в обществе. 
В те времена почти каждый городской житель принадлежал к какому-либо объединению или братству, поэтому в среде голландских граждан было множество желающих увековечить свою организацию в групповых портретах. Их оплачивали в складчину для прославления корпоративного духа в целом и индивидуальных достоинств каждого в отдельности.
Ключевым моментом для заказчиков было неоспоримое внешнее сходство и размещение персонажей в соответствии с их статусом. Здесь торжествовал принцип строгой субординации: ни один персонаж не должен был выдвигаться за счёт другого и не затмевать собой всех остальных.
Одним из первых групповых портретов считается «Групповой портрет членов Харлемского Иерусалимского братства» (1529) кисти выдающегося нидерландского художника Яна ван Скорела. Работа интересная, но довольно архаичная: персонажи с символическими атрибутами, как у христианских мучеников, выстроены рядами, их головы словно приставлены к туловищам. 
С эволюцией эстетических вкусов в голландском обществе менялись и групповые портреты.
Со временем у персонажей проявляется психологизм, отмечается естественность поз, разнообразие ракурсов, исчезает выпячивание регалий и знаков отличия – реальная жизнь просачивается сквозь корпоративные представления о престиже и благочестии. 

Одной из важных тем групповых портретов были изображения членов стрелковых корпораций Амстердама - лучников, арбалетчиков и аркебузников. Запечатленные на полотнах отряды в доспехах со знаменами, на которых начертаны патриотические девизы, были идеальной иллюстрацией единства нации, готовой идти на жертвы ради свободы и процветания своей страны. Для голландской элиты офицерская должность в стрелковых ротах, обеспечивавших  покой граждан, была важной частью их гражданских обязанностей и началом общественной карьеры. Великолепным примером коллективного портрета амстердамских стрелков является огромное (длина - свыше 5 м, высота - 2,5 м) полотно Говерта Флинка «Групповой портрет стрелков роты капитана Йохана Хейдекопера и лейтенанта Франса ван Ваверена» (1648), композиционно во многом повторяющее написанный несколькими годами ранее «Ночной дозор» Рембрандта.

Весьма популярны в Голландии были групповые портреты представителей благотворительных организаций. Регентши и регенты богоугодных заведений осуществляли важную социальную функцию заботы о слабых и неимущих горожанах. Исполненные достоинства, они, предстают на портретах в деловой обстановке в строгих черных костюмах или платьях  с ослепительно-белыми воротниками и в туфлях с бантами.

Неизменным успехом пользовалась и другая специфическая форма группового портрета, известная под названием «Уроки анатомии». Эта тема стала отражением острого общественного интереса к познанию физической структуры человека, повлекшего за собой небывалый прогресс медицины. В  «уроках анатомии», как известно, преуспели и Ф. Хальс, и Рембрандт ван Рейн. Современников нисколько не смущала демонстрация в таких произведениях препарированных тел ранее публично казненных злодеев, или страшноватых скелетов, как например, в работе Николаса Пикеноя «Урок остеологии доктора Себастьяна Эгбертся» (1619). Главным в контексте этих изображений была демонстрация  профессиональной сплоченности врачей и гордость за успехи медицины.
Известно еще множество и других, весьма экзотических по нынешним временам  голландских корпоративных портретов. Например, интересен «Групповой портрет членов правления гильдии бондарей и сборщиков винных налогов» Гербранда ван Экхаута (1673).

В заключение хотелось бы отметить, что голландский групповой портрет, как составная часть великой голландской живописи XVI-XVII веков, представляет собой важный этап в развитии мирового искусства  и занимает в его истории почетное место. Зародившиеся несколько веков тому назад, групповые портреты чрезвычайно популярны и у современного зрителя, ибо они являются одновременно и образцами уникального искусства старых голландских мастеров, и бесценными визуальными историческими документами давно ушедших дней.