Сказка о старике и двух его сыновьях

Анат Романов
                Жил на свете старик. И было у него два сына: Кузьма-лежебока, да Иван-работяга. Вот как-то говорит старик сыновьям: «Собирайтесь, добры молодцы, снаряжайтесь. Поедем поле пахать, рожь сеять». Только сказал, а Иван-работяга уж и лошадь запряг, зерно, соху в телегу положил, сидит - отца с братом дожидается.  А Кузьма-лежебока взобрался на печь и говорит:«Поезъжайте, батюшка, без меня. До того сон сморил - глаз раскрыть не могу. А вы как-нибудь сами справитесь».
   Делать нечего. Вдвоем поле вспахали, засеяли. Пришло время рожь убирать. Опять зовет старик сыновей: «Собирайтесь, добры молодцы, снаряжайтесь. Поедем рожь косить, зерно молотить». Не успел  слово сказать, а Иван-работяга косу наточил, лошадь запряг, сидит - отца с братом дожидается. А Кузьма-лежебока словно и не слышал - лежит себе на печи, похрапывает.
   Делать нечего. Вдвоем рожь скосили, снопы обмолотили, стали пироги печь, кашу варить. Не успели за стол сесть, а Кузьма-лежебока тут как тут. Ест да приговаривает: «От работы и кони мрут, а кто не пашет, не жнет, тот сто лет живет». Наелся досыта, снова спать лег.
   Так осень прошла, зима миновала, весна красная настала, а Кузьма-лежебока каким был, таким и остался: ест да спит - ни работы, ни печали не знает. Толстый-претолстый стал.  Словно шар по избе перекатывается.
   Вот как-то уехали старик с Иваном-работягой в лес по дрова, а Кузьма-лежебока вышел из дому, сел на завалинку - на солнышке греется. Откуда ни возьмись - медведь. Идет, рычит, зубы скалит. Испугался Кузьма-лежебока. Хотел убежать, да бегать не может. Хотел в избе спрятаться, да застрял в дверях. Схватил его медведь и унес в темный лес. Погоревали старик с Иваном, да что поделаешь: ел да спал - вот и пропал.